Научная статья на тему 'Непрерывное образование в условиях новой социальной реальности'

Непрерывное образование в условиях новой социальной реальности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
375
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / NEW SOCIAL REALITY / ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К НЕПРЕРЫВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ / DOMESTIC AND FOREIGN APPROACHES TO THE PERMANENT EDUCATION / ФЕНОМЕН НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / PHENOMENA OF PERMANENT EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горшкова Валентина Владимировна, Писанко Владимир Алексеевич

В статье освещается проблема современной отечественной педагогики и андрагогики феномен непрерывности образования и развития человека в контексте его образа жизни и бытия. Особое внимание уделяется рассмотрению непрерывного образования в условиях новой социальной реальности в контексте отечественных и зарубежных подходов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Permanent education in the conditions of new social reality

In the paper the problem of modern pedagogies and androgogics, the one of the phenomena of permanent education and development of a person in the context of his way of life and being, is enlightened. Special attention is devoted to the review of permanent education in the condition of new social reality in the contexts of domestic and foreign approaches

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование в условиях новой социальной реальности»

Современные проблемы развития образования

В.В. Горшкова, В.А. Писанко

(Санкт-Петербург)

непрерывное образование в условиях новой социальной реальности

permanent education in the conditions

of new social reality

В статье освещается проблема современной отечественной педагогики и андрагогики - феномен непрерывности образования и развития человека в контексте его образа жизни и бытия. Особое внимание уделяется рассмотрению непрерывного образования в условиях новой социальной реальности в контексте отечественных и зарубежных подходов.

Ключевые слова: новая социальная реальность, отечественный и зарубежные подходы к непрерывному образованию, феномен непрерывного образования

In the paper the problem of modern pedagogies and androgogics, the one of the phenomena of permanent education and development of a person in the context of his way of life and being, is enlightened. Special attention is devoted to the review of permanent education in the condition of new social reality in the contexts of domestic and foreign approaches.

Key Words: new social reality, domestic and foreign approaches to the permanent education, phenomena of permanent education

Основными тенденциями непрерывного образования в современном обществе являются расширение и преодоление традиционных временных, пространственных и возрастных ограничений образования. Феномен непрерывного образования базируется на пересечении интересов общества, государства, личности и системы образования. Изменения, происходящие в различных сферах мирового и образовательного пространства, оказывают существенное влияние на содержание феномена непрерывного образования взрослых. Глубокие экономические, социальные и политические преобразования, характерные для последних десятилетий, отразились на понимании сущности непрерывного образования как на теоретическом уровне, так и в аспекте образовательной практики.

Исторический анализ содержания понятия «непрерывное образование» неразрывно связан с социокультурными условиями, традициями, политическими событиями,

мировоззренческими позициями представителей различных стран. Конфликт между запросами общетва и уровнем образования трудящихся способствовал появлению различных учреждений, направленных на получение дополнительного образования взрослых. С начала XIX века развитие капитализма и индустриального общества обозначило основную задачу образования взрослых - адаптацию человека к условиям современного общества, а также поддержание соответствующего требованиям производства уровня квалификации работников [1, с.35]

Так, в Англии с середины XIX века появляются рабочие клубы, школы, библиотеки, дома просвещения для народа. В Дании, а впоследствии и в других скандинавских странах, возникают народные высшие школы, предназначенные для людей с невысоким уровнем образования. Изначально занимавшиеся прагматическими целями высшие народные школы (особенно в период

их расцвета с 1864 по 1872 гг.) постепенно превратились в центры формирования национальной идентичности и развития личности. В Австрии по инициативе Венского Союза просвещения рабочих с середины XIX века стали возникать дома просвещения и высшие народные школы, где взрослые могли приобщиться к знаниям в области медицины, политики и науки. Не только в Европе, но и в Америке стала возрастать роль непрерывного образования взрослых в обществе. В США идея непрерывного образования для взрослых на практике стала реализовываться с конца XIX века, когда стали появляться различные волонтерские женские и рабочие организации, осуществлявшие образовательные программы, основываясь на интересах различных групп, а также проводившие дискуссии на тему экономических и политических проблем в клубах и библиотеках.

В России основы дополнительного образования взрослых заложил основоположник научной педагогики он уделявший особое внимание деятельности воскресных школ, возникших в первой половине XIX века. В своих работах К.Д. Ушинский подчеркивал роль воскресных школ в сближении образованных людей и представителей рабочего класса, а также связывал обучение взрослых с производственной деятельностью трудящихся. Воскресные школы в России - это продукт общественного движения, целью которого было удовлетворение познавательных потребностей населения страны в форме, отличающейся от государственных школ. Пересечения интересов общества, государства, личности и системы образования и их реализация в образовании взрослых были впервые обозначены и систематизированы в отечественной педагогике В.И. Чарноруским, который выделил формы образования взрослых и разработал программу взаимоотношений различных социальных институтов и частными инициативами в сфере образования взрослых. Он обозначил следующие формы дополнительного образования взрослых: школы для взрослых, учреждения для удовлетворения потребности в чтении (например, би-

блиотеки и издательства), учреждения для распространения научных знаний (лекции, курсы, чтения), общественные развлечения (например, театры и спорт), музеи и галереи, народные дома.

После 1917 года образование взрослых в России стало реализовываться в двух основных направлениях: в качестве различного типа обучения в вечерних школах и курсах, занимавшихся ликвидацией неграмотности населения; в качестве культурно-просветительской работы в рабочих клубах, домах культуры и библиотеках. Образование взрослых осуществлялось также различными общественными организациями (профсоюзными и комсомольскими) и имело ярко выраженную пропагандистскую направленность [2, с.18].

Можно отметить, что первые этапы развития непрерывного образования взрослых в разных странах отличает прагматическая и производственная направленность, а также решение вопроса о равном положении в обществе, тесно связанного с экономической и политической ситуацией, повлиявшей на развитие новых образовательных форм, способствующих выходу за пределы привычных норм. В периоде становления непрерывного образования взрослых прослеживается и тенденция к такой образовательной функции, как развитие самосознания и рефлексии взрослых учащихся, и, кроме того, удовлетворение их социальных, познавательных и духовных потребностей.

Вызовы современного общества основаны на глобальных социальных и экономических трансформациях, начавшихся с 80-90-х гг. XX века. Анализ философских и социологических подходов к пониманию социальных и этических проблем постиндустриального общества позволяет выделить целый ряд характерных признаков новой социальной реальности. В работах З. Баумана, О. Тоффлера, Дж. Несбита, Г. Андер-са современная ситуация характеризуется утратой человеком контроля над социальными процессами, неспособностью к планированию и достижению жизненных задач и целей, незащищенностью в ситуациях неопределенности.

Непрерывное образование взрослых с учетом особенностей современного общества призвано помочь человеку не только адаптироваться в условиях новой социальной реальности, но и осмыслить ее, развить способность анализировать и постигать окружающую действительность, а также научиться брать на себя ответственность за реализацию своего жизненного пути.

О возрастающей роли информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий в системе непрерывного образования пишут многие современные отечественные андрагоги. Данная тенденция современного общества ставит задачу подготовки человека к условиям жизни и профессиональной деятельности в условиях информационного общества.

Одним их базовых умений становится умение работать с информацией, свободно ориентироваться в мире массовых коммуникаций. В связи с глобализацией современности также возрастает потребность в умении жить в культурном и этническом многообразии. Важными профессиональными и внепрофессиональными компетенциями и качествами становятся знание иностранных языков, коммуникативная компетентность, толерантность.

Ситуации неопределенности и различные инновации в условиях новой социальной реальности делают особенно актуальными и значимыми стрессоустойчивость, владение конструктивными стратегиями совладания со стрессом.

Для анализа трансформаций тенденций непрерывного образования взрослых рассмотрим три основных измерения непрерывного образования взрослых, выделенных С.Г. Вершловским: временное измерение, пространственное измерение и личностное измерение.

Временное измерение непрерывного образования связано с появлением такого понятия, как «образование в течение жизни» («life-long education»). Так называемое «пожизненное образование» раздвигает границы непрерывного образования, ранее понимаемого в контексте дополнительного образования взрослых, и включает в себя весь период от рождения до смерти. Такое

расширенное понимание непрерывного образования позволяет разрабатывать образовательные программы, способствующие развитию готовности у школьников и студентов к непрерывному образованию. К таким формам можно отнести: приобщение к знаниям, подготавливающим к адаптации в условиях трансформации общества, осознание образования как одной из форм жизнедеятельности человека, формирование познавательных потребностей и интересов, развитие умения учиться самостоятельно, профессиональная ориентация, предполагающая осознание молодежью своих способностей и интересов, а также развитие навыков целеполагания и планирования.

В условиях современного динамичного социума одной из основных тенденций современного непрерывного образования является усиление полноты образования человека, что является жизненно необходимым для образовательной целостности личности в обществе, характеризующемся постоянными изменениями в различных сферах. Для полной самореализации и в целях полноценного функционирования личности в современных условиях представляется необходимым непрерывное образование взрослых.

Следует отметить, что глубина и степень осознания образовательных потребностей тесно связаны с активным отношением взрослого человека к самому себе, к другому человеку, к группе и к обществу. Познавательные потребности могут быть неустойчивыми, особенно, когда они направлены на решение частных задач и ситуационно обусловленных целей. Психологами отмечается, что степень устойчивости потребности в знаниях возрастает при наличии жизненных планов и перспектив на будущее [ 3 ]. Таким образом, развитие концепции собственной жизни приводит к рефлексии и осознанию потребности в новых знаниях.

Изменение привычных представлений и границ непрерывного образования позволило включить во временное пространство данного феномена людей старшего возраста. Такой подход обусловлен, с одной стороны, демографическими и экономическими изменениями (увеличением продолжитель-

ности жизни в современном мире, переходом к экономике в сфере услуг), а с другой - иным пониманием содержания феномена социализации. Социализация взрослых, в отличие от социализации детей, предполагает определенную специфику, выражающуюся в изменении, как правило, внешнего поведения, не в усвоении социальных норм, а в их оценивании, в овладении навыками и в меньшей степени мотивацией.

Как отмечает Г.М. Андреева, социализация - это «двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны (часто недостаточно подчеркиваемой в исследованиях), процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду» [4, с.267]. Именно вторая сторона социализации - процесс активного воспроизводства - проявляется особенно ярко при рассмотрении непрерывного образования взрослых в целом и образования людей старшего поколения в частности.

Переосмысление жизненного пути, умение делиться своим профессиональным и жизненным опытом реализуется в практике образовательных программ для лиц старшего возраста.

Непрерывное образование выполняет важную функцию активизации психического потенциала пожилых людей, способствуя увеличению количества положительных впечатлений и развитию познавательных интересов, обеспечивающих психологическую помощь и поддержку лицам старшего возраста. Особенно актуальным и значимым непрерывное образование становится для людей с конвергентным (в терминологии Б.Г. Ананьева) типом старения, отличающимся снижением жизнеспособности и ограничением психической деятельности в отличие от «дивергентного типа старения, характеризующегося активизацией творческой и жизненной активности. Основные задачи, которые стоят в этом возрастном периоде: передача накопленного социального опыта, освоение новых социальных ролей, осмысление жизненного пути, планирова-

ние, сохранение своего внутреннего мира и расширение диапазона сферы интересов.

Образовательные программы, существующие как в России, так и за рубежом, для лиц старшего возраста направлены на реализацию обозначенных выше задач. Кроме того, лицам старшего поколения, сталкивающимся с эйджизмом (возрастными стереотипами и дискриминацией), необходимо преодолевать и социальные установки общества. Концепция непрерывного образования, прочно вошедшая не только в науку, но ив повседневную жизнь, способствует преодолению негативных установок по отношению к лицам старшего возраста и ограничениям, связанным с социальными представлениями в том или ином обществе. Дополнительное образование пожилых людей, реализуя основные задачи по развитию самостоятельности и активности старшего поколения, принимает различные виды и формы, обусловленные социокультурными факторами.

Так, в Европе успешно функционируют различные общественные организации, предлагающие программы и курсы дополнительного образования для пожилых людей. Например, в Германии созданы программы «Между работой и пенсией», «Пожилые помогают молодым», «Община доброй воли», позволяющие самостоятельно организовывать обучение и направленные на интеграцию старшего поколения в общество. В США во многих университетах разработаны программы для лиц старшего поколения. Так, в университете Джорджии в рамках программы по улучшению качества жизни в целях активизации духовного и телесного потенциала пожилых используются двигательные упражнения, танцы, игры, упражнения на воображение. В Университете Третьего возраста в г. Луисвилл организованы клубы и группы по интересам, дающие возможность старшему поколению поделиться своими знаниями в различных сферах жизнедеятельности.

В России успешно функционируют различные объединения для пожилых людей как долговременного характера (советы ветеранов, театральные общества), так и кратковременные (встречи и мероприя-

тия). Кроме творческого использования досуга следует отметить и тот факт, что многие работодатели, как в России, так и за рубежом, обратили внимание на пожилых людей, которые вновь могут быть привлечены к трудовой деятельности и способны строить новую карьеру на основе своего опыта в поздний период своей жизни. Отражая тенденции последних десятилетий, зарубежные педагоги вводят новый термин для обозначения науки об образовании людей старшего поколения - «геронтогогика». Ученые разных стран обращают все большее внимание на вопросы, связанные со спецификой образования лиц третьего возраста. Английский андрагог Питер Джарвис отмечает: «... если обучение представляет собой жизненное обогащение, а оно на самом деле является таковым для многих людей, то пожилые люди имеют такое же право наслаждаться плодами образования, как и кто-либо другой» [5, с.6].

Трансформации временного измерения непрерывного образования оказали влияние на особенности образовательного пространства. Образовательное пространство можно рассматривать как совокупность социальных институтов, взаимодействуя с которыми личность приобщается к общественно-историческому и культурному опыту. Современное образовательное пространство характеризуется появлением новой информационной культуры, имеющей, по мнению специалистов, следующие отличительные характеристики: минимизация затрат и экономия времени, оперативность коммуникаций, новые способы досуга, адаптация в мире цифровых технологий.

Появление новых информационных технологий значительно расширило пространственные границы непрерывного образования. Наряду с традиционными образовательными учреждениями в современном обществе в качестве образовательных институтов стали включать средства массовой информации, коллективы, предприятия, музеи, общественные организации и ассоциации, органы самоуправления. Данная тенденция современного общества ставит задачу подготовки человека к жизни и профессиональной деятельности в услови-

ях информационного общества, способного и готового обучаться в течение всей жизни, взаимодействуя с окружающим миром. По сути, границы образовательного и социального пространства становятся размытыми и все окружающее человека социальное пространство становится образовательным. Образование становится не только непрерывным, но и повсеместным, то есть выходящим за пределы образовательного учреждения.

Личностное измерение непрерывного образования тесно связано с ценностной и мотивационной сферами человека, определяющего на основе своих потребностей и ценностных ориентаций стратегии образовательного процесса, включенного в траекторию жизненного пути. В докладе ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище», обозначающем основные принципы образования XXI века, отмечается, что непрерывное образование призвано служить интересам прежде всего личности и быть основанным на ее образовательных потребностях. Такое образование, помимо необходимости адаптации к изменениям в профессиональной деятельности, может превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, ее способности выносить решения и предпринимать различные действия».

Непрерывное образование взрослых, отвечая на современные тенденции развития технологии и экономики, принимает различные формы и виды. Педагогическая ситуация в обществе в целом характеризуется появлением новых форм непрерывного образования, связанных с расширением и углублением содержания непрерывного образования взрослых. В качестве основной тенденции современного общества в области образования ведущие отечественные и зарубежные андрагоги выделяют появление следующих форм непрерывного образования: культурно-образовательные и досуговые учреждения, «обучающиеся организации» и «учебные фирмы».

Образование как способ проведения своего времени и использование досуга в образовательных целях - одно из основных направлений современного непрерывного

образования взрослых. Впервые типология дополнительного образования, включающая данный вид образования была предложена английским ученым С. Паркером. Он выдели три вида дополнительного образования взрослых: 1) профессиональное обучение; 2) обучение более продуктивной организации своего времени; 3) образование как вид досуга, проведения свободного времени [ 6 ]. Последний вид образовательной деятельности, по мнению зарубежных исследователей, направлен в большей степени на хорошо образованных людей, получающих удовлетворение от познания нового и расширения эрудиции.

В.В. Костецкий [7] выделяет три основные формы содержания непрерывного образования: профессиональное образование, функциональная грамотность глобальной цивилизации и культурный досуг, отмечая, что современная тенденция развития непрерывного образования тесно связана именно с последней формой - культурным досугом. Развитая экономика, высокий уровень жизни, глобализация способствовали развитию образованного досуга, которое предполагает досуговое общение людей не только на основе научного знания, но и культуры (музыка, спорт, история, кулинария, туризм).

В современном информационном обществе в отличие от индустриального общества ключевыми ценностями становятся знание и информация. Как результат подобных трансформаций - появление новых рабочих мест, связанных с обработкой ин-формациеи. Новая образовательная система включает в себя реализацию компьютерных и телекоммуникационных технологий, что способствует возможности получения дистанционного образования и расширяет пространственные границы. Необходимость постоянного внедрения инноваций в современных организациях предполагает рост квалификации сотрудников, способных разрабатывать и внедрять инновационные проекты.

Для устранения разрыва между университетским образованием и требованиями работодателей к персоналу была введена новая организационная форма образования

- «учебная фирма», целью которой является интеграция теоретической и практической деятельности. «Учебная фирма», имитирующая и моделирующая деятельность предприятия, стала широко применяться для повышения квалификации и профессиональной подготовки специалистов. Учебные фирмы входят в структуру экономических школ и бизнес-колледжей, давая возможность получить дополнительную квалификацию.

Концепция «обучающейся организации» появилась как ответ на исследования в области менеджмента, в ходе которых выяснилось, что средняя продолжительность большинства организаций составляла не более 40 лет, что связано с их неспособностью к развитию и обучению. Специалисты выявили, что те компании, которые успешно функционируют, имея даже двухсотлетнюю историю, уделяют большое внимание обучению персонала, развивая способность сотрудников адаптироваться к изменениям во внешней среде и способствуя высокой сплоченности коллектива.

К. Уаткинс и В. Марсик, определяя обучающуюся организацию, отмечают: «Обучение имеет место на уровне отдельных индивидов, в командах, во всей организации и даже в общинах, с которыми данная организация взаимодействует. Обучение представляет собой непрерывный, стратегически используемый процесс - интегрированный в работу и происходящий параллельно с ней» [8, с. 8].

В обучающейся организации одной из приоритетных задач является обеспечение процессов эффективного обучения, а руководитель выступает в качестве учителя.

Хельмут Гайсельхарт в своей книге «Обучающееся предприятие в XXI веке» обозначил три вида обучения в организациях: супервидение, саморефлексия и контекстное управление. Супервидение предполагает осознание противоречий и проблем и осуществляется в форме беседы, дискуссии и консультации. Саморефлексия в самом общем виде обозначает углубление знаний о себе и реализуется в форме коучинга, семинаров и бесед. Контекстное управление

- метод общего решения проблем на основе

согласования позиций - проводится в форме переговоров, неформальных встреч, нацеленных на разработку проектов и путей повышения качества сотрудничества.

В России идеи обучающейся организации получили развитие в практике работы производственных компаний и корпораций как внутрифирменное бизнес-обучение, в рамках разработки корпоративных тренингов (тренингов продаж, переговоров, креативности, командообразования, коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии) и коучинга [11]. Обучающаяся организация выступает в качестве неформального института, сближающего образование с нуждами производства и совершенствующего с помощью обучения систему отношений человека к трудовой деятельности, обязанностям, людям и к самому себе.

Таким образом, анализ тенденций непрерывного образования в условиях меня-

ющейся социокультурной реальности позволяет сформулировать основные выводы. В связи с экономическими и технологическими изменениями возросла потребность в специалистах широкого профиля, способных переключаться с одной деятельности на другую, обладающих высокой коммуникативной компетентностью, способностью жить в цивилизованном мегаполисе. Появление новой концепции «обучение в течение жизни» расширило пространственные, временные и личностные границы непрерывного образования. Во временном измерении - дополнительное образование взрослых стало включать лиц третьего возраста. Непрерывное образование взрослых, расширяет свои личностные и пространственные границы, принимает различные виды и формы, способствуя развитию самосознания, осознанию ценностных ориента-ций и познавательных потребностей человека.

Литература

1. Вершловский С.Г. Непрерывное образование: Историко-теоретический анализ феномена: моног. - СПб.: СПбАППО, 2008.- С.35.

2. Митина А.М. Дополнительное образование взрослых за рубежом: Концептуальное становление и развитие. - М.: Наука, 2004.- С.18.

3. Абрамова Г.С. Возрастная психология.- М.:«Академия»;Раритет,1997.- С.642.

4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: «Аспект Пресс», 2006, с.267.

5. Практическая андрагогика. Книга 5. Открытое образование взрослых /А.Е.Марон, Л.Ю.Монахова и др. /под ред. АЕ.Марона. - СПб.: УРАО ИОВ.-2012. - 350 с.

6. Jarvis P. Adult and Continuing Education: Theory and Practice. London: Routledge, 1995, p.6

7. ParkerS. Sociology of Leisure. London: Allen and Unwin, 1976.- р.7.

8. Костецкий В.В. Философия идеи непрерывного образования // Непрерывное образование взрослых: социокультурные аспекты: Сборник научных статей / под ред. д.п.н., проф. В.В. Горшковой. - СПб.: УРАО ИОВ, 2010.- С.24-35.

9. Watkins K, Marsick V. Sculpting the Learning Organization: Lessons in the Art and Science of Systemic Change. San Francisco: Jossey-Bass, 1993, p.8

10. Сенге П. Пятая дисциплина: искусство и практика самообучающейся организации. - М.: Олимп-Бизнес, 1999.- С.32.

11. Dixon N. The organizational Learning Cycle: How We Can Learn Collectively. Maidenhead: McGraw-Hill, 1994, р.13.

12. Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. - СПб.: Речь, 2007.- С.42.

13. Горкова В.В. Непрерывное образование как способ бытия человека: моногр-. СПб.:Асте-рион, 2016.- 288С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.