▲
ЧИППКРО
УДК 371.1
Профессиональная готовность руководителей школы к содействию педагогам в инновационной деятельности
Г. А. Красюн, С. Н. Трошков
Professional commitment of school heads to support teachers in innovation activities
G. A. Krasyun, S. N. Troshkov
Аннотация. В статье на примере МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» представлен эффективный опыт внутриорганизационного повышения квалификации руководителей по вопросам организации и управления инновационной деятельностью в школе. Профессионально-функциональная готовность руководителей общеобразовательной организации к содействию педагогам в реализации инновационной деятельности рассматривается как система качеств (свойств) личности, знаний и умений руководителя. В работе руководителей школы, осуществляющих управленческое содействие педагогам в реализации инновационной деятельности, выделены гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный и организаторский функциональные компоненты. На основе квалификационных требований, предъявляемых к работникам образования, показано содержание профессионально-функциональной характеристики руководителя по сопровождению инновационной деятельностью педагогов в общеобразовательной организации, которая включает целевое назначение, общие сведения о руководителе, профессионально-функциональную подготовку (управленческие знания и умения).
Abstract. The article presents the effective experience of inner organizational professional development for managers on the organization and management of innovative activity at school, based on the example of MAEI "Secondary School No. 84 Chelyabinsk". Professionally-functional readiness of heads of educational organizations to promote the teachers in the implementation of innovation is considered as a system of quality (properties) of personality, knowledge and skills of
the manager. At the work of school managers highlighted the Gnostic, design, constructive, communicative and organizational functional components. On the basis of the qualification requirements for employees of education, shows the content of vocational and functional characteristics of the head of the innovative activity of teachers in educational organization, which includes the purpose, general information about the director, professional and functional training (managerial knowledge and skills).
Ключевые слова: профессионально-функциональная готовность руководителя, управленческое содействие педагогам, инновационная деятельность в общеобразовательной организации, профессионально-функциональная характеристика руководителя.
Keywords: professional-functional readiness of head, managerial assistance to teachers, innovative activity in educational organization, professional and functional characteristics of leader.
МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» с середины 1980-х годов по настоящее время работает в инновационном режиме, осуществляя опытно-поисковую и экспериментальную деятельность. Инновационный процесс в общеобразовательной организации достаточно динамичен и способствует наращиванию потенциала ее развития.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» [ст. 20], в настоящее время вопросы, связанные с осуществлением инновационной деятельности в форме реализации инновационных проектов и программ в общеобразовательных организациях, постоянно находятся в поле зрения Министерства образо-
о соА'йс т,^
вания и науки Челябинской области и обсуждаются на различных форумах ГБУ ДПО ЧИППКРО. Использование имеющихся разработок в данной области, прошедших успешную апробацию и получивших одобрение со стороны органов управления образованием и экспертного сообщества, является одним из условий обеспечения эффективности управленческого содействия педагогам общеобразовательной школы в реализации инновационной деятельности.
В настоящее время на передний план выдвинулась группа авторов, чьи исследования, рассматривающие различные стороны, пути и механизмы содействия педагогическим работникам общеобразовательной организации, привлекли наше внимание [1; 2; 3; 4]. В этих исследованиях, в основном, речь идет о содействии педагогам в осуществлении определенного процесса (образовательного, профессиональной ориентации детей, повышения квалификации педагогов, обобщения передового опыта работы и др.) или определенной деятельности (диагностической, проектировочной, методической и др.). Однако вопросы обоснования условий, форм, методов и средств управленческого содействия педагогическим работникам общеобразовательного учреждения в реализации инновационной деятельности являются недостаточно разработанными.
Управление инновационной деятельностью в общеобразовательном учреждении требует от руководителей не просто организации данной деятельности, а постоянного воздействия на жизненно важные ее центры в качестве «инженера» инновационного процесса [5]. Для достижения эффективности инновационного процесса руководители школы должны быть готовы к содействию педагогам в реализации инновационной деятельности. Уровень этой готовности, по нашему мнению, характеризует про-
фессиональную компетентность и управленческую квалификацию руководителей. С учетом этих обстоятельств, вопрос о профессионально-функциональной готовности руководителей школы к данной работе, становится весьма актуальным.
Проблема подготовки руководителей к управлению инновационной деятельностью в общеобразовательном учреждении носит многофакторный и многоуровневый характер из-за сложности структуры личности руководителя. В настоящее время нет общепринятых мнений ни относительно того, какие качества характеризуют руководителей высокого профессионального уровня, ни относительно того, каковы предпосылки их успешного формирования и способы их выявления. Поэтому мы рассматриваем личность руководителя инновационной деятельностью в ракурсе тех требований, в отношении которых проявляется единодушие (табл. 1).
В исследованиях А. А. Бодалева [6] и А. К. Марковой [7] готовность (к действию) определяется как состояние мобилизации психофизиологических систем личности, обеспечивающее эффективное выполнение определенных действий; вооруженность работника необходимыми для успешного выполнения действий знаниями, умениями и навыками.
Профессионально-функциональная готовность руководителя школы к содействию педагогам в реализации инновационной деятельности связана с формированием направленности личности. Направленность личности есть субординированная система отношений, взаимосвязанных между собою, характеризуемых со стороны функций, содержания, качественных проявлений, организационных форм. Направленность личности реализуется в деятельности, поэтому нам правомерно говорить о ее профессиональной направленности.
Таблица 1
Характеристика показателей готовности личности
Показатели готовности Определение, пояснение
Направленность личности Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека
Активность личности Энергичность, проявление энергичной деятельности
Инициативность личности Склонность к почину, побуждению, к началу какого-нибудь дела, проявлению руководящей роли в каких-нибудь действиях. Предприимчивость, способность к самостоятельным активным действиям
Таблица 2
Характеристика личностных качеств руководителя инновационной деятельностью педагогов в школе
Личностные качества Перечень профессионально значимых характеристик
Черты характера Мотивированная установка на науку, целеустремленность, чувство собственного достоинства, ответственность, честность, воля к действию, любовь к человеку
Психологические данные Наблюдательность, избирательность восприятия, интуиция, креативность и глубина мышления, склонность к абстрагированию
Социальная квалификация Высокая субъектность, уважение к трудам предшественников, инновационная готовность, индивидуальный стиль управленческой деятельности
Состояние здоровья Психическое здоровье (способность перенести монотонные нагрузки, «ломаный» режим дня), физическое здоровье как отсутствие болезней, мешающих выполнению запланированных видов управленческой деятельности
В соответствии с этим руководитель инновационной деятельностью педагогов в школе как управленец (менеджер) высокого профессионального уровня должен быть человеком достаточно общительным с высоким уровнем эмоциональной контактности, готовности к сотрудничеству, участию, доброжелательности. У руководителя должны быть развиты так называемые экспрессивные способности, то есть высокая пластичность поведения, и импрессив-ные способности, проявляющиеся в эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию. Наряду с этим поведение руководителя инновационной деятельностью педагогов в школе должно характеризоваться достаточно высоким уровнем эмоциональной стабильности, рассудительности, толерантности к эмоциональным конфликтным ситуациям. Специфическими для руководителя инновационной деятельностью педагогов являются свойства, группирующиеся вокруг суггестивных способностей, то есть способности оказывать внушающее влияние на поведение другого человека. Вместе с тем В. С. Безрукова [8] называет личностные качества, которые должны быть у эффективных руководителей инновационной педагогической деятельностью в школе (табл. 2).
Однако, вслед за многими авторитетными представителями педагогического менеджмента, мы полагаем, что при всей важности для руководителя инновационной деятельностью в школе как профессионала его личностных качеств (в силу недостаточной доказанности наличия каких-то самых главных из них - все авторы называют разные списки «строго необходимых качеств» руководителя) следует обращать большее внимание на реальные, поведен-
ческие проявления, то есть действия, за которыми стоят умения и навыки.
Психолого-педагогические исследования профессиональной деятельности работников образования, проведенные Н. В. Кузьминой [9], Ю. Н. Кулюткиным [10], А. К. Марковой [7], В. А. Сластениным [11] и др. показывают, что готовность к деятельности является важным потенциальным качеством структуры личности. Профессионально важное качество личности «готовность» включает в себя в устойчивом единстве следующие компоненты: мотивационный, ориентационный, операциональный, волевой и оценочный.
При определении профессионально-функциональной готовности руководителей школы к содействию педагогам в реализации инновационной деятельности нами был проведен анализ понятия «профессиональная готовность». Сложность, многоаспектность феномена профессиональной готовности отражается в результатах его изучения на разных уровнях обобщения, а также при построении синонимического ряда понятий: «профессионализм» -«компетентность» - «квалификация» - «профессиональная готовность».
По мнению А. К. Марковой [7], профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. При обладании необходимым нормативным набором качеств профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Успешное решение инновационных задач требует не только соответствующей личностной направленности и высокого уровня профессиональных знаний руководителей, но и сформированности
на их основе относительно автоматизированно осуществляемой умелости, которая является существенным признаком уровня квалификации руководителей школы.
Для управленческого содействия педагогам в реализации инновационной деятельности у руководителей школы должны быть сформированы определенные умения и навыки. Умения -обязательный компонент любой деятельности руководителя, без которых невозможно достижение планируемых целей и задач. Умения в общей структуре деятельности руководителя школы как управляющего инновационной педагогической деятельностью выступают относительно самостоятельно. Под умением мы понимаем способность (готовность) руководителя к успешному выполнению определенной деятельности. Навыки являются составными частями умения. При этом они в какой-то мере автономны от объединяющих их умений, так как, с одной стороны, один и тот же навык может входить в состав различных умений, а с другой - умение может реализоваться за счет различных по комбинации навыков, выбираемых в зависимости от конкретных условий. Кроме навыков в структуру умений входят знания, которые используют для выбора состава и комбинаций навыков, а также знания, необходимые для осуществления определенной деятельности. Мы придерживаемся точки зрения Н. В. Кузьминой [9], которая отождествляет умения со способностями руководителя выполнять определенную деятельность в изменяющихся условиях на основе ранее приобретенных знаний, навыков и опыта. Причина такого отождествления в многозначности понятия и его органической взаимосвязи с психологическими особенностями личности, с ее эмоциональной и волевой сферой, с ее направленностью.
Под термином «способность» нами подразумеваются индивидуально-психологические особенности руководителя, имеющие отношение только к успешности, легкости и быстроте выполнения деятельности, причем не всякой деятельности, а определенной, соответствующей его потребности. При таком понимании, сочетании и взаимосвязи терминов «умение» и «способность» умение определяет качество личности руководителя школы и его профессиональной деятельности.
По мнению Г. Н. Серикова [12], готовность руководителей общеобразовательной организации к содействию педагогам в реализации инновационной деятельности в качестве составной части профессиональной квалификации включает следующие значимые свойства: инициативность и нравственность.
Инициативность руководителей школы означает, что они активно включаются в процесс управления инновационной деятельностью педагогов, выражают желание участвовать в нем. Активное участие в управлении инновационной педагогической деятельностью является характерным признаком инициативности руководителей школы. Вследствие этого инициативность руководителей находит следующие проявления: направленность личности руководителя на поиск затруднений и постановку педагогических проблем; потребность совершенствовать образовательный процесс; обязательность в выполнении инновационной деятельности, завершении начатого; наличие организационно-управленческих способностей, способностей помочь спроектировать и организовать реализацию инновационной деятельности педагогов.
Нравственность руководителей школы проявляется в отношениях к другим субъектам инновационной деятельности, к результатам своего и их труда. Нравственность руководителя характеризуется следующими показателями: бережное и грамотное отношение к участникам инновационной деятельности (испытуемым), научная этика по отношению к коллегам, научная добросовестность.
В последние годы стали говорить об общих принципах, на которые должны ориентироваться руководители школы в управлении инновационной деятельностью. Для достижения профессионального успеха руководители должны осмыслить систему тех принципов, на которые они ориентируются при организации инновационной деятельности в школе, а также управленческом содействии педагогам в ее реализации. Предлагаемые нами принципы, безусловно, не исчерпывают возможного набора требований к руководителям инновационной деятельностью педагогов в школе, ведь в рамках каждой конкретной профессиональной функции приходится учитывать множество дополнительных требований, более частных принципов. В наш список вошли наиболее общие
принципы деятельности руководителя школы в управлении инновационной деятельностью и управленческом содействии педагогам в ее реализации: принцип стратегической и целевой направленности, принцип прогностичности и активности, принципы системно-деятельност-ного и личностно ориентированного подходов, принцип ориентации на развитие и саморазвитие, принцип экономичности и ресурсосбережения, принцип радостного труда.
На основании исследований Н. В. Кузьминой [9] мы выделили в работе руководителей школы, осуществляющих управленческое содействие педагогам в реализации инновационной деятельности, следующие функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский.
Гностический компонент деятельности руководителей школы по управленческому содействию педагогам в реализации инновационной деятельности включает действия, связанные с накоплением и передачей информации о целях инновационной деятельности и средствах их достижения, о состояниях объектов и субъектов инновационной деятельности на исходной стадии решения задач, в процессе их решения и на заключительной стадии решения, о психологических особенностях участников инновационной деятельности. Он включает также умения извлекать новые знания из исследования собственной управленческой деятельности и перестраивать ее на основе освоения новой информации, полученной из разных источников. Гностическая деятельность руководителей школы в управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности является своеобразным стержнем остальных функциональных компонентов.
Проектировочный компонент деятельности руководителей школы в управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности включает действия, связанные с перспективным планированием заданий-задач (стратегических, тактических, оперативных) и способов их решения в будущей инновационной деятельности ее участниками в направлении достижения искомых целей. Конструктивный компонент деятельности руководителей школы в управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности
включает действия по отбору и композиционному построению содержания инновационной деятельности; определению особенностей предстоящей деятельности ее участников. Коммуникативный компонент деятельности руководителей школы в управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками инновационной деятельности, подчиняя целям воздействия на них взаимоотношения по вертикали и по горизонтали; проникновением во внутренний мир участников инновационного процесса и мотивированием их к предстоящей инновационной деятельности. Организаторский компонент деятельности руководителей школы в управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности включает действия по реализации замысла инновационной деятельности, конкретной организации взаимодействия субъектов инновационного процесса во времени и пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, правил и предписаний, которым инновационный процесс должен удовлетворять в направлении достижения искомого результата.
Исследования профессиональной и функциональной подготовленности руководителей инновационной педагогической деятельностью в школе позволили нам обозначить их основные функции, содержание и структуру управленческой деятельности, а также вычленить знания и умения, необходимые для успешного выполнения соответствующих функций. Это послужило основой для составления профессионально-функциональной характеристики руководителя инновационной деятельностью педагогов в общеобразовательной организации. Специфика функциональных обязанностей руководителя инновационной деятельностью педагогов в школе определяет содержание компонентов структуры его управленческой деятельности. Каждый компонент структуры управленческой деятельности руководителя нововведением представляет собой целостное образование, состоящее из цикла действий. Для выполнения этих действий руководитель инновационной деятельностью должен обладать умениями, необходимыми для реализации профессиональных функций.
За основу разработки содержания профессионально-функциональной характеристики руководителя инновационной деятельностью педагогов в общеобразовательной организации были взяты квалификационные требования, предъявляемые к работникам образования. Система знаний руководителя инновационной деятельностью, включая управленческое содействие педагогам в ее реализации, определяет совокупность психолого-педагогических и управленческих знаний. Следует отметить, что в перечне знаний, необходимых руководителю школы при управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности, мы не ставим целью указать всю развернутую их систему. Поэтому знания приводятся или в обобщенном, свернутом виде, или частично представлены в виде конкретных знаний в управлении инновационной деятельностью в школе.
Система умений руководителя инновационной деятельностью, включая управленческое содействие педагогам в ее реализации, определяет совокупность педагогических и управленческих умений, необходимых для выполнения педагогических функций (проектировочных, конструктивных, коммуникативных, организаторских, гностических), для выполнения функций управляющего инновационной деятельностью как педагогической системой (анализа, планирования, организации, руководства, регулирования и контроля) и функций консультанта, наставника и партнера в управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности.
Ниже приводится фрагмент содержания профессионально-функциональной характеристики руководителя инновационной деятельностью педагогов в общеобразовательной организации.
1. Целевое назначение характеристики. Данная характеристика руководителя инновационной деятельностью педагогов в школе имеет своей целью дать перечень наиболее важных знаний и умений руководителя в управлении инновационной деятельностью как подсистемы внутриорганизационного повышения квалификации управленческих кадров. Данная характеристика является идеальной моделью руководителя инновационной деятельностью педагогов в школе, выступающего на уровне руково-
дителя высокого профессионального мастерства. Включенный в характеристику руководителя инновационной деятельностью педагогов перечень знаний и умений является информационной основой для отбора содержания, организационных форм, методов и средств повышения его квалификации в школе.
2. Общие сведения о руководителе инновационной деятельностью педагогов. Руководитель инновационной деятельностью в школе планирует работу педагогов-новаторов и организует мероприятия, предусмотренные планом инновационной деятельности; анализирует, подводит итоги инновационной деятельности педагогов и вырабатывает на их основе рекомендации, стимулируя их творческую работу; оказывает квалифицированную дифференцированную помощь педагогам с целью совершенствования их профессионального мастерства как организаторов инновационного процесса; является проводником нововведений в условиях развития школы; изучает, обобщает, описывает и распространяет инновационный педагогический опыт работы.
3. Профессионально-функциональная подготовка руководителя инновационной деятельностью в школе включает следующее содержание. Управленческие знания: знания основ теории управления инновационной деятельностью; сущность, задачи, принципы, функции, методы и особенности управления инновационной деятельностью в школе как педагогической системой. Руководитель школы в управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности должен знать: современную стратегию развития общего образования в стране и идеи обновления школы; основные характеристики инновационной деятельности в школе (проблема, объект, предмет, гипотеза, цель, задача, метод, этап, результат); теоретические и технологические основы организации и осуществления инновационной деятельности в школе; средства (в том числе, аппаратуру), используемые в инновационной деятельности в школе; состав, структуру программы развития школы, инновационного проекта и инновационной программы в школе; методы стимулирования участников инновационной деятельности в школе; способы анализа и подведения итогов инновационной деятельности в школе. Управленческие умения: умения, связанные с реали-
зацией проектировочных педагогических и управленческих функций планирования; умения, связанные с реализацией конструктивных педагогических и управленческих функций организации; умения, связанные с реализацией коммуникативных педагогических и управленческих функций регулирования; умения, связанные с реализацией организационных функций; умения, связанные с реализацией гностических функций. Руководитель школы в управленческом содействии педагогам в реализации инновационной деятельности должен уметь: осуществлять педагогическую и управленческую диагностику в школе, выявлять наиболее значимые проблемы, находить эффективные пути их решения и делать прогнозы; обосновывать актуальную проблему, формулировать цель и тему инновационной деятельности в школе; осуществлять разработку инновационного проекта и инновационной программы в школе; мотивировать педагогов как участников инновационной деятельности в школе на эффективное выполнение поставленных задач и повышение профессиональной квалификации; владеть методами научного планирования и прогнозирования инновационной деятельности в школе; разрабатывать планы и программы управления инновационной деятельностью в школе; организовывать поэтапное осуществление инновационной деятельности в школе; регулировать отношения участников инновационной деятельности в процессе ее проведения в школе; отслеживать инновационный процесс, оценивать и учитывать результаты инноваци-
онной деятельности в школе; анализировать и оформлять итоги инновационной деятельности в школе. Профессионально-функциональная характеристика руководителя инновационной деятельностью педагогов обсуждалась, уточнялась и была принята членами административного совета МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска». Она легла в основу модульной программы «Организация и управление инновационной деятельностью в школе» в рамках внутриорга-низационного (школьного) повышения квалификации руководителей.
Данная программа, разработанная научным руководителем школы - кандидатом педагогических наук, доцентом В. А. Елькиной [13], прошла многолетнюю апробацию при подготовке руководителей разного уровня МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» и показала свою эффективность. Представленные требования-показатели были использованы нами при определении уровня профессионально-функциональной готовности руководителей школы-комплекса разного уровня (общее количество - 32 чел.) к управленческому содействию педагогам в реализации инновационной деятельности (табл. 3). В связи с внедрением новых профессиональных стандартов «Педагог» и «Руководитель образовательной организации», перспективы дальнейшей работы мы видим в совершенствовании профессионально-функциональной характеристики руководителя разного уровня школы-комплекса инновационной деятельностью педагогических работников.
Таблица 3
№ п/п Компонент подготовки Результаты (в % к общему числу)
улучшили не улучшили
1. Система знаний руководителя инновационной деятельностью в школе 72 28
2. Система умений руководителя инновационной деятельностью в школе 66 34
Результаты профессионально-функциональной подготовки руководителей разного уровня
МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» к управлению инновационной деятельностью педагогов в школе в рамках внутриорганизационного повышения квалификации управленческих кадров (2005-2015 гг.)
Таким образом, профессионально-функциональная готовность руководителя школы к управленческому содействию педагогам в реализации инновационной деятельности является системой качеств (свойств) личности, знаний и умений руководителя, представляющей единство и взаимодействие двух подсистем: долговременной и ситуативной. В качестве системообразующего фактора целостной системы готовности к подобной деятельности выступает управленческая направленность личности руководителя.
Библиографический список:
1. Зуева Ф. А. Педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов обучающихся в системе повышения квалификации / Ф. А. Зуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 4 (21). - С. 23-27.
2. Содействие педагогическим работникам общеобразовательной организации в осуществлении педагогической работы по ориентации школьников на инженерные и высокотехнологичные рабочие профессии / Д. Ф. Ильясов [и др.] // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики: материалы VII Международной научно-практической конференции Челябинск, 6 декабря 2016 г. Челябинск : ЧИППКРО, 2016. - 220 с. - С. 51-56.
3. Кузнецов В. М. Содействие педагогам в изучении социальной среды при конструировании образовательной программы / В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2015. - № 4 (25). - С. 61-68.
4. Яковлева Г. В. Управленческое содействие педагогам ДОУ в осуществлении инновационной деятельности : метод. рекомендации / Г. В. Яковлева, Д. Ф. Ильясов. - Челябинск : Образование, 2004. - 66 с.
5. Красюн Г. А. Теория и практика эффективного управления инновационным образовательным учреждением - школой-комплексом : дис. ... канд. пед. наук / Г. А. Красюн. - Челябинск : Челяб. гос. пед. ун-т., 1997. - 205 с.
6. Бодалев А. А. Психология о личности / А. А. Бодалев. - М. : Педагогика, 1988. - 188 с.
7. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. - М. : Знание, 1996. -312 с.
8. Безрукова B. C. Настольная книга педагога-исследователя / B. C. Безрукова. - Екатеринбург : Дом учителя, 2000. - 236 с.
9. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. - М. : Высшая школа, 1990. - 198 с.
10. Кулюткин Ю. Н. Совершенствование профессиональных знаний и умений учителя в процессе повышения его квалификации : сб. науч. тр. / Ю. Н. Кулюткин. - М. : АПН СССР, 1982. - 400 с.
11. Сластенин В. А. Профессиональная деятельность и личность педагога / В. А. Сласте-нин // Педагогическое образование и наука. -2000. - № 1 - С. 37-51.
12. Сериков Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация : монография / Г. Н. Сериков. - Челябинск : ЧГПУ, 1998. -664 с.
13. Школа в лицах: профессиональные порт-фолио эффективного опыта работы / сост. С. Н. Трошков, В. В. Масленникова, И. Ю. Юдина ; под общ. ред. Г. А. Красюн. - Челябинск : Уральская типография, 2016. - 96 с. : ил.
References:
1. Zueva A. F. Pedagogical assistance to development of professionally significant personal resources of students in the system of training [Pe-dagogicheskoe sodejstvie razvitiju professional'no znachimyh lichnostnyh resursov obuchajushhihsja v sisteme povyshenija kvalifikacii] // Scientific support of a system of advanced training, 2014, No. 4 (21), pp. 23-27.
2. Assistance of pedagogical workers of educational organizations in the implementation of teacher work orientation of students in the engineering and high-tech jobs [Sodejstvie pedagogi-cheskim rabotnikam obshheobrazovatel'noj organi-zacii v osushhestvlenii pedagogicheskoj raboty po orientacii shkol'nikov na inzhenernye i vysokoteh-nologichnye rabochie professii] / D. F. Ilyasov [and etc.] // Trends of additional professional education in the context of contemporary educational policy: materials of VII International scientific-practical conference in Chelyabinsk, on 11/06/2016. Chelyabinsk: CIRIPSE, 2016. 220 p, pp. 51-56.
3. Kuznetsov V. M., Troshkov, S. N. Assistance to teachers in the study of social environment in designing educational programs [Sodejstvie peda-
▲
ЧИППКРО
gogam v izuchenii social'noj sredy pri konstruiro-vanii obrazovatel'noj programmy] // Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 4 (25), pp. 61-68.
4. Yakovleva G. V., Ilyasov D. F. Managerial assistance to PEI teachers in the implementation of innovation: method. recommendations [Upravlen-cheskoe sodejstvie pedagogam DOU v osush-hestvlenii innovacionnoj dejatel'nosti: metod. re-komendacii]. Chelyabinsk: Obrasovanie, 2004. 66 p.
5. Krasun G. A. Theory and practice of effective management of innovative educational programs [Teorija i praktika jeffektivnogo upravlenija inno-vacionnym obrazovatel'nym uchrezhdeniem -shkoloj-kompleksom]. Diss. Ped. Sciences: 13.00.01. Chelyabinsk, 1997. 205 p.
6. Bodalev A. A. Psychology of personality [Psihologija o lichnosti]. Moscow: Obrasovanie, 1988.188 p.
7. Markova A. K. Psychology of professionalism [Psihologija professionalizma]. Moscow: Zna-nie, 1996. 312 p.
8. Bezrukova V. S. Handbook of teacher-researcher [Nastol'naja kniga pedagoga-issle-dovatelja]. Ekaterinburg: Publishing House of teachers, 2000. 236 p.
9. Kuzmina N. V. The professionalism of the individual teachers and masters of industrial training [Professionalizm lichnosti prepodavatelja i mastera proizvodstvennogo obuchenija]. Moscow: Vyshaya shkola, 1990. 198 p.
10. Kulyutkin Yu. N. Improving the professional knowledge and skills of teachers in the process of training: collection of scientific works [Sover-shenstvovanie professional'nyh znanij i umenij uchitelja v processe povyshenija ego kvalifikacii]. Moscow: Academy of pedagogical Sciences of the USSR, 1982. 400 p.
11. Slastenin V. A. Professional activities and the teacher's personality [Professional'naja deja-tel'nost' i lichnost' pedagoga] // Pedagogical education and science, 2000, No. 1, pp. 37-51.
12. Serikov G. N. Managing education: the system interpretation: monograph [Upravlenie obra-zovaniem: sistemnaja interpretacija: monografija]. Chelyabinsk: Chelyabinsk state pedagogical University, 1998.664 p.
13. School in persons: a professional portfolio of good practices [Shkola v licah: professional'nye portfolio jeffektivnogo opyta raboty] / ed. by S. N. Troshkov, V. V. Maslennikov, I. Yu. Yudina; the General editorship of G. A. Krasun. Chelyabinsk: Uralskaya typographya, 2016. 96 p.