НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК УСЛОВИЕ И ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА НОВОГО ТИПА
НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ
Л. К. Кузьмина
В условиях развития новых информационных технологий и перехода к инновационному типу развития непрерывное образование приобретает важнейшее значение как с социальной точки зрения, так и с личностной. Процесс развития личности продолжается на протяжении всей жизни, приобретая индивидуальные специфические особенности. Условиями и факторами развития личности являются полученное образование, настроенность на самообразование, различные виды профессиональной деятельности. На каждом этапе развития личности отмечаются индивидуальные особенности. Закономерности возрастного развития личности обретают конкретизацию в его индивидуальных особенностях.
Наличие отдельных перспективных целей совершенствования профессиональной деятельности активизируют внутренние побуждения к активности. Реализации целей способствует непрерывное образование. Из сопоставления ожидаемого и настоящего возникает необходимость действовать в направлении приближения того, что ожидается, и активизировать внутренние резервы для преодоления внешних и внутренних препятствий на пути к отдаленным целям. Вместе с тем, активность подчиняет ближайшие, личные побуждения к действиям более отдаленным, осознаваемым как более необходимое, должное, и тормозит несоответствующие им модели поведения. Таким образом, складывается поведение, нивелирующее внутренние конфликты. Нравственная основа личности укрепляется ее собственным поведением, преодолевающим внутренние трудности, во многом благодаря продолжению образования. В процессе жизнедеятельности у человека возникают противоречия между достигнутым им уровнем развития и занимаемым местом в системе общественных отношений, выполняемыми социальными функциями. Человек перерастает свой образ жизни, который отстает от его возможностей, не удовлетворяет его. Человек, мотивированный инновационным поведением, стремит-
181
ся к новому положению, к новым видам деятельности и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития.
Достигнутые ранее знания претерпевают те или иные изменения: при этом часть знаний является востребованной на протяжении длительного времени, а другая, в силу невостребованности, утрачивается. Важно то, что сохраняется в мотивах деятельности, что влияет на самореализацию, благодаря чему становится возможным не только использование полученных знаний, но возвращение к ним на новой основе. Ранее полученные знания могут претерпевать изменения под влиянием новых условий, предъявляемых требований. Непрерывное образование способствует развитию познавательной деятельности, становлению эмоционально-волевой, потребностной сфер личности, усвоению новых форм поведения, овладению новыми способами действия.
Важное значение приобретает индивидуализированный характер современного образования, что позволяет учитывать возможности каждого отдельного человека, в связи с чем актуализируется выбор оптимальной формы образовательного процесса. В результате развития и повсеместного распространения систем компьютерного обучения, ведущей формой образования становится самообразование.
Непрерывное образование имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить его индивидуализированный характер. Под мощным воздействием информационных технологий появился выбор конкретного образовательного процесса на основе различных образовательных программ. Человек получает возможность их выбора с учетом потребностей трудовой сферы, личностных интересов и мотивов.
Развитие системы непрерывного образования позволяет получать новые знания, которые способствуют изменению мотивов поведения, развитию новых умений и навыков и т. п. Становление этой системы расширяет понятие образования, усиливает роль многих социальных институтов, повышает значимость образовательных функций. Условием эффективности непрерывного образования является психологическая готовность личности к нововведениям. Одной из главных составляющих ее служит личностная направленность, стремление к реализации новых способов, форм профессиональной деятельности.
Таким образом, непрерывное образование является одним из важных условий совершенствования и развития личности, повышения эффективности и качества его труда.
182