Научная статья на тему 'Когерентность учебной и социально-культурной деятельности в формировании общей культуры личности'

Когерентность учебной и социально-культурной деятельности в формировании общей культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГЕРЕНТНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ / COHERENCE / INNOVATIVE EDUCATIONAL INSTITUTION / EDUCATIONAL ACTIVITY / SOCIAL-CULTURAL ACTIVITY / GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL / SOCIOCULTURAL MODEL OF EDUCATION / VALUE RELATIONSHIP

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Н. Г.

В работе рассматривается когерентность как принцип взаимосвязи учебной и социально-культурной деятельности. Выделены средства учебной и социально-культурной деятельности, позволяющие формировать общую культуру личности. Педагогический потенциал средств социально-культурной деятельности, реализация ее личностно-развивающей, педагогической функций способствует совершенствованию социально-педагогического процесса в инновационных образовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COHERENCE OF EDUCATIONAL AND SOCIAL-CULTURAL ACTIVITIES IN SHAPING OF GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL

The article considers coherence as the principle of interrelation of educational and social-cultural activities. The author highlights the means of educational and social-cultural activities that allow to shape general culture of individual. Pedagogical potential of the means of social-cultural activity contributes to improving of the social-pedagogical process in innovative educational institutions.

Текст научной работы на тему «Когерентность учебной и социально-культурной деятельности в формировании общей культуры личности»

Ж"

Ж"

Рис. 9. Спирограмма упражнений с задержкой дыхания на выдохе

Рис. 10. Спирограмма упражнений с задержкой дыхания на глубоком выдохе

Библиографический список

1.Авдеев, Н.Н. Методика комплексного обследования детей в различных экологических и социальных средах / Н.Н. Авдеев, Г.М. Зараковский, Г.Б. Степанова, Э.Н. Фаустова // Физиология человека. - 1994. - Т. 20. - № 6.

2.Качан, Л.Г. Стратегии сохранения здоровья школьников / Л.Г. Качан, Е.А. Лотош, Г.А. Вержицкий [и др.]. - Новокузнецк: ИПК, 2000.

3.Айзман, Р.И. Возрастные изменения морфофункциональных показателей и физической работоспособности у школьников 10 - 14 лет с разным уровнем организованной двигательной активности / Р.И. Айзман, В.Б. Рубанович // Физиология человека. - 1994. - Т. 20. - № 3.

4.Нарзулаев, С.Б. Медицинская экология / С.Б. Нарзулаев, Г.П. Филиппов, Л.В. Капилевич, М.Ф. Савченков. - Томск, ТГУ, 1998.

5.Бальсевич, В.К. Конверсия высоких технологий спортивной подготовки как актуальное направление совершенствования физического воспитания и спорта для всех // Теория и практика физической культуры. - 1993. - № 4.

6.Albuque, L. М., Rao К., Rao S. Stress and coping psichologically distress and non-distressed co11ege students / L. М. Albuque, К. Rao, S. Rao // Psychol. - Abstracts. - 1991. - V. 78. - № 1.

Bibliography

1.Avdeev, N.N. Metodika kompleksnogo obsledovaniya deteyj v razlichnihkh ehkologicheskikh i socialjnihkh sredakh / N.N. Avdeev, G.M. Zarakovskiyj, G.B. Stepanova, Eh.N. Faustova // Fiziologiya cheloveka. - 1994. - T. 20. - № 6.

2.Kachan, L.G. Strategii sokhraneniya zdorovjya shkoljnikov / L.G. Kachan, E.A. Lotosh, G.A. Verzhickiyj [i dr.]. - Novokuzneck: IPK, 2000.

3.Ayjzman, R.I. Vozrastnihe izmeneniya morfofunkcionaljnihkh pokazateleyj i fizicheskoyj rabotosposobnosti u shkoljnikov 10 - 14 let s raznihm urovnem organizovannoyj dvigateljnoyj aktivnosti / R.I. Ayjzman, V.B. Rubanovich // Fiziologiya cheloveka. - 1994. - T. 20. - № 3.

4.Narzulaev, S.B. Medicinskaya ehkologiya / S.B. Narzulaev, G.P. Filippov, L.V. Kapilevich, M.F. Savchenkov. - Tomsk, TGU, 1998.

5.Baljsevich, V.K. Konversiya vihsokikh tekhnologiyj sportivnoyj podgotovki kak aktualjnoe napravlenie sovershenstvovaniya fizicheskogo vospitaniya i sporta dlya vsekh // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. - 1993. - № 4.

6.Albuque, L. M., Rao K., Rao S. Stress and coping psichologically distress and non-distressed co11ege students / L. M. Albuque, K. Rao, S. Rao // Psychol. - Abstracts. - 1991. - V. 78. - № 1.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 37

Smirnova N. G. COHERENCE OF EDUCATIONAL AND SOCIAL-CULTURAL ACTIVITIES IN SHAPING OF GENERAL CULTURE OF INDIVIDUAL. The article considers coherence as the principle of interrelation of educational and social-cultural activities. The author highlights the means of educational and social-cultural activities that allow to shape general culture of individual. Pedagogical potential of the means of social-cultural activity contributes to improving of the social-pedagogical process in innovative educational institutions.

Key words: coherence, innovative educational institution, educational activity, social-cultural activity, general culture of individual, sociocultural model of education, value relationship.

Н. Г. Смирнова, канд. пед. наук, проф. КемГУКИ, г. Кемерово, E-mail: cno@kemguki.ru

КОГЕРЕНТНОСТЬ УЧЕБНОЙ И СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

В работе рассматривается когерентность как принцип взаимосвязи учебной и социально-культурной деятельности. Выделены средства учебной и социально-культурной деятельности, позволяющие формировать общую культуру личности. Педагогический потенциал средств социально-культурной деятельности, реализация ее личностно-развивающей, педагогической функций способствует совершенствованию социально-педагогического процесса в инновационных образовательных учреждениях.

Ключевые слова: когерентность, инновационное образовательное учреждение, учебная деятельность, социально-культурная деятельность, общая культура личности, социокультурная модель образования, ценностное отношение.

Задача настоящей статьи заключается в прояснении значимости принципа когерентности в формировании общей культуры личности в условиях инновационных образовательных учреждений.

Прежде всего, необходимо разобраться с правомерностью применения принципа когерентности в контексте заявленной темы статьи. Рассмотрим педагогический смысл дефиниции.

Когерентность (от лат. cohaerentia - связь) - взаимосвязь. Принцип когерентности в педагогике заключается во взаимосвязи воспитательной и учебной деятельности. Учитывая, что воспитательная деятельность осуществляется в учебное и внеучебное (свободное) время, педагогический потенциал средств, личностно-развивающую, педагогическую функцию социально-культурной деятельности (Е.И. Григорьева,

Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова и др.), нами предпринята попытка рассмотреть когерентность учебной и социально-культурной деятельности.

Логика взаимосвязи требует выделения сути учебной и социально-культурной деятельности. Учебная деятельность -это целенаправленный процесс, посредством которого учащиеся осваивают новые знания и умения, обогащают понимание жизни и свои творческие способности. Целесообразность учебной деятельности выражается в ориентации на благоприятные изменения в социальном статусе, связанные с повышением образовательного уровня.

Безусловно, учебная деятельность направлена на самого обучаемого как ее субъекта в плане совершенствования, развития, формирования его личности благодаря осознанному, целенаправленному присвоению им социального опыта в различных видах и формах общественно полезной, познавательной, теоретической и практической деятельности. Посредством учебной деятельности, как известно, осуществляется обучение. Инновационное обучение реализуется в инновационных образовательных учреждениях благодаря введению новых разнообразных технологий, средств, нового содержания и методов обучения, воспитания, изменения структуры учебного заведения. В широком смысле педагогические инновации определяются «как внесение нового в образовательный процесс, как нововведение, как изменение с целью улучшения» [1, с. 10].

К числу основных средств социально-культурной деятельности Е. И. Григорьева относит: «живое слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и спорт, литература и художественная самодеятельность» [2, с. 28, 30].

Взаимосвязь учебной и социально-культурной деятельности дает возможность интегрального описания единства функций традиционного обучения (развивающей, воспитывающей и обучающей) и социально-культурной деятельности (личностно-развивающей, обеспечивающей социализацию личности, приобщение ее к ценностям культуры и науки, техники и педагогической, когда речь идет о воспитании личности как субъекта, индивидуальности).

Общеизвестно, что в процессе обучения и воспитания осваиваются социокультурные нормы, имеющие культурно-историческое значение, транслируется социальный опыт во времени, воспроизводятся устоявшиеся формы общественной жизни в пространстве культуры. А социальная функция образования, с одной стороны, характеризуется как подготовка человека к самостоятельной жизни, а с другой стороны, закладывает основы будущего общества и формирует образ человека в перспективе. Поэтому формирование модели общей культуры может сопряжено с реализацией функций учебной и социально-культурной деятельности в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Необходимо отметить, что в мировом образовательном пространстве одной из глобальных тенденций является стремление к демократической системе образования, преемственность ступеней и уровней, существенное увеличение гумани-

Следует отметить, что образовательный процесс отражает свойства, характерные как для обучения, так и для воспитания (Н.В. Бордовская, А.А. Реан). Сегодня образовательный процесс, на наш взгляд, следует рассматривать как социально-педагогический процесс, выходящий за рамки образовательного учреждения. Вслед за Ю.А. Стрельцовым и Е.Ю. Стрельцовой подчеркнем, что в современных, принципиально новых условиях наше общество не может довольствоваться старыми представлениями о формировании личности, замкнутыми в узких рамках педагогических учреждений. Принцип когерентности вносит новизну в образовательный процесс, где существенное значение приобретает педагогический потенциал средств социально-культурной деятельности как в логике учебных предметов, в учебное время, так и в свободное время.

Особенностью взаимосвязи учебной и социально-культурной деятельности является причинная обусловленность, когда каждая из деятельностей выступает как причина другой и как следствие одновременного влияния друг на друга, обеспечивая прогрессивное развитие личности: ее интеллекта, нравственных качеств, формирование опыта социального взаимодействия, ценностного отношения к окружающему миру, художественно-эстетического сознания.

Анализ средств учебной и социально-культурной деятельности позволяет утверждать вышесказанное.

Сопоставление средств учебной и социально-культурной деятельности представлено в таблице 1.

Таблица 1

тарной составляющей в целом, смысловой единицей которой является формирование базовой культуры личности.

Безусловно, система образования в Российской Федерации не может не учитывать этих тенденций. В то же время в субъектах Российской Федерации (регионах) складывается свой опыт развития системы непрерывного образования в содержательном, организационном и управленческом аспектах.

В Сибирском регионе уделяется внимание разработке таких моделей образовательной системы как социокультурная, обеспечивающая единство функционально-технического (в широком понимании) и духовно-творческого начал человека: «а) общего, «социального» как «антропологического» начала; б) более специфического «особо-социального»... - культурного» [3, С. 73].

В социокультурную модель образовательной системы региона органично «вписывается» социально-культурная деятельность с ее педагогическим потенциалом основных средств.

Опираясь на научные труды М.А. Ариарского, С.Б. Бри-жатовой, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильни-кова, О.В. Первушиной, В.Н. Рябушева, О.М. Слесарчук, В.Е. Триодина, В.В. Туева, Н.Н. Ярошенко и соотношения основных компонентов словесной конструкции «социо» и «культура», «социальное» и «культурное» (В.И. Красиков, Ю.А. Стрельцов), мы проанализировали учебные планы инновационных образовательных учреждений на примере Кемеровской области.

Средства учебной деятельности (Г. М. Коджаспирова): Средства социально-культурной деятельности (Е. И. Григорьева):

- интеллектуальные действия (мыслительные операции) - анализ, синтез, обобщение, классификация и др.); - знаковые, языковые, вербальные средства, в форме которых усваивается знание, рефлексируется и воспроизводится индивидуальный опыт; - фоновые знания, посредством включения в которые новых знаний структурируется индивидуальный опыт - устные (живое слово, сценическая речь); - печатные (художественная литература, научная литература, журналы, газеты и др.); - технические (кино, радио, телевидение, аудио, видео); - наглядные (афиши, плакаты, экспонаты, реликвии); - искусство и самодеятельное творчество (оригинальные жанры, декоративно-прикладное, изобразительное, музыкальное, хореографическое, хоровое, театральное); - психолого-педагогические (игры, общение, развлечение, зрелища)

Основная цель социокультурной модели образовательной системы на региональном и муниципальном уровне является обеспечение педагогических условий для реализации принципа когерентности.

Социально-педагогическая модель общей культуры личности, разработанная нами, включает освоение и присвоение, трансляцию нравственно-этического, художественно-эстетического опыта, а также опыта социального взаимодействия, где существенную роль играет понимание в процессе общения (диалог в общении).

Как уже отмечалось выше, образовательный процесс носит социально-педагогический характер, когда в равной степени взаимосвязаны воспитательная и учебная деятельность, обеспечивающие формирование личности в целом.

Смысловое поле формирования общей культуры личности включает в себя представление о ценностном ее отношении, ориентировании в окружающем мире. «Будучи частью социализации личности ценностное ориентирование активно осуществляется через образование, органично объединившее в себе обучение и воспитание. В этой системе человек имеет возможность приобретать и совершенствовать свой опыт, знания, умения, навыки. Здесь его повседневная жизнь целенаправленно соединяется с культурой» [4, с. 104].

Ценностное отношение человека к окружающему миру, как известно, обретает такие формы своего проявления, как рациональную (суждения, оценки), эмоциональную (чувственная реакция на определенные объекты) и поведенческо-деятельностную (действия, поступки, поведение), поэтому образовательный процесс в инновационных учреждениях представляет собой определенное воздействие на сознание, чувство, волю обучающихся.

В формировании социально-педагогической модели общей культуры личности большое значение приобретает новизна учебных планов, программ спецкурсов, педагогический потенциал средств социально-культурной деятельности.

Формирование личности, обладающей общей культурой, познавательными потребностями и деятельностными качествами возможно, на наш взгляд, основываясь на принципе когерентности.

Принцип когерентности осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих его специфичность в конкретном образовательном учреждении. На примере инновационных образовательных учреждений Кемеровской области попытаемся раскрыть суть принципа.

Общеобразовательная школа - основное звено в системе непрерывного образования. Именно здесь учащиеся получают систему знаний, формируется их социокультурное мышление.

В 90-е годы гимназии № 24 (г. Междуреченск), № 25 (г. Кемерово), № 32 (г. Новокузнецк) обрели статус эстетических и на основе двусторонних договоров вошли в структуру центра непрерывного образования Кемеровского государственного университета культуры и искусств. Программы развития эстетических гимназий включали требования принципа когерентности на уроках и внеурочной (внеклассной) деятельности. Реализация принципа когерентности учебной и социально-культурной деятельности потребовало выхода за пределы учебной деятельности и даже образовательного учреждения.

Успешно осуществлять принцип когерентности невозможно было без пересмотра и обновления содержания, организации образовательного процесса в соответствии с преобразованиями в социокультурной сфере региона.

Были разработаны элективные курсы социальной направленности преподавателями вуза и апробированы в учебном процессе: «Любимые герои Сибирской истории» (профессор Сорокин М.Е.), «Основы эстетики» (доцент Оленич Л.В.), «Основы делопроизводства в менеджменте» (доцент Салазкина Л. П.), «Основные направления музыкального искусства» (доцент Гусева О.В.), «Основы информационной культуры» (доцент Мартынова Е.В.), «Идеи эстетического воспитания: история и современность» (профессор Смирнова Н.Г.), «Основы истории русского театра» (профессор Прокопова Н.Л.) и др.

Выяснилось, что в реализации принципа когерентности широко используется педагогический потенциал средств социально-культурной деятельности как в учебное, так и вне-учебное время. Творческому самовыражению способствует деятельность литературной студии «Зернышко» (гимназия № 32 г. Новокузнецк). Через постоянную, разнообразную систематическую литературную практику воспитывается любовь к живому слову. Гимназия становится социально-культурным центром в микрорайоне, а гимназический «Театр на Ильинке» не только формирует сценическую речь, но и воспитывает ценностное отношение к жизни, общению, культурному диалогу, взаимопониманию. Используются такие средства социально-культурной деятельности: печатные (художественная литература, альманах «Первое дыхание», газета «Куранты»); технические (учебное телевидение, аудио и видео); искусство и самодеятельное творчество (декоративно-прикладное, театральное, изобразительное, музыкальное, хореографическое, хоровое).

В гимназии № 25 в 1998 - 1999 учебном году работали 18 хореографических групп в мастер-классах восьми педагогов-хореографов. С шестого класса дифференцированно преподавался классический и народный танец, с восьмого класса -джаз-модерн танец.

Преподавание уроков театра было на основании государственной программы А.П. Ершовой (1 - 3 классы - 1 час в неделю; 5 - 10 классы - 2 часа в неделю; 11 классы - 1 час в неделю).

Общее социокультурное и специализированное музыкальное образование было основано на концепции художест-венно-эстетическог воспитания Д.Б. Кабалевского, получившей свое развитие в программах Б.М. Неменского.

Полагаем, что социокультурное образование, реализуя принцип когерентности, решает одну из фундаментальных проблем всей педагогики: как заинтересовать и увлечь учащихся искусством, сформировать общую культуру, обогатить их нравственно-этический и художественно-эстетический опыт.

Представляется, что принцип когерентности позволяет преодолеть и предметную замкнутость, в то же время интегрировать предметы гуманитарно-эстетической направленности.

Искусство, как одно из средств социально-культурной деятельности позволяет проявить учащимся творческую инициативность, социальную активность. В гимназиях стали традицией творческие отчеты-конкурсы и фестивали искусств.

Совместно с центром непрерывного образования КемГУ-КИ гимназия № 25 организует предметные недели по театральному, хореографическому, музыкальному искусству.

В настоящее время, с внедрением предпрофильной подготовки и профильного обучения эстетические гимназии получили новый статус муниципальных образовательных учреждений. Изменились учебные планы, программы, определены профили. Многие спецкурсы преподавателей вуза стали не-востребованы. На наш взгляд, сокращение часов, отведенных на художественно-эстетическое развитие личности, не совсем оправдано. Так же не разделяем точку зрения на передачу часов в учреждение дополнительного образования.

Уникальность МОУ «Гимназия № 25» в том, что принцип когерентности реализуется не только в учебной деятельности, когда речь идет о знаковых, языковых, вербальных средствах, но и в интеграции учебной и социально-культурной деятельности.

Такие психолого-педагогические средства социально-культурной деятельности: игры, общение, зрелищные мероприятия, искусство и самодеятельное творчество занимают значительное место в образовательном процессе гимназий.

В рамках одной статьи не представляется возможным раскрыть содержание деятельности инновационных образовательных учреждений на основе принципа когерентности учебной и внеучебной, социально-культурной деятельности.

Резюмируя, отметим, что принцип когерентности позволяет по-новому смотреть на социально-культурную деятельность. В условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени системы непрерывного обра-

зования особенную ценность приобретает педагогический формировании личности, ее общей культуры, в содержании потенциал средств социально-культурной деятельности в образовательного процесса в целом.

Библиографический список

1. Неворотова, Н.П. Организационно-педагогические условия деятельности инновационных образовательных учреждений (на примере региона): автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Кемерово, 1997.

2. Современные технологии социально-культурной деятельности: учеб. пособие / под науч. ред. проф. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Першина,

2004.

3. Красиков, В.И. Философское содержание понятия «социокультурная динамика» - социокультурная динамика: теоретико-методологические и исторические аспекты: материалы третьего межрегионального научно-практического семинара, г. Кемерово, 2-3 декабря 1999 г. / отв. ред. Г.Н. Ми-ненко. - Кемерово: КемГАКИ, 2001.

4. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов, Е.Ю. Стрельцова. - М.: МГУКИ, 2008.

Bibliography

1. Nevorotova, N.P. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya deyateljnosti innovacionnihkh obrazovateljnihkh uchrezhdeniyj (na primere regiona): avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Kemerovo, 1997.

2. Sovremennihe tekhnologii socialjno-kuljturnoyj deyateljnosti: ucheb. posobie / pod nauch. red. prof. E.I. Grigorjevoyj. - Tambov: Pershina, 2004.

3. Krasikov, V.I. Filosofskoe soderzhanie ponyatiya «sociokuljturnaya dinamika» - sociokuljturnaya dinamika: teoretiko-metodologicheskie i istoricheskie aspektih: materialih tretjego mezhregionaljnogo nauchno-prakticheskogo seminara, g. Kemerovo, 2-3 dekabrya 1999 g. / otv. red. G.N. Minenko. - Kemerovo: KemGAKI, 2001.

4. Streljcov, Yu.A. Pedagogika dosuga: uchebnoe posobie / Yu.A. Streljcov, E.Yu. Streljcova. - M.: MGUKI, 2008.

Статья поступила в редакцию 27.07.11

УДК 37.0+371

Ezhov V.S. THE AESTHETICAL REFLECTION IN HARMONIZATION OF SOCIAL INNOVATIONS. The article is devoted to the analysis of the sociality problems, which have arisen in conditions of the modem reality. For the decision of considered problems the application of an aesthetic principle is offered reflection.

Key words: aesthetic a reflection, the innovations, instinctive, spirituality, value orientations, individual consciousness, culture, harmony.

В.С. Ежов, проф. СибГУТИ, г. Новосибирск, E-mail: ezhov@sibsutis.ru

ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ В ГАРМОНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Статья посвящена анализу социальных проблем, возникших в условиях современной действительности. Для решения рассматриваемой проблемы предлагается применение эстетического принципа - рефлексирование.

Ключевые слова: эстетическая рефлексия, преобразование, бессознательное, духовность, ценностные ориентации, сознание личности, культура, гармония.

Радикальные изменения и демократические преобразования в жизни современной России порождают глубинные сдвиги в общественном сознании, отражающие прежде всего зарождение и стабилизацию новых отношений. Освоение этих отношений, определяющих жизнедеятельность человека, требует от него исключительной мобилизации, которая активизирует его ресурсы, отражающиеся в потребностях и интересах, ценностных ориентациях. Поскольку ценностные ориентации оказывают серьезное влияние на самоопределение личности человека в новых условиях, то актуальной проблемой является определение значимости эстетических ценностей для возрождения новой России, в гармонизации социальных новаций.

Осознавая социальную значимость данной проблемы философы, ученые, педагоги все настойчивее стремятся выявить духовно - нравственные самочувствие россиян, различных социальных групп, чтобы наметить пути регуляции и воспитания. Основное внимание при этом уделяется содержанию и структуре ценностных ориентаций личности и социальных групп, проявлению механизма сознания и деятельности. Мифологический уровень социальных новаций при заниженном мышлении и неразвитости эстетических вкусов порождает деструктивные акты поведения в обществе [1]. Они основаны на неосознанном проявлении глубинных архетипах коллективно бессознательного, их бинарности. В мифе фантастические повествования выражают в яркой и доступной виртуальной форме свои метафизические идеи. Миф - это своеобразный способ духовного освоения действительности, целостный взгляд на мир, в котором все вещи и явления воспринимаются как сопричастные друг другу во взаимном перевоплощении. Миф мыслит воображаемыми образами, живет эмоциями, ему чужды доводы разумности, он объясняет мир, исходя не из

знания, а из веры. Мифы построены на установление гармонии между миром и человеком, когда утверждается семантическое поле встречи человека с реальностью. Миф - это инструмент семантического моделирования окружающего мира и одновременно способ самоидентификации субъекта, его рефлексии. Мы не предполагаем её как субъективно созданную, а обосновываем её наличное бытие как практично деятельное. Эстетическая рефлексия связана в своем созерцании и становлении с интуицией.

Созерцание как непосредственное составление представлений (понятий), результат некоего действования (интенцио-нального акта), созданного рефлексивной интуицией, которая связана с чувственным созерцанием. Действование соединяет мир созерцания и рефлексивной интуиции: можно мыслить только то, что непосредственно созерцается. Это и есть непосредственное единство субъекта и объекта в их отношениях, конкретно - ситуативная связь в ее целостности. Интенция связана с духовным актом. Продуктивное основание её в субъективной реальности не замыкает интенцию в спонтанно - интуитивной (стихийной) активности, а указывает на реальное сознание. Она проявляет онтологически бытийную глубину духовной реальности в противоречивой направленности жизни человека, выражает отношение к объективной реальности, а не только уход в себя. Мифологическое ее проявление в эстетической окрашенности придает направленному внутреннему миру субъекта (общности, индивиду) универсально -космическую обобщенность. В развитии культуры творческая направленность интенционального акта субъекта может приобретать и локальный ментально неповторимый характер.

Эстетическая рефлексия - стадия ухода от конкретно -ситуативной связи на уровень надситуативный, а затем родовой и общечеловеческой при философском осмыслении жизни

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.