УДК 37.01
Т.О. Катербарг
директор,
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», г. Сургут
РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА УЧИТЕЛЯ В ШКОЛЕ КАК В «САМООБУЧАЮЩЕЙСЯ ОРГАНИЗАЦИИ»
Аннотация. В статье уточняется понимание самообучающейся организации; проблема совершенствования внутришкольного управления и организации; рассматриваются условия развития, активизации и реализации профессионального потенциала педагогов непосредственно в ситуации профессиональной деятельности, т.е. в условиях образовательного учреждения.
Ключевые слова: профессиональный потенциал педагога, развитие системы непрерывного педагогического образования, самообучающаяся организация, режим развития.
T.O. Katerbarg, State Secondary Schoool № 1, Surgut
DEVELOPMENT OF TEACHERS PROFECCIONAL SKILLS IN SCHOOL ENVIRONMENT AS IN A SELF-
LEARNING ORGANIZATION
Abstract: The understanding of self-learning organization is defined in this article; the problem of improvement of intraschool managment system; creating the proper conditions for development and activation of teachers' professional abilities and skills directly in daily teachers activities in school environment.
Keywords: teachers' professional abilities and skills, development of continuous teacher-training, self-learning organization, development mode.
Современная школа сегодня рассматривается как сложная динамическая система, управление которой осуществляется с разграничением разных функций управления, разных организационных структур и разных организационных механизмов в зависимости от объекта управления, которым может выступать либо функционирование, либо развитие организации.
Как отмечают исследователи, осуществление инновационной деятельности в современной школе - это один из аспектов ее работы в режиме развития. В целом изучение работ по данной проблематике позволяет сделать вывод, что перевод школы в режим развития является важнейшим фактором ее обновления, позволяющим «создать условия для массового творчества, для перерастания отдельных зон прорыва в целостное инновационное пространство с новыми технологиями, средствами, типами педагогической деятельности» [4, с. 5].
Большое внимание в отечественной педагогике сегодня уделяется также исследованию проблем развития системы непрерывного педагогического образования. Как показывает анализ работ С.Г. Вершловского, Л.Н. Горбуновой, Н.А. Григорьевой, С.А. Дочкиной, И.Р. Ла-заренко, Е.А. Левановой, С.П. Маркиной, Л.М. Митиной, Э.М. и др., основная проблема заключается в преодолении оторванности системы повышения квалификации учителей от реальных потребностей их профессиональной деятельности.
За прошедшие годы, судя по публикациям и научно-педагогическим исследованиям, апробированы и внедрены разнообразные инновационные формы повышения квалификации учителей вплоть до индивидуализированных, персонифицированных моделей обучения (И.А. Носков, Л.С. Страхова, О.Г. Тавстуха, Н.В. Тарасова, И.П. Цвелюх и др.) Однако в целом ведущей формой дополнительного образования педагогов в этой системе остается групповое курсовое повышение квалификации, даже если разработчики стараются осуществлять его на основе индивидуального подхода. Такая форма повышения квалификации, с точки зрения развития профессионального потенциала педагога мало эффективна. Поэтому, по мнению О.О. Киселевой необходимо осуществлять поиск и разработку «различных форм интеграции образования и профессиональной деятельности: высшего образования и инновационной практики; послевузовского образования и инновационной педагогической деятельности; дополнительного
профессионального образования и инновационной практики; дополнительного образования взрослых и практики семейного воспитания» [5, с. 13].
Однако такие формы интеграции достаточно сложны в организационном плане, а поэтому на сегодняшний день в практике образования реализуются крайне редко, что обусловливает необходимость поиска других, более доступных форм интеграции непрерывного педагогического образования и профессиональной деятельности учителей. С этой точки зрения одной из продуктивных представляется идея «школы как самообучающейся организации».
Термин «самообучающаяся организация» появился и в настоящее время широко используется в теории и практике менеджмента (Б.Дж. Брейем, Д. Гервин, Б. Найхэм, П.М. Сенге, P.K. Ahmed, C.L. Wang и др.) и выражает собой новый этап в осмыслении способов повышения эффективности планируемых организационных изменений, когда ведущие менеджеры мира осознали, что только персонал может привести к успеху всей организации.
В последние годы использование положений концепции «самообучающейся организации» получает распространение и применительно к образовательным учреждениям (Г.А. Игнатьева, Л.С. Обласова, Е.А. Пагнаева, Т.В. Щербова, О.В. Ялакаева, Н.У. Ярычев и др.). В целом это обусловлено, как справедливо отмечает Г.А. Игнатьева, переходом к новой образовательной парадигме, в которой ценность саморазвития учителя объединена с ценностью развития и саморазвития ученика [3].
По мнению Л.С. Обласовой [6], «становление образовательного учреждения как «обучающейся организации» представляет собой процесс и результат развития образовательного учреждения, обеспеченный непрерывностью инновационных процессов, осуществляемых в образовательном учреждении, и непрерывным профессиональным развитием педагогического персонала образовательной организации».
Н.У. Ярычев [8], на примере формирования конфликтологической культуры педагога, выделил особенности организации процесса профессионального развития учителя в самообучающейся организации:
«а) соотнесение направлений и содержания процесса обучения учителей с осуществляемой в учреждении образовательной политикой;
б) использование потенциала сложившейся в учреждении системы повышения квалификации;
в) обеспеченность процесса обучения эффективным механизмом мотивации и стимулирования персонала;
г) решающая роль учителя в выборе форм и методов обучения;
д) универсальный характер получаемых учителями знаний;
е) преобладание групповых форм учебной работы;
ж) индивидуальное обучение учителей конструктивной деятельности в профессиональной среде;
з) глубина, значимость и тесная связь знаний и умений с практической деятельностью;
и) непрерывное информирование учителя о результатах развития;
к) системная работа по осмыслению и обобщению реального опыта учителей».
Таким образом, специфика школы как «самообучающейся организации» состоит в том, что в центре внимания находится педагогический персонал. Именно его непрерывное обучение и развитие, в том числе за счет собственного опыта, выступает основным ресурсом развития образовательного учреждения, повышения эффективности и качества его деятельности в целом.
С этой точки зрения концепция школы как «самообучающейся организации» является одной из наиболее оптимальных для развития профессионального потенциала учителя.
Список литературы:
1. Дудящева, В.П., Нестерова, Н.А. Этапы становления самообучающейся организации // Научный вестник Костромского ГТУ. - 2006. - № 2. - С. 10.
2. Дудяшова, В.П., Кипень, Н.А., Сизых, Е.В. Инновационный подход к определению оптимальной формы самообучающейся организации в зависимости от стадии развития её жизненного цикла // Сибирская финансовая школа. - 2010. - № 2. - С.130-134.
3. Игнатьева, Г.А. Самообучающаяся организация как модель развивающего обучения педагога в системе повышения квалификации [Электронный ресурс] / Г.А. Игнатьева // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 4. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n4/ Ignateva.shtml
4. Кваша, В. Только один способ управления эффективен / В. Кваша // Народное образование. - 1997. - № 1. - С. 4-12.
5. Киселева, О.О. Теория и практика развития профессионально-педагогического потенциала учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.О. Киселева. - М., 2002. - 44 с.
6. Обласова, Л.С. Научно-методическое сопровождение педагогического персонала в становлении образовательного учреждения как «обучающейся организации» [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л.С. Обласова. - Омск, 2010. - URL: http://nauka-pedagogika.com.
7. Сенге, П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Питер Сенге; [пер. с англ. Б.С. Пинскер]. - М.: Олимп-Бизнес, 2003. - 406 с.
8. Ярычев, Н.У. Концепция развития конфликтологической культуры учителя в самообучающейся организации [Электронный ресурс]: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Н.У. Ярычев. -Челябинск, 2011. - URL: http://nauka-pedagogika.com
List of references:
1. Dudyasheva V.P., Nesterova N.A. Formation stages of a self-learning organization // The Kostroma STC scitific journal. - 2006. - № 2. - P. 10.
2. Dudyasheva V.P., Kypen N.A., Sysikh E.V. Innovation approach to define the best possible way to form a self-learning organization in relation with the stage of its life cycle // Siberian Finance School. - 2010. - № 2. -P. 130-134.
3. Ignatieva G.A. Self-learning organisation as a model of developing teachers training in skills development system / Ignatieva G.A. // Psycology as a science and eeducation. - 2005. - № 4. - URL: http://psyjournals.ru/psyedu/ 2005/n4/Ignateva.shtml
4. Kvasha V. The only effective way of management / V. Kvasha // Public education. - 1997. - № 1. -
P. 4-12.
5. Kiseleva O.O. Theory and practice of development teachers profeccional skills: author's dissertation abstract PhD / O.O. Kiseleva. - Moscow, 2002. - P. 378.
6. Oblasova L.S. Scientific and methodological support for teachers during forming a school as a «self-learning organization»: author's dissertation abstract PhD / L.S. Oblasova. - Omsk, 2010. - URL: http://nauka-pedagogika.com
7. Senge P. The fifth discipline: the art and practice of a self-learning organization. - M., 2003.
8. Yarichev N.U. Concept of development conflictology science in teachers in a self learning organization: author's dissertation abstract PhD / N.U. Yarichev. - Chelyabinsk, 2011. - http://nauka-pedagogika.com