Научная статья на тему 'Развитие профессионального потенциала учителя в школе как в «Самообучающейся организации»'

Развитие профессионального потенциала учителя в школе как в «Самообучающейся организации» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПЕДАГОГА / TEACHERS' PROFESSIONAL ABILITIES AND SKILLS / РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / DEVELOPMENT OF CONTINUOUS TEACHER-TRAINING / САМООБУЧАЮЩАЯСЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SELF-LEARNING ORGANIZATION / РЕЖИМ РАЗВИТИЯ / DEVELOPMENT MODE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Катербарг Т. О.

В статье уточняется понимание самообучающейся организации; проблема совершенствования внутришкольного управления и организации; рассматриваются условия развития, активизации и реализации профессионального потенциала педагогов непосредственно в ситуации профессиональной деятельности, т.е. в условиях образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF TEACHERS PROFECCIONAL SKILLS IN SCHOOL ENVIRONMENT AS IN A SELF-LEARNING ORGANIZATION

The understanding of self-learning organization is defined in this article; the problem of improvement of intraschool managment system; creating the proper conditions for development and activation of teachers’ professional abilities and skills directly in daily teachers activities in school environment.

Текст научной работы на тему «Развитие профессионального потенциала учителя в школе как в «Самообучающейся организации»»

УДК 37.01

Т.О. Катербарг

директор,

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Сургут

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК В «САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ»

Аннотация. В статье уточняется понимание самообучающейся организации; проблема совершенствования внутришкольного управления и организации; рассматриваются условия развития, активизации и реализации профессионального потенциала педагогов непосредственно в ситуации профессиональной деятельности, т.е. в условиях образовательного учреждения.

Ключевые слова: профессиональный потенциал педагога, развитие системы непрерывного педагогического образования, самообучающаяся организация, режим развития.

T.O. Katerbarg, State Secondary Schoool № 1, Surgut

DEVELOPMENT OF TEACHERS PROFECCIONAL SKILLS IN SCHOOL ENVIRONMENT AS IN A SELF-

LEARNING ORGANIZATION

Abstract: The understanding of self-learning organization is defined in this article; the problem of improvement of intraschool managment system; creating the proper conditions for development and activation of teachers' professional abilities and skills directly in daily teachers activities in school environment.

Keywords: teachers' professional abilities and skills, development of continuous teacher-training, self-learning organization, development mode.

Современная школа сегодня рассматривается как сложная динамическая система, управление которой осуществляется с разграничением разных функций управления, разных организационных структур и разных организационных механизмов в зависимости от объекта управления, которым может выступать либо функционирование, либо развитие организации.

Как отмечают исследователи, осуществление инновационной деятельности в современной школе - это один из аспектов ее работы в режиме развития. В целом изучение работ по данной проблематике позволяет сделать вывод, что перевод школы в режим развития является важнейшим фактором ее обновления, позволяющим «создать условия для массового творчества, для перерастания отдельных зон прорыва в целостное инновационное пространство с новыми технологиями, средствами, типами педагогической деятельности» [4, с. 5].

Большое внимание в отечественной педагогике сегодня уделяется также исследованию проблем развития системы непрерывного педагогического образования. Как показывает анализ работ С.Г. Вершловского, Л.Н. Горбуновой, Н.А. Григорьевой, С.А. Дочкиной, И.Р. Ла-заренко, Е.А. Левановой, С.П. Маркиной, Л.М. Митиной, Э.М. и др., основная проблема заключается в преодолении оторванности системы повышения квалификации учителей от реальных потребностей их профессиональной деятельности.

За прошедшие годы, судя по публикациям и научно-педагогическим исследованиям, апробированы и внедрены разнообразные инновационные формы повышения квалификации учителей вплоть до индивидуализированных, персонифицированных моделей обучения (И.А. Носков, Л.С. Страхова, О.Г. Тавстуха, Н.В. Тарасова, И.П. Цвелюх и др.) Однако в целом ведущей формой дополнительного образования педагогов в этой системе остается групповое курсовое повышение квалификации, даже если разработчики стараются осуществлять его на основе индивидуального подхода. Такая форма повышения квалификации, с точки зрения развития профессионального потенциала педагога мало эффективна. Поэтому, по мнению О.О. Киселевой необходимо осуществлять поиск и разработку «различных форм интеграции образования и профессиональной деятельности: высшего образования и инновационной практики; послевузовского образования и инновационной педагогической деятельности; дополнительного

профессионального образования и инновационной практики; дополнительного образования взрослых и практики семейного воспитания» [5, с. 13].

Однако такие формы интеграции достаточно сложны в организационном плане, а поэтому на сегодняшний день в практике образования реализуются крайне редко, что обусловливает необходимость поиска других, более доступных форм интеграции непрерывного педагогического образования и профессиональной деятельности учителей. С этой точки зрения одной из продуктивных представляется идея «школы как самообучающейся организации».

Термин «самообучающаяся организация» появился и в настоящее время широко используется в теории и практике менеджмента (Б.Дж. Брейем, Д. Гервин, Б. Найхэм, П.М. Сенге, P.K. Ahmed, C.L. Wang и др.) и выражает собой новый этап в осмыслении способов повышения эффективности планируемых организационных изменений, когда ведущие менеджеры мира осознали, что только персонал может привести к успеху всей организации.

В последние годы использование положений концепции «самообучающейся организации» получает распространение и применительно к образовательным учреждениям (Г.А. Игнатьева, Л.С. Обласова, Е.А. Пагнаева, Т.В. Щербова, О.В. Ялакаева, Н.У. Ярычев и др.). В целом это обусловлено, как справедливо отмечает Г.А. Игнатьева, переходом к новой образовательной парадигме, в которой ценность саморазвития учителя объединена с ценностью развития и саморазвития ученика [3].

По мнению Л.С. Обласовой [6], «становление образовательного учреждения как «обучающейся организации» представляет собой процесс и результат развития образовательного учреждения, обеспеченный непрерывностью инновационных процессов, осуществляемых в образовательном учреждении, и непрерывным профессиональным развитием педагогического персонала образовательной организации».

Н.У. Ярычев [8], на примере формирования конфликтологической культуры педагога, выделил особенности организации процесса профессионального развития учителя в самообучающейся организации:

«а) соотнесение направлений и содержания процесса обучения учителей с осуществляемой в учреждении образовательной политикой;

б) использование потенциала сложившейся в учреждении системы повышения квалификации;

в) обеспеченность процесса обучения эффективным механизмом мотивации и стимулирования персонала;

г) решающая роль учителя в выборе форм и методов обучения;

д) универсальный характер получаемых учителями знаний;

е) преобладание групповых форм учебной работы;

ж) индивидуальное обучение учителей конструктивной деятельности в профессиональной среде;

з) глубина, значимость и тесная связь знаний и умений с практической деятельностью;

и) непрерывное информирование учителя о результатах развития;

к) системная работа по осмыслению и обобщению реального опыта учителей».

Таким образом, специфика школы как «самообучающейся организации» состоит в том, что в центре внимания находится педагогический персонал. Именно его непрерывное обучение и развитие, в том числе за счет собственного опыта, выступает основным ресурсом развития образовательного учреждения, повышения эффективности и качества его деятельности в целом.

С этой точки зрения концепция школы как «самообучающейся организации» является одной из наиболее оптимальных для развития профессионального потенциала учителя.

Список литературы:

1. Дудящева, В.П., Нестерова, Н.А. Этапы становления самообучающейся организации // Научный вестник Костромского ГТУ. - 2006. - № 2. - С. 10.

2. Дудяшова, В.П., Кипень, Н.А., Сизых, Е.В. Инновационный подход к определению оптимальной формы самообучающейся организации в зависимости от стадии развития её жизненного цикла // Сибирская финансовая школа. - 2010. - № 2. - С.130-134.

3. Игнатьева, Г.А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации [Электронный ресурс] / Г.А. Игнатьева // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n4/ Ignateva.shtml

4. Кваша, В. Только один способ управления эффективен / В. Кваша // Народное образование. - 1997. - № 1. - С. 4-12.

5. Киселева, О.О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.О. Киселева. - М., 2002. - 44 с.

6. Обласова, Л.С. Научно-методическое сопровождение педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся организации» [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Обласова. - Омск, 2010. - URL: http://nauka-pedagogika.com.

7. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Питер Сенге; [пер. с англ. Б.С. Пинскер]. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 406 с.

8. Ярычев, Н.У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.У. Ярычев. -Челябинск, 2011. - URL: http://nauka-pedagogika.com

List of references:

1. Dudyasheva V.P., Nesterova N.A. Formation stages of a self-learning organization // The Kostroma STC scitific journal. - 2006. - № 2. - P. 10.

2. Dudyasheva V.P., Kypen N.A., Sysikh E.V. Innovation approach to define the best possible way to form a self-learning organization in relation with the stage of its life cycle // Siberian Finance School. - 2010. - № 2. -P. 130-134.

3. Ignatieva G.A. Self-learning organisation as a model of developing teachers training in skills development system / Ignatieva G.A. // Psycology as a science and eeducation. - 2005. - № 4. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu/ 2005/n4/Ignateva.shtml

4. Kvasha V. The only effective way of management / V. Kvasha // Public education. - 1997. - № 1. -

P. 4-12.

5. Kiseleva O.O. Theory and practice of development teachers profeccional skills: author's dissertation abstract PhD / O.O. Kiseleva. - Moscow, 2002. - P. 378.

6. Oblasova L.S. Scientific and methodological support for teachers during forming a school as a «self-learning organization»: author's dissertation abstract PhD / L.S. Oblasova. - Omsk, 2010. - URL: http://nauka-pedagogika.com

7. Senge P. The fifth discipline: the art and practice of a self-learning organization. - M., 2003.

8. Yarichev N.U. Concept of development conflictology science in teachers in a self learning organization: author's dissertation abstract PhD / N.U. Yarichev. - Chelyabinsk, 2011. - http://nauka-pedagogika.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.