Научная статья на тему '2012. 02. 008. Орланова А. И. «Старикам тут место»: образование для пожилых людей // образовательная политика. - М. , 2011. - № 1. - С. 61-67'

2012. 02. 008. Орланова А. И. «Старикам тут место»: образование для пожилых людей // образовательная политика. - М. , 2011. - № 1. - С. 61-67 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 02. 008. Орланова А. И. «Старикам тут место»: образование для пожилых людей // образовательная политика. - М. , 2011. - № 1. - С. 61-67»

реализацию (социализацию) личности как прямой фактор национального социально-экономического развития (с. 585).

А.А. Али-заде

2012.02.008. ОРЛАНОВА А.И. «СТАРИКАМ ТУТ МЕСТО»1: ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ // Образовательная политика. - М., 2011. - № 1. - С. 61-67.

Ключевые слова: реформа образования; образование для пожилых людей; непрерывное образование; образование в России.

Российский социолог обосновывает необходимость реформирования в России национальной системы образования с учетом мировой тенденции распространения образовательных программ на людей пожилого возраста.

В России, пишет автор, реформа образования более чем назрела. Об этом недвусмысленно свидетельствует мониторинг российского экспертного мнения (российских политической и интеллектуальной элит), осуществленный в октябре - ноябре 2010 г. Институтом социологии РАН в сотрудничестве с российским представительством Фонда имени Фридриха Эберта и представленный аналитическим докладом «Национальная безопасность России в оценках экспертов». Мониторинг показал, что в экспертном списке угроз национальной безопасности России отдельной строкой прописано «низкое качество российского образования»2.

Реформы, в каких бы подсистемах общества они ни проводились, - это всегда ответ на некие новые требования к данной подсистеме. Объективная необходимость реформы образования в России диктуется не только «низким качеством российского образования», но и новой, проявившейся в развитых странах, тенденцией социальной защиты старости - защиты старости не путем традиционного социального пакета обеспечения «дожития» пожилых людей, а с помощью их охвата образовательными программами. Люди и в пожилом возрасте должны продолжать активную социальную жизнь и не чувствовать себя «социально исключенными».

1 Использована антитеза названия известного американского кинофильма

«Старикам тут не место». - Прим. автора.

2

Тимофеева И. Сами себя боимся // Новая газета. - М., 2010. - № 141 (15 декабря). - С.14.

Реформа образования, которая проводится во многих развитых странах, призвана изменить систему образования так, чтобы в ней «нашлось место старикам».

Если Россия всерьез намерена проводить реформу образования, то такая реформа помимо общей цели повышения качества национального образования обязана в системе основных своих направлений предусмотреть и направление, связанное с распространением образовательных программ на пожилых людей. В противном случае реформа не решит социальную проблему, поставленную мировым развитием образования, т.е. окажется «холостым выстрелом» по цели формирования в стране современной образовательной системы.

Проектирование в России образовательной реформы показывает, что реформационный проект не предусматривает предоставление образовательных услуг для пожилых людей, национальная система образования, таким образом, остается по-прежнему «социально оборванной» - ставящей людям возрастной порог, достигнув которого они должны осознать, что «все позади». Между тем Россия относится к странам со стареющим населением. Согласно классификации Всемирной организации здравоохранения, страна считается «молодой», если доля пожилых людей (старше 65 лет) составляет 4%, а «старой» - если эта доля превышает 7%. В России же в настоящее время доля пожилых людей составляет более 12% и, по прогнозам, эта цифра будет возрастать.

Тот факт, что социальная политика России обходит молчанием тему образования для пожилых людей, означает не просто игнорирование новой тенденции в мировой социальной политике, но непонимание сути современного общества как «общества, основанного на знаниях». Это понятие уже прочно вошло в современный мировой словарь на экспертном и правительственном уровнях. В мире сегодня выстраивается общество, основанное на знаниях, которое предполагает непрерывное образование - обучение в течение всей жизни человека, включая дошкольный и пенсионный периоды. При сохранении в обществе традиционного (ограниченного) образовательного цикла, рассчитанного на молодых, охраняемый образованием общественный потенциал знаний (создаваемый людьми - носителями знаний) будет попросту недостаточен, чтобы состоялось общество, основанное на знаниях.

Современные исследования в области возрастной физиологии мозга дают картину бесполезного простаивания огромного интеллектуального потенциала общества из-за «вымывания» старших поколений, а также дошкольников из образовательного цикла. Эти исследования опровергают традиционное представление о том, что пожилые люди плохо поддаются обучению якобы по причине утраты «пожилым» мозгом до 30% нейронов. Современная наука доказывает, что утрачиваются не клетки головного мозга, а теряются связи между ними, и лишь в том случае, если человек никак эти связи не задействует - не работает интеллектуально. При устойчивой интеллектуальной нагрузке в мозге со временем увеличивается количество миелина - вещества, которое заставляет сигнал быстрее проходить между нейронами, что способствует увеличению интеллектуальной силы индивида до 3000% по сравнению со средним показателем. Пик активности производства миелина приходится на возраст от 60 лет и старше. Кроме того, исследования выявили, что до 50 лет у человека между двумя полушариями головного мозга существует жесткое «разделение труда», когда каждое из них выполняет строго определенные функции, а после 50 лет человек может использовать обе части мозга одновременно, и это позволяет ему решать более сложные задачи1.

На необходимость использования интеллектуального потенциала пожилых людей не только ради их «социального включения» -сохранения их достойного участия в жизни общества, но и для обеспечения самого механизма непрерывного образования, указывает Мадридский международный план действий по проблемам старения2. Он предусматривает приобщение пожилых людей к новому знанию, которого они, естественно, не получили в своем образовательном цикле, когда были молодыми. Прежде всего, это приобщение к новой технологической культуре, связанной с компьютерными информационно-коммуникационными технологиями. По данным ВЦИОМ, в России 97% людей, начиная с возраста старше 55 лет, не относятся к аудитории Интернета, т.е. функционально неграмотны. Между тем существует экспертное мнение о

1 Power M. The midlife brain surge that means we DO grow wiser as we get older // The Daily Mail. - 2010. - 27 July.

2 Принят второй Всемирной ассамблеей по проблемам старения, состоявшейся в Мадриде 8-12 апреля 2002 г. - Прим. реф.

том, что умудренный интеллект пожилого человека имеет в Интернете преимущество перед более поверхностным, менее «понимающим» молодым интеллектом1.

Мадридский план предусматривает также образование для пожилых людей с целью приобщения их к рынку новых профессий. Многие пожилые люди во всем мире хотели бы продолжать трудовую жизнь по разным причинам - социального самоутверждения, личной активности, материальных проблем. В России главная причина продолжения пенсионерами трудовой жизни - материальные проблемы. Данные ВЦИОМ по опросу российских пенсионеров выявляют следующие причины желания продолжать работать: недостаточный размер пенсии (81%); стремление материально помочь детям (36%); желание избежать одиночества (28%); привычка работать (24%); интерес к работе (21%). В 2009 г. в России трудоустроились 35,9% граждан от числа всех российских пенсионеров. Средний российский пенсионер после достижения пенсионного возраста работает примерно еще пять лет. Среди занятых россиян в возрасте 60-72 лет на рынке труда более всего представлены люди, имеющие высшее профессиональное образование, а меньше всего занятых в этой возрастной группе - лица, не имеющие основного общего образования2.

Опрос в Интернете российских пенсионеров, проведенный Институтом повышения квалификации и переподготовки кадров специалистов системы социальной защиты населения, показал, что российские пенсионеры хотели бы не только иметь хорошие пенсии и хорошее медицинское обслуживание, но и быть востребованными в обществе. Они хотели бы создавать малые предприятия,

1 Мурсалиева Г. Бабушки. Сохранить как... // Новая газета. - М., 2008. -1 февраля.

2 См.: Работающий пенсионер: несчастный человек или пример для подражания? // Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). -2010. - Пресс-выпуск № 1422; Иванова О. Дорогу пенсионерам // Российская газета. - М., 2008. - 2 декабря; Обследование населения по проблемам занятости. -М.: Росстат, 2008. - Ноябрь. - Табл. 2.17. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/ regl/b09_30/IssWWW.exe/Stg/labor217.htm

заниматься социальным туризмом, образовываться, создавать «театры воспоминаний» и так далее1.

По результатам исследования Института социально-экономических проблем РАН, почти 40% пожилых в России хотят работать, от 2,5 до 8% (в разных возрастных группах) хотели бы создать собственное дело, 18,8% мужчин и 6,9% женщин хотят научиться работать на компьютере2.

В России есть определенное структурное обеспечение потребности пожилых россиян в повышении уровня знаний и навыков для формальной занятости. Вместе с тем имеющиеся в РФ структуры, оказывающие услуги по обучению пожилых граждан, работают обособленно, вне единой концепции, без достаточного количества подготовленных кадров, возможности регулярного обмена опытом, без надежного финансового сопровождения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые при разработке региональных программ социально-экономического развития предусматривают меры социальной поддержки граждан старшего поколения, слабо обеспечены бюджетным финансированием. Корпоративные учебные центры и корпоративные университеты объединений, предприятий и организаций менее всего ориентированы на людей пенсионного и околопенсионного возраста. Процесс усугубляется отсутствием комплексных научных исследований по проблемам обучения в пожилом возрасте, учебно-методических материалов, предназначенных для обучения взрослых, системы подготовки преподавателей и специалистов для образования взрослых. В стране практически отсутствует систематизированная информация по проблемам образования взрослых.

Все эти проблемы требуют формирования единой государственной политики в области образования пожилых людей, которая сможет обеспечить их равноправный доступ к базовому и непрерывному образованию. Эта политика должна быть концептуально обоснована, помочь в этом могла бы мировая концепция такой политики. Основу концепции составляет идея непрерывного образо-

1 Холостова Е. Выступление на встрече Президента РФ с участниками Третьего съезда социальных педагогов и социальных работников 14 октября 2010 г. // Стенографический отчет. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/transcripts/9242

Ассоциация «Старшее поколение». Возможна ли она в России? - Режим доступа: http://www.3vozrast.rU/article/society/opinion/1195/

вания, которая была выдвинута ЮНЕСКО в докладе «Учиться быть» еще в 1972 г. Идея реализована в Программах пожизненного обучения ЕС (Lifelong Learning Programme), важной составной частью которых является программа «Леонардо да Винчи» - по обучению людей старших поколений1.

Другой концептуальной составляющей выступает парадигма «обучающегося сообщества», «обучающегося города», «обучающегося региона», возникшая в условиях «экономики, основанной на знаниях» (инновационной экономики). Каждая страна, каждый регион и каждый город, чтобы не превратиться в периферию цивилизации в глобальном мире, обязываются обеспечить высокий уровень развития человеческого потенциала, который является главным двигателем экономики знаний.

«Обучающиеся города» стали официальной государственной доктриной Японии, национальной программой Великобритании. Образовательные программы «Обучающиеся регионы» реализуются в 120 регионах и городах Европы, объединенных идеей непрерывного образования. «Обучающиеся города» обращаются к местным образовательным потребностям и стремятся удовлетворить их на базе собственных социальных и институциональных отношений. В систему образования пожилых людей входят следующие формальные и неформальные образовательные учреждения: окружные школы начального образования; курсы, специальные факультеты в высших учебных заведениях, университетах; специализированные центры, курсы обучения основам бизнеса, образовательные программы, в том числе в центрах досуга и «центрах активности», домах престарелых, больницах, библиотеках. Предложения образовательных услуг исходят как от государственных учебных заведений, так и от общественных, религиозных организаций и предпринимательских структур. Посильный вклад в образование вносят и обучающиеся пожилые люди. Например, в Германии пожилые студенты - вольные слушатели университетов - платят раз в семестр взнос в размере 80-100 евро. Вольный слушатель может посещать лекции и семинары, список которых устанавливает вуз. В США многие программы по обучению пожилых людей основной упор

1 Grundtvig: practical learning for adults. - Mode of access: http://ec.europa.eu/ education/lifelong-learning-programme/doc86_en.htm

делают на использование имеющихся ресурсов обучающихся. В университетах распространена практика преподавания самими участниками. Внедрено обучение пожилых правоведению для последующей работы в качестве консультантов в юридических фирмах. Существуют также специальные программы обучения пожилых людей для работы в качестве адвокатов и учителей. Практикуется обучение на специальных курсах, готовящих воспитателей в детских садах, помощников одиноким матерям в воспитании детей или работников с детьми с ограниченными возможностями в специализированных школах. За работу с детьми и молодежью с физическими и умственными ограничениями, которая составляет 20 часов в неделю, пожилые люди получают государственную минимальную зарплату.

России следовало бы определиться, какой должна быть система образования пожилых людей, и активно использовать богатый опыт других стран. Прежде всего, необходимо законодательное закрепление понятия «образование взрослых», причем в качестве специфической целевой категории. В законе РФ «Об образовании» (1992) и в Федеральном законе 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» такое понятие отсутствует. Новый законопроект «Об образовании в Российской Федерации» в главе 18 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельных категорий обучающихся» вообще не выделяет категорию пожилых людей. В настоящее время пенсионеров не ставят на учет в качестве безработных (регистрируют как граждан, ищущих работу), что лишает их права на бесплатное переобучение и переквалификацию. Необходимо, чтобы правовые нормы федерального, регионального и местного действия обеспечили право достигающих пенсионного возраста людей на обучение основам предпринимательства, компьютерной грамотности и другим знаниям.

Необходимо разработать методологические, технологические основы образования взрослых в рамках андрагогики - психологии обучения взрослых, ввести в перечень специальностей ВАК специальность «андрагогика» и рекомендовать Российской академии образования создать соответствующее отделение. Требуется организовать базовую подготовку, послевузовское образование, систематическую переподготовку и повышение квалификации спе-

циалистов-андрагогов различных направлений и уровней. Для этого необходимо:

- создать по данной специальности государственный стандарт высшего профессионального образования, разработать государственные требования к образовательным программам для получения дополнительной квалификации андрагога;

- создать систему сбора и анализа национальных данных по старению и образованию взрослых;

- определять образовательные потребности конкретных взрослых людей, а также экономических, социальных, государственных структур на основе постоянных наблюдений и исследований, создать службы информации и ориентации населения в сфере образовательных услуг на федеральном, региональном и местном уровнях;

- издавать специальные журналы для старшего поколения и специальные ресурсы для пожилых граждан в русскоязычном Интернете.

Еще одна важная задача, тесно связанная с задачей профессионального образования пожилых людей, - организация системы трудоустройства пенсионеров, предоставление им возможности продолжать заниматься трудом до тех пор, пока они этого желают и сохраняют способность трудиться. Сделать это в России не позволяет неэластичный и сильно искаженный рынок труда, который не только не помогает трудоустройству, а сужает такую возможность, особенно для пожилых людей. Анализ объявлений трудовых вакансий показывает, что на российском рынке труда компании ищут тех, кому до 30 лет, от 20 до 35 и так далее, т.е. присутствует возрастной ценз. До 90% всех объявлений могут служить основаниями для обвинений в дискриминации по возрастному признаку. Отношение к возрасту работодателей в России можно сравнить с отношением в азиатских компаниях, где подчиненные не могут быть старше руководителя. В обязанности муниципальной власти должны входить вопросы организации системы трудоустройства пожилых людей, создания специального банка вакансий, в том числе надомной занятости, поощрения развития малого бизнеса.

По мнению автора, на успех реформы образования в России можно надеяться лишь в том случае, если эта реформа станет частью системного реформирования страны. Отдельное реформиро-

вание образовательной подсистемы страны скорее всего окажется заведомо бессмысленным. Оно опять будет нацелено на «оптимизацию» образования для молодых, поскольку включение российских пожилых людей в систему образовательных мотиваций потребует создания в стране таких социально-экономических условий, в которых пожилые (а равно и молодые) россияне смогут обрести для себя мотивацию к образованию. Эти социально-экономические условия - вхождение страны в координаты информационного общества и инновационной экономики, беспрецедентно ускоряющие все процессы социального обмена и создающие устойчивый спрос на широкое и непрерывное включение людей в социально-обменные процессы - спрос на непрерывное образование, способное поддерживать высокую скорость социально-обменных процессов. Если Россия не решится на такие социально-экономические реформы, ей будет не нужна и отдельная реформа образования, которая «повиснет в воздухе», но тогда придется честно признать, что «старикам тут не место».

А.А. Али-заде

2012.02.009. ОРЛАНОВА А.И. ОБЩЕСТВУ ЗНАНИЙ - НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ // Высшее образование в России. - М., 2011. - № 2. - С. 114-120.

Ключевые слова: непрерывное образование; общество, основанное на знаниях; экономика, основанная на знаниях; непрерывное образование в России.

Автор, российский социолог, исследует концепцию и мировую практику непрерывного образования, доказывает императивность перехода стран к системе непрерывного образования в современных условиях формирования общества, основанного на знаниях, и проводит критический анализ современной российской ситуации в отношении построения системы непрерывного образования.

В мире, пишет автор, экспертное сообщество и правительственные круги уверенно используют для определения формирующейся в настоящее время общественной парадигмы понятие «общество, основанное на знаниях». Осознание огромного социально-экономического потенциала образования в таком обществе в развитых странах привело к идеологии и практике непрерывного - «дли-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.