УДК 373.549+908 ББК Ч421.352
ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЯ КРАЕВЕДЕНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В.М. Кузнецов
Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования
CHARACTERISTICS OF PROFESSIONAL AND FUNCTIONAL LOCAL HISTORY TEACHER’S READINESS FOR RESEARCH WORK
V. Kuznetsov Chelyabinsk Institute of Teachers’ Professional Retraining and Further Development
Готовность учителя краеведения к исследовательской деятельности охарактеризована как многоплановая и многоуровневая система качеств (свойств, состояний) его личности, принципов, знаний, умений и ожидаемых результатов деятельности, представляющая собой единство и взаимодействие двух подсистем: долговременной и ситуативной.
Ключевые слова: краеведение, повышение квалификации, исследовательская деятельность, профессионально-функциональная готовность учителя.
Local teacher’s readiness for research work is characterized as a multi-aspect and multilevel system of his personal qualities (characteristics and states), principles, knowledge, skills and expected results of his activity. The system is seen as a unity and interaction of the two subsystems: long-term and situational.
Key words: local history, further training, research activities, professional and functional readiness of a teacher.
В начале XXI в. вопросы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России приобрели статус важнейшего национального приоритета [4]. Поэтому введение этнокультурного и краеведческого компонента образования, признание его серьезного значения - знамение нашего времени. Главной целью краеведческого образования является воспитание гражданина России, патриота малой Родины, осознающего свою идентичность как члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности и желающего принять активное участие в исследовании и развитии родного края [15]. В настоящее время система краеведческого образования в Челябинской области охватывает все ступени общего образования, в 6-9-х классах общеобразовательной школы осуществляется преподавание иннова-
ционного интегрированного учебного предмета «Краеведение» [7].
Подготовку учителей краеведения осуществляет кафедра общественных и художественно-эстетических дисциплин Челябинского института переподготовки и повышения квалификации работников образования (ЧИППКРО) в разнообразных формах: профессиональная переподготовка, средне- и краткосрочные курсы, модульные курсы [8]. В соответствии с требованиями к кадровому обеспечению реализации основных образовательных программ общеобразовательные учреждения должны быть укомплектованы педагогами, способными к инновационной профессиональной деятельности [6]. Для достижения результативности работы по преподаванию предмета «Краеведение» учитель должен быть готов к осуществлению исследовательской деятельности.
Теория и методика профессионального образования
Под профессионально-функциональной
готовностью учителя краеведения к исследовательской деятельности мы понимаем способность педагога осуществлять поиск, извлечение сведений для обнаружения новых общественно значимых знаний по краеведению в условиях общеобразовательного учреждения в целях совершенствования учебно-воспитательного процесса и обеспечения собственного профессионально-квалификационного роста.
Уровень готовности учителя краеведения к исследовательской работе, по нашему мнению, характеризует его педагогическую компетентность и профессиональную квалификацию. Характеризуя начальную готовность педагогических работников к реализации краеведческого образования, следует отметить очень большой разброс от высокопрофессионального до дилетантского уровня: учителя краеведения как исследователи не имели специализированной подготовки [1]. С учетом этих обстоятельств вопрос о профессионально-функциональной готовности
учителя краеведения к исследовательской деятельности является весьма актуальным.
Методологической основой профессионально-функциональной готовности учителя краеведения к исследовательской деятельности явилось учение о социальной сущности личности и структурно-функциональный подход к ней. Нам представляется более рациональной точка зрения К.К. Платонова [16], который рассматривает личность со стороны совокупности отношений. Отношения выполняют интегративную функцию в становлении личности педагога. Профессионально-функциональная готовность учителя краеведения к исследовательской деятельности связана с формированием направленности личности, приобретением ею знаний и умений. Направленность личности есть субординированная система отношений, взаимосвязанных между собой, характеризуемых со стороны функций, содержания, качественных проявлений, организационных форм. Направленность личности реализуется в деятельности, поэтому нам правомерно говорить о ее профессиональной направленности.
При разработке характеристики профессионально-функциональной готовности учителя краеведения к исследовательской деятельности мы опирались на анализ профессиогра-фической литературы и непосредственное изучение этой готовности слушателей курсов
повышения квалификации и профессиональной переподготовки по специально отобранным методикам. Сложность, многоаспект-ность феномена профессиональной готовности отражается в результатах его изучения на разных уровнях обобщения, а также при построении синонимического ряда понятий: «профессионализм» - «компетентность» - «квалификация» - «профессиональная готовность». Профессионально важное качество личности «готовность» включает в себя в устойчивом единстве следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный.
По мнению А.К. Марковой [11], профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда: при обладании необходимым нормативным набором качеств профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Профессионализм учителя В.А. Сластенин рассматривает как явление педагогической культуры [18].
Успешное решение исследовательских задач требует не только соответствующей личностной направленности и высокого уровня профессиональных знаний учителя краеведения, но и сформированности на их основе относительно автоматически осуществляемой умелости, которая является существенным признаком уровня профессиональной квалификации.
Для осуществления исследовательской деятельности у педагога-краеведа должны быть сформированы определенные умения. Мы придерживаемся точки зрения Д.С. Горбатова [3], который отождествляет умения со способностями человека выполнять определенную деятельность в изменяющихся условиях на основе ранее приобретенных знаний, навыков и опыта. Причина такого отождествления в многозначности понятия и его органической взаимосвязи с психологическими особенностями личности, с ее эмоциональной и волевой сферой, с ее направленностью.
Под термином «способность» нами подразумеваются индивидуально-психологические особенности учителя краеведения, имеющие отношение только к успешности выполнения деятельности, причем не всякой деятельности, а исследовательской, соответствующей его потребности [10, с. 418-419]. При таком понимании, сочетании и взаимосвязи
терминов «умение» и «способность» умение определяет качество личности учителя краеведения и его исследовательской деятельности.
По оценке Г.Н. Серикова [17], готовность учителя краеведения к исследовательской деятельности в качестве составной части профессиональной квалификации включает следующие значимые свойства: нравственность и инициативность. Нравственность учителя-исследователя проявляется в его отношениях к другим субъектам исследовательской деятельности, к результатам своего и их труда. Нравственность учителя-исследователя характеризуется следующими показателями: бережное и грамотное отношение к участникам исследовательской работы; научная этика по отношению к коллегам; научная добросовестность. Инициативность учителя-исследователя означает, что он активно включается в исследовательскую деятельность, выражает желание участвовать в ней.
На основании работы Н.В. Кузьминой [10] мы выделили в исследовательской деятельности учителя краеведения следующие функциональные компоненты: гностический, проектировочный, коммуникативный и организаторский. Гностический компонент деятельности учителя краеведения как исследователя включает действия, связанные с накоплением знаний о целях исследовательской работы и средствах их достижения, о психологических особенностях участников краеведческих исследований. Он включает также умения извлекать новые знания из исследования собственной деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой информации, полученной из разных источников. Гностическая деятельность является своеобразным стержнем остальных функциональных компонентов. Проектировочный компонент деятельности учителя краеведения как исследователя включает действия, связанные с перспективным планированием заданий-задач (стратегических, тактических, оперативных) и способов их решения в будущей исследовательской работе ее участниками в направлении достижения искомых целей, а также действия по отбору и композиционному построению содержания исследования, определению особенностей предстоящей исследовательской деятельности ее участников. Коммуникативный компонент деятельности учителя краеведения как исследователя включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных
взаимоотношений между участниками исследовательской работы, проникновением во внутренний мир участников этой работы и мотивированием их к предстоящему исследованию. Организаторский компонент деятельности учителя краеведения как исследователя включает действия по реализации замысла исследовательской работы в направлении достижения искомого результата.
Все вышесказанное позволило нам определить содержание профессионально-функциональной готовности учителя краеведения к исследовательской деятельности. За основу такого содержания были взяты квалификационные характеристики должностей работников образования [14], из которых мы вычленили только интересующие нас показатели для оценки уровня знаний, умений и результатов педагогической деятельности. Следовательно, содержание профессионально-функциональной готовности учителя краеведения к исследовательской деятельности определяется требованиями к системе принципов, знаний, умений и ожидаемых результатов этой работы. Характеристика указанной готовности обсуждалась на методологическом семинаре «Научное исследование в контексте современной методологии» [13], была уточнена и одобрена кафедрой общественных и художественноэстетических дисциплин ЧИППКРО [9].
Для достижения профессионального успеха учитель краеведения как исследователь должен осмыслить систему тех принципов, на которые он ориентируется при осуществлении краеведческих исследований в школе. В наш список вошли наиболее общие принципы деятельности учителя краеведения при осуществлении исследовательской работы: принцип объективности, принцип сущностного анализа, принцип единства логического и исторического, принцип концептуального единства исследования [5]. Предлагаемые принципы, безусловно, не исчерпывают возможного набора требований к исследовательской деятельности учителя краеведения.
Система знаний учителя краеведения как исследователя включает совокупность базисных, предметных и технологических знаний [2]. Следует отметить, что в перечне знаний, необходимых учителям краеведения при проведении исследовательской работе, мы не ставим целью указать всю развернутую их систему, поэтому знания приводятся нами в обобщенном, свернутом виде.
Теория и методика профессионального образования
Система умений учителя краеведения как исследователя включает совокупность профессиональных, психолого-педагогических и технологических умений [12], необходимых для выполнения педагогических функций и функций по осуществлению исследования как педагогической системы.
Вместе с тем некоторые ученые пытаются назвать еще и личностные качества, которые должны быть у педагогов-краеведов как исследователей: черты характера, психологические данные, социальную квалификацию, состояние здоровья и др. В силу недостаточной доказанности наличия каких-то самых главных из них разные авторы называют различные списки «строго необходимых качеств» педагога-исследователя. Вслед за многими авторитетными представителями педагогической науки, мы полагаем, что, при всей важности для учителя краеведения как профессионала его личностных качеств, следует обращать большее внимание на реальные, поведенческие проявления, т. е. действия, за которыми стоят умения и навыки.
Система ожидаемых результатов исследовательской деятельности включает прогнозирование эффективности краеведческих исследований в школе и роста профессионального мастерства самого учителя. Следует отметить, что мастерство проявляется в сфор-мированности профессиональных умений и навыков, имеет следствием высокую результативность и качество краеведческого образования школьников.
Таким образом, готовность учителя краеведения к исследовательской деятельности является многоплановой и многоуровневой системой качеств (свойств, состояний) личности, принципов, знаний, умений и ожидаемых результатов этой работы, представляющей единство и взаимодействие двух подсистем: долговременной и ситуативной. В качестве системообразующего фактора целостной системы готовности к подобной деятельности выступает инновационная направленность личности учителя, что позволяет повысить эффективность исследовательской деятельности и ее влияние на краеведческое образование в школе.
Литература
1. Алеврас, Н.Н. Современный историк-краевед - любитель или профессионал? / Н.Н. Алеврас // Проблемы культурного обра-
зования: материалы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. В.М. Кузнецова. - Челябинск: ЧГПУ, 2011. - Вып. 8. - С. 80-90.
2. Безрукова, В. С. Настольная книга пе-дагога-исследователя / В. С. Безрукова. - Екатеринбург: Дом учителя, 2000. - 236 с.
3. Горбатов, Д. С. Умения и навыки: о соотношении содержания этих понятий / Д. С. Горбатов // Педагогика. - 1994. - № 2. -С. 15-19.
4. Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М. : Просвещение, 2009. -24 с.
5. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М. : Академия, 2001. - 208 с.
6. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования / под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М. : Просвещение, 2009. - 48 с.
7. Краеведение. Программа учебной дисциплины для 6-9 классов общеобразовательных учреждений Челябинской области / под общ. ред. В.М. Кузнецова. - Челябинск: АБРИС, 2008. - 64 с.
8. Кузнецов, В.М. Новые формы повышения квалификации учителей общественных и художественно-эстетических дисциплин как условие совершенствования профессиональных компетенций / В.М. Кузнецов, В.Н. Кес-пиков // Историческое образование в современной России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - М.: РГСУ, 2010. - С. 89-93.
9. Кузнецов, В.М. Реализация модульнонакопительной системы в повышении квалификации педагогов-краеведов / В.М. Кузнецов // Вестник ЮУрГУ. Серия «Образование. Педагогические науки». - 2011. - Вып. 14. -№ 38 (255). - С. 84-89.
10. Кузьмина, Н.В. Способности, одаренность, талант учителя /Н.В. Кузьмина. - Л.: Знание, 1985. - 32 с.
11. Маркова, А.К. Психологические критерии и ступени профессионализма учителя /
А.К. Маркова // Педагогика. - 1996. - № 6. -С. 55-63.
12. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. - М.: Просвещение, 2011. - 96 с. - (Работаем по новым стандартам).
13. Научное исследование в контексте
современной методологии: рекомендации по проведению методологического семинара / сост. Д.Ф. Ильясов. - Челябинск: Образование, 2007. - 46 с.
14. Об Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»: приказ Минздравсоцраз-вития России от 26.08.2010 г. № 761. -http://www.ed-union.ru/cgi-bin/go.cgi?sid=&file =ёос7345.ёое
15. Об утверждении Концепции краеведческого образования в Челябинской области:
приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 13.09.2005 г. № 01-1006. - http://school109.my1.ru/metod-гаЬоґа/ prilozhenie_14_kraevedenie.doc
16. Платонов, К. К. Структура и развитие личности / К. К. Платонов. - М. : Наука, 1986. - 254 с.
17. Сериков, Г.Н. Педагогика. В 2 кн. Кн. 1: Объект исследований / Г.Н. Сериков. - М. : ВЛАДОС, 2005. - 440 с.
18. Сластенин, В.А. Профессионализм учителя как явление педагогической культуры /
В.А. Сластенин // Пед. образование и наука. -2004. - № 5. - С. 4-15.
Поступила в редакцию 15 мая 2012 г.