Научная статья на тему '«Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога'

«Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
724
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога»

Г. ИГНАТЬЕВА, доцент Нижегородский институт развития образования

Исследователи закономерностей образовательных процессов системы дополнительного профессионального педагогического образования (ДППО) констатируют отставание требований к повышению квалификации специалистов образования по сравнению с требованиями к их первичной профессиональной подготовке в вузе [1, с. 340-343].

В вузовском и дополнительном образовании ставится вроде бы одна и та же задача - развитие способностей человека, однако между ними обнаруживается заметное расхождение в выборе средств и способов ее решения. При этом различными оказываются как формы, в которых осуществляется учебная и профессиональная деятельность, так и понимание целей и ценностей образования их субъектами.

Ведущей целью базового профессионального образования является освоение обучающимся способов нормативно-целесообразной профессиональной деятельности, тогда как в дополнительном (постдипломном) профессиональном образовании целевые ориентиры смещаются на раскрытие ее ценностно-смысловой компоненты. Соответственно различаются и подходы к построению содержания образования. Содержание вузовского образования строится как предметное, синтезирующее профессиональные знания, умения и навыки в соответствии с совокупностью профессионально обусловленных требований к выпускнику вуза как к специалисту, обладающему определенным уровнем профессиональной готовности. В системе ДППО содержание образования приобретает деятель-ностный, метапредметный характер.

Изменение способа овладения содержанием переориентирует вектор личностной

«Самообучающаяся организация» как модель повышения квалификации педагога

направленности этих двух типов образования. Если вузовское образование ориентировано на формирование социально адаптированной личности, то для системы повышения квалификации главным ориентиром становится индивидуализация, выращивание свободной, самобытной личности.

Те же отличия мы можем выделить в структуре и базовых функциях образовательного процесса вуза и системы повышения квалификации. Базовое профессиональное образование является, как правило, ти-пологизирующим, моновозрастным, ориентированным на социально-групповые нормы развития и выполняет следующий функционал: подготовку кадров, проведение научных исследований, организацию обмена научными кадрами, научными достижениями. Что касается ДППО, то оно, выполняя функции повышения квалификации специалистов, подготовки их к инновационной, опережающей, рефлексирующей деятельности, является поливозрастным образованием, ориентированным на личностные нормы (обеспечивающие индивидуальные траектории развития), на согласованность коммуникативных культур через использование модульного (задачного) принципа проектирования процесса обучения.

Таким образом, отношения между традициями основной вузовской и дополнительной профессиональной школы строятся как отношения педагогики - науки о воспитании и обучении как процессах социализации подрастающего поколения и анд-рагогики - науки об обучении взрослых как процессе развития сущностных сил человека, его фундаментальных способностей, обретения им своего самобытного образа во времени истории и социокультурном пространстве.

Андрагогический процесс повышения квалификации, направленный на выращивание педагога-профессионала - носителя деятельностной (предметной) позиции, необходимо строить на позиционном самоопределении, на способности самостоятельно вырабатывать принципы профессиональной деятельности и целенаправленно руководствоваться ими в процессе проектирования практики развивающего образования.

Необходимость освоения субъект-субъектного типа педагогического взаимодействия предполагает, что учитель сам должен «прожить» этапы выращивания этой формы в роли ученика. Это связано с перестройкой организационных связей системы повышения квалификации (от вузовской модели к андрагогической). Учитель изобъек-та переподготовки становится ее субъектом, а взаимоотношения учителей - обучающихся и преподавателей-андрагогов строятся на принципахколлективно-распределительной деятельности. Широкие возможности формирования новой оргуправленческой культуры, специалистов образования заложеныi в теории самообучающейся организации, входящей как составная часть в общую теорию организации.

В бизнес-образовании выработано представление об обучающейся организации (Learning Organization) как о более эффективной форме выживания и развития компании в нестабильной ситуации. Питер М. Сенге, выдвинув идею Самообучающейся Организации, предложил в качестве необходимого условия успешной деятельности прохождение непрерывного обучения сотрудниками компании [2, с.75-87]. Основное назначение самообучения состоит в «подготовке и развитии навыков персонала для эффективной работы в данной организации» [3, с. 39-42]. Если проанализировать это явление системно, в целом, не поддаваясь гипнозу одной только выигрышной стороны - высокой эффективности, станет очевидным, что рождение концепции Самообучающейся Организации имеет большое значение в деловом мире.

В то же время основание и цель создания обучающейся организации в бизнесе -чисто экономические, поэтому прямой перенос данной теории в сферу образования невозможен.

Качество гуманитарной педагогической системы определяется иерархией ценностей входящих в нее людей, а отнюдь не формами организации или материальными ресурсами.

В отличие от сферы материального производства и бизнеса, в образовании речь идет не только о квалификации специалиста (что часто понимается как способность быстро и эффективно выполнять поставленные задачи), но и о его нравственных качествах, проявляющихся прежде всего в способности брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Решаемую нами задачу следует переформулировать так: как должен быть организован процесс ДППО, чтобы его конечным результатом стала модернизация школы?

Введем рабочие определения, которые отражают существенные различия между понятиями «организация» и «самообучающаяся организация».

Организация - это адаптированная к своему окружению социальная система, имеющая определенные границы и стремящаяся сохранять свою целостность и внутреннюю структуру при любых (внешних и внутренних) деструктивных воздействиях.

Самообучающаяся организация - это организация, сознательно меняющая свои границы и перестраивающая свою функциональную структуру для более полной реализации своего главного предназначения или цели.

В современных условиях главным вопросом самоопределения педагога, который может решаться в рамках системы ДППО, является вопрос об отношениях с педагогической (инертной) средой школы, из которой он вышел и в которую должен возвращаться. Главной задачей должно быть создание условий для выращивания много-

образия таких самоопределений. Существующая уже многие годы дилемма «либо раствориться в среде, либо бороться с ней» является ложной. В первом случае полученный учителем инновационный импульс затухнет, потому что будет мешать ему снова стать частью среды и «быть как все», во втором - он будет потрачен на бесплодную борьбу и не достигнет своего конечного адресата - учеников.

Проблему модернизации постдипломного образования мы связываем с разработкой андрагогической модели деятельностного содержания профессионального образования педагога на основе гуманитарно-антропологического, проектного подходов, сис-темно-мыследеятельностной методологии и теории развивающего образования (В.В. Да-

выдов, В.И. Слободчиков, Ю.В. Громыко, В.В. Рубцов, Г.П. Щедровицкий и др.).

Стержневым фактором проектирования развивающего образования как нового типа образовательной практики выступает дея-тельностное содержание обучения учителя, поскольку оно определяется, с одной стороны, конкретной предметностью (предметом, который со-держат), а с другой стороны, способом со-держания этой предметности и совместных действий относительно нее. Решение проблемы разработки деятель-ностного содержания связано с общим способом проецирования теоретических знаний в плоскость обучения взрослых в системе повышения квалификации.

Деятельностное содержание модели самообучающейся организации соответ-

Гуманитарно-антропологичес кий подход

.......-"Ч............

0о0 Разработка новой °<> ° модели деятельностного г содержания СДППО

преемствен

кЫеЖдУступенями развития ^СПо<Собн|

принцип сохранения традициичерез саморазвитие _Рис. 1

ствует базовой схеме проектирования (см. рис. 1), включающей четыре основных этапа: проблематизация профессиональных средств и позиционное самоопределение педагога; создание ситуации развития в рамках и средствами своей профессии; выстраивание общей системы ценностей как основания для развития самообучающейся организации; оптимизация структуры смысловых и оргуправленчес-ких связей.

Умение учителя учить обучаясь является не только важнейшей характеристикой субъекта профессиональной педагогической деятельности, но и универсальной способностью к самостоятельному выходу за пределы собственной компетентности для поиска общих способов действий в новых ситуациях динамично развивающейся культуры. Основная идея построения новой модели повышения квалификации как самообучающейся организации состоит в том, что в деятельностном пространстве встречи учителей - слушателей курсов и преподавателей-андрагогов - задаются различные ситуации развития, самоопределения, в которых осуществляется выход из роли учителя в позицию учащегося через обращение к своему Я и коллективной рефлексии.

Модель самообучающейся организации можно охарактеризовать как позиционную, нормативно-творческую, мыследеятельно-стную модель системы развивающего дополнительного профессионального образования. Сопровождение процесса профессионального самоопределения педагога в этой модели представляет собой систему андра-гогических действий, направленных на порождение позиции.

Принятие своего типа участия в деятель-ностной ситуации, работа сознания и осуществление осознанного выбора приводят к тому, что последующее проектирование развивающей образовательной практики переживается как свободное и ответственное действие. В этом смысле позиционное самоопределение противостоит таким адап-

тивным механизмам вхождения в деятельность, как принятие и исполнение роли.

В новой модели повышения квалификации, ориентированной на развитие деятель-ностных способностей к профессиональному самоопределению, само постдипломное образование выступает единым и одновременным процессом профессионального саморазвития педагога и развития им своей профессии (через творение новых форм предметности).

Проектирование новой модели повышения квалификации на основе концепции самообучающейся организации требует также перестройки и конструирования оптимальной структуры организационно-управленческих связей. Мы предлагаем вариант четырехуровневой структуры организации непрерывного профессионального образования, которая имеет целостный характер, т.е. призвана осуществлять как объединение усилий по вертикали между уровнями (образовательное пространство России, образовательное пространство субъекта федерации, образовательное пространство города, образовательное пространство образовательного учреждения), так и координацию целей по горизонтали (лиц и организаций, находящихся на одном уровне) в контексте общей стратегии развития образовательного региона. При этом принципиальным является определение индивидуального места каждого участника не только внутри своего горизонта, но и в масштабе следующего уровня.

В непосредственной связи с этой задачей находится определение принципов взаимодействия структур каждого уровня, обеспечивающих, с одной стороны, его устойчивость, а с другой - развитие с интеграцией в более высокий уровень посредством наращивания многообразия тематики и организационных форм исследований, сохранения и поддержки наиболее значимых инициатив. Конечной целью этого процесса является обретение

каждым участником своей собственной индивидуальности среди субъектов единого российского образовательного пространства, превращение системы дополнительного профессионального образования в саморазвивающееся сообщество коллективных субъектов, в частности, в катализаторов процессов регионального развития.

Литература

1. Громкова М.Т. Психология и педагогика

профессиональной деятельности: Учеб. пособие для вузов. - М., 2003.

2. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации / Пер. с англ. - М., 2003.

3. Кларин М.В. Обучение в контексте орга-

низационных изменений // Педагогика. - 1999. - №2.- С. 39-42.

Е. АЛЕНИЧЕВА, доцент В. МАМУГИНА, доцент Тамбовский государственный технический университет

Появление в составе учебных планов подготовки инженерных работников различного профиля психолого-педагогических дисциплин представляется своевременным и оправданным, что подтверждается позитивной реакцией на этот факт профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений. Однако методологическая роль этих дисциплин не всегда четко осознается даже преподавателями. Между тем при поиске решения современных комплексных инженерных задач нередко происходит интуитивное заимствование методов, а часто и фундаментальных знаний, например из общей психологии и дидактики. Происходит плодотворное объединение подходов, принципов и идей наук разного рода, причем нередко не родственных между собой. В роли дисциплины, в значительной степени помогающей преодолеть разобщенность отдельных наук, дать обоснование принципов координации и кооперации научных исследований, подчеркнуть единство методологических основ различных областей человеческих знаний, может выступать дисциплина «Психология и педагогика высшей школы».

О проблеме системного конструирования учебного процесса

При этом внутренняя организация знаний в подобной дисциплине должна обладать определенной спецификой, которая заслуживает специального методологического анализа. Очевидно, что проявить междисциплинарный характер инженерной деятельности, научить широко и системно мыслить можно лишь при условии реализации системного подхода в преподавании данной дисциплины. Одним из эффективных приемов, способствующих этому, выступает обучение студентов системномукон-струированию учебного процесса на основе его моделирования, т.е. проектной деятельности. Такой подход позволяет обучающемуся «прочувствовать» внутреннюю логику процесса обучения, развить общеучебные умения и навыки, понять механизм «встраивания» информации в уже существующую систему индивидуальных знаний, осознать междисциплинарность осваиваемой в процессе обучения информации. Владение методами конструирования педагогических систем не только поможет будущему специалисту - руководителю производства в случае необходимости грамотно организовать процесс обучения подчиненных,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.