Научная статья на тему 'Метoдическая рaбoта в образовательной организации'

Метoдическая рaбoта в образовательной организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
636
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТO РAБOТА / ИННОВAЦИOННЫЕ OГИИ / OПТИМИЗAЦИЯ МЕТOДИЧЕСКОЙ РAБOТЫ / ПЕДAГOГИЧЕСКОЕ МAO / OПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТAЛЬНАЯ РАБOТA / МЕТO OБЪЕДИНЕНИЯ / WORK / INNOVATIVE / OPTIMIZATION OF WORK / PEDAGOGICAL / EXPERIMENTAL WORK / ASSOCIATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Потапов Евгений Александрович

Статья пoсвящена oрганизaции метoдической рaбoты в шкoле, ее прaктическoй знaчимoсти для пoвышения кaчества обрaзoвания, урoвня прoфессиoнaльнoго мaстерства учителя. Авторы раскрывают понятие «методическая работа», а также говорят о содержательности данного вида деятельности, дают представления об исторических аспектах методической службы. В данной статье выявлены основные действия методической работы это эффективные методы стимулирования педагогов в новаторских поисках. Методической работе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Метoдическая рaбoта в образовательной организации»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РAБOТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Потапов Е.А. Email: [email protected]

Потапов Евгений Александрович - учитель инфoрматики, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска Средняя общеобразовательная школа № 3, г. Иркутск

Аннотация: статья посвящена организации методической работы в школе, ее практической значимости для повышения качества образования, уровня профессионального мастерства учителя. Авторы раскрывают понятие «методическая работа», а также говорят о содержательности данного вида деятельности, дают представления об исторических аспектах методической службы. В данной статье выявлены основные действия методической работы - это эффективные методы стимулирования педагогов в новаторских поисках. Методической работе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций.

Ключевые слова: метoдическая рaбoта, инновaциoнные технолoгии, oптимизaция метoдической рaбoты, педaгoгическое мaстерствo, oпытно-экспериментaльная рабoтa, метoдические oбъединения.

METHODICAL WORK IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATION

Potapov Е.А.

Potapov Evgeniy Aleksandrovich - Teacher of Informatic Technology, MUNICIPAL BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF THE CITY OF IRKUTSK SECONDARY SCHOOL № 3, IRKUTSK

Abstract: the article is devoted to the organization of methodical work at school, its practical significance to improve the quality of education, the level of professional skills of teachers. The аиАо^ reveal the concept of "methodical work", аnd аЬо speak аЬоШ the cantent of this type of activity, give an idea of the historical aspects of the methodological service. This article identifies the main actions of the methodical work; these are effective methods to stimulate teachers in innovative searches. Methodical work plays a significant role in understanding innovative ideas, in preserving and strengthening the pedagogical traditions.

Keywords: methodical work, innovative technologies, optimization of methodical work, pedagogical skills, experimental work, methodical Association.

УДК:3 78.2

В современных условиях реформирования системы образования личностно-ориентированное, индивидуально-творческое представляет особую ценность. Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие «профессионализм» включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, его установки. На развитие всего перечисленного выше направлена методическая деятельность в образовательном учреждении. Важно, чтобы в ходе этой деятельности педагог стал самым активным субъектом процесса совершенствования. Уже одно это требует не эпизодического, а комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. По отношению к учителю методическая работа выполняет ряд важных функций. Прежде всего, это функции адаптации и социализации. Так, благодаря активному участию в методической работе преподаватель приобретает и закрепляет за собой определенный статус, меняя статус учителя со знаньевым уровнем компетенции на статус учителя - исследователя, совершенствуя учебно-воспитательный процесс, широко вводя инновации, способствуя повышению качества образования в соответствии с государственным стандартом. С возрастом участие в ней способствует решению проблемы профессионального самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к образовательному процессу. Методическая работа помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность.

Методическая работа в школе - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях передового, педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого педагога. Этот комплекс ориентирован на повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете - на повышение качества и эффективности образовательного процесса: роста уровня образованности, воспитанности и развития учащихся.

Понятия «методическая работа», «методическая служба», «методист» появились менее ста лет назад, - в начале ХХ века, хотя материалы о зарождении организационных форм методической деятельности можно найти еще в XIX веке. Так, Положение о гимназиях 1828 года рекомендовало создавать педагогические советы для обсуждения вопросов содержания и методов преподавания. Во второй половине XIX века получает распространение практика проведения съездов учителей. К ним готовились выставки педагогической литературы и дидактических материалов, сделанных учителями и учащимися. На съездах анализировались уроки, посещенные попечителем учебных заведений, зачитывались рефераты о своих успехах и недостатках. Таким образом, уже тогда определились важные составляющие методической работы: посещение и анализ уроков, самоанализ, обобщение личного опыта, обмен педагогическим опытом. Тогда же стали возникать и прообразы современных методических объединений - предметные секции при обществах взаимопомощи учителям. Знаменательным для развития методической работы событием стал I Всероссийский съезд по вопросам народного образования, который проходил 5-16 января 1914 г. Именно на нем и было впервые указано на необходимость создания службы учителей- инструкторов, теоретически и практически подготовленных и избираемых учительскими организациями. В их обязанности входили разъезды по школам с целью демонстрирования перед учителями на образцовых уроках новейших приемов и методов постановки учебного дела, чтение докладов по этому вопросу и проверка достигнутого результата.

В 1920-е годы в связи с ликвидацией неграмотности в школы пришло много учителей-неспециалистов, и методическая работа вновь приобрела особую актуальность. Ею стали руководить «методические бюро», позднее преобразованные в педагогические или методические кабинеты, а некоторые в институты усовершенствования учителей. В 30-х годах в первых Положениях о педагогических кабинетах нашли свое отражение обязанности методистов: посещение и анализ уроков учителей, оказание им консультативной помощи, планирование и проведение заседаний методических объединений, обзор литературы, обобщение и распространение передового педагогического опыта.

К 60-м годам сложились практически все ставшие традиционными формы методической работы. Этот же период характерен и появлением первых серьезных научно-теоретических исследований, посвященных методической работе. Так, в своем диссертационном исследовании В.Т. Рогожкин определил три основные организационные формы методической работы: педагогический совет, методическое объединение, самообразование. В 70-80-е годы стали появляться серьезные исследования, затрагивающие различные аспекты методической работы. При этом следует отметить, что для указанного периода было характерно ее отождествление с системой работы по обобщению и внедрению в школьную практику передового педагогического опыта и повышением квалификации педагогов. В это же время объектом детального изучения становится методическое объединение как одна из важнейших организационных форм методической работы. В последние годы интерес к методической работе в педагогике и школоведении значительно вырос. Вопросы о том, что такое методическая работа, каковы ее функции, содержание и формы деятельности, каково вообще место методиста в школе, неоднократно и достаточно широко рассматривались как с теоретических, так и с научно-практических позиций в трудах В.И. Андреева, Ю.К. Бабанского, И.В. Жуковского, Л.П. Ильенко, В.М. Лизинского, А.М. Моисеева, Н.В. Немовой, М.М. Поташника.

Традиционно методическая деятельность или методическая работа предполагает подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров по всем аспектам преподаваемых предметов и по всем видам педагогической деятельности.

Обратимся к анализу историко-педагогической литературы, которая позволит сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей.

Методическая работа есть результат «целостной методической работы, основанной на достижениях науки и передового педагогического опыта и на конкретном анализе учебно-воспитательного процесса система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя (включая и меры по управлению профессиональным

самообразованием, самовоспитанием, самосовершенствованием педагогов), на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития учащихся» [1]. Методическая работа

рассматривается в качестве части системы непрерывного образования педагогических работников в целях «освоения наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся, повышения уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы, обмена опытом между членами педагогического коллектива, выявления и пропаганды актуального педагогического опыта» [2].

Методическую работу рассматривают как «деятельность по обучению и развитию кадров; выявлению, обобщению и распространению наиболее ценного опыта, а также созданию собственных методических разработок для обеспечения образовательного процесса» [3].

Новое направление в исследовательской и экспериментальной деятельности - отмечается, что «методическая работа - это специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки и передового педагогического опыта направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя [4].

Как один из видов гностической деятельности педагогического коллектива школы, способствующей профессиональному росту учителей и развитию учебно-воспитательного процесса, рассматривают методическую работу как «управление процессом профессионального и личностного развития педагогических кадров, развертывание творческого потенциала и педагогической индивидуальности каждого учителя» [5].

В конце XX - начале XXI века методической работе отводится значительная роль в осмыслении инновационных идей, в сохранении и упрочении педагогических традиций, в стимулировании активного новаторского поиска и совершенствования педагогического мастерства. Процесс, связанный с педагогической деятельностью сегодня, в условиях модернизации образования, достаточно многогранен: одним из ключевых моментов можно назвать и процесс психологизации профессиональной деятельности педагога, а в результате этого можно говорить о взаимодействии психологической и методической службы. Анализ историко-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что система методической работы имеет глубокие корни. Она всегда ставила и решала вопросы, исходя из потребностей системы образования и, прежде всего, учителей. Современная практика показывает, что вопросы, решаемые в рамках методической работы, сегодня оказываются практически теми же самыми, только чуть иначе поставленными: проблема совершенствования профессионального уровня педагога была и остается важной социально-педагогической проблемой конца XX - начала XXI века; основной задачей методической работы и прошлых лет, и сегодня остается проведение в жизнь новых программ, связан-ных с реформированием общего образования. На основании этого мы можем утверждать, что содержание методической работы и ее организационные формы не остаются стабильными, а постоянно видоизменяются от складывающейся ситуации в системе образования. Следовательно, жизнь показывает, что необходима модернизация управления методической работой в соответствии с модернизацией системы образования в целом.

Список литературы / References

1. Сорокин Н.А. Методическая работа в школе: организация и управление / Н.А. Сорокин, Ю.К. Бабанский // Педагогика. М.: Просвещение. С. 365.

2. ПоташникМ.М. Управление качеством образования / М.М. Поташник. М.: Педагогическое сообщество России, 2000. С. 148.

3. НемоваН.В. Развитие профессионального мастерства педагогических кадров / Н.В. Немова, Т.П. Афанасьева. М.: АПКи-ПРО, 2004. С. 63.

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. Ноу-хау в образовании / В.П. Симонов. М.: Высшее образование, 2006. С. 97.

5. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина. М.: Педагогическое общество России, 2001. С. 73.

6. Белова Н.В. Роль методической работы на современном этапе развития системы образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://lomonpansion.com/articles_2_3325.html/ (дата обращения: 04.10.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.