с. Н. Трошков, Г. А. Красюн
Развитие общеобразовательной организации и личностная удовлетворенность...
Современная школа
УДК 371
Развитие общеобразовательной организации и личностная удовлетворенность как результат эффективной инновационной деятельности педагогов
С. Н. Трошков, Г. А. Красюн
Development of general educational organization and personal satisfaction as a result of effective innovative activity of teachers
S. N. Troshkov, G. A. Krasyun
Аннотация. Настоящая статья посвящена описанию зависимости развития общеобразовательной организации и личностной удовлетворенности педагогов инновационной деятельностью. Актуализирована проблема оценки эффективности инновационной педагогической деятельности. Акцентировано различие понятий «результативность», «продуктивность» и «эффективность».
Эффективность инновационной деятельности рассматривается в трех аспектах: достижение целей, учет затраченных ресурсов и их взаимосвязь. Отобраны три группы показателей оценки эффективности инновационной деятельности педагогов в школе: целевая, ресурсная и социально-психологическая. Обобщен эффективный опыт МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска», работающей в инновационном режиме с середины 1980-х годов по настоящее время. Выделены четыре этапа в развитии инновационной деятельности педагогов во взаимосвязи со становлением школы-комплекса. В качестве одного из ведущих методов исследования использовано анкетирование педагогов.
Abstract. The article is devoted to the description of the dependence of the development of general education organization and personal satisfaction of pedagogues of innovation activity. The problem of evaluation of effectiveness of innovative
pedagogical activity is actualized. The difference in the notions of "fecundity", "productivity" and "efficiency" is emphasized. The effectiveness of innovation activity is considered in three aspects: the achievement of goals, accounting for the resources expended and their relationship. Three groups of indicators for evaluation of effectiveness of innovative activity of teachers in the school are selected: target, resource and socio-psychological. The effective experience of school No. 84 in Chelyabinsk, working in an innovative mode since the mid-1980s to the present, is generalized. There are four stages in the development of the innovative activity of teachers in the relationship with the formation of the school complex. As one of the leading methods of research used questionnaires teachers.
Ключевые слова: инновационная деятельность педагогов, эффективность, оценка, показатели, школа-комплекс, развитие школы, личностная удовлетворенность, анкетирование.
Keywords: innovative activity of teachers, efficiency, evaluation, indicators, school-complex, school development, personal satisfaction, questioning.
Школьные нововведения представляют собой историческое явление, познание которого
дает возможность прогнозировать развитие школы, осуществляемое не иначе, чем через инновационную деятельность. Отметим, что развитие - совокупность изменений, приводящих к переходу школы в новое качество. Управление развитием инновационной деятельности педагогов определяется нами как часть осуществляемой управленческой деятельности, обеспечивающей процесс разработки, освоения, использования и распространения новшеств в школе.
Традиционно в управленческой и педагогической литературе в качестве главной характеристики инновационной деятельности в школе и управления ею рассматривается их эффективность. В переводе с латинского «эффективный» - «дающий определенный эффект», «действенный» [1].
Анализ научных работ по педагогике и управлению персоналом показывает, что наряду с понятием «эффективность» употребляются близкие по смыслу понятия: «результативность» и «продуктивность». Разделение этих понятий очень условно, в русском языке они синонимичны.
Различие между понятиями «результативность», «продуктивность» и «эффективность» представляется нам в следующих акцентах: любая деятельность дает какой-то конечный результат, но о результативности мы говорим в том случае, если этот результат нас устраивает (или, иными словами, это степень приближения к намеченной цели); характеристика продукта привносится в результат потребителем, если он востребован; для получения результата тратятся время, средства, энергия. Насколько рационально они истрачены и какой эффект дали в итоге, показывают индикаторы эффективности.
В многочисленных публикациях по педагогике и менеджменту не существует единого подхода по поводу оценки эффективности инновационной деятельности в школе. Мы придерживаемся мнения, что оценка эффективности инновационной педагогической деятельности является чрезвычайно важной и вместе с тем мало разработанной и противоречивой проблемой. При этом под оценкой понимается мнение, суждение об уровне или значении чего-либо. С. Г. Молчанов [2] отмечает, что оценить инновационную деятельность в школе - значит установить степень выраженности количе-
ственного или качественного признака педагогического объекта.
Исходя из этого, всю совокупность трактовок к раскрытию содержания понятия «эффективность инновационной деятельности» мы сгруппировали в три взаимосвязанные направления. Типичным для первого направления является определение эффективности инновационной деятельности как отношения достигнутого результата к заранее запланированному. Иными словами, в русле этого направления эффективность инновационной педагогической деятельности - это результат достижения целей инновационной деятельности [3]. Для второго направления характерно определение эффективности инновационной деятельности в аспекте учета затраченных ресурсов для достижения полезного результата. Другими словами, в контексте данного направления эффективность инновационной деятельности - это характеристика, отражающая отношение между достигнутой и возможной продуктивностью [4]. В русле третьего направления понятие «эффективность инновационной деятельности» включает все предшествующие толкования.
В этом смысле все они оказываются взаимосвязанными. Данное направление ориентировало нас на необходимость учета при оценке эффективности инновационной деятельности в школе не только целевой и ресурсной эффективности, но и социально-психологического аспекта инновационной деятельности педагогов.
Такое понимание эффективности инновационной педагогической деятельности в школе позволило нам вести речь об ее измерении, что предполагало введение соответствующих показателей оценки этой эффективности.
В исследовании мы опирались на модернизированные показатели оценки эффективности инновационной деятельности (см. табл. 1), разработанные Г. М. Тюлю и Э. В. Литвиненко [5].
В данной статье мы рассматриваем инновационную деятельность педагогов непосредственно в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школе № 84 г. Челябинска», которая открылась в 1981 г. С середины 1980-х годов по настоящее время общеобразовательная организация работает в инновационном режиме, осуществляя опытно-поисковую и экспериментальную работу по созданию школы-комплекса.
с. Н. Щюшкдв, Т. Я. Красюн
Развитие общеобразовательной организации и личностная удовлетворенность.
соДШСйу, £ °->
А
ЧИППКРО
Таблица 1
Показатели оценки эффективности инновационной деятельности: педагогический аспект
Группа показателей эффективности Показатели эффективности Оценочные показатели
I. Целевая эффективность 1. Потенциальные возможности школы в достижении инновационных целей. 2. Прогрессивность - способность школы к развитию - оценка педагогов школы (обеспеченность кадрами и уровень их квалификации); - оценка уровня инновационного потенциала педагогического коллектива школы. Оценка дается экспертами
II. Ресурсная эффективность 3. Реализация педагогами школы в инновационной деятельности своих профессиональных интересов и возможностей - оценка творческой активности педагогов школы. Оценка дается методами экспертного опроса и анкетирования
4. Исполнение педагогами школы трудовых действий и компетенций, установленных Федеральным Законом «Об образовании в РФ» и профессиональным стандартом «Педагог» - оценка совершенствования традиционных методов обучения и воспитания учащихся, использования новых педагогических технологий в школе; - оценка реализации педагогами школы инновационных образовательных программ и проектов; - оценка участия педагогов в разработке и реализации программы развития школы. Оценка дается экспертами на основе анализа поля достижений
5. Рациональная организация педагогического труда в инновационной деятельности - оценка удовлетворенности педагогов школы организацией их труда в процессе инновационной деятельности; - оценка эффективности использования времени педагогов школы в инновационной деятельности. Оценка дается методами социометрии и хронометража
III. Социально- психологическая эффективность 6. Удовлетворенность педагогов школы инновационной деятельностью - оценка степени удовлетворенности педагогов инновационной деятельностью в школе. Оценка дается методами психологического тестирования и анализа поля конфликтов
7. Социально-психологический климат в педагогическом коллективе школы - оценка социально-психологического климата в педагогическом коллективе школы. Оценка дается методами социометрии
8. Мотивированность педагогов школы на инновационную деятельность - оценка мотивов инновационной деятельности педагогов школы. Оценка дается методами анкетирования
Схема 1 Этапы развития инновационной деятельности педагогов МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска»
Середина 1980-х - 1991 гг. _Первый этап - определение инновационного пространства школы_
I
1991-1998 гг.
Второй этап - создание новой образовательной структуры «школа - детский сад»
I
1998-2008 гг.
_Третий этап - создание воспитательной системы школы-комплекса_
I
2009 г. - по настоящее время Четвертый этап - стандартизация - системная педагогическая инновация
Сегодня «МАОУ СОШ № 84 г. Челябинска» определяется нами как школа-комплекс, направленно объединяющая под общим управлением и финансированием дошкольное и школьное отделения для обеспечения развертывания и реализации на основе преемственности образовательных программ дошкольного, начального, основного и среднего общего образования, программ внеурочной деятельности и дополнительных общеразви-вающих программ, а также адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов.
Тридцатипятилетие учреждения общего образования дало нам возможность осмыслить собственный путь и представить его в юбилейном сборнике, содержащем обобщенную информацию об эффективном опыте работы, в том числе инновационной деятельности лучших руководителей и педагогов в виде индивидуальных профессиональных портфолио [6].
Считаем целесообразным выделить четыре этапа в развитии инновационной деятельности педагогов во взаимосвязи со становлением школы-комплекса (см. схему 1).
Это связано с тем, что указанный временной период насыщен новаторскими поисками и достижениями в реформировании российской системы общего образования. В нашем исследовании важным показателем оценки эффективности
инновационной деятельности педагогов являлось влияние нововведений на характер изменений в МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска». При завершении исследования нам важно было выяснить: каких результатов и следствий добилась школа по окончанию инновационной деятельности? Опрос педагогов показал, что 47,9% из них были склонны видеть положительные результаты процессов, происходящих в школе под влиянием инновационной деятельности (см. табл. 2).
В процессе нашего исследования была доказана зависимость между личностной удовлетворенностью педагогических работников и эффективностью инновационной деятельности в школе, выразившаяся в значительных изменениях уровня профессионализма педагогического персонала. В ходе проведенного анкетного опроса 85% педагогов отметили удовлетворенность инновационной деятельностью в школе. Мы использовали анкетирование в качестве одного из ведущих методов получения достоверной информации, так как этот высоко формализованный метод имеет немало преимуществ: простота процедуры проведения и интерпретации данных, возможность охватить достаточно большое число респондентов, в сжатые сроки регистрировать мнение педагогов школы и сведения о процессе и результатах их инновационной деятельности. К тому же анкета, как отмечает И. А. Бутенко [7], в меньшей степени зависит от личности самого исследователя.
Таблица 2
Оценка педагогов влияния инновационной деятельности на изменения в МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска»
Количество опрошенных педагогов: 63 чел.
Последствия внедрения инновационной деятельности в школе Оценка педагогов, %
Школа стала лучше 47,9
Школа никак не изменилась 21,1
Школа стала хуже 9
Трудно сказать 22
Таблица 3
Оценка участия педагогов школы в создании программы развития школы, инновационных программ и проектов
Количество опрошенных педагогов: 63 чел.
Оценки, выставленные педагогами школы Количество оценок, %
Удовлетворяет полностью 19,7
Удовлетворяет в основном 58,8
Удовлетворяет частично 13,6
Не удовлетворяет 0,6
Ответ не дан 7,3
с. Н. Трошкдв, Т. Я. Красюн
Развитие общеобразовательной организации и личностная удовлетворенность.
соДШСйу, £ °->
А
ЧИППКРО
В нашей работе одним из показателей оценки эффективности инновационной деятельности и уровня личностной удовлетворенности педагогов являлось непосредственное и активное их участие в создании программы развития школы, инновационных программ и проектов. Поэтому в конце исследования мы предложили педагогам вопрос-задание, в котором содержалась просьба оценить их участие в разработке данных документов по таким критериям: «удовлетворяет полностью», «удовлетворяет в основном», «удовлетворяет частично», «не удовлетворяет» (см. табл. 3).
Взяв в суммарном выражении процентные показатели по первым двум (самым высоким) оценкам, мы получили следующий показатель: педагоги, удовлетворенные участием в данной работе, составили 78,5%. Вместе с тем самый низкий показатель у педагогов не составил и одного процента.
Проведенные по адаптированным методикам [8; 9] школьными психологами обследования 63 педагогов МАОУ «СОШ № 84
г. Челябинска» выявили прямую взаимосвязь инновационной деятельности педагогов с их личностной удовлетворенностью, а также опосредованную взаимосвязь последней с эффективностью инновационной деятельности в целом (табл. 4). По итогам исследования мы отмечаем, что сложившаяся в МАОУ «СОШ № 84 г. Челябинска» организационная структура управления инновационной деятельностью [10] и система управленческого содействия педагогическим работникам в реализации инновационных проектов и программ, поддерживающие положительную оценку результатов инновационной деятельности, повышают уровень мотивации и результативность труда педагогов.
У 100% педагогов школы сохраняется сочетание оптимального комплекса внешней и внутренней мотивации.
Таким образом, инновационная деятельность педагогов школы-комплекса и управление ею являются закономерным, социально и исторически обусловленным развитием отечественного школьного образования.
Показатели эффективности инновационной деятельности Использованные методики Результаты
Мотивация достижения педагогов Опросник измерения (модификация А. Мехрабиана, адаптация М. Ш. Магомед-Эминов) - у 42% педагогов выявлено стремление к успеху; - 58% педагогов присуща тенденция стремления к избеганию неудач
Внешняя и внутренняя мотивация инновационной деятельности педагогов Методика К. Амфир (в модификации А. Реана) Выявлены сильные связи (коэффициент корреляции при уровне значимости р<0,01): - между удовлетворенностью педагогов инновационной деятельностью и их взаимоотношениями с руководителями школы (0,83); - между стремлением педагогов к успеху и их удовлетворенностью результатами инновационной деятельности (0,69); - между внутренней мотивацией педагогов и их удовлетворенностью результатами инновационной деятельности (0,80); - между внутренней мотивацией педагогов и их интересом к инновационной деятельности (0,66)
Таблица 4
Личностная удовлетворенность инновационной деятельностью
педагогов школы
Количество опрошенных педагогов: 63 чел.
\
Полученные положительные результаты инновационной деятельности педагогов рассматриваются нами как основа для дальнейшего развития общеобразовательного учреждения.
Наше исследование подтвердило, что развитие общеобразовательной организации и личностная удовлетворенность являются результатом эффективной инновационной деятельности педагогов.
Библиографический список:
1. Хридина Н. Н. Понятийно-терминологический словарь: управлением образованием как социальной системой / Н. Н. Хридина. - Екатеринбург : УКИ, 2003. - 384 с.
2. Молчанов С. Г. Новации и инновации: проекты, заявки, гранты : учеб.-метод. пособие / С. Г. Молчанов. - Челябинск : Энциклопедия, 2011. - 176 с.
3. Шалаев И. К. Программно-целевой подход в управлении педагогическим коллективом общеобразовательной школы / И. К. Шалаев. - М. : МГПИ, 1987. - 136 с.
4. Лазарев В. С. Руководство педагогическим коллективом: модели и методы : пособие / В. С. Лазарев. - М. : Центр социальных и экономических исследований, 1995. - 158 с.
5. Зверева В. И. Самоаттестация школы /
B. И. Зверева. - М. : Педагогический поиск, 2000. - 160 с.
6. Школа в лицах: профессиональные порт-фолио эффективного опыта работы / сост.
C. Н. Трошков, В. В. Масленникова, И. Ю. Юдина ; общ. ред. Г. А. Красюн. - Челябинск : Уральская типография, 2016. - 96 с. : ил.
7. Бутенко И. А. Анкетный опросник как общение социолога с респондентами / И. А. Бутен-ко. - М. : Высшая школа, 1989. - 154 с.
8. Болотова А. К. Прикладная психология: учеб. для вузов / А. К. Болотова, И. В. Макарова. - М. : Аспект Пресс, 2001. - 383 с.
9. Реан А. А. Психология изучения личности : учеб. пособие / А. А. Реан. - СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1999. - 288 с.
10. Трошков С. Н. Организационная структура управления инновационной деятельностью педагогов-краеведов / С. Н. Трошков, С. Н. Петру-шин // Проблемы культурного образования : материалы всеросс. науч.-практ. конф. / под ред. В. М. Кузнецова. - Вып. 8. - Челябинск : ЧИППКРО, ЧГПУ, 2011. - С. 162-164.
References:
1. Hridina N. N. Dictionary of terms: the management of education as a social system [Ponjatijno-terminologicheskij slovar': uprav-leniem obrazovaniem kak social'noj sistemoj], Yekaterinburg, 2003.384 p.
2. Molchanov S. G. Novations and innovations: projects, applications, grants [Novacii i innovacii: proekty, zajavki, granty], Chelyabinsk: Encyclopedia, 2011.176 p.
3. Shalaev I. K. Program-target approach in the management of the pedagogical collective of the general school [Programmno-celevoj podhod v upravlenii pedagogicheskim kollektivom ob-shheobrazovatel'noj shkoly], MSPU, 1987. 136 p.
4. Lazarev V. S. The management of the pedagogical collective: models and methods [Rukovod-stvo pedagogicheskim kollektivom: modeli i meto-dy], Center for Social and Economic Research, 1995.158 p.
5. Zvereva V. I. Self-certification of school [Samoattestacija shkoly], Pedagogical search, 2000.160 p.
6. Troshkov S. N., Maslennikova V. V., Yudina I. Yu. Society School in persons: a professional portfolio of effective work experience [Shkola v licah: professional'nye portfolio jef-fektivnogo opyta raboty], Under the editorship of G. A. Krasyun. Chelyabinsk: The Ural printing house, 2016. 96 p.
7. Butenko I. A. A questionnaire as a dialogue between a sociologist and respondents [Anketnyj oprosnik kak obshhenie sociologa s re-spondentami], 1989. 154 p.
8. Bolotova A. K., Makarova I. V. Applied Psychology: Textbook for universities [Priklad-naja psihologija: ucheb. dlja vuzov], 2001. 383 p.
9. Rean A. A. Psychology of the study of personality: Textbook [Psihologija izuchenija lichnos-ti: ucheb. posobie], Saint Petersburg: Publishing house of Mikhailova V. A., 1999. 288 p.
10. Troshkov S. N., Petrushin S. N. The organizational structure of management of innovative activity of teachers-local lore [Organizacionnaja struktura upravlenija innovacionnoj dejatel'nost'ju pedagogov-kraevedov], Problems of cultural education: materials of the Russian scientific-practical conference, No. 8, Chelyabinsk: CIRIPSE, CSPU, 2011, pp.162-164.