Научная статья на тему 'Акмеологические ориентиры для создания самообучающейся организации'

Акмеологические ориентиры для создания самообучающейся организации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГА / AСMEOLOGICAL APPROACH / TEACHER'S PERSONAL-PROFESSIONAL DEVELOPMENT / SELF-STUDY ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амренова М. М.

В статье рассмотрены условия создания самообучающейся организации на основе акмеологического подхода. Анализируется проблема недостаточного использования «ресурса обучаемости» образовательных учреждений. Организационное обучение должно носить опережающий характер по отношению к изменениям, происходящим внутри организации, и формироваться как акмеориентированный процесс, в который вовлечены все члены данной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A

The article describes the conditions of building a self-study organization on the basis of the aсmeological approach. The problem of insufficient usage of teaching resource in the educational establishments is analyzed. The organizational education is to have an advanced character with regards to the changes in the organization and has to the formed as an aсmeologically oriented process, which all the organization members must be involved in.

Текст научной работы на тему «Акмеологические ориентиры для создания самообучающейся организации»

УДК 371

М. М. Амренова

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ДЛЯ СОЗДАНИЯ САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ

В статье рассмотрены условия создания самообучающейся организации на основе акмеологического подхода. Анализируется проблема недостаточного использования «ресурса обучаемости» образовательных учреждений. Организационное обучение должно носить опережающий характер по отношению к изменениям, происходящим внутри организации, и формироваться как акмеориентированный процесс, в который вовлечены все члены данной организации.

Ключевые слова: самообучающаяся организация, акмеологический подход, личностно-профессиональное развитие педагога.

Одной из ведущих современных тенденций профессионального управления образовательным учреждением выступает развитие организационного обучения как стратегии постоянного обновления, обеспечения конкурентоспособности учебного заведения. В соответствии с идеями теории самоорганизации (синергетики) и по своей природе образовательное учреждение может рассматриваться как открытая, нелинейная, состоящая из многих объектов со сложными взаимопереходами, удаленная от равновесия, обладающая признаками самоорганизации, самодостраивания социальнопедагогическая система. По мнению Л. А. Шипи-линой, управление лишь задает некоторые рамки, обозначает скрепляющие процедуры, без которых невозможно обеспечить внешнюю целостность и устойчивость объекта [1]. Взгляды на организации как на самокорректирующиеся с помощью обратной связи системы породили идею организационного обучения как одного из динамических организационных процессов.

Термин «обучающаяся организация», широко распространившийся в Европе и США в 1990-е гг., в России стал использоваться недавно. Одна из известных у нас концепций обучающейся организации принадлежит американскому исследователю П. Сенге. Другая, европейская, была разработана несколькими авторами: Т. Бойделом, Н. Диксоном и П. Сенджем. В отечественной науке этими проблемами достаточно активно занимается Б. Мильнер, доктор экономических наук, профессор ГУУ (г. Москва). Воздействие рыночной экономики на сферу образования, появление новых форм оказания образовательных услуг требует применения подходов менеджмента в сфере бизнеса к управлению образовательными учреждениями. В частности, получила широкое распространение в современном менеджменте идея самообучающейся организации. Известный теоретик менеджмента П. Сенге определяет обучающуюся организацию как место, «в котором люди постоянно расширяют свои возможности создания результатов, к которым они на самом деле стремятся, в котором взра-

щиваются новые широкомасштабные способы мышления, в котором люди постоянно учатся тому, как учиться вместе» [2]. Эффективно обучающейся является такая организация, которая поддерживает процесс обучения во всех областях, поощряет обучение тому, как нужно учиться.

Организационное (корпоративное) обучение -это словосочетание хорошо знакомо бизнесменам, которые привыкли считать свою прибыль. Прибыль предприятию создают те, кто на нем работает. Люди - главный капитал информационного общества, в котором мы живем. Именно поэтому развитие предприятия и развитие персонала стали практически синонимами. Все больше современных профессиональных образовательных учреждений рассматривают человеческий капитал как основной стратегический ресурс и создают свои внутренние программы обучения.

Система внутрифирменного обучения, в основе которой лежит идея непрерывности повышения профессиональной и социально-психологической компетентности персонала, обеспечивающего решение актуальных и перспективных задач организации, занимает важное место в системе управления человеческими ресурсами. Идеи целостности, единства личностного и профессионального развития человека лежат в основе акмеологического подхода, который состоит в выявлении условий мобилизации у человека установки на свои наивысшие достижения, на наиболее полную самореализацию личности. Современное понимание ак-меологии как науки, изучающей проблемы самообразования, самоорганизации и самоконтроля профессиональной деятельности, предполагает исследование вопросов самообучающейся организации. Основополагающие аспекты педагогической акмеологии рассмотрены в работе В. Н. Максимовой «Акмеология: новое качество образования»: «Акмеология - это наука о качестве человека и о качестве жизни. Акмеология образования, в свою очередь, исследует условия достижения высокого качества образовательных систем и развития субъектов образовательного процесса: учителя и уче-

ника. < ...> Акмеологический подход к образованию становится особенно актуальным в связи с обострением проблемы качества современной школы» [3]. Обучение выступает в роли катализатора и интеллектуального ресурса для создания устойчивого конкурентного преимущества, важным фактором повышения качества образовательных услуг. Для педагога с точки зрения акмеологической концепции становится необходимым приобретение качеств специалиста нового типа - способного к саморазвитию и развитию других в предметной деятельности, умеющего согласовывать индивидуальные особенности профессионального самосознания с требованиями профессиональной среды и достигать личностно значимых результатов в педагогической деятельности. Организации приобретают конкурентное преимущество в процессе непрерывного набора знаний как индивидуального, так и коллективного. Накопление новых знаний сотрудниками организации становится обучением самой организации. Изменения во взглядах педагогов находят отражение в образовательной практике. Как подтверждают исследования, профессиональное развитие неотделимо от личностного - в основе и того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования и приводящий к высшей форме жизнедеятельности личности - творческой самореализации [4].

Непрерывность профессионально-педагогического образования преподавателя служит предпосылкой развития творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеядеятельности и условием постоянного совершенствования индивидуального педагогического опыта. Образование человека не заканчивается на каком-то определенном этапе жизни, оно продолжается на всем ее протяжении, являясь необходимым условием его личностного и профессионального развития. Восхождению к профессиональному мастерству способствует система профессионального образования. Преподаватель, как никто другой, много обучается на курсах повышения квалификации, на семинарах, организуемых ОУ ДПО, осуществляет профессиональную переподготовку. Однако все эти формы не решают актуальных проблем педагогической действительности, не развивают в полной мере профессиональную компетентность преподавателя. Образовательные учреждения мало используют так называемый ресурс обучаемости. Современная управленческая модель, связанная с идеологией самообучающейся организации, предполагает, что в такой организации принято учиться. Но не только и не столько на курсах, сколько в каждой сложной ситуации. Акцентация управ-

ленческих усилий на обнаружении и решении проблемных ситуаций педагогами развивает потребность поиска новых знаний, способность анализировать и проектировать педагогическую деятельность. При этом важным является характеристика проблемной ситуации, при которой показателем трудности становится не просто степень новизны усваиваемых знаний, а та степень обобщения, которую должен достигнуть педагог в процессе обнаружения нового знания в проблемной ситуации. Страх неопределенных ситуаций приводит к установлению большого количества ограничений, отказу от принятия нестандартных идей, а в самом крайне варианте - к стагнации личности. Единственная определенность сегодня - то, что мы живем в условиях неопределенности. Не каждый может принять мысль о том, что мы живем в непрерывно меняющемся мире, и то, что было полезно и целесообразно вчера, не позволяет эффективно действовать сегодня. Проблематизация понимается нами как процесс вычленения проблем как результата обострившихся противоречий в профессиональной деятельности педагога. Процедура про-блематизации определяется также как ценностное самоопределение в проблемном поле деятельности. Руководителю необходимо помочь педагогам не только увидеть некое противоречие, но найти и сформулировать на его основе свою проблему, которую было бы интересно решить. Таким образом, проблематизация рассматривается в качестве механизма взаимодействия субъектов управления.

Осуществление развития через противоречия, разрешаемые субъектом, рассматривается в акмео-логии, позиция которой избрана авторами в качестве концептуальной, важной закономерностью феномена развития.

Содержание многих акмеологических положений, определяющих стратегию, тактику и технику оптимального формирования и последующего функционирования профессионалов высокого класса, созвучно концепции обучающейся организации профессора П. Сенге. В его книге «Пятая дисциплина» изложены пять основных понятий, или умений, обучающихся организаций. Пять дисциплин создают особую среду, корпоративную культуру обучающейся организации:

1) осознание мыслительных карт и характеристик усвоения информации людьми. Первая дисциплина задает новые правила общения между сотрудниками, формирует атмосферу взаимопонимания. Во-первых, общение выстраивается на основании убеждения, что другой человек обладает знаниями, которых нет у вас, - это и обусловливает его позицию. Во-вторых, чтобы он захотел этими знаниями поделиться, необходимо согласиться с ним, уточнив, на чем базируется его позиция, и

лишь затем высказать свою точку зрения. По мнению О. Коротковой, при таком стиле общения люди не только говорят об уважении друг к другу, а открыто проявляют его. В организациях, где такие правила общения обязательны, во много раз снижается степень конфликтности и возникает эффект синергии, при котором сотрудники взаимодо-полняют друг друга [5]. Акмеологический подход культивирует рефлексию и рефлексивные процессы мышления. Умение переосмысливать опыт своей деятельности - одна из предпосылок саморазвития человека. Сотворческий тип взаимодействия создает условия для развития и реализации творческого профессионального потенциала каждого педагога образовательного учреждения и его в целом. Мир - это моя субъективная реальность, моя трактовка происходящего есть основа для принятия жизненно важных решений. Это принципиально меняет отношение к миру. Мир становится материалом для собственного развития. Любая ситуация становится источником движения вперед. Ак-меориентированный человек в любой проблеме видит возможность. Возможность для усиления своего я, возможность решить нестандартную задачу, перепрограммировать свое сознание для нахождения оптимального решения;

2) личное мастерство. Эта дисциплина побуждает людей постоянно прояснять для самих себя, что им важно, т. е. свою собственную концепцию. В то же время они должны постоянно переоценивать то, как идут дела сейчас, т. е. текущую ситуацию. Напряжение между концепцией и реальностью порождает энергию. Эта энергия побуждает к личному росту. Акмеологический закон личностно-профессионального развития и умножения личностного потенциала устанавливает взаимозависимость между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности. Установлено, что движущей силой личностно-профессионального развития

выступают противоречия. Основным из них является противоречие между способностями, одаренностью личности и мотивацией достижений и требованиями конкретной профессиональной деятельности, нормативностью поведения человека. Возникающие противоречия между целями, задачами и наличными средствами их достижения, между стремлениями и возможностями их удовлетворения, между тенденциями изменчивости и стремлением к стабильности личность разрешает, овладевая алгоритмами продуктивной деятельности и решения профессиональных задач, построения индивидуальных программ профессионального роста, разработки и применения методов психологической поддержки. Один из основателей психологической теории деятельности Д. А. Леонтьев

высказал такую интересную мысль, что выбор адаптации - это отказ от изменений, уход от неизвестности, выбор прошлого, а выбор самореализации - это шаг вперед, выбор будущего. Способность изобретать новое и воплощать новые идеи в реальность является важнейшей особенностью, отличающей людей от высших приматов. Креативность как устойчивая совокупность черт, способствующих поиску нового, оригинального, нетипичного, обеспечивает прогресс общественного развития. Каждый акт творчества есть акт самореализации, акт творения будущего;

3) поощрение группового обучения. Сюда относятся не только уже ставшие привычными тренинги, но и новые методы организации командного взаимодействия. В компании У. Диснея было принято проводить коллективные обсуждения проектов на всех стадиях их реализации. «В процесс должны быть включены все, начиная от простого дворника и кончая заместителем директора», - считал Дисней. В современной практике управления образовательными учреждениями все больше внимания уделяется управлению проектом как способу развития учебного заведения. С точки зрения акмеологии, команда - группа людей, выполняющая определенную задачу, в которой выражается синергетический эффект. Для нас считается аксиоматичным, что команда является организационным ресурсом. Н. В. Клюева утверждает, что существует несколько наборов параметров, характеризующих высокоэффективную интегрированную команду проекта: ясное понимание общих целей, ориентация на результат, открытость, уверенность друг в друге, вовлеченность в деятельность, лояльность по отношению к членам команды, разделение компетенций, эффективные внутренние процедуры, гибкость и адаптивность, совершенствование и рост компетентности [6]. Акмеологический принцип организации опыта саморазвития в ходе творческого решения проблем заключается в следующем: исследуя - обучаемся, обучаясь - развиваемся. В последнее время идея проектирования получает распространение в психолого-педагогической теории как способ решения проблем в содержательной (предметной) сфере педагогической деятельности. Проектный подход основывается на активной направленности участников проектной работы на будущее. Это связано с необходимостью формирования, выращивания нового типа деятелей, которые способны не только осуществлять проектные действия, но и моделировать (конструировать, создавать) такие пространства, где воспроизводится, транслируется и развивается проектная культура. Авторы согласны с Е. Н. Дубиненковой, отмечающей, что уровень профессионализма руководителей и менеджеров в современных условиях

должен описываться не только в терминах его личностных качеств, но и в терминах его проектно-деятельностных умений, ключевыми из которых являются рефлексия, целеполагание, планирование и эк-спертирование собственной деятельности (что составляет ядро проектной культуры) [7];

4) развитие умения видеть перспективы, созидать лучшее будущее. Каждый сотрудник должен уметь оценивать, на каком этапе профессионального развития он находится сейчас, куда нужно стремиться, какие ресурсы для этого необходимы. Топ-менеджеры делают это в рамках всей организации. Данные умения акмеологи называют акмеологи-ческими инвариантами профессионализма. Проблема управления образованием заключается в недооценке значения стратегического лидерства для мобилизации энергии людей, направления ее на дело и поддержания процесса демократических изменений в сфере образования. Стратегическое лидерство может существовать как феномен (личные качества педагога) и (или) как система менеджмента (технология управления будущим). Педагог, работающий в этой системе, способен увидеть событие будущего, подвергнуть его анализу как «событие-проблему», понять динамику переходных процессов и построить план действий, чтобы «событие-проблему» превратить в «событие-ресурс» для своего профессионального развития;

5) развитие способности системного мышления. Без этой дисциплины все остальные умения и знания так и останутся «разрозненными приемами, модной новинкой науки управления», пишет П. Сенге. Системное мышление дает целостное представление о процессах и явлениях, помогает понять, как их изменить наиболее успешно. Интерпретации в новых гносеологических координатах обладающей высоким эвристическим потенциалом познавательной программы системного подхода обусловливают научный интерес к генезису системного подхода в акмеологической науке. Выдающийся акмеолог Н. В. Кузьмина, разрабатывая вопросы системного подхода в профессиональной педагогике, отмечала, что целеустремленность педагогической системы характеризуется следующими признаками: ее рождение обусловлено определенными потребностями общества, которые она должна удовлетворить; ее деятельность подчинена определенным целям и контролируется, исходя их них; носителями целей являются все компоненты

педагогической системы; главными носителями целей являются руководители систем, педагоги и учащиеся. Акмеологический подход характеризует педагогическую систему как «человекосодержащую», которая предполагает ряд ограничений на реализацию определенных шагов системного подхода. Свободная воля людей, входящих в состав педагогической системы; индивидуальность и непредсказуемость их психических процессов, отношений, позиций, поступков; целеустремленность, ответственность и саморазвитие, определяющие субъектную позицию всех участников педагогических отношений, - эти и другие особенности педагогической системы как вероятностной, целенаправленной и самоорганизующейся дают основания для формирования акмеологических основ создания самообучающейся организации.

Таким образом, обучение в условиях образовательного учреждения основывается на общих закономерностях обучения зрелых людей. Оно должно быть нацелено на решение конкретных проблем, актуально стоящих перед организацией и руководителем. Условиями эффективности обучения являются оперативность и немедленное практическое внедрение принимаемых решений, проверка их на практике. Внутрифирменное обучение должно быть нацелено на непосредственное применение полученных знаний и способов решения проблем.

Есть все основания согласиться с мнением

Н. В. Кузьминой: «Если преподаватели всех уровней профессионального образования освоят акмеологический подход к исследованию факторов достижения вершин в любом виде профессиональной деятельности, если они научат студентов акмеоло-гическим стратегиям и технологиям самодвижения к вершинам продуктивности и профессионализма... Россия получит необычайное ускорение выхода из кризиса образования, науки, общественной жизни» [8]. В человеке всегда было заложено стремление к совершенству, к достижению вершин. Организационное обучение должно носить опережающий характер по отношению к изменениям, происходящим внутри организации, быть мотивирующей и направленной на формирование у педагогических работников внутренней потребности к совершенствованию и саморазвитию, формироваться как акмеориентированный процесс, в который вовлечены все члены данной организации.

Список литературы

1. Инновационный менеджмент в образовательном учреждении: научно-практическое пособие / под ред. Л. А. Шипилиной. Омск: Изд-во ОмГПУ, 2004.

2. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. М.: «Олимп-Бизнес», 1999.

3. Максимова В. Н. Акмеология: новое качество образования // Завуч. 2004. № 3. С. 25-29.

4. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / под ред. Л. М. Митиной. М., 2005.

5. Короткова О. Обучающаяся и саморазвивающаяся организация [Электронный ресурс] // Технологии корпоративного управления [сайт]. URL: http://www.iteam.ru/publications/human/section_67/article_985 (дата обращения: 25.10.2009).

6. Клюева Н. В. Формирование команды как условие успешности разработки и внедрения проекта (из опыта работы бизнес-консультанта) [Электронный ресурс] // Центр корпоративного обучения и консультирования [сайт]. URL: http://www.consult.uniyar.ac.ru/articles.html (дата обращения: 25.10.2009).

7. Дубиненкова Е. Н. Организация внутрифирменного обучения сотрудников предприятия [Электронный ресурс] // Курьер Вологодской торгово-промышленной палаты. 2003. № 2. URL: http://www.cprofi.ru/!go?id_=10000843&ln2=&body_left=10000896 (дата обращения: 25.10.2009).

8. Акмеология 2000. Методические и методологические проблемы / под ред. Н. В. Кузьминой, Э. М. Зимичева. СПб., 2000.

Амренова М. М., кандидат педагогических наук, доцент.

Омский государственный педагогический университет.

Ул. Набережная Тухачевского, 14, г. Омск, Омская область, Россия.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 20.01.2010.

M. M. Amrenova

ACMEOLOGICAL PRINCIPLES FOR THE FOUNDATION OF THE SELF-STUDY ORGANIZATION

The article describes the conditions of building a self-study organization on the basis of the aсmeological approach. The problem of insufficient usage of “teaching resource” in the educational establishments is analyzed. The organizational education is to have an advanced character with regards to the changes in the organization and has to the formed as an aomeologically oriented process, which all the organization members must be involved in.

Key words: self-study organization, aсmeological approach, teacher’s personal-professional development.

Omsk State Pedagogical University.

Ul. Nab. Tukhachevskogo, 14, Omsk, Omsk oblast, Russia, 644099.

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.