Научная статья на тему 'Совершенствование методической работы в школе'

Совершенствование методической работы в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1901
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНИЕ / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / MANAGEMENT / IMPROVEMENT / METHODICAL WORK AREAS / PRIMARY GENERAL EDUCATION / НАПРАВЛЕНИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аккуратная Анастасия Александровна

в данной статье исследователем представлены и охарактеризованы основные пути повышения методического объединения учителей начальных классов в образовательной организации. В работе также приводится определение термина «методическая работа».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

this article presents and describes the main ways to improve the methodical association of primary school teachers in the educational organization. It also gives the definition to “methodical work”.

Текст научной работы на тему «Совершенствование методической работы в школе»

Pedagogy

УДК 37

DOI 10.21661/r-118356 А.А. Аккуратная

Совершенствование методической работы в школе

Аннотация

В данной статье исследователем представлены и охарактеризованы основные пути повышения методического объединения учителей начальных классов в образовательной организации. В работе также приводится определение термина «методическая работа».

I Ключевые слова: совершенствование, направления методической работы, начальное общее образование, управление.

A.A. Akkuratnaya

Perfection of methodical work at school

Abstract

This article presents and describes the main ways to improve the methodical association of primary school teachers in the educational organization. It also gives the definition to "methodical work".

I Keywords: improvement, methodical work areas, primary general education, management.

Методическая работа - целостная основанная на достижениях науки и передового педагогического опыта и система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом, а в конечном счете на совершенствование учебно-воспитательного процесса, достижение оптимального уровня образования, воспитания и развития школьников. Это определяет сущность методической работы как обучение кадров на рабочем месте, профессиональное становление и развитие работника, влияние на него самой производственной деятельности и окружающей профессиональной среды. Методическая работа является важнейшим звеном системы непрерывного образования членов педагогического коллектива школы.

Накоплен достаточно большой опыт организации методической работы в школе, разработаны формы и методы. Организуя методическую работу, возможно в течение длительного времени изучать работу учителей, уровень их готовности к различным видам про-

фессиональной деятельности, что позволяет осмысленно содействовать повышению их педагогической квалификации, управлять данным процессом с помощью создания определенных условий.

Основные вопросы организации и содержания методической работы рассматривались в исследованиях Т.В. Абрамовой, Е.С. Березника, Г.И. Горской, Ю.А. Долженко, Л.И. Дудиной, А.М. Моисеева, С.Г. Молчанова и др. [1].

Основой качественной методической работы является системный анализ и диагностика, которые обеспечивают объективную информацию о состоянии и результатах педагогического процесса, и способствует принятию адекватных управленческих и педагогических решений.

Начиная с XX в., для повышения педагогической квалификации и методической компетентности педагогов с учетом достижений науки и передовой педагогической практики в образовательных организациях особое внимание уделяется методической работе. Методическая работа в образовательном учреждении -это планируемая деятельность педагогов и сотрудников, направленная на освоение и совершенствование

Педагогика

Таблица 1

Модель методической службы школы

Методический совет школы

Методические объединения Группы педагогов

по предметным областям начальная школа классные руководители творческие группы проблемные группы Администрация школы

Педагогический совет

Единая методическая цель

Таблица 2

Направления совершенствования методической работы в школе

Направление Задачи Формы работы

1. Психолого-педагогическое и методическое просвещение учителей начальных классов Изучение, внедрение, регулярное ознакомление учителей с достижениями не только методики преподавания, но и психолого-педагогических дисциплин Проблемные, практические и научные семинары, организационно-де-ятельностные игры (деловые игры, квесты, педагогические ринги и т. д.), практикумы, педагогические чтения, научно-практические конференции (школьные, окружные), научные стажировки, методический уголок, творческие группы

2. Работа учебно-методическим комплектом Систематическое изучение и анализ учебных программ, учебно-методических комплексов Методические недели, круглые столы, конференции, семинары

3. Партнерство и сотрудничество со школами и культурно-образовательными учреждениями Изучение и внедрение в школьную практику передового педагогического опыта Организация на базе учреждения семинаров, круглых столов, открытых уроков и фестивалей педагогического мастерства с последующим обсуждением, привлечением психологов, педагогов города, преподавателей вузов, обмен опытом, анализ и самоанализ педагогической деятельности

4. Самообразование Постоянное совершенствование навыков самообразовательной работы учителей Работа над индивидуальной методической темой, обобщение, и представление собственного опыта и демонстрация навыков

5. Работа с молодыми учителями Оказание начинающему учителю квалифицированной помощи, как в вопросах теории, так и в практической деятельности, в повышении результативности его педагогического труда Наставничество или школа молодого учителя, тематические, групповые и индивидуальные методические консультации

(

существующих, а также разработку и внедрение новых принципов, форм и методов эффективной организации учебного процесса.

Методическая работа представляет собой способ организации структурных подразделений, направленный на выработку оптимальных методов достижения нового качества учебно-воспитательного процесса и результатов деятельности [3-4].

48 Интерактивная наука | 13 • 2017

Представим одну из организационных структур методической службы школы (таблица 1).

Как видно из модели, методическое объединение начальных классов входит в общую структуру работы методического совета школы.

Рассмотрим различные направления в свете модернизации методической работы в начальном звене школы, а вследствие повышение уровня профессио-

Pedagogy

нальной компетентности педагогов начальных классов (таблица 2).

Представленные направления совершенствования методической работы в школе позволят усовершенствовать способы решения задач методической работы и разнообразить формы работы для осуществления поставленной цели.

Отметим, что методическая работа - это обязательная часть профессионально-педагогической и управленческой деятельности и в ее рамках должны создаваться теоретические продукты, такие как, конспекты учебных занятий, программы развития образовательного учреждения и т. д. [2], которые смогут обеспечить педагогические и управленческие действия. Отсюда возникает еще одна из задач методической работы это создание единого фонда программно-методических материалов.

Система методической работы как объект управления должна представлять собой совокупность взаи-

мосвязанных мер, действий, мероприятий, различного характера, которые будут направлены на реализацию единой темы и цели образовательной организации.

Таким образом, методическая работа в школе должна функционировать как целостная система с единой методической темой, отражающая реальную потребность педагогов в непрерывном повышении профессиональной компетентности. Управление методической работой в образовательном учреждении, возможно, рассматривать как систему, которая имеет определенную организационную структуру. Для построения структуры системы управления научно-методической работы в начальном звене необходимо определить набор ее функций (задач), состав ее субъектов, функции этих субъектов, их обязанности, права, управленческие связи и отношения.

Литература

1. Дудина Н.М. Управление научно-методической работой как фактор повышения профессиональной компетентности педагогов образовательного учреждения инновационного типа (гимназия): Дис. ... канд. пед. наук / Н.М. Дудина. - Челябинск, 2006. - 170 с.

2. Молчанов С.Г. Профессиональная компетентность в системах аттестации, управления, повышения квалификации и профессиональной деятельности / С.Г. Молчанов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. - Ростов н/Д: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 2001. - 122 с.

3. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. - М.: Сентябрь, 2008. - 176 с.

4. Симонов В.П. Педагогический менеджмент [Текст]: Учеб. пособие / В.П. Симонов. - М.: Высш. образование, 2005. - 385 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.