Результаты проведенного исследования показали, что чаще всего в современной школе применяется в основном традиционное обучение (25%), наибольший интерес слушателей вызвали следующие технологии: проблемное обучение (10%), программированное обучение (10%), личностноориентированное обучение (15%), компьютерные технологии обучения (20%), педагогика сотрудничества (15%). По данным технологиям нами были проведены дополнительные занятия. На оставшиеся технологии пришлось лишь 5%
В заключении отметим, что Диалог культур в образовании может быть эффективным только в случае постановки и согласования единых конкретных, а не абстрактных целей, достижение которых может осуществляться с помощью различных технологий обучения и разными методическими средствами. Для этого необходимо определить, какие критерии нужно оценивать для достижения цели и привести их к единым единицам измерения.
□ программированное обучение □ проблемное обучение
□ педагогика сотрудничества □ компьютерные технологии обучения
■ личностно-ориентированное обучение □ традиционное обучение
Рис. 2. Возможности применения технологий на различных ступенях образования
Bibliography
1. Bohr, H. Works. Sci. tr.: 2 T. - M.: Nauka, 1971. - Vol.2.
2. Novik, I.B. Questions of style of thinking in science. - M.: Politizdat, 1975.
3. Pustilnik, I.G. The theoretical basis of formation of scientific concepts for students: Candidate ... Dr. Ped. Science. - Ekaterinburg, 1997.
4. Capra, F. Tao of Physics. St. Petersburg. "Oris" "JAN PRINT, 1994.
5. Granatov, G.G. The concept of complementarity in the philosophy of education a person (the dialectic and the psychology of thinking): monograph. - Magnitogorsk: Magnitogorsk State University, 2008.
6. Belikov, V.A. Personal philosophy of education: activity aspect: monograph. - M. Vlados, 2004.
7. Hristeva, A.V. Preparing future teachers to the analysis and introspection, professional and pedagogical activity: dis. ... Candidate. Ped. Science. -Magnitogorsk, 1996.
8. Yudin, V.V. Educational technology: a tutorial. - Yaroslavl: YarGPU, 1997. - Part 1.
9. Seleucus, G.K. Modern educational technology. - M.: bunk. Education, 1998.
Article Submitted 11.11.10
УДК 37.018.4
Н.Г. Смирнова, канд. пед. наук, руководитель Центра непрерывного образования КемГУКИ, г. Кемерово,
E-mail: cno@kemguki.ru
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ)
В статье рассматривается социально-культурная деятельность как часть целого - системы непрерывного образования, выделены функции, показана роль социально-культурной деятельности в формировании обшей культуры личности на базе инновационных образовательных учреждений.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, непрерывное образование, общая культура личности, культурная среда, общение, функции, внеурочная деятельность, внешкольное образование, инновационное общеобразовательное учреждение.
В содержание непрерывного образования одним из блоков входит развитие общественных форм образования и самообразования на разнообразных курсах, семинарах, в клубах по месту жительства, работы, учебы. Особое место отводится педагогически сориентированным формам общественного образования и самообразования (Г.М. Коджаспирова). Внешняя характеристика непрерывного образования включает максимальное сближение школы со всеми другими сферами общественной жизни (принцип «открытой школы»). «В настоящее время дают
о себе знать более плодотворные тенденции. Речь идет об усилении процессов, в результате которых начинают энергично сближаться друг с другом культурная, образовательная и социальная сферы общественной жизни» [1, с. 19] .
Непрерывное образование - это процесс; непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательного процесса. Непрерывность образования следует понимать как его непрекращающееся развитие.
В основе концепции непрерывного образования лежит гуманистическая идея, ставящая в центр всех образовательных начал человека, которому необходимо создать условия для полного развития его способностей на протяжении всей жизни.
Безусловно, для развития личности необходимо на каждой ступени образования согласованность, взаимосвязь всех компонентов системы непрерывного образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения).
Структура системы непрерывного образования представляет собой базовое (формальное) и дополнительное (внешкольное, внеурочное) неформальное образование.
Как известно, в историко-культурном плане социокультурная деятельность является прямой и непосредственной преемницей традиционного внешкольного образования. Культурно-просветительная работа интегрируется с образованием, с социальной и социально-педагогической работой, проявляется взаимопроникновение социального и культурного начал.
Общей концептуальной основой большинства прогрессивных педагогических начинаний конца Х1Х-начала ХХ века была идея развития личности. Как справедливо отмечает Н.Н. Ярошенко: «На уровне теории внешкольного воспитания данная установка приобретает черты особой научной парадигмы, которую можно определить как парадигму частной инициативы» [2, с.137]. В этот период частная инициатива является одним из наиболее значимых источников организационного и смыслового наполнения социокультурной деятельности в России. (Периодизация теории социально-культурной деятельности глубоко раскрыта Н.Н. Ярошенко: парадигма частной инициативы, педагогического воздействия, социальной активности).
Внешкольному образованию В.П. Вахтеров отводит большую роль в причастности человека к общей культуре. Образованности и общей культуре населения уделяет внимание С.О. Серополко.
Историческое наследие свидетельствует о значении внешкольного образования в приобщении человека к культуре, в развитии личности как субъекта деятельности и образовательного общения. «Внешкольное образование, говоря современным языком, становится одним из проявлений гражданского общества, где личность с ее многообразными и неповторимыми потребностями формирует те или иные формы общественного бытия» [2, с.157] .
Для нас представляет научный интерес система непрерывного образования как непрекращающийся процесс развития (содержания, методов, средств, форм организации обучения и воспитания), направленный на формирование общей культуры личности, включающий специфическую подсистему (элемент) - социально-культурную деятельность.
Задачи непрерывного образования имеют место в социально-культурной деятельности: развитие инициативности, любознательности, способности к творческому самовыражению, проявлению самостоятельности, коммуникабельности.
Функциональный подход к изучению социальнокультурной деятельности позволили Ю.А. Стрельцову и Е.Ю. Стрельцовой выделить три ее вектора: «СКД-культура, СКД-общество, СКД-человек, производными которых становятся креативная, социоорганизующая и личностно развивающая функция» [1, с. 26] . Обозначив социально-культурную деятельность как составную часть целого - системы непрерывного образования, мы исходим из того, что части (элементу) присущи функции целого: познавательно-образовательная, воспитательная, развивающая, социальная (социализация), диагностическая, культурологическая, адаптационная, ком-пенсаторская. В этой связи одна из функций современной социально-культурной деятельности - личностно развивающая, педагогическая функция является одновременно и человекотворческой.
В «Концепции модернизации российского образования в период до 2010 года» в качестве приоритетного направления образовательной политики выделяется создание системы профильного обучения на старшей ступени общеобразовательной школы. Это способствует не только осуществлению выбора того или иного курса в учебное время, но и удовлетворению своих интеллектуальных, культурных потребностей во вне-учебное время, развитию творчества.
Надо отметить, что переход к вариативному личностноориентированному образованию, образованию по выбору на всех этапах системы непрерывного образования, интерактивный подход (вертикальная и горизонтальная интеграция), создание новых типов учебных заведений, максимальное использование творческого потенциала личности, компетентность которой способствует быстрой адаптации в обществе - все это требует определенной культуры.
«Культура, по мнению Е.В. Руденского, это научаемое поведение (поведение, усваиваемое в процессе научения)» [3, с. 55] . «В антропологическом и социологическом плане культура - макроконцепт, в психологическом - индивидуальный и подвижный конструкт. Его качественные характеристики определяются качеством образовательной социализации личности» - подчеркивает Е.В. Руденский [там же].
Общая культура личности, на наш взгляд, качественная характеристика личностной социализации. Актуальность формирования общей культуры в школьные годы не вызывает сомнения, так как именно в этом звене системы непрерывного образования происходит целенаправленное развитие основных личностных потенциалов, включая компоненты общей культуры: когнитивный, ценностно-ориентационный, творче-ско-преобразовательный, коммуникативный.
В формировании общей культуры значительная роль принадлежит досуговому приобщению личности к системе культурных ценностей, так как здесь человек выступает в роли активного субъекта, строящего свое поведение в соответствии с собственными потребностями, интересами и мотивами. «Деятельность в сфере свободного времени невозможна без сформировавшейся внутренней установки и определенного уровня практической активности личности» [1 , с. 31] .
Вместе с тем, мы разделяем точку зрения ученых, что «в реальной практике приходится тормозить определенные побуждения личности, переадресовывать их в иное, более целесообразное русло и даже ломать уже сложившиеся стереотипы» [1, с. 108].
Надо отметить, что внешкольное образование мы понимаем не только как деятельность учреждений дополнительного образования, но и деятельность общеобразовательных школ (гимназий) по организации внеурочной работы, обеспечивающей досуговое общение и педагогически целесообразное управление формированием общей культуры личности.
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности. Вариативная часть учебных планов предполагает самостоятельный выбор учащимися спецкурсов. В МОУ «Гимназия № 25» г. Кемерово такими спецкурсами являются: «Основы драматического искусства», «Хореография», «Музыкально - певческое искусство» и др.
Наш многолетний опыт работы Центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета культуры и искусств с инновационными образовательными учреждениями Кемеровской области свидетельствует о важности педагогически целесообразного управления формированием общей культуры личности как в урочное, так и во внеурочное время.
Первоначально спецкурс «Основы общей культуры» был апробирован в МОУ «Гимназия №32» (г. Новокузнецк), который включал:
- Информационно-коммуникативный блок (основы информационной культуры, культура речи и общения, психология общения);
- Художественно-эстетический блок (основы эстетики, основы театра, эстетическое воспитание и самовоспитание, из истории музыкального искусства, кино как вид искусства, сибирский народный быт: обряды и праздники).
Различные блоки и темы читали и проводили занятия преподаватели вуза: Н.И. Гендина, Е.В. Мартынова, О.В. Гусева, Н.Л. Прокопова, Н.Г. Смирнова, А.И. Дмитриев, М.Е. Сорокин и др.
Досуговое общение учащихся осуществлялось в рамках деятельности студий: хоровая «Вдохновение», эстрадной детской песни, театральная, художественная, литературная «Зёрнышко».
Именно в досуговом общении проявляется личностная позиция, индивидуальность, субъектность, приобретается нравственно-эстетический опыт.
В состав средств социально-культурной деятельности, как известно, входит живое устное слово, которое может использоваться для решения педагогических задач. Деятельность детско-юношеской литературной студии «Зёрнышко», руководимой Л.А. Никоновой, членом Союза писателей России содействует формированию общей и художественной культуры личности, повышению гуманитарного образования и выявлению, развитию, поддержки юных талантов. Основные направления деятельности: литературное творчество и краеведение; просветительная работа, сотрудничество с Союзом писателей Кузбасса; публикации произведений студийцев в городских, областных и республиканских изданиях и др.
Подобная работа проводится и в других инновационных общеобразовательных учреждениях Кемеровской области ( гимназии № 25 г. Кемерово, №24 г. Междуреченск, Губернаторская женская гимназия с. Елыкаево и др.). Так, инновационные процессы социокультурного (культурологического) образования в гимназии № 25 включают: музыку, театр, хореографию, изодеятельность. Урочная деятельность дополняется внеурочной: вокальный ансамбль, театральная студия, студия «Джаз - танец», ансамбль « Каникулы», изостудия -всё это создаёт атмосферу творчества, взаимовнимания.
В целом, создается культурная среда, которая является своего рода окружением социального и культурного мира личности. Социокультурные ориентации школьников формируются с учетом их потребности в познании, художественноэстетической деятельности, творчестве, общении; учащиеся инновационных общеобразовательных учреждений становятся не только носителями культуры, но и ее трансляторами «... социокультурная деятельность сегодня перестала отождествляться лишь с деятельностью учреждений культуры и искусства, . и переросла рамки, устанавливаемые отраслевыми структурами.» [4, с. 169].
Bibliography
В условиях внеурочной деятельности учащиеся получают возможность для самореализации, самосовершенствовования, развития художественно - эстетического вкуса, нравственных аспектов своих отношений и культурного самоопределения..
В последние годы, как известно, внеурочную деятельность по художественно - эстетическому воспитанию школьников, в основном, перенесли в учреждения дополнительного образования, которые, безусловно, занимают определённое место в системе непрерывного социокультурного образования. Однако, надо признать, что далеко не все дети имеют возможность посещать их по разным причинам. Наш анкетный опрос педагогов школ различного уровня (общеобразовательные, средние и высшие профессиональные) в рамках Сибирского региона (гг. Омск, Барабинск, Новосибирск, Кемерово, Томск ) показал, что далеко не все разделяют эту политику: 88,7% респондентов против такого переноса.
Организованное общение в условиях студий между студийцами, а также с педагогами способствует передаче и усвоению определённой культурной информации, культурных ценностей в виде знаний, идей, навыков, умений, норм и принципов поведения, художественных ценностей. «Развивающиеся в сфере досуга коммуникации имеют большое значение для общего культурного развития личности, её социального формирования, успешного адаптирования в социуме, творческой самореализации человека» [1, с. 181].
Важно отметить, что группа студийцев в процессе сотворчества превращается в коллективно - творческий субъект, который обретает ряд преимуществ по сравнению с индивидуально действующими субъектами, в частности происходит диалоговое общение, обязательным условием которого является взаимовнимание. «Включаясь в ту или иную общность, человек подчиняет своё поведение установленным правилам и требованиям. Взаимодействие с другими людьми становится для него решающим источником мотивов и способов практического поведения» - подчёркивают Ю.А. Стрельцов и Е.Ю. Стрельцова [1, с. 194].
Таким образом, рассматривая социально-культурную деятельность важным элементом (частью) целостности непрерывного образования, необходимо использовать специфические её возможности не только в неформальном образовании, но и формальном на всех этапах системы непрерывного образования в целях формирования общей культуры личности.
Представляется, что мнение крупного специалиста в области культурно-досуговой деятельности А.Д. Жаркова приобретает особую значимость: стратегическим направлением государственной политики массового оздоровления населения «является повышение уровня общей культуры» [5, с. 84]. Основы общей культуры личности, бесспорно, формируются в главном звене системы непрерывного образования - общеобразовательной школе и поэтому модернизация отечественного образования, на наш взгляд, должна учитывать этот аспект.
1. Streltsov, J.A., Streltsova E.J. Pedagogy of leisure: a tutorial. - M.: MGUKI, 2008.
2. Yaroshenko, N. History and methodology of the theory of socio-cultural activities: the textbook. - M.: MGUKI, 2007.
3. Rudensky, E.V. Clinical sociology of education as a theoretical basis of reflection problems of professional education / continuous multi-level vocational and teacher education: experience, problems and prospects / / Proc. Materials of All-Russian scientific-practical conference. April 10, 2008: in 2 hours / under total. Ed. G.N. Zhukova, I.V. Lvov, A.A. Nagorniak. - Kemerovo: Izd - vo KemGPPK, 2008. - Part 1.
4. Chizhikov, V.M. Theory and practice of socio-cultural management / V.M. Chizhikov, V.V. Chizhikov: a textbook. - M.: MSU-CI, 2008.
5. Zharkov, A.D. Theory and technology of cultural and leisure activities: a textbook for students of culture and arts. - Moscow: Publishing House MGUKI, 2007.
Article Submitted 11.11.10