Научная статья на тему 'Непрерывное образование как культурно-образовательное пространство региона и социально-педагогический процесс: постановка проблемы'

Непрерывное образование как культурно-образовательное пространство региона и социально-педагогический процесс: постановка проблемы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА / СОЦИАЛИЗИРУЮЩЕЕ ВОСПИТАНИЕ / СОБЫТИЙНОСТЬ / НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / PERSON'S INNER SPACE / SOCIAL AND EDUCATIONAL SPACE / SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROCESS / GENERAL CULTURE / SOCIAL UPBRINGING / EVENT / CONTINUOUS EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Н. Г.

Автор исследует проблему регионального непрерывного образования как культурно-образовательного пространства и социально-педагогического процесса, где культура и образование выступают как категории пространства. Культурно-образовательное пространство представляет собой не только интеграцию образовательных и культурных учреждений, но и событийное явление реального мира, посредством которого раскрывается субъектность, «внутреннее пространство» личности как основа ее общей культуры. Обосновано непрерывное образование как социально-педагогический процесс, суть которого проявляется в динамике культуры, функционально связанным с качественным уровнем социального взаимодействия, социализирующего воспитания, обучения и развития личности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTINUOUS EDUCATION AS REGIONS CULTURAL AND EDUCATIONAL SPACE AND SOCIAL AND PEDAGOGICAL PROCESS: STATING THE PROBLEM

The article examines the problem of regional continuous education as both cultural and educational space and social and pedagogical process where culture and education are considered as categories of space. Cultural and educational space is viewed not only as integration of educational and cultural institutions, but also as an event phenomenon of the real world through which subjectivity, or the persons inner space as the basis of individuals general culture, is revealed. The author argues that continuous education should be considered as a social and pedagogical process the essence of which is revealed in dynamics of culture and which is functionally connected with the qualitative level of social interaction, social upbringing, education and personality development.

Текст научной работы на тему «Непрерывное образование как культурно-образовательное пространство региона и социально-педагогический процесс: постановка проблемы»

УДК 374.7

Н.Г. Смирнова, канд. пед. наук, проф. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: cno@kemguki.ru

НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕГИОНА И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Автор исследует проблему регионального непрерывного образования как культурно-образовательного пространства и социальнопедагогического процесса, где культура и образование выступают как категории пространства. Культурно-образовательное пространство представляет собой не только интеграцию образовательных и культурных учреждений, но и событийное явление реального мира, посредством которого раскрывается субъектность, «внутреннее пространство» личности как основа ее общей культуры. Обосновано непрерывное образование как социально-педагогический процесс, суть которого проявляется в динамике культуры, функционально связанным с качественным уровнем социального взаимодействия, социализирующего воспитания, обучения и развития личности.

Ключевые слова: культурно-образовательное пространство, социально-педагогический процесс, внутреннее пространство личности, общая культура, социализирующее воспитание, событийность, непрерывное образование.

Непрерывное образования в психолого-педагогической литературе рассматривается как педагогический процесс, призванный осуществлять три основные взаимосвязанные функции: образовательную, воспитательную и развивающую

(Л.Б. Буева, А.П. Владиславлев, Г.С. Гершунский, В.А. Горохов, А.В. Даринский, Н.Э. Касаткина, В.Г. Онушкин, Т.М. Чурекова и др.). Такой подход, безусловно, оправдан, так как эксплицирует важные функции системы образования.

Вместе с тем, педагогический процесс протекает в конкретном социуме и он не изолирован от социокультурного процесса, суть которого проявляется в динамике культуры. Социальный аспект динамики культуры функционально связан с «качественным уровнем» (Н.Н. Ярошенко) социального взаимодействия «учитель - ученик», «ученик - ученик», «родители - дети», социализирующим воспитанием.

Безусловно, качественное взаимодействие возможно при условии, если личность обладает общей культурой. Актуальность этой проблемы бесспорна, так как, по мнению, Е.И. Григорьевой, сегодня наблюдается общая тенденция на «снижение» культуры. Даже «... у образованных, интеллигентных людей нередко возникает ощущение «выпадания» из сферы культуры» [1, с. 11]. В данном случае речь идет о категориях людей относительно благополучных, хорошо образованных, отличающихся достаточно высоким духовным потенциалом, чьи интересы нуждаются в защите особого рода - социокультурной, так как эти люди оказались в ситуации прогрессирующего сужения культурного пространства.

Нам представляется, что решению этой проблемы в определенной мере способствует система непрерывного образования с учетом региональных особенностей.

Известно, что система непрерывного образования включает в себя такие подсистемы, как институциональные, неинституциональные, базовые и дополнительные, национальные, культурно-досуговые проекты, социокультурные программы. Тем самым объективно создается культурно-образовательное пространство, которое содержательно должно быть наполнено событиями для личности, ориентированными не только на когнитивный (интеллектуальный) уровень ее развития, но и на мотивационно-поведенческий, эмоционально-ценностный.

К всеобщим свойствам пространства, как известно, относятся сосуществование различных элементов, возможность прибавления к каждому данному элементу некоторого следующего элемента, либо возможность уменьшения числа элементов.

Пространству также присуща связность, непрерывность и прерывность. Единство непрерывности и прерывности характеризует процесс развития явлений, в том числе и педагогических.

Непрерывность и прерывность (лат. іііізсгеїші - дискретность) свойственны системе непрерывного образования, поскольку специфика задач (раздельность) существует на каждом этапе образовательной «лестницы».

Составляющие систему образовательные, культурнодосуговые учреждения, социокультурные программы, проекты функционируют и реализуются в конкретной социокультурной среде, которая сегодня, надо признать, отягощена многими

противоречивыми тенденциями, требующими сбалансированной культурной политики (М.Г. Вохрышева). Сущностную основу функционирования и поддержания социальнокультурной среды на определенном уровне составляет система ценностей, которая функционирует отчасти стихийно, а в определенной мере осознанно. Одной из ценностей, на наш взгляд, и является система непрерывного образования, позволяющая выбрать личностную траекторию образования, раскрыть творческий, интеллектуальный, мотивационноповеденческий потенциал личности.

Надо отметить, что культурно-образовательное пространство и социокультурная среда не являются синонимами, поскольку речь идет о разных уровнях педагогического знания. По аналогии с характеристикой образовательного пространства, предложенной О. Леоновой [2], мы рассматриваем культурно-образовательное пространство как событийнономическое отражение и объект реального мира, как системное явление, которое преднамеренно создается для формирования общей культуры личности.

Как системное явление культурно-образовательное пространство формируется институциональным и неинституциональным образованием, самообразованием, включает социально-культурную среду, представляющую собой процессуально-номический уровень педагогического знания.

Таким образом, систему непрерывного образования в регионе мы рассматриваем с одной стороны, как культурнообразовательное пространство, насыщенное культурными, интеллектуально-творческими событиями, имеющими для личности эмоционально-ценностную, когнитивную, мотивационную значимость, а с другой - как социальнопедагогический процесс, позволяющий рассматривать непрерывное образование как открытую социальную систему, обладающую не статичной характеристикой, а находящейся в постоянном процессе развития, вовлекая и личность, которая становится «процессуальной», несформированной, а стремящейся к постоянному культурному развитию, самоопределению.

Обучение в учебном заведении, посещение учреждений культуры: библиотеки, музея, концертного зала, театра и др. для человека являются событием, когда личность обретает в них то «внутреннее социокультурное пространство», которое становится смыслообразующим, личностно-значимым. Поэтому учреждения, организации не сами по себе образуют культурно-образовательное пространство, а потому какой ценностно-культурный смысл для личности они приобретают.

«Ценность - это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его к деятельности и чем он руководствуется в своей жизни» (А.Д. Жарков).

Принято выделять такие виды пространства: образовательное, культурное, воспитательное, развивающее, социальное, природное, пространство жизненное и др. Наиболее разработаны такие категории, как культурное (С.Б. Брижатова, А.Н. Быстрова, С.Г. Гусева, В.С. Садовская и др.), образовательное пространство (С.К. Бондарева, В.И. Гинецинский,

Э.Д. Днепров, Н.И. Макарова, А.В. Орлов, Н.В. Серегин и др.), воспитательное (Е.В. Бондаревская, А.В. Гаврилин, Д. В. Григорьев, Н.Л. Селиванова и др.). По мнению А. В. Орлова, без формирования образовательного пространства в со-

ответствии с целями и задачами, которые детерминируются образовательной системой невозможно функционирование образовательной среды [3, с. 107].

Система непрерывного образования как культурно-образовательное пространство региона и социально-педагогический процесс

Образовательные учреждения

Учреждения дополнительного образования

Библиотеки

Приобретение личностью социальнокультурного опыта овладение общей культурой

СМИ

Театры

Епархии

Клубы по интересам

Социально-педагогический процесс

Интернет

Культурно- обра зова тельное

С ощ юкулы урная среда

Система

непрерывного

СКД

оогтования

пространство региона

Административные органы управления

Музеи

Концертные залы

Картинные галереи

Досуговые

учреждения

я-

личность « пр оцес су альная», развивающаяся в с оці юкультурной со еле

Выставочные залы

Филармонии

Самообразование и т.д.

«Внутреннее ПрОСТрЯНСТВО ЛИЧНОСТИ»

Схема 1. Культурно-образовательное пространство региона

Опираясь на философское понимание пространства и анализ социально-педагогических источников, мы обозначили культурно-образовательное пространство как синтез культуры и образования (схема 1).

А.В. Петровский и В.А. Петровский, характеризуя личность, выделяют «внутреннее пространство» [4, с. 46]. В нашем контексте «внутреннее пространство личности» рассматривается нами как интеграция интеллектуальных, эмоционально-ценностных, нравственно-этических, художественноэстетических, мотивационно-поведенческих компонентов.

Представляется, что «внутреннее пространство» личности и создает базу общей культуры. В то время как культурнообразовательное пространство в целом создает условия для формирования общей культуры личности. Большое значение, на наш взгляд, имеют инновации - трансформации, которые преобразуют учебный процесс в самостоятельную учебнопознавательную деятельность, благодаря которой у учащихся приобретается опыт поиска инновационных знаний и их применения в новых социокультурных условиях. Творческий характер события позволяет обрести личностный смысл деятельности.

Диверсификация культурно-образовательного пространства и «внутреннего пространства личности»

В рамках культурно-образовательного пространства Сибирского региона имеется разветвленная сеть учреждений культуры и искусства, образования. На территории Сибири проживают представители разных национальностей, этнических групп.

Развитие системы непрерывного образования в настоящее время полнее увязываются с социально-экономическими, социокультурными и образовательными потребностями региона.

Особая роль в создании культурно-образовательного пространства региона принадлежит вузам, как системообразующим центрам образования и культуры.

Конструктивное и культуротворческое значение в формировании культурных приоритетов в системе непрерывного образования Сибирского региона имеют высшие образовательные учреждения, готовящие кадры профессиональных работников для социально-культурной сферы: Кемеровский государственный университет культуры и искусств (ректор Кудрина Е.Л.) и Алтайская государственная академия культуры и искусств (ректор Кондыков А.С.), Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского (факультет культуры и искусств, декан Н.М. Генова), Тюменская государственная академия культуры и искусств (институт сервиса и социальнокультурных коммуникаций, директор Е.М. Акулич). Вузы

культуры и искусств в регионе функционируют сегодня как: культурно-образовательные и информационно-культурные центры; художественно-творческие и исполнительские коллективы преподавателей и студентов; научно-

исследовательские центры; многопрофильные мастер-классы

для многих культурно-образовательных и художественнотворческих организаций и учреждений; учебно-методические базы для диверсификации высшего и среднего профессионального образования.

Многолетний опыт работы Центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета культуры и искусств, Алтайской государственной академии культуры и искусств по созданию культурно-образовательного пространства в регионах свидетельствует о важности глубинной сущности пребывания личности в этом пространстве: событийность. События культурно-образовательного пространства следует обозначить как педагогические. Известно, что дидактическое понятие культуры - это обучение и воспитание личности посредством культуры. Культурно-образовательное пространство значимо для человека в результате таких событий, как: личное участие в культурно-досуговых мероприятиях: концерты, презентации рефератов, докладов, выступление на научно-практической конференции, совместные с педагогом социокультурные, научные, творческие проекты и программы.

Событие дает возможность быть самим собой. Динамическая сеть взаимосвязанных социально-педагогических событий, в каждом из которых происходит развивающая целе- и ценностно-ориентированная встреча в системе «педагог-учащийся», их событие.

Вслед за Д. В. Григорьевым отметим, что событие есть живая общность, внутреннее единство при внешней противо-

поставленности (учителя и ученика) «Событие - это уникальная, внутренне противоречивая, живая общность людей. В событии впервые зарождаются специфические человеческие способности, «функциональные органы» субъективности и важнейший из них - рефлексивное сознание» [5, с. 223].

Так, участие школьников в научно-практических конференциях, проводимых ЦНО КемГУКИ: «Образование и культура в индустриальном регионе на рубеже тысячелетий (Меж-дуреченск, 2000 г.), «Знание - поиск - творчество учащейся молодежи в культуре и образовании» (г. Юрга, 2004), «Содержание современного образования в условиях женской гимназии: состояние, проблемы, тенденции» (Кемерово, 2005), «Культура и искусство» (в рамках Кемеровской городской научно-практической конференции «Интеллектуал-2009) и другие подтверждают, что выбор тематики рефератов, докладов, сообщений носит творческий характер, учащиеся открывают для себя новые возможности, способности. Выступления на конференциях, как правило, эмоционально окрашены и участники все более сознают себя субъектом деятельности, общения и культуры.

Отзывы участников конференций, проводимых в разные годы, только подтверждают личностный смысл: «Спасибо за такие конференции, я открыла свои возможности», «К боль-

шому сожалению, пропустила дискуссионный клуб В.В. Туе-ва», «Больше времени планируйте для работы секций», «Надеемся на новую встречу в рамках работы конференции», «Для меня выступление на конференции стало событием в жизни, я больше узнала себя. Здорово!»

Автор настоящей статьи была инициатором проекта «Развитие целостного культурно-образовательного пространства Кузбасса» (2000), принимала участие в подготовке сборника «Образование в сфере культуры и искусства Сибирского федерального округа» (2003), что послужило в осмыслении заявленной темы.

На наш взгляд, культурно-образовательное пространство функционирует не только на уровне региона. Как подсистема системного явления общества оно может быть преднамеренно сформировано на уровне конкретного образовательного учреждения, района, микрорайона, города, региона и т.д.. При этом, решая конкретные задачи, важно то, что пребывание личности в культурно-образовательном пространстве того или иного уровня дает возможность приобрести ей тот социокультурный опыт, который позволяет регулировать свои ценности и поведение в соответствии с культуросообразными требованиями современного общества (схема 3).

Культурно-образовательное пространство как системное явление

Схема 3. Культура и образование в формировании индивіідуапьного социокультурного опьпа в культурно-образовательном пространстве

В заключении подчеркнем: современное понимание системы непрерывного образования как культурно-

образовательного пространства и социально-педагогического процесса раздвигает рамки теоретического поля - становится объектом образования и социокультурной деятельности, что требует новой исследовательской программы.

Пространство становится культурно-ориентированным на развитие человека культуры, более открытым для интеграции культурных и образовательных учреждений, для формирования «внутреннего личностного пространства», когда речь идет о целостной картине мира, мировоззрении личности, его

Библиографический список

интеллектуальном, социокультурном, положительно-

действенном компонентах.

Данный аспект системы непрерывного образования является новым направлением в теории, методике, организации и практике социокультурной деятельности, а также актуализирует практическое воплощение «событийности» в педагогическую деятельность и организацию воспитательнообразовательного процесса школы всех уровней, учреждений дополнительного образования и культуры, поскольку, на наш взгляд, раскрываются внутренние источники личностного, социокультурного роста, субъектного становления, что создает основу общей культуры.

1. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина, 2004.

2. Леонова, О. Образовательное пространство как педагогическая реальность // Альма-матер. - 2006. - № 1.

3. Орлов, А.В. Сущность развивающейся образовательной среды в процессе обучения // Человек и мир человека: сб. науч. ст. всероссийской научной конф. (26 июня 2006 г.). - Рубцовск: Рубцовский индустриальный ин-т - 2006. - Вып. 3. - Ч. 2.

4. Петровский, А.В. Индивид и его потребность быть личностью / А.В. Петровский, В.А. Петровский // Вопросы философии. - 1982. - № 3.

5. Болотова, М.И. Событие как основа воспитания // Философия образования. - 2008. - № 1 (22).

Статья поступила в редакцию 09.04.10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.