Научная статья на тему 'Анализ разных подходов к определению сущности понятия «научно-методическая работа»'

Анализ разных подходов к определению сущности понятия «научно-методическая работа» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2591
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / САМООБРАЗОВАНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ МАСТЕРСТВО / СРЕДСТВО НАУЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / METHODOLOGICAL SCIENTIFIC WORK / SELF-EDUCATION / IMPROVEMENT OF PROFESSIONAL SKILL / METHODICAL SKILLS / PROFESSIONAL MASTERY / PROFESSIONAL COMPETENCE / PEDAGOGICAL BODY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хисматуллина Л. Р.

Автор исследует разные подходы к определению понятия «научно-методическая работа», рассматривая его в педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ. В ходе анализа специальной литературы выявлены сущность и содержание научно-методической работы учителей, цели, задачи и функции методической работы. Главным интегративным результатом их реализации, по мнению автора, является повышение в целом квалификации учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE DIFFERENT APPROACHES TO DETERMINE THE METHODOLOGICAL SCIENTIFIC WORK

The article deals with the different approaches to the definition of methodological scientific work in teaching practice in a secondary school. Analyzing special literature on the problem, authors reveal the content, goals, aims and functions of the methodological scientific work. The main result of its realization is the increasing of the teachers' qualification.

Текст научной работы на тему «Анализ разных подходов к определению сущности понятия «научно-методическая работа»»

УДК 37.022

АНАЛИЗ РАЗНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА»

© Л. Р. Хисматуллина

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 453003 г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49.

Тел./факс +7 (347) 243 9418.

E-mail: lilyhell@yandex. ru

Автор исследует разные подходы к определению понятия «научно-методическая работа», рассматривая его в педагогической деятельности учителей общеобразовательных школ. В ходе анализа специальной литературы выявлены сущность и содержание научно-методической работы учителей, цели, задачи и функции методической работы. Главным интегративным результатом их реализации, по мнению автора, является повышение в целом квалификации учителя.

Ключевые слова: научно-методическая работа, самообразование, повышение квалификации, методические умения, профессиональное мастерство, средство научного управления, профессиональная компетентность, педагогический коллектив.

Отличительной чертой образования ХХ1 века является динамизм. За последнее десятилетие в системе высшего педагогического образования произошли серьезные изменения, которые были ориентированы на профессиональное развитие современного педагога [1].

Несмотря на возрастание роли научнометодической работы в условиях обновления содержания образования, в учебниках и учебных пособиях по педагогике по-прежнему нет однозначного определения данного понятия, называются и описываются только ее формы и методы.

Рассмотрим разные подходы к определению понятия «научно-методическая работа» в исследованиях В. А. Афанасова, Р. И. Будниковой, К. И. Золотарь, Е. И. Зориной, К. А. Нефедовой, В. Т. Рогожкина, Е. Б. Тонконогой и др.

В. Г. Афанасьев считает, что главной задачей методической работы является развитие творческой мысли учителей, их инициативы умения применять в работе все прогрессивное, передовое [2, с. 51].

К. А. Нефедова определяет методическую работу как коллективную форму самообразования учителей [3, с. 63].

Методическую работу также представляют как специальный комплекс практических мероприятий, базирующийся на достижениях науки, передового педагогического опыта и направленный на всестороннее повышение компетентности и профессионального мастерства каждого преподавателя.

Авторский коллектив Ю. К. Бабанского под методической работой в школе понимает целостную, основанную на достижениях науки и передового опыта, конкретном анализе затруднений учителей, систему взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя и воспитателя на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, а в конечном счете - на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития конкретных учащихся, классов [4, с. 101].

Л. К. Горбунова методическую работу в школе определяет как систему мер, мероприятий, действий, направленных на повышение профессиональной компетентности каждого педагога с учетом и в интересах его профессионального развития [5, с. 91].

В своем исследовании мы опираемся на определение А. М. Зевиной [6, с. 43], Е. Л. Тонконогой [7, с. 61], которые методическую работу рассматривают как средство научного управления учебновоспитательным процессом и повышения профессиональной квалификации учителя, развития его творческой активности.

Научно-методическая работа, являясь важным элементом целостной государственной системы повышения квалификации педагогических кадров, осуществляется в ИПК, ИУУ, на повышениях квалификации педагогических учебных заведений, в районных (городских) методических кабинетах, где широким кругом квалифицированных преподавателей и методистов обеспечивается высокая интенсивность обучения, фундаментальность и системность знаний. Вместе с тем, научно-методическая работа, осуществляемая в школе, имеет свои преимущества и может рассматриваться как эффективное средство повышения квалификации учителей по таким основаниям:

- в отличие от курсовой подготовки, которая проводится, как правило, один раз в 4-5 лет, научнометодическая работа в школе носит относительно непрерывный, постоянный повседневный характер и помогает в осмыслении и апробации на практике знаний, полученных на курсах повышения квалификации;

- организаторы научно-методической работы в школе вместе со школьным психологом имеют возможность глубоко изучать деятельность и личностные качества учителей, классных руководителей, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности, а также элементы передового опыта, что позволяет процесс постоянного повышения квалификации учителей в школе сделать более управляемым;

- повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе без отрыва от производства, позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатами реального учеб-

188К 1998-4812 Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №2

427

но-воспитательного процесса, изменениями в качестве знаний, умений, навыков учащихся, в уровне их воспитанности и развития;

Научно-методическая работа является целостной развивающейся системой и включает в себя ряд компонентов, таких, как цель, задачи, содержание, методы, организационные формы, условия и результаты.

Существуют различные трактовки целей, задач, функций научно-методической работы. Так, в качестве целей называются: всестороннее повышение профессионального мастерства учителей и воспитателей, обогащение и развитие творческого потенциала педагогического коллектива школы в целом, повышение теоретического и научного уровня, совершенствование педагогической подготовки и профессионального мастерства каждого учителя.

М. М. Поташник, опираясь на общепринятое определение цели как идеального образа, модели желаемого будущего результата деятельности, под основной целью методической работы понимает рост уровня педагогического мастерства учителя [8, с. 193].

При анализе задач, которые исследователи ставят перед научно-методической работой в школе, мы выявили, что единого подхода к их содержанию нет. В. П. Симонов среди основных задач выделяет:

- повышение профессионального и культурного уровня преподавателя;

- стимулирование его служебной и общественной активности;

- обновление и совершенствование знаний в области преподаваемой учебной дисциплины;

- совершенствование педагогического и методического мастерства на основе идей педагогов-новаторов и творчески работающих преподавателей;

- совершенствование методов и стиля взаимодействия с учащимися на принципах гуманизма, демократизации;

- совершенствование деятельности по организации творческой, активной, самостоятельной работы учащихся как на занятиях, так и во внеучебное время;

- формирование умений и навыков анализа образовательного процесса и самоанализа своей учебной деятельности;

- выявление, обобщение и внедрение передового педагогического опыта;

- приобщение преподавателей к исследовательской деятельности на основе доступных и понятных методик [9, с. 56].

На наш взгляд, представляет интерес точка зрения А. М. Моисеевой, который главной целью методической работы считает оказание реальной действенной помощи учителям, классным руководителям, воспитателям в развитии их мастерства как сплава профессиональных званий, навыков, умений и необходимых для современного педагога свойств и качеств личности [8, с. 326].

Она делит задачи методической работы в соответствии с теорией образования взрослых на:

- компенсаторные, задачи преодоления пробелов в подготовке учителя;

- адаптационные, задачи приспособления к изменяющимся требованиям;

- задачи развития, задачи качественного творческого роста.

Для нашего исследования представляет интерес определение задач методической работы с позиций инновационной деятельности школы, главными из них являются:

- формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта, в работе по внедрению в практику достижений педагогической науки;

- повышение уровня теоретической, специальной (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;

- оказание научно-методической помощи учите-

лям-предметникам, воспитателям, классным

руководителям, имеющим разный педагогический

Таким образом, инновационная направленность современной школы значительно расширяет круг задач научно-методической работы. В то же время вышеназванные задачи ориентированы больше на процессуальную сторону инновационной деятельности, на ценности содержания предмета и недостаточно ориентированы на личность ребенка и самого учителя, на создание условий для его самосовершенствования. Решение конкретных задач научно-методической работы может быть осуществлено только в рамках реализации основной функции.

Чтобы определить, какую же функцию выполняет научно-методическая работа, обратимся к исследованиям коллектива под руководством Ю. К. Бабанского, который считает в качестве одной из главных функции методической работы процесс создания, изучения и распространения передового опыта и выделяет основные этапы осуществления данной функции:

- выявление прогрессивного опыта, имеющего значение для конкретного учителя, группы педагогов или всего педагогического коллектива;

- вычленение передового опыта из массовой практики на основе следующих критериев: высокая эффективность и устойчивость результатов, сбалансированность и комплексность результатов, рациональность затрат времени, сил и средств, соответствие реальным возможностям основной массы учителей и материальной базе;

- научно обоснованное обобщение опыта: выделение главных идеи опыта, оценка его вышеназванными критериями, характеристика в категориях педагогики (цель, содержание, форма, методы, средства, приёмы, условия, результаты), описание с обозначением основных элементов опыта и раскрытие связей между ними, определение тех объективных закономерностей педагогики и психологии, которые лежат в основе опыта и определяют его высокую эффективность;

- распространение и организация передового педагогического опыта.

Большинство исследователей наделяют методическую работу функцией контроля и рассматривают ее в системе управления школой. Анализ теории и практики управления системой методической работы позволяет нам выделить ее общие функции: педагогический анализ и прогнозирование, планирование, организация, мотивация, регулирование, координирование, контроль и корректирование. Каждая из этих функции представляет собой вполне самостоятельный определенный этап управленческой деятельности. В то же время сферы действия этих функций настолько взаимосвязаны между собой, что могут реализовываться одновременно. Характерно также, что объем и соотношение функций могут меняться, т.е. функция является динамичной и развивающейся категорией.

На наш взгляд, функции научно-методической работы в школе должны быть, прежде всего, связаны с формированием, развитием, совершенствованием профессионально-личностных качеств учителей, способствующих созданию индивидуальной высокоэффективной системы педагогической деятельности.

В работах А. М. Моисеева и М. М. Поташника выделяются три группы функций научно-методической работы в школе:

1) Функции методической работы по отношению к учителю, классному руководителю, воспитателю. К этой группе авторы относят следующие основные функции:

- формирование индивидуальной, авторской высокоэффективной системы педагогической деятельности;

- совершенствование и обогащение профессиональных знаний (предметных, частнометодических, дидактических, психологических);

- развитие мировоззрения, профессиональноценностных ориентации, взглядов, убеждений;

- развитие мотивов творческой профессиональной деятельности;

- развитие устойчивых нравственных качеств личности;

- развитие современного стиля педагогического мышления;

- развитие профессиональных навыков, педагогической техники, исполнительского мастерства;

- развитие сферы эмоционально-волевой саморегуляции деятельности учителя;

- формирование готовности к профессиональному самообразованию, самовоспитанию, самосовершенствованию.

2) Функции методической работы по отношению к коллективу педагогов школы. Среди этих функции выделяются следующие:

- консолидация, сплочение коллектива как коллектива единомышленников;

- выработка единого педагогического кредо, разбора программы развития школы, общих ценностей, традиций;

- экспертная оценка авторских вариантов программ, учебных планов, учебников, пособий, средств

обучения и воспитания, созданных в данном коллективе;

- контроль и анализ конкретного учебновоспитательного процесса и его результатов, качества знаний, умений и навыков, воспитанности и развития школьников;

- стимулирование группового творчества и инициативы членов педагогического коллектива;

- приобщение коллектива к научно-исследовательской, опытно-экспериментальной работе к целенаправленному созданию нового опыта своей школы;

- выявление, обобщение и распространение передового опыта, рожденного внутри коллектива, обмен ценными педагогическими находками;

- стимулирование массового педагогического творчества и инициативы учителей;

- организация диагностики и самодиагностики реальных учебных возможностей учащихся, классных коллективов, профессиональных возможностей и запросов учителей и т.д.

3) Функции методической работы по отношению к государственной системе повышения квалификации, педагогической науке, опыту учителей других школ. К этой группе относятся следующие основные функции:

- творческое осмысление социального заказа, программно-методических требований, новых нормативных актов и документов, доведения их смысла до каждого педагога;

- внедрение достижений передового и новаторского педагогического опыта, профилактика типичных для всех школ затруднений и недостатков в педагогической деятельности;

- внедрение и использование достижений психо-лого-педагогической науки и других научных дисциплин [8, с. 37]

Все функции методической работы в современной школе носят взаимодополняющий характер. Успешное выполнение каждой функции в группе ведет к совершенствованию реализации остальных функций. Главным интегративным результатом их осуществления, на наш взгляд, является повышение в целом квалификации учителя.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ильясова О. В. // Вестник Башкирск. ун-та. 2007. № 4. С. 241.

2. Афанасьев, В. Г. Программно-целевое планирование и управление. М.: Знание, 1980. -156 с.

3. Нефедова К. А. Самообразование учителя общеобразовательной школы: Учеб. пособие для рук. шк. Омск: Изд-во ОГПИ им. А. М. Горького, 1984 г. -67 с.

4. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982г. -190 с.

5. Горбунова Л. Н. // Информатика и образование. 2004г. №7. С. 91-95.

6. От передового учителя к передовому коллективу: Опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса в школах Москвы. / Под ред. Ю. К. Бабанского, А. Н. Зевиной. М.: Педагогика, 1980 г. -101 с.

7. Санкин Л. А., Тонконогая Е. П. // Известия росиийской академии образования. 2002. №2. С. 61-71.

8. Управление развитием школы: Пособие для рук. образоват. Учреждений. / Под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева, А. М. Моисеева. М.: Новая школа, 1995. -462 с.

9. Симонов В. П. // Начальная школа. 2002. №8. С. 56-63.

Поступила в редакцию 27.11.2007 г. После доработки — 22.04.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.