Научная статья на тему 'Непрерывное экологическое образование'

Непрерывное экологическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Непрерывное экологическое образование»

14 Высшее образование в России • № 7, 2005

В. ПОПОВ, профессор, проректор В. ТОМАКОВ, доцент Курский государственный технический университет

Экологическая подготовка в вузе должна быть непрерывной. Требование непрерывности обусловлено сложностью современных экологических проблем. Поэтому необходимо вести как общую экологическую подготовку студентов, так и специально-ориентированную. Только тогда можно привить студентам - будущим специалистам - навык принимать соответствующие технические, управленческие, экономические решения не от случая к случаю, а постоянно.

Система общей подготовки, определенная ГОС, подразумевает, нарядус усилением в программах дисциплин гуманитарносоциально-экономического цикла, изучение методических, философскихи экономических аспектов охраны окружающей среды и рационального природопользования. Однако, соблюдая принцип непрерывности экологического образования, нельзя ограничиваться одной теорией, т.е. дисциплиной «Экология» в том виде, в каком она предложена ГОС инженерных специальностей.

Необходимо соединение этой дисциплины с техническими, профессиональными предметами, т.е. следует вводить специально-ориентированную экологическую дисциплину.

Для достижения поставленной цели необходимо:

■ дать студентам цельное и прочное представление об окружающей среде, но не о мире в целом, а о той его части, которая связана с избранной специальностью;

■ научить студентов проектировать, создавать и применять щадящие природу (окружающую среду) технологии.

Выдвигались и продолжают выдвигаться идеи и мысли - распределить часть проблем специально-ориентированной экологической подготовки по профессиональным

Непрерывное

экологическое

образование

дисциплинам. Однако, если равномерно распределить материал по тем или иным учебным планам специальностей, может создаться впечатление второстепенности проблемы, и разделы сами собой исчезнут из рассмотрения. Задача непрерывности достигнута не будет.

Но главное заключается в том, что ны-нешнеевидениедисциплины «Экология» со стороны консервативного преподавательского корпуса выпускающих кафедр создало впечатление, что экологическая подготовка инженеров обеспечена. Это опасная иллюзия, осложняющаяся смешением экологических и природоохранных понятий и представлений: «Экология» и «Охрана окружающей среды» (или «Промышленная экология») отнюдь не синонимы. «Экология» - классическая естественная наука на биологической базе, а «Охрана окружающей среды» - инженерная дисциплина, определяющая решение экологических проблем путем внедрения в производство инженерных методов и средств защиты окружающей среды.

Суть состоит в том, что, преподавая экологические дисциплины, нельзя ограничиваться одной теорией. Их содержание должно быть увязано с реальными производственными, жизненными ситуациями.

Исходя из этой формулировки, роль высшей технической школы в вопросах охраны окружающей среды будет зависеть от того, насколько эффективно - с учетом интересов населения региона - решаются внутренние экологические проблемы, вытекающие из глобальных проблем и специфики их проявления в конкретных условиях. Стратегия экологизации технического образования в региональных технических вузах должна строиться на научных и образовательных программах местного

Обсуждаем проблему

15

уровня с практической реализацией результатов.

В КурскГТУ ведется как общая экологическая подготовка студентов, так и специально-ориентированная.

С 1995 года по 2002 год в рамках инженерных специальностей была введена модель образовательной программы, построенная на принципах непрерывности и ориентации. Задача программы - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.

Непрерывность в этой модели обеспечивалась тем, что базовые знания по общим вопросам закладывались в курсах «Экология» и «Безопасность жизнедеятельности», а развивались и углублялись в курсах «Промышленная экология», «Защита в чрезвычайных ситуациях»,ориентированных на каждую конкретную группу инженерных специальностей (строительство, машиностроение, транспорт и пр.). Они были введены в 8 и 9 семестрах параллельно с основными профилирующими дисциплинами, т.е. когда у студента сформировалось представление о технике и технологиях.

Нами было предложено строить преподавание экологии, базируясь на системноориентированном подходе. Это позволило уйти от описательного характера изложения основ экологии и поставить задачу формирования непротиворечивого мировоззрения относительно как глобальных, так и региональных проблем, а также процессов формирования условий жизнедеятельности человека как одного из участников жизни биосферы. Биологические аспекты при этом сохранились и широко используются в учебном процессе с учетом специфики специальности.

На кафедре «Охрана труда и окружающей среды» разработаны и реализованы различные варианты преподавания экологии, например, в инженерном аспекте дифференцированно по инженерным специаль-

ностям. Другой пример: для будущих менеджеров прежде всего интересен управленческий аспект применительно к решению проблем экологии. Поэтому разработан курс экологии, который дает будущему менеджеру представление о конкурентоспособности продукции предприятия, осуществляющего экологические мероприятия. Такой подход полностью согласуется с сертификационной системой продукции, которая в настоящее время разрабатывается рядом общеевропейских программ и организаций, например, в рамках Совета Европы.

В настоящее время нами реализуется вторая модель. Каким образом она появилась и в чем ее существенной отличие?

В результате наших социологических исследований выявлено: состояние окружающей среды в условиях проживания - лучший пример и средство формирования у студентов понимания существа экологических проблем и положительного отношения к окружающей среде.

Поэтому решением ученого совета была введена дисциплина «Экология Курского края». Задачи - рассмотреть состояние окружающей среды, источники негативного воздействия на нее и затем, на этой практической, жизненной базе определить существующие природоохранные мероприятия и те, которые могут быть использованы в тех или иных отраслях экономики. К примеру, основы «Промышленной экологии» преподаются через представление реальной картины экологического состояния среды жизнедеятельности нашей области.

Такой подход стал возможен благодаря тому, что нами был накоплен опыт преподавания экологии как прагматической науки, позволяющей привить определённые умения и навыки будущим специалистам, что требует от учебного процесса выделения тех типовых профессиональных задач, которые должен решать специалист в своей будущей деятельности.

В результате освоения материала курса «Экология Курского края» студенты раз-

16 Высшее образование в России • № 7, 2005

ных специальностей должны в будущем обрести такие профессиональные умения:

■ проводить экспертную оценку жизнедеятельности экосистемы и оценивать экологический потенциал объекта исследования - как в ретроспективе, так и в перспективе, устанавливать моменты изменения в тенденциях развития и последствия этих изменений;

■ строить оптимальную модель объекта исследования техногенной экосистемы с выделением значимых связей, свойств и признаков;

■ оценивать варианты жизнедеятельности экосистемы в зависимости от различных факторов негативного воздействия;

■ разрабатывать экологический паспорт технической системы (в том числе технологического процесса), фирмы (предприятия), региона;

■ подбирать экобиозащитные технологии, назначать методы и средства защиты по видам воздействий.

Нами разработаны и апробированы рабочие программы дисциплины для всех специальностей университета, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды.

Однако этим не исчерпывается принцип ориентации. В дипломных проектах технических и технологических специальностей разрабатывается самостоятельный раздел -«Экологичность и безопасность производственного процесса». Экспертизе подвергается по существу весь проект, начиная с обоснования выбора того или иного вида технологии, техники, места строительства объекта, уязвимости окружающей среды и населения и пр. и заканчивая анализом безопасности процессов. После этого прорабатываются экобиозащитные решения, ориентированные на региональные и местные особенности промышленной и социальной инфраструктуры, особенности природной среды.

Например, кафедрой «Промышленное и гражданское строительство» с 2004 г. су-

щественно увеличился объем требований в дипломном проектировании к вопросам защиты окружающей среды. Так, начиная уже с первого раздела «Архитектурно-строительная часть», студенту необходимо обосновать выбор места строительства того или иного объекта с позиций защиты окружающей среды и функционирования объекта в будущем. В этом же разделе должны быть решены мероприятия по профилактике чрезвычайных ситуаций техногенного характера, могущих оказать негативное влияние на людей, здания, сооружения и окружающую среду. Помимо того, в дипломных проектах этой специальности выпускающая кафедра предлагает выпускникам разработать вопросы охраны окружающей среды на период строительных работ. Для этой цели выделяется самостоятельный раздел проекта.

Вполне очевидно, что экологизация образования не позволит решить стоящих экологических проблем. Нужны специалисты, имеющие базовое инженерно-техническое образование в сфере защиты окружающей среды.

Начиная с 1995 года в КурскГТУ ведется подготовка инженеров-экологов по специальности «Инженерная защита окружающей среды». Первый выпуск состоялся в 1999 году. Ежегодно выпускается до двадцати профессионалов, спрос на которых на предприятиях области возрос. Они разрабатывают, проектируют, осуществляют наладку, эксплуатацию и совершенствование экобиозащитной техники и технологии, осуществляют организацию и управление природоохранной деятельностью предприятий, выполняют экспертизу проектов, технологий, производств, проводят сертификацию продукции с целью достижения максимальной экологической безопасности региона.

Качественная подготовка специалистов по защите окружающей среды обязательно предусматривает участие студентов в научных исследованиях вуза. По их результатам в 2002 году были подготовлены и за-

Обсуждаем проблему

17

щищены такие работы практического плана, как «Проект оборотного водоснабжения гальванического цеха АО “Счетмаш” » (Громова О.В.), «Геоинформационная система для анализа выбросов в атмосферу от одиночных источников» (Некрасова И.С.). Два студенческих проекта участвовали в конкурсе природоохранных работ, проводимом Государственной академией нефти и газа (г. Москва). Из работ 2003 года можно отметить проект Тепляковой А.В. «Рациональное природопользование на кожевенном заводе на примере создания оборотной системы сточных вод после промывки кожсырья» и работу Ураева С.Е. «Разработка проекта нормативов ПДВ для ОАО «Курская подшипниковая компания». В 2004 году дипломная работа Ка-тельниковой В.А. «Внедрение системы управления окружающей среды на ОАО «Электроагрегат» рекомендована к внедрению.

Преподавателями кафедры были подготовлены и изданы учебные пособия: «Бе-

зопасное взаимодействие человека с техническими системами», «Радиационная безопасность в жизнедеятельности человека», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Основы экологических знаний инженера», «Надежность технических систем и управление риском», «Экологические проблемы устойчивого развития общества», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Малоотходные системы водоотведения в машиностроении» др. Ряд учебных пособий рекомендован Министерством образования РФ для технических вузов.

Таким образом, в КурскГТУ успешно реализуется образовательная программа, построенная на принципах непрерывности, задача которой - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты экологической безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.

ю. трофименко, профессор Экологическая

Н. ЕВСТИГНЕЕВА, доцент

Московский автомобильно- к°Мп°ненТа инЖенерн°г°

дорожный институт (ГТУ) образования

Необходимым элементом подготовки специалистов является экологическое образование. В ведущих технических вузах страны для студентов всех специальностей читается курс общей экологии. Однако для профессиональной деятельности инженеров этого недостаточно. В учебных программах необходимо предусмотреть занятия, где бы вырабатывались умения и закреплялись практические навыки по оценке негативного воздействия конкретного производства на окружающую среду.

Определенная работа в этом направлении проводится в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете). Экологическое образование студентов обеспечивается обязательным изучением дисциплин «Экология»и «Безопасность жизнедеятельности»,составлен-ных с учетом особенностей воздействия автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду и выполнения требований закона РФ «Об охране окружа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.