УДК 371.1
Система управленческого содействия педагогам общеобразовательной организации в реализации инновационной деятельности
С. Н. Трошков, В. М. Кузнецов
System of management assistance for teachers of educational organizations in the implementation of innovative activities
S. N. Troshkov, V. M. Kuznecov
Аннотация. В данной статье рассматривается модель управленческого содействия педагогическим работникам в реализации инновационных проектов и программ. При этом управленческое содействие соотносится с разновидностью необходимой, адресной и целесообразной помощью, оказываемой педагогам образовательной организации со стороны ее администрации. В системе управленческого содействия выделены субъект и объект, цель и целевые ориентиры, принципы и содержание. К основным направлениям этой работы авторы относят организационное, информационное, профессионально-кадровое, научно-методическое, нормативно-правовое, материально-техническое и финансовое. Также обозначены диагностический, поисковый, договорный, дея-тельностный и рефлексивный этапы управленческого содействия. Характеризуются консультирование, наставничество и партнерство как формы управленческого содействия педагогам в инновационной деятельности. Описаны нормативно-регламентирующие, перспективно-определяющие, деятельностно-стимулирующие и информационно-коммуникативные условия осуществления управленческого содействия.
Abstract. The article considers the model of management assistance for pedagogical workers in the implementation of innovative projects and programs. At the same time, managerial assistance is correlated with a variety of necessary, targeted and appropriate assistance provided to educators of an educational organization from the side of its administration. The management assistance system
considers the subject and object, purpose and objectives, principles and content. The main stages of this work are organizational, informational, professional, personnel, scientific, methodological, technical and financial. Diagnostic, search, contractual, activity and reflexive stages of managerial assistance are also hightlifhted. Consultation, mentoring, and partnership are described as forms of management assistance for teachers in innovation activities. The regulating, perspective-determining, activity-stimulating and information-communicative conditions for implementing managerial assistance are described.
Ключевые слова: система, управленческое содействие педагогам, инновационная деятельность, общеобразовательная организация.
Keywords: system, managerial assistance for teachers, innovative activities, educational organization.
О необходимости создания условий для реализации инновационной деятельности в общеобразовательной организации, а также специальных мер поддержки педагогических работников в осуществлении инновационного процесса, отмечается в современных нормативных документах и инструктивно-методических материалах разного уровня.
Так, приоритетной задачей «Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р, является обеспечение инновационной направленности школьного образования. По существу, речь идет о целостной многоуровневой системе
управленческого содействия педагогам общеобразовательного учреждения в реализации инновационной деятельности.
Определимся с сущностью понятия «управленческое содействие педагогам в инновационной деятельности». С. И. Ожегов определяет содействие как «деятельное участие в чьих-нибудь делах с целью облегчить, помочь, поддержать в какой-нибудь деятельности» [1, с. 732]. Г. В. Яковлева [2], прежде всего, отмечает, что содействие означает помощь и поддержку со стороны профессорско-преподавательского состава ЧИППКРО педагогическим работникам в достижении определенного результата в инновационной деятельности, в развитии педагога как профессионала. Такое содействие оказывается педагогам на всех трех уровнях управления инновационной деятельностью [3].
Мы согласны с Г. Н. Сериковым [4], отмечающим, что управленческое содействие - это особый вид взаимодействия руководителя и педагога, в котором реализуются субъект-субъектные отношения. По мнению ученого, идея содействия педагогическим работникам общеобразовательной школы в реализации инновационной деятельности обусловливается концепцией гуманного образования, состоящей в ненавязывании ее участникам определенных догматов в самореализации и выстраивании своих связей с окружающими.
Опираясь на исследование Ф. А. Зуевой [5], управленческое содействие педагогам можно трактовать как превентивную и оперативную помощь в развитии и саморазвитии педагогических работников, направленную на решение вопросов, связанных с продвижением в профессиональном плане. В процессе взаимодействия руководителей и педагогов в рамках инновационной деятельности осуществляются поддержка потенциальных возможностей; выявление условий, способствующих развитию профессионально значимых личностных ресурсов; обнаружение педагогическими работниками собственных проблем и придание им развивающего характера путем превращения проблемы в задачу деятельности.
Управленческое содействие педагогам общеобразовательной организации в реализации инновационной деятельности оказывается различными видами ресурсов, услугами, тьютор-ским сопровождением. По мнению Н. В. Немо-
вой [6], сущность управленческой поддержки состоит в содействии созданию внутренних и внешних благоприятных условий для реализации инновационных проектов и программ, а также в оказании педагогам помощи, выражающейся: в поддержке выдвигаемых педагогических инициатив; в стимулировании инновационной деятельности, ведущей к ее успешному завершению; в обеспечении педагогов недостающими научно-методическими ресурсами для реализации инновационных проектов и программ; в выявлении и устранении недостатков, ограничений и препятствий, связанных с инновационной деятельностью педагогов; в налаживании и установлении контактов, связей между педагогами как участниками инновационного процесса.
В литературе по управлению инновациями в образовании [7; 8; 9] управленческое содействие педагогам общеобразовательной организации в реализации инновационной деятельности рассматривается в различных ракурсах: как условие успешного выполнения инновационных проектов и программ; как избирательная активность, настраивающая личность на развитие профессионально значимых личностных ресурсов; как регулятор инновационного процесса; как фонд действенных знаний, которые обеспечивают в инновационной деятельности наибольшую эффективность.
Не претендуя на раскрытие всех аспектов рассматриваемого понятия [10], мы придерживаемся следующего определения: управленческое содействие педагогическим работникам в инновационной деятельности как система объективно необходимой, адресной и целесообразной помощи, оказываемой педагогам со стороны работников административно-управленческого персонала общеобразовательной организации в реализации инновационных проектов и программ.
Ю. А. Конаржевский [11], В. С. Лазарев и М. М. Поташник [12] считают, что такая адресная помощь педагогическим работникам определяется на основе проблемно ориентированного анализа уровня профессиональной компетентности педагогов при осуществлении инновационной деятельности. Отбор содержания данной помощи должен отражать тематику инновационного процесса в общеобразовательной организации, а формы помощи должны быть направлены на развитие профессионально зна-
чимых компетенций педагогов в инновационной деятельности.
По нашему мнению, система управленческого содействия педагогическим работникам в инновационной деятельности включает в себя следующие элементы: субъект и объект; цель и целевые ориентиры; принципы; содержание (основные направления); этапы; формы; условия его осуществления.
Субъекты управленческого содействия педагогам в реализации инновационной деятельности -это те работники административно-управленческого персонала общеобразовательной организации, кто оказывают поддержку и помощь педагогическим работникам. Объекты управленческого содействия в реализации инновационной деятельности - это те педагоги, которые реализуют инновационные проекты и программы.
Отметим, что в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ст. 20), инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно-педагогического, учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, кадрового, материально-технического обеспечения системы общего образования. Системообразующим элементом управленческого содействия педагогическим работникам общеобразовательной организации в инновационной деятельности является цель. Однако при формулировании целей управленческого содействия педагогам в реализации инновационной деятельности, следует иметь в виду, что эффект от такого содействия во многом обусловливается восприимчивостью к нему самого педагога-новатора, его готовностью принять помощь и воспользоваться ею для получения положительных результатов. В связи с этим следует говорить не о целях, а о целевых ориентирах, как возможных результатах или последствиях управленческого содействия, оказываемого руководителями общеобразовательной организации.
Укажем, что управленческое содействие педагогам в реализации инновационной деятельности имеет разную целевую направленность. Под направленностью управленческого содействия понимается объект (внутренняя или внешняя среда общеобразовательной организации, процесс инновационной деятельности, отдельные этапы этого процесса, ресурсы и т. д.), относительно которого оно реализуется. Ниже перечислены направ-
ления содействия и целевые ориентиры оказания управленческого содействия педагогам в реализации инновационной деятельности.
Первое направление - организационное содействие, которое включает следующие целевые ориентиры: оптимизация числа педагогов, участвующих в реализации инновационных проектов и программ; рациональность распределения различных видов работ и соответствующих им ресурсов между педагогами, участвующими в реализации инновационных проектов и программ; установление связей школы с внешними учреждениями и организациями, способствующими успешной реализации инновационных проектов и программ; наличие спонсорской помощи в решении инновационных задач; эффективная деятельность органов управления школой по реализации инновационных проектов и программ, распространению инновационного опыта работы.
Второе направление - информационное содействие, которое включает следующие целевые ориентиры: доступность информации об инновациях в общем образовании; помощь педагогам в обобщении, описании и распространении инновационного опыта работы [13].
Третье направление - профессионально-кадровое содействие, которое включает следующие целевые ориентиры: соответствие уровня профессионально-функциональной готовности педагогов к осуществлению инновационной деятельности; преодоление индивидуальных затруднений педагогов в осуществлении инновационной деятельности; мотивированность педагогов на участие в инновационной деятельности.
Четвертое направление - научно-методическое содействие, которое включает следующие целевые ориентиры: наличие программно-методического обеспечения реализации инновационной деятельности в школе; своевременность и полнота обновления информационных ресурсов и библиотечного фонда школы.
Пятое направление - нормативно-правовое содействие, которое включает следующие целевые ориентиры: своевременность подготовки и согласованность локальных нормативных актов, регламентирующих инновационную деятельность в школе.
Шестое направление - материально-техническое и финансовое содействие, которое
ЧИППКРО
включает следующие целевые ориентиры: совершенствование механизма распределения материально-технических ресурсов, обеспечивающих инновационную деятельность в школе; привлечение дополнительных финансовых средств для формирования материально-технической базы, необходимой для реализации инновационных проектов и программ.
Система управленческого содействия педагогическим работникам в инновационной деятельности основывается на следующих принципах: целесообразности и потенциальной полезности поддержки для педагогов; дифферен-цированности и адресного характера помощи педагогам; мотивирующего и активизирующего характера содействия педагогам школы [14].
Содержание управленческого содействия педагогам в реализации инновационной деятельности составляют основные направления поддержки и помощи, осуществляемой со стороны руководителей общеобразовательной организации. Под содержанием управленческого содействия педагогам в реализации инновационной деятельности нами понимается совокупность тех положительных влияний, которые определяют эффективность реализации инновационных проектов и программ и на которых сконцентрированы усилия руководителей и ресурсы школы.
Нами выделены пять основных этапов управленческого содействия педагогам общеобразовательной организации в реализации инновационной деятельности. Первый этап - диагностический, включающий следующие действия: фиксация факта, сигнала, проблемности в инновационной деятельности педагога, проектирование условий диагностики предполагаемой педагогической проблемы, установление контакта с педагогом, вербализация постановки проблемы, совместная оценка проблемы с точки зрения значимости для педагога. Второй этап - поисковый, включающий организацию совместно с педагогами поиска причин возникновения педагогической проблемы и взгляд на ситуацию со стороны. Третий этап -договорный, включающий разделение функций и ответственности по решению педагогической проблемы со стороны руководителя и педагога. Четвертый этап - деятельностный, включающий со стороны руководителя такие действия, как прямая координация деятельности педагога и прямая безотлагательная помощь ему.
Пятый этап - рефлексивный, включающий совместное обсуждение руководителем и педагогом успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости педагогической проблемы.
Ученые выделяют различные формы, в которых может осуществляться управленческое содействие педагогам в реализации инновационной деятельности [15]. В нашем случае речь идет о таких формах управленческого содействия, как консультирование, наставничество и партнерство.
Под консультированием нами понимается квалифицированная помощь педагогам, испытывающим различные проблемы в осуществлении инновационной деятельности. Основная задача консультативной работы в школе заключается в том, чтобы помочь педагогу посмотреть на свои проблемы со стороны, продемонстрировать и обсудить те стороны взаимоотношений и деятельности, которые, будучи источниками трудностей, обычно не осознаются и не контролируются.
Педагогическое консультирование осуществляется нами разными способами в зависимости от разнообразия условий проведения инновационной деятельности и личных качеств педагогов, от концепций и методов вмешательства, используемых руководителями разного уровня.
Под наставничеством мы понимаем, в широком смысле, вид подготовки педагога к инновационной деятельности с поддержкой опытного руководителя - наставника; в узком смысле, планомерная деятельность по передаче навыков, осуществления инновационной деятельности от руководителя (начальника) к педагогу (подчиненному).
В педагогической практике нашей школы оправдали себя следующие виды наставничества: прямое, коллективное и открытое.
Под партнерством нами понимается способ организации взаимодействия руководителя и педагога в инновационном процессе, который базируется на диалогическом отношении субъектов и обеспечивает выработку стратегии единых действий при решении инновационных задач. Механизмом данного партнерства в нашей школе является совокупность методов и технологий (технология переговорного процесса, технология совместного проектирования, метод гуманитарной экспертизы, метод реф-
лексивного управления), обеспечивающих развитие партнерских отношений.
Важнейшим элементом управленческого содействия педагогам в реализации инновационной деятельности выступают условия для проявления творческого потенциала педагогических работников в инновационном процессе. Эти условия мы структурировали по следующим группам:
- нормативно-регламентирующая группа условий, которые базируются на Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 20) и характеризуют правовые основания, определяющие организацию и осуществление инновационной деятельности в школе;
- перспективно-определяющая группа условий, которые служат ориентиром, определяющим актуальность тематики и содержания инновационной деятельности педагогов на основе приоритетных направлений развития системы общего образования в Челябинской области, городе Челябинске и Программе развития общеобразовательного учреждения;
- деятельностно-стимулирующая группа условий, которые отражают специфику конкретного общеобразовательного учреждения, его кадровый потенциал, образовательный и профессиональный уровень педагогических работников, их мотивационную готовность к реализации инновационной деятельности;
- информационно-коммуникативная группа условий, которые отражают взаимосвязи между руководителями и педагогами в школе и служат основанием для принятия ими адекватных и целесообразных решений, касающихся инновационной деятельности.
Таким образом, нами была разработана и внедрена система управленческого содействия педагогическим работникам в инновационной деятельности. Руководителями разного уровня общеобразовательного учреждения определяется технология адресной помощи и поддержки педагогов-новаторов и создаются условия для успешной реализации инновационных проектов и программ.
Библиографический список:
1. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М. : АЗЪ, 1996. - 928 с.
2. Яковлева Г. В. Система управленческого содействия в развитии профессиональной компетен-
ции педагога инновационного ДОУ / Г. В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2009. - № 1 - С. 19-24.
3. Кузнецов В. М. Организационная структура управления инновационной деятельностью педагогов-краеведов / В. М. Кузнецов, Е. В. Кузнецова // Тенденции дополнительного профессионального образования в контексте современной образовательной политики : материалы II межрегиональной научно-практич. конференции: в 2 ч. -Челябинск : Образование, 2009. - С. 145-148.
4. Сериков Г. Н. Управление образованием: системная интерпретация : монография / Г. Н. Сериков. - Челябинск : ЧГПУ, 1998. - 664 с.
5. Зуева Ф. А. Педагогическое содействие развитию профессионально значимых личностных ресурсов обучающихся в системе повышения квалификации / Ф. А. Зуева // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2014. - № 4 (21). - С. 23-27.
6. Немова Н. В. Модели методической поддержки общеобразовательных организаций Московской области, реализующих проекты обновления содержания и технологий общего образования / Н. В. Немова. - М. : ФГАУ ФИРО, 2014. -157 с.
7. Котлярова И. О. Инновации в образовательных учреждениях : науч.-метод. рекомендации для руководителей / И. О. Котлярова. -Челябинск : Образование, 1998. - 89 с.
8. Мазур З. Ф. Управление инновациями: социально-образовательный аспект / З. Ф. Ма-зур, Т. Н. Подоляко. - Тольятти : Современник, 2001. - 147 с.
9. Поташник М. М. Управление инновационными процессами в образовании / М. М. Поташник, А. В. Лоренсов, О. Т. Хомерики. - М. : Педагогическое сообщество России, 2008. - 352 с.
10. Кузнецов В. М. Содействие педагогам в изучении социальной среды при конструировании образовательной программы / В. М. Кузнецов, С. Н. Трошков // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. -2015. - № 4 (25). - С. 61-68.
11. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ и управление школой / Ю. А. Конаржев-ский. - М. : Педагогика, 1986. - 240 с.
12. Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учреждений / под ред. М. М. Поташника и В. С. Лазарева. - М. : Новая школа, 1995. - 464 с.
13. Трошков С. Н. Технология обобщения и распространения инновационного педагогического опыта учителей краеведения / С. Н. Трошков // Уральские Бирюковские чтения: Культура и образование в регионах: история и современность : материалы Всерос. научно-практич. конференции, 21-22 сентября 2010 г. / под ред. В. В. Латюши-на. - Челябинск : ЧГПУ, 2010. - С. 140-146.
14. Маркина Н. В. Мотивационные ресурсы инновационной образовательной деятельности педагогов / Н. В. Маркина // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2015. - № 2 (23). - С. 58-64.
15. Управление развитием инновационных процессов в школе / под науч. ред. Т. И. Шамо-вой, П. И. Третьякова. - М. : Прометей, 1995. -218 с.
References:
1. Ozhegov S. I. Dictionary of the Russian language: 80 000 words and phraseological expressions [Tolkovyy slovar' russkogo yazyka: 80 000 slov i frazeologicheskikh vyrazheniy], 1996. 928 p.
2. Yakovleva G. V. System of managerial assistance in the development of the professional competence of the teacher of the innovative PEI [Sistema upravlencheskogo sodeystviya v razvitii pro-fessional'noy kompetentsii pedagoga innovatsion-nogo DOU]. Scientific support of a system of advanced training, 2009, No. 1, pp. 19-24.
3. Kuznetsov V. M., Kuznetsova E. V. Organizational structure of management of innovative activity of teachers [Organizatsionnaya struktura upravleniya innovatsionnoy deyatel'nost'yu peda-gogov-krayevedov]. Tendencies of additional professional education in the context of modern educational policy: materials of the II interregional scientific and practical conference: in 2 parts, Chelyabinsk, 2009, pp. 145-148.
4. Serikov G. N. Educational management: system interpretation: monograph [Upravleniye obra-zovaniyem: sistemnaya interpretatsiya: monogra-fiya]. Chelyabinsk: CSPU, 1998. 664 p.
5. Zuyeva F. A. Pedagogical assistance to the development of professionally significant personal resources of students in the system of raising qualifications [Pedagogicheskoye sodeystviye razvitiyu professional'no znachimykh lichnostnykh resursov obuchayushchikhsya v sisteme povysheniya kvali-fikatsii]. Scientific support of a system of advanced training, 2014, No. 4 (21), pp. 23-27.
6. Nemova N. V. Models of methodological support for general education organizations of the Moscow region implementing projects for updating content and technologies of general education [Modeli metodicheskoy podderzhki obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy Moskovskoy oblasti, realizuyushchikh proyekty obnovleniya soderzhaniya i tekhnologiy obshchego obrazovaniya], 2014. 157 p.
7. Kotlyarova I. O. Innovations in educational institutions: scientific-method. recommendations for managers [Innovatsii v obrazovatel'nykh uch-rezhdeniyakh: nauch.-metod. rekomendatsii dlya rukovoditeley]. Chelyabinsk, 1998. 89 p.
8. Mazur Z. F. Innovation management: the so-cio-educational aspect [Upravleniye innovatsiya-mi: sotsial'no-obrazovatel'nyy aspect], 2001. 147 p.
9. Potashnik M. M. Management of innovative processes in education [Upravleniye innovatsion-nymi protsessami v obrazovanii], 2008. 352 p.
10. Kuznetsov V. M. Assistance for teachers in the study of the social environment in the design of the educational program [Sodeystviye pedagogam v izu-chenii sotsial'noy sredy pri konstruirovanii obrazova-tel'noy programmy]. Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 4 (25), pp. 61-68.
11. Konarzhevskiy Yu. A. Pedagogical analysis and management of school [Pedagogicheskiy analiz i upravleniye shkoloy], 1986. 240 p.
12. Management of the development of the school: a manual for heads of educational institutions [Upravleniye razvitiyem shkoly: posobiye dlya rukovoditeley obrazovatel'nykh uchrezh-deniy], ed. by M. M. Potashnika, V. S. Lazareva, 1995.464 p.
13. Troshkov S. N. Technology of generalization and dissemination of innovative pedagogical experience of teachers [Tekhnologiya obobshche-niya irasprostraneniya innovatsionnogo-pedagogicheskogo opyta uchiteley krayevedeniya], ed. by V. V. Latyushina, Chelyabinsk: CSPU, 2010, pp.140-146.
14. Markina N. V. Motivational resources of innovative educational activity of teachers [Moti-vatsionnyye resursy innovatsionnoy obrazova-tel'noy deyatel'nosti pedagogov]. Scientific support of a system of advanced training, 2015, No. 2 (23), pp.58-64.
15. Management of the development of innovation processes in the school [Upravleniye razvitiyem inno-vatsionnykh protsessov v shkole], ed. by T. I. Shamo-voy, P. I. Tretyakova, 1995. 218 p.