УДК 351.858:379; 502:37(063)
Oparin R.V. Petrov A. V. ECOLOGICAL EDUCATION IN THE CONDITIONS OF LEISURE: HISTORY AND INNOVATIONS. In article the history, the maintenance and prospects of development of ecological education in leisure reveals. Modern approaches to ecological education as the welfare activity reveal, allowing to develop system of forms and means. In a context of such approach the new forms of welfare activity developed by the author on ecological education are considered.
Key words: ecological education, innovative forms and means of ecological education.
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ; А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ, г. Горно-Алтайск,
E-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ИСТОРИЯ И ИННОВАЦИИ
В статье раскрывается история, содержание и перспективы развития экологического воспитания в русле культурнодосуговой деятельности. Раскрываются современные подходы к экологическому воспитанию как социально-культурной деятельности, позволяющие системно подойти к разработке его инновационных форм и средств. В русле такого подхода рассматриваются разработанные автором инновационные формы социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, экологическое воспитание, инновационные формы и средства экологического воспитания.
Традиционно в России, с 30-х гг. ХХ в. экологическое воспитание осуществлялось в процессе школьного обучения. И только в начале 70-х гг. усиление внимания к проблеме охраны природы привело к появлению идеи непрерывного экологического образования [1]. В основе концепции лежит понимание экологического воспитания как процесса воспроизводства человеком экологической культуры в рамках учебной, трудовой и бытовой деятельности. Согласно этой концепции, непрерывное экологическое воспитание осуществляется как в рамках образовательных структур так и вне их.
В конце 1990-х гг. под влиянием ряда объективных факторов (углубление экологического кризиса, пересмотр идеологических позиций, активная интеграция России в мировое сообщество) начались научные дискуссии о новых стратегиях отечественного экологического воспитания, которые были озвучены на: Первой Московской научно-практической конференции по непрерывному экологическому образованию (1994 г.); Всероссийском конгрессе по экологическому образованию (1995 г.). В материалах конференции была отмечена необходимость оптимизации существующей схемы непрерывного экологического воспитания за счет ее социальнокультурной составляющей - сферы досуга, цель которой создать все необходимые условия для формирования, развития и становления экологической культуры личности во внеучебной сфере дополнительного и неформального образования детей и юношества.
Возможности досуговой сферы в оптимизации существующей схемы экологического воспитания являются объектом активного обсуждения среди различных исследователей.
С.Н. Артановский считает, что существующая система экологического воспитания в учебной деятельности пронизана духом прагматизма: в стране насчитывается более двухсот учебников по экологии и охране природы (для школ, колледжей, вузов). Но все они рассматривают природные ресурсы: охрану недр, почв, вод, но не природу. Показательно, что термин «охрана природы» постепенно оказался вытесненным понятием «охрана окружающей среды», а по смыслу «охрана окружающей человека среды», служащей фоном для его деятельности. С.Н. Артановский подчеркивает, что необходимо «вернуться к природе» в смысле чувствования, впечатления, понимания неразделенности с ней, что возможно только за рамками учебных программ, то есть в неформальной, дополнительной сфере образования [2].
М.А. Гордина подчеркивает, что необходима концентрация усилий ученых на комплексной психологопедагогической и методической разработке условий организации экологического воспитания в досуговой сфере за счет:
1) активизации экологического движения; 2) применения знаний в практической деятельности как элемента волонтерства; 3) создания вариантов содержания и форм экологического воспитания, объединяющих учебную и внеучебную деятельность [3].
Ю.Д. Красильников рассматривает экологическую культуру личности в качестве социокультурного фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. Он считает, что необходимо развивать научное направление, которое можно обозначить как «экология социальной деятельности», специфическим предметом которой является изучение становления и развития социокультурных процессов, обеспечивающих сознание и ощущение себя частью природы, формирование установки на взаимополезное, взаимооздоровляющее взаимодействие [4].
Досуговая деятельность по своей природе призвана компенсировать недостающие условия личностного развития, независимо от их характера, создать дополнительное пространство личностного развития, в основе которого лежит процесс взаимодействия двух тенденций: социально-
культурной интеграции (социализации, инкультурации, адаптации, реинтеграции и т.д.) и самореализации (индивидуализации).
Социальная интеграция - это расширение личностного бытия в эволюционном времени, социоприродном пространстве; многоуровневая идентификация с социальной группой, обществом, культурой. Полюс социализации (интеграции, инкультурации) обеспечивается путем «встраивания» человека в общее для всех жизненное (социоприродное, ценностное) пространство, усвоения знаний об окружающем мире (норм экологически ответственного поведения, экологического права, и т.д.). На этом пути личность выбирает из социального и культурного контекста идеи, ценности формы жизнедеятельности, соответствующие индивидуальным особенностям (стратегии и технологии взаимодействия с окружающей средой). Поэтому во внутреннюю структуру каждой конкретной личности входят не все социокультурные и общественные отношения, а лишь вполне определенные, «внутренне ей присущие, а остальные существуют для нее в качестве внешних социальных условий». Личность вбирает лишь те отношения и связи, которые соответствуют ее природе, тождественны ей. Противоположный полюс - самореализация, самоутверждение, самоосуществление (индивидуализация экологического сознания). Здесь человек осознает и формирует свою индивидуальность, обретает самого себя в процессе межличностной коммуникации, в котором собственная самобытность человека
«возвращается» к нему отраженным в «зеркале» других сознаний образом его «Я».
Индивидуализация осуществляется в совместной деятельности, и ее результатом является осознание человеком своего отличия от других - своими слабостями и своей силой -физической, интеллектуальной, нравственной, рукотворной, творческой, «духовным прозрением и пониманием себя, для самостоятельного и успешного продвижения, выбором собственного смысла жизни и жизненного пути». Итогом социализации и индивидуализации является личность - уникальное и в тоже время бесконечное существо, равное потенциалам исторически развивающейся культуры (частью которой является культура экологическая). Реально же человек всегда ограничен - социокультурной средой, условиями, ресурсами (биологическими, эволюционно-временными и др.).
Социально-культурные и самореализационные ресурсы досуга в контексте экологического воспитания наиболее полно реализуются в коллективных формах культурно-досуговой деятельности. Основная форма участия личности в сфере досуга - человеческая общность становится условием интеграции личности (социализации, социально-экологической адаптации личности) и одновременно средством ее инкультурации и самореализации - в силу культурного содержания совместной активности, личностной мотивации и максимального учета индивидуальности. При этом дополнительным фактором использования ресурсов досуговой деятельности в качестве средства экологического воспитания является: во-первых, эко-социальная природа человека, его коллективистские потребности (человеческий индивид, неся природные задатки, выработанные в ходе сложных биологических взаимодействий, формируется как личность, только при наличии социальных взаимодействий); во-вторых, возможности досуговой общности способствовать решению актуальных проблем личности (создавая условия для творческого преобразования окружающей среды для признания, с одной стороны, с другой - создает условия для преобразования природы внутренней, раскрывающейся на уровне творческого самовыражения, личностной идентичности и т.д.). В свою очередь, культурно-досуговая деятельность, стимулируя развитие индивидуальности, формирует способность к гармоничному взаимодействию с социумом и окружающей средой, как основное условие экологически целесообразного совместного бытия, являющегося промежуточным этапом перехода к ноосферному общественному устройству.
К числу важнейших компонентов реализации социальнокультурной деятельности по экологическому воспитанию в досуговой сфере относятся организационные средства социально-культурной деятельности, представляющие собой способы передачи содержания (идей, научных взглядов, событий, фактов, образов художественных произведений, жизненных примеров) в целях оказания влияния на формирование экологической культуры личности. Данные средства подразделяются на: устные (живое слово); печатные (научные, информационные и др. тексты); наглядные (натуральные или специально изготовленные, воспроизведенные предметы и явления); художественные (музыка, живопись, экологический дизайн и др.); технические (звукоаппаратура, проекционные аппараты, компьютерная техника и т.п.); психолого-педагогические (общение, игра, зрелища и т.д.). В контексте данной работы, нами был разработан комплекс средств социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию подростков и молодежи в сфере досуга, конкретизированный на уровне региональной модели организационно-педагогического обеспечения социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию в условиях Республики Алтай.
В неразрывной связи с организационными методами и средствами становления экологической культуры личности в сфере досуга находятся формы экологического воспитания, которые предусматривают решение самостоятельных образовательных задач и использование соответствующих способов организации социально-культурной деятельности. Под формами в данном контексте следует понимать способы и приемы
организации образовательного процесса в целях включения личности в активную социально-культурную деятельность, к которым мы относим массовые, групповые и индивидуальные социально-культурные формы.
Традиционные формы экологического воспитания в досуговой сфере, в аспекте социально-культурной деятельности, представлены как формами внеучебной работы (экологические праздники, экологические игры, детские экологические движения), так и внеклассными занятиями в рамках школьных предметов экологии и биологии (кружков, спецкурсов, спец-практикумов и др.). Данные формы подробно рассмотрены нами при анализе практики экологического образования в Республики Алтай. Ниже мы более подробно раскроем инновационные формы, показавшие свою эффективность при реализации региональной модели организационнопедагогического обеспечения экологического воспитания в рамках данного диссертационного исследования.
Инновационные формы социокультурной деятельности, в соответствии с культуротворческой парадигмой экологического воспитания, мы подразделяем на три группы: мотивационно-коммуникативную, информационно-когнитивную и культуротворческую.
Мотивационно-коммуникативная деятельность раскрывается на уровне таких социально-культурных форм, как детские экологические движения, эколого-культуротворческие тренинги, интерактивные игры. Данные формы предполагают развитие мотивации к деятельному участию в решении экологических проблем через осуществление массовой информационно-просветительной и воспитательной работы.
Деятельность экологических движений имеет целью раскрытие объективной стороны общения через общественное участие в решении конкретных экологических проблем. В процессе совместной деятельности личность оценивает свою роль, место в окружающем социально-экологическом пространстве (на региональном, национальном, планетарном уровнях). С этим связано и постоянное сопоставление индивидом своих знаний о социально-экологических проблемах с оценкой возможностей в их решении.
Проведение эколого-культуротворческих тренингов направлено на реализацию субъективной стороны общения, оказывающей большее влияние на уровень реализации личных стратегий и технологий взаимодействия с окружающей средой и проявляющейся в оценках и подходах личного участия в решении конкретных социально-экологических проблем. Только органичное, всестороннее и одновременное привлечение как объективной, так и субъективной сторон общения индивидов создает возможность для успешной реализации социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию в системе непрерывного образования.
Через интерактивные игры согласуются субъективная и объективные стороны мотивационно-коммуникативной деятельности. Специально разработанная интерактивная методика призвана развивать те игровые формы и приёмы, которые обеспечивают органичное взаимодействие детей друг с другом посредством активации восприятия мира природы на эмоционально-чувственном уровне.
Информационно-познавательная деятельность по экологическому воспитанию направлена на расширение и углубление экологических знаний посредством ознакомления с особо охраняемыми территориями и объектами родного края через призму этно-экологической и эколого-культурологической составляющих. Информационно-познавательная деятельность по экологическому воспитанию осуществляется в различных формах внеурочной работы: эколого-культуротворческие
клубы, эколого-культурологические экскурсии и этно-экологические экспозиции.
Эколого-культуротворческий клуб, будучи комплексной формой социально-культурной деятельности, позволяет интегрировать все другие формы экологического воспитания через культуротворческий подход. Эколого-культуро-творческий клуб не обязательно должен быть отдельной самостоятельной структурой, а может быть организован на базе
учреждения дополнительного образования, общеобразовательной школы в рамках внеклассной работы и функционировать как досуговая форма экологического воспитания. Новизна эколого-культуротворческого клуба, как формы социальнокультурной деятельности, связана с изменением роли воспитанника в процессе экологического воспитания. Содержание работы клуба переводит воспитанника из пассивной позиции ведомого в активную позицию ведущего: сотрудника, осуществляющего самостоятельный поиск знаний, активного исследователя и защитника природы. Каждый воспитанник осваивает новый теоретический материал по различным каналам восприятия: предметно-образном, прикладном, исследовательском, интерактивном, через эколого-культурологические экскурсии, этно-экологические экспозиции, а также экологические ориентированные курсы и практики.
Эколого-культурологические экскурсии в природу переводят теоретические знания по экологии, рациональному природопользованию, на эмоционально-образный уровень, путем включения в учебно-воспитательный процесс разных чувств ребёнка одновременно. Данная форма социально-культурной деятельности выполняет роль опоры на собственный опыт восприятия природы родного края. Теоретические представления учебника подкрепляются эмоциональными впечатлениями, преломляются через призму личного опыта взаимодействия с миром природы, что удваивает способность каждого воспитанника к освоению и запоминанию программного материала. В качестве эмоционально-образной опоры выступают выполняемые учащимися творческих заданий, в виде собственных графических иллюстраций, схем, графиков, таблиц. Это те опоры, которые помогают обобщить уже изученный материал на культурологическом уровне, персонифицируя экологически значимую информацию.
Этно-экологические экспозиции, организуемые на базе особо-охраняемых территорий (заповедников, национальных парков, зонах покоя и др.), эколого-просветительских учреждений (ботанических садов, школьных заказников и др.) раскрывают экологические представления о взаимодействии с природой на уровне современного научного знания и традиционного знания местного населения. Данная форма социокультурной деятельности позволяет через культурологические ассоциации раскрыть опыт традиционного природопользования, накопленного коренным населением Алтая. На примере традиционных видов деятельности алтайцев, казахов, русских старообрядцев, издавна проживающих на территории Горного Алтая, системно выстраивается мысль о взаимообусловленности социокультурных процессов с тем «вмещающим ландшафтом», в котором они протекают. На примере этно-экологического опыта взаимодействия с природой (как с отдельными видами растений, животных, так и природными сообществами) сообщаются сведения не только об исторических событиях и археологических артефактах, но и о традиционных верованиях и обрядах, которые, собственно, и демонстрируют экологичность взаимоотношении человека с природой, объясняя такое разнообразие этнографических явлений на достаточно компактной территории.
Культуротворческая деятельность обеспечивает становление экологической культуры личности за счет воздействия на ее интеллектуальную и эмоциональную сферы средствами научной, природоохранной деятельности в природе, а также экологического дизайна и экотрапии. Данные виды деятельности осуществляются через культуротворчески-интегри-рованные курсы, культуротворчески-ориентированные практики и компетентностные тренинги.
Культуротворчески-интегрированные факультативы воплощают идеи комплексного педагогического процесса и межпредметной интеграции, через синтез различных предметных областей посредством культуротворческого компонента. Принципиально важным моментом является объедине-
ние естественнонаучного и культурологического материала, благодаря чему, обучающиеся способны не только получать готовые знания, но и осваивать новый теоретический материал посредством различных каналов восприятия (предметнообразного, прикладного, исследовательского, интерактивного). В качестве культурологической опоры выступают фрагменты литературных произведений местных поэтов, писателей, сказания, легенды, народов Алтая, репродукции картин, фотокартины местных художников и др.
Культуротворческие лагеря, реализуемые как во внеклассной (в условиях летних школьных площадок), так и во внешкольной работе (в рамках летних оздоровительных лагерей, летних юннатских практик) решают три важнейшие задачи: 1) развитие готовности ребенка к проведению наблюдений и исследований в природе путем вовлечения его в экологокраеведческую работу; развитие в ребёнке желания овладевать практически ориентированными знаниями по сохранению и улучшению окружающей природной среды посредством природоохранной и эколого-биотехнической работы; 2) обеспечение систематической работы над становлением культуротворческих умений по творческому преобразованию окружающей среды средствами экологического дизайна. Куль-туротворчески-ориентированные практики имеют краеведче-ски-природоохранную, творчески-преобразующую направленность. Краеведчески-природоохранная деятельность ориентирована на изучение и сохранение ближайшего природного окружения. В данном контексте, идея экологического культу-ротворчества реализуется на уровне эколого-краеведческой и эколого-биотехнической деятельности. Эколого-краевед-ческая деятельность включает геологические наблюдения, обследование водоемов, ботанические и зоологические изыскания, фенологические наблюдения. Эколого-биотехни-ческая работа предполагает осуществление биотехнических мероприятий по оптимизации условий жизни редких и исчезающих растений и животных в природных условиях. Это и подкормка зверей и птиц, оборудование искусственных гнездовий, интродукция, реинтродукция растений. К природоохранной деятельности относится также защита природных объектов от экологических правонарушений и пропаганда экологически целесообразного поведения в природе. Творче-ски-преобразующая деятельность состоит в экологизации образовательной среды через культуротворческий компонент, через включение в эту среду природных объектов и их комплексов, взаимодействие с ними посредством экологического дизайна и экотерапии, обусловливая комфортный психологический фон, создавая возможности для вступления в контакт с природными объектами.
Компетентностные тренинги ориентированы на корректировку системы компетенций, сформированных в процессе информационно-теоретической (культуротворчески-ориенти-рованные курсы) и информационно-практической (культуро-творчески-ориентированные практики) деятельности, для определения, что именно в процессе дальнейшего процесса экологического воспитания подлежит формированию и развитию. В рамках компетентностного тренинга результаты информационно-познавательной деятельности отслеживаются через методы диагностики и оценки. Данные тренинги позволяют и воспитаннику, и учителю определять уровень овладения программой.
Приведенный выше анализ возможностей экологического воспитания, показывает, что его возможности в сфере досуга раскрывается через многообразие форм, средств и методов социально-культурной деятельности. Рассмотрение содержательных характеристик экологического воспитания через призму социально-культурной деятельности позволяют нам более обстоятельно и обоснованно подойти к раскрытию его организационно-педагогических основ в современных реалиях образования.
Библиографический список
1. Зверев, И.Д. Непрерывное образование школьников и оценка его эффективности / И.Д. Зверев, А.Н. Тонин, В.А. Пиз, С. В. Захарова // Становление экологического воспитания в Приморском крае. Тенденции и перспективы: Материалы конференции. - Владивосток, 1998.
2. Артановский, С. Н. Охрана окружающей среды и культурно-просветительная деятельность (экологическое введение): учеб. пособие. -Ленинград. гос. ин-т культуры. - Л., 1988.
3. Антишин, Б. Экологическая пропаганда в клубе: метод. пособие клубному работнику. - М.: ВНМЦНТИКПР, 1989.
4. Красильников, Ю.Д. Социально-культурная экология как понятие: опыт структурного анализа // Вестник МГУКИ. - 2004. - №3.
Bibliography
1. Zverev, I.D. Continuous formation of schoolboys and an estimation of its efficiency / I.D. Zverev, A.N. Tonin, V.A. Piz, S.V. Zaharova // Formation of ecological education in Primorski Territory. Tendencies and prospects. Conference materials. - Vladivostok, 1998.
2. Artfnovsky, S.N. Preservation and cultural and educational activity (ecological introduction): studies. - Leningrad, 1988.
3. Antityres, B. Ecological propagation in club: a method. The grant to the club worker. - M., 1989.
4. Krasilnikov, J.U. Welfare ecology as concept: experience of the structural analysis // Bulletin MGUKI. - 2004. - №3.
Статья поступила в редакцию 07.0311
УДК 351.858:379; 502:37(063)
А.В. Петров, д-р пед. наук, проф. ГАГУ;
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ;, г. Горно-Алтайск, E-mail: [email protected]
Petrov A. V., Oparin R.V. MODERN STRATEGY OF DEVELOPMENT OF ECOLOGICAL EDUCATION IN THE TIDEWAY OF WELFARE ACTIVITY AS THE OBJECT OF RESEARCH. In article the maintenance of ecological education as directions of welfare activity reveals. Such approach gives the chance to develop principles, the maintenance, means, forms and methods of development of ecological culture to define technology of this process to systematize characteristics, laws and principles of development of ecological education.
Key words: welfare activity, culture, ecological culture, activity, ecological activity, cultural values.
СОВРЕМЕННАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В РУСЛЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье раскрывается содержание экологического воспитания как социально-культурной деятельности. Такой подход даёт возможность разработать методологические принципы, содержание, средства, формы и методы развития экологической культуры личности, развития культурных ценностей экологической культуры, определить технологию этого процесса, систематизировать характеристики, закономерности и принципы развития экологического воспитания, аналогичные социально-культурным технологиям.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, культура, экологическая культура, деятельность, экологическая деятельность, культурные ценности, экологические культурные ценности.
Экологическое воспитание - сложное, комплексное, развивающееся, многоаспектное понятие, претендующее на основополагающую педагогическую категорию. Представляется, что проблема экологического воспитания должна исследоваться с использованием методологического аппарата педагогики, социологии, социальной и этнической психологии, культурологии, социально-культурной деятельности и других отраслей науки. Научное осмысление экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности - не только перспективный путь раскрытия возможностей природнокультурного наследия и национально-культурных ценностей в формировании экологической культуры населения, но и важный инструмент оптимизации социального взаимодействия в решении локальных и глобальных экологических проблем. Несмотря на более чем вековую историю российской теории социально-культурной деятельности, до сих пор не было предпринято системного и всестороннего исследования экологического воспитания как социокультурного процесса в контексте содержательных, понятийно-категориальных и других компонентов. Между тем сегодня, как никогда, высока потребность в такой научной работе. С одной стороны, это связано с изменениями в системе общественно-политического устройства, когда экологическое воспитание провозглашено одной из первоочередных общегосударственных задач, с другой - с формированием нового состояния экологического образования в целом, которое характеризуется интенсивным поиском новых методологических оснований, выходом на болевые проблемы современности через социальнокультурную сферу.
Социально-культурная деятельность по экологическому воспитанию является закономерным продолжением педагогических изысканий, которые проводились в России в рамках теорий внешкольного образования, клубной работы, культурно-просветительной и культурно-досуговой деятельности. Сегодня это направление интенсивно развивается, обогащается гуманистическими социокультурными, психологопедагогическими представлениями, инновационными технологиями организации досуга.
Вместе с тем, особенности методологии и теории социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию, генезис ее основополагающих принципов, функций, ценностно-целевых установок еще слабо изучены. Кроме того, практически отсутствует анализ особенностей функционирования научного сообщества, за исключением, пожалуй, небольшого перечня диссертационных исследований и публикаций в научных периодических изданиях. Речь идет о частных направлениях социально-культурной деятельности по экологическому воспитанию, которые многообразны, неоднородны по степени изученности [1]. Они лишь в общих чертах характеризуют специфику генезиса теории экологического воспитания в русле социально-культурной деятельности. Решение задач данной статьи требует от нас раскрытия предметного поля теории экологического воспитания как социальнокультурной деятельности, анализа лежащих в ее основе целого ряда принципиально важных терминов и понятий, среди которых: социально-культурная деятельность, культура, культурные ценности и др.
Ключевым понятием в нашей работе является «социально-культурная деятельность». В рамках одной из общеприня-