УДК 378.147.227
МОТИВАЦИЯ К ОБУЧЕНИЮ СТУДЕНТОВ В ВУЗЕ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ПРОБЛЕМА
В. Е. Мельников
MOTIVATION TO TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS AS PSYCHOLOGICAL AND
PEDAGOGICAL PROBLEM
V.E.Mel'nikov
Институт непрерывного педагогического образования НовГУ, [email protected]
Раскрываются основные аспекты мотивации как психолого-педагогического феномена. Рассмотрены различные психологические модели мотивации. Даны характеристики внешней и внутренней мотивации. Предложены современные способы стимулирования студентов к обучению в вузе.
Ключевые слова: мотивация, мотив, виды мотивации, мотивация к обучению, способы повышения мотивации студентов к обучению в вузе
The article describes main aspects of motivation as psychological-pedagogical phenomenon. Different psychological models of motivation are considered. Characteristics of external and internal motivation are given. Some ways to stimulate students to study at the University are proposed.
Keywords: motivation, motive, types of motivation, motivation to learn, ways of increase of motivation of students to study at the University
Подготовка специалистов, которые способны адаптироваться к жизни в обществе с изменяющимися социально-экономическими условиями в XXI веке, стала наиболее важной проблемой обучения студентов в современном вузе. Значимым становится переход высшего образования к парадигме «высшее образование на протяжении всей жизни», а также большое значение придается усилению роли понимания, интерпретации, сохранения, развития и распространения национальных, региональных, международных и исторических культур в условиях плюрализма и их разнообразия. При этом требуется достижение сбалансированности когнитивного освоения обучающимися учебных дисциплин и способности к коммуникации.
Изменения, происходящие в современном обществе, выдвигают новые требования к организации и качеству образования. В настоящее время одной из важных задач, стоящих перед преподавателями вузов, является создание таких условий, при которых студенты за короткие сроки могли бы осваивать максимально возможное количество знаний и уметь их творчески применять в решении практических проблем. Современный выпускник вуза должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Необходимо развивать интерес обучающихся к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система высшего профессионального образования требует соответствия уровня подготовки квалифицированных специалистов требованиям современных образовательных стандартов. В связи с этим проблема профессиональной мотивации студентов к обучению в вузе приобретает сегодня особое значение.
Одна из основных проблем современной педагогики высшей школы — отсутствие интереса студентов учиться, получать знания. Поступая в вуз, абитуриенты хотят получить определенный объем знаний для дальнейшей жизни или удовлетворения собственных потребностей, но со временем у одних мотивация к учебному процессу исчезает, не успев проявиться, а у других — по разным причинам утрачивается со временем. Таким образом, проблема мотивации студентов к обучению становится актуальной в современном вузе. Только поняв механизм формирования мотивационной сферы студента, преподаватели смогут эффективно управлять процессом обучения, повышая интерес обучающихся к изучению дисциплин по выбранной профессии. Используя педагогические и психологические механизмы мотивации, преподаватели университетов смогут повысить качество образовательного процесса и его результатов. При этом гармонизируются отношения в системе преподаватель — студент и обучающиеся осознанно относятся к своим потребностям и строят планы на будущее, опираясь на свои истинные мотивы.
Термин «мотивация» (от лат. movere) — побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности, или побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление. Впервые данный термин употребил в своей работе «О четверояком корне закона достаточного основания» А.Шопенгауэр (1813) [1].
Сегодня мотивация понимается учеными по-разному. Например, мотивация по В.К.Вилюнасу [2]
— это совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность. К.К.Платонов считает, что мотивация, как явление психическое, есть совокупность мотивов.
Исторические исследования изучения проблемы мотивации прошли от естественнонаучных моделей к гуманитарным (социокультурным и антропологическим) моделям. Рассмотрим данные модели более подробно.
Начальные теоретические модели мотивации
— модели З.Фрейда и У.Макдугалла, ранних бихе-виористов (поведенческая концепция мотивации) Д.Уотсон, Э.Толмен, К.Хал, Б.Скиннер, И.П.Павлов. Такие модели строились на принципиально естественнонаучной (биологической) основе природы человека, поэтому их появление относят к натуралистическому периоду, когда психология мотивации не затрагивала контекста личности. И вплоть до 1930-х годов главными вопросами исследований считались темы про природу и содержание понятия мотива и мотивации. Эти исследования полностью совпадали с вопросами о природе человека, а мотивационные проявления рассматривались как следствие этой природы, которые интерпретировались с точки зрения биологической составляющей.
Начало гуманизации психологического знания о мотивации человека совпало с возникновением в 1930-е годы психологии личности, которая не разрушала естественнонаучные (биологические) подходы, а дополняла их. Это направление получило название «Теория роста», или «Гуманистическая психология» (в российской психологии). Оно представлено такими психологами, как К.Голдштейн (создатель теории самоактуализации, согласно которой способности организма определяют его потребности), А.Маслоу (создал и развил иерархию потребностей), К.Р.Роджерс. Теория роста подчеркивает стремление человека к совершенствованию, реализации своего потенциала, самовыражению. Следствием этого стало выдвижение новых идей: переход от фрейдовского причинного объяснения к целевому у А. Адлера; введение идеи коллективной ментальности как источника многих феноменов индивидуальной психологии у К.Г.Юнга; взгляд на мотивацию как на порождение системы «индивид мира» Г. Мюррея и введения идеи контроля над мотивационными процессами через их опосредствование у Л.С.Выготского [3].
На этом втором, антропологическом, этапе психология мотивации практически совпадает с психологией личности. Кроме того, основным содержанием большинства теорий личности выступает как раз модель мотивации, движущих сил поведения и развития (теории Э.Фромма, А.Маслоу, В.Франкла, А.Адлера и других исследователей) [4].
Во второй половине ХХ века теории потребностей человека были дополнены рядом специальных мотивационных концепций, представленных в трудах Д.Макклелланда, Д.Аткинсона, Г.Хекхаузена, Г.Келли, Ю.Роттера и др. [5]. К этому времени начинают появляться новые динамические модели (необихевиористские исследования мотивационного обуславливания, новаторские подходы школы
К. Левина, психодинамические работы) в отличие от ранее существовавших статических моделей мотивации. К этому ситуационно-динамическому этапу (середина 1950-х — конец 1960-х гг.) можно отнести также работы Ж.Нюттена, А.Н.Леонтьева и Д.Н.Узнадзе, которые исследовали вопросы мотивации в разрезе проблем общей структуры и динамики человеческой активности. Одним из отличительных новшеств этого подхода стала идея смысловых связей как основы для разворачивания мотивационных процессов (М.Босс, А.Н.Леонтьев, Ж.Нюттен) [6].
Четвертый и последний этап психологии мотивации характеризуется тем, что на первый план выступают проблемы выбора, свободы, воли, контроля над мотивацией, жизненных целей, перспективы будущего, саморегуляции. При этой модели мотивации, существующие когнитивные процессы, опосредующие механизмы мотивации, смещаются на сознание и личность в целом.
Итак, мотивационная структура человека имеет сложную структуру и двойственную природу. С одной стороны, выделяют биологические потребности, с другой — социальные. Совокупность этих двух уровней и составляет, собственно, мотивационную сферу человека. Структура мотивации человека имеет сложную систему, которая характеризуется иерархической соподчиненностью, полимотивированным характером, поливолентностью мотивов по отношению к потребностям и взаимозаменяемостью. Она складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. И в целом, мотивационная сфера любого человека определяет общую направленность личности.
В современной педагогике рассматриваются два вида мотивации: внешняя и внутренняя. Внешняя мотивация характерна тем, что факторы ее вызывающие и дающие оценку успешности, находятся вне человека. В данном случае речь идет об удовлетворении четвертого уровня потребностей в пирамиде А.Маслоу. Внешние мотивы исходят от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества — в виде намеков, указаний, подсказок, требований, принуждений. В результате учебная деятельность осуществляется как вынужденное поведение и нередко встречает внутреннее сопротивление личности. Особенностью внутренней мотивации является то, что факторы, вызывающие активность и оценивающие результат, находятся внутри человека и позволяют осуществлять саморазвитие в процессе обучения. Это высший уровень потребностей человека — потребность в самоактуализации. Если мотивация достижения конкретного успеха вписывается в общее стремление человека к самоактуализации, то она никогда не потеряет своей актуальности, независимо от внешних обстоятельств.
Мотивация обучения — средство побуждения учащегося к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Главным звеном мотивации является побуждение -поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности. С этим термином перекликается понятие «мотивация к учебной деятельности» — на-
правленная деятельность, побуждающая получать новые знания. Это может быть одним из ключевых факторов успеха в достижении поставленной цели. Учебный процесс относят к сложным видам деятельности. При этом мотивов для обучения много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и объединяться, формируя сложные моти-вационные системы.
Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, — в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется рядом специфических факторов. Во-первых, она определяется самой образовательной системой, образовательным учреждением; во-вторых, — организацией образовательного процесса; в-третьих, — субъектными особенностями обучающегося; в-четвертых, — субъективными особенностями преподавателя и прежде всего системы его отношений к личности студента; в-пятых, — спецификой учебной дисциплины [7].
Словосочетание «мотивация к обучению» включает в себя такую движущую энергию внутри человека, которая приводит человека в состояние активных действий в тех обстоятельствах, в которых он занимает пассивную роль в принятии решений. Мотивация к обучению связана как с эмоциями, так и эмоциональными состояниями. Эмоции в конечном итоге и обеспечивают стремление либо отвращение к какой-либо деятельности, запускают внутренний двигатель активности. Мотивы, включающие механизм действий, зарождаются под воздействием эмоций.
Мотивация студентов является одним из наиболее эффективных способов улучшить процесс обучения в вузе. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала. Мотивация к обучению достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности как к отдельному предмету изучения, так и ко всему учебному процессу. При этом мотивация к обучению зависит от особенности личности и социальных ролей индивидуума.
Многочисленные научные исследования показали, что результаты учебной деятельности студентов, будущая карьера и связанная с ней заработная плата, а также социальный статус, в значительной степени отдалены по времени и не служат ориентиром для них. Анкетирование обучающихся в российских университетах показывает, что для большинства студентов обучение в вузе служит фактором для получения свидетельства об образовании и для возможности устроиться на хорошее место, а также желания расширить свой круг общения. Поэтому мотивы личного характера, на наш взгляд, в формировании отношения студентов к учебной деятельности, самообразованию и личностному развитию в настоящее время имеют решающее значение. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть высокая мотивация к обучению.
По направленности и содержанию выделяют следующие виды мотивации студентов:
— познавательные мотивы (приобретение но-
вых знаний, возможность стать более эрудированным);
— социальные мотивы (подразумевают долг, ответственность, понимание социальной значимости учения и выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе, утвердить свой социальный статус через учение);
— прагматические мотивы (намерение иметь более высокий заработок, получать достойное вознаграждение за свой труд);
— профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);
— эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);
— статусно-позиционные мотивы (стремление утвердиться в обществе через учение или общественную деятельность, получить признание окружающих, занять определенную должность);
— коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);
— традиционно-исторические мотивы (установленные стереотипы, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);
— утилитарно-практические мотивы (меркантильные, научиться самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);
— учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов)
— неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу).
Основной задачей современного вуза является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а документа о высшем образовании, который подкреплён прочными и стабильными знаниями. Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, должны быть не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. приобрести значимость для учащегося. Мотивация — основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студента к учебному процессу и обучению в целом, позволит повысить его научно-исследовательский и творческий потенциал. Недостаточно мотивированный студент не будет способствовать ни развитию своей компетенции, ни развитию личности как профессионала.
Первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов к обучению определяет отношение студента к его образованию. Можно выделить несколько ступеней включённости студента в процесс обучения: отрицательное, нейтральное и положительное отношение к обучению.
Отрицательное отношение к обучению можно охарактеризовать бедностью и узостью мотивов.
Здесь возможно отметить слабую заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, а не на учебу, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к образовательным учреждениям, к преподавателям. Нейтральное (безразличное) отношение к учению предполагает наличие способностей и возможностей у обучающегося при изменении ориентации достигнуть положительных результатов. Так можно говорить о способном, но не желающем учиться студенте. Положительное отношение к обучению характерно тем, что происходит постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, их иерархией, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия своей учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути достижения цели. В учебной деятельности наблюдается поиск нестандартных способов решения учебных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности, увеличение доли самообразования. Студента характеризует активность (учения, освоения содержания и др.), которая определяет степень «соприкосновения» обучаемого с предметом его деятельности [8].
В педагогической науке существует множество методов повышения мотивации студентов к обучению. Перечислим некоторые из них:
— активное использование ИТ-технологий (интернет-форумы, онлайн-курсы и т.п.);
— симулированные ситуации реальной жизни в процессе обучения (ролевые игры);
— создание благоприятного психологического климата для развития личности;
— введение системы рейтинговой оценки студентов и системы публикации их успехов;
— расширение возможности самореализации и введение индивидуальной траектории обучения студентов.
При такой организации образовательного процесса студент должен быть действующим лицом, а преподаватель — его партнером в обучении и развитии. Для повышения мотивации студента к обучению необходимо проектировать новые учебные программы на инновационных принципах обучения.
Таким образом, можно сделать вывод, что мо-тивационная сфера личности студента имеет сложную двойственную природу. С одной стороны, выделяют биологические потребности, с другой — соци-
альные. Структура мотивации складывается под влиянием как внутренних, так и внешних факторов. В целом, мотивационная сфера человека определяет общую направленность личности. Именно мотивация — основное средство, которое даст возможность повысить уровень заинтересованности студента к обучению, позволит повысить его образовательный потенциал. Как мотивировать студентов к обучению — это важный вопрос, который ставится перед преподавателями современных вузов, потому что именно будущие специалисты являются основой развития экономики и главным потенциалом стабильного развития общества.
1. Шопенгауэр А. О четверояком корне закона достаточного основания. Мир как воля и представление // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1993. 672 с.
2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990. 178 с.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. 480 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. 478 с.
5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986. 392 с.
6. Леонтьев Д. А. Современная психология мотивации. М.: Смысл, 2002. 343 с.
7. Каменская Е.Н. Основы психологии. Ростов н/Д: Феникс, 2003. 155 с.
8. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 192 с.
References
1. Shopengauer A. O chetveroyakom korne zakona dostatochnogo osnovaniya. Mir kak volya i predstavlenie [On quadruple root of the law of sufficient reason]. Works in 2 vols, vol. 1. Moscow, 1993. 672 p.
2. Vilyunas V.K. Psikhologicheskie mekhanizmy motivatsii cheloveka [Psychological mechanisms of human motivation]. Moscow, 1990. 178 p.
3. Vygotskiy L.S., Davydov V.V. (ed.). Pedagogicheskaya psikhologiya [Pedagogical psychology]. Moscow, 1999. 480 p.
4. Maslow A. Motivatsiya i lichnost' [Motivation and personality]. Saint Petersburg, 1999. 478 p.
5. Khekkhauzen Kh. Motivatsiya i deyatel'nost' in 2 vols, vol. 1 [Motivation and activity]. Moscow, 1986. 392 p.
6. Leont'ev D.A. Sovremennaya psikhologiya motivatsii [Modern psychology of motivation]. Moscow, 2002. 343 p.
7. Kamenskaya E.N. Osnovy psikhologii [Fundamentals of psychology]. Rostov-on-Don, 2003. 155 p.
8. Markova A.K. et al. Formirovanie motivatsii ucheniya: Kn. dlya uchitelya [Formation of motivation of teaching]. Moscow, 1990. 192 p.