щищены такие работы практического плана, как «Проект оборотного водоснабжения гальванического цеха АО "Счетмаш" » (Громова О.В.), «Геоинформационная система для анализа выбросов в атмосферу от одиночных источников» (Некрасова И.С.). Два студенческих проекта участвовали в конкурсе природоохранных работ, проводимом Государственной академией нефти и газа (г. Москва). Из работ 2003 года можно отметить проект Тепляковой А.В. «Рациональное природопользование на кожевенном заводе на примере создания оборотной системы сточных вод после промывки кожсырья» и работу Ураева С.Е. «Разработка проекта нормативов ПДВ для ОАО «Курская подшипниковая компания». В 2004 году дипломная работа Ка-тельниковой В.А. «Внедрение системы управления окружающей среды на ОАО «Электроагрегат» рекомендована к внедрению.
Преподавателями кафедры были подготовлены и изданы учебные пособия: «Бе-
Ю. ТРОФИМЕНКО, профессор Н. ЕВСТИГНЕЕВА, доцент Московский автомобильно-дорожный институт (ГТУ)
Необходимым элементом подготовки специалистов является экологическое образование. В ведущих технических вузах страны для студентов всех специальностей читается курс общей экологии. Однако для профессиональной деятельности инженеров этого недостаточно. В учебных программах необходимо предусмотреть занятия, где бы вырабатывались умения и закреплялись практические навыки по оценке негативного воздействия конкретного производства на окружающую среду.
зопасное взаимодействие человека с техническими системами», «Радиационная безопасность в жизнедеятельности человека», «Надежность технических систем и техногенный риск», «Основы экологических знаний инженера», «Надежность технических систем и управление риском», «Экологические проблемы устойчивого развития общества», «Экология», «Безопасность жизнедеятельности», «Малоотходные системы водоотведения в машиностроении» др. Ряд учебных пособий рекомендован Министерством образования РФ для технических вузов.
Таким образом, в КурскГТУ успешно реализуется образовательная программа, построенная на принципах непрерывности, задача которой - подготовить специалиста, способного реализовать приоритеты экологической безопасности и ориентироваться в своей производственной деятельности на принятие правильных технических и организационных решений.
Определенная работа в этом направлении проводится в Московском автомобильно-дорожном институте (государственном техническом университете). Экологическое образование студентов обеспечивается обязательным изучением дисциплин «Экология»и «Безопасность жизнедеятельности»,составлен-ных с учетом особенностей воздействия автотранспортного комплекса (АТК) на окружающую среду и выполнения требований закона РФ «Об охране окружа-
Экологическая компонента инженерного образования
18 Высшее образование в России • № 7, 2005
Таблица 1
Нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды
№ п/п Документ Год принятия №
ЗАКОНЫ РФ
1. Конституция РФ (основной закон) 12.12.1993 _
2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 23.11.1995 №174-ФЗ
3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» 10.01.2002 №7-ФЗ
4. Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 04.05.1999 №96-ФЗ
КОДЕКСЫ
1. Градостроительный кодекс РФ 07.05.1998 №73-ФЗ
2. Земельный кодекс РФ 25.10.2001 №136-ФЗ
3. Водный кодекс РФ 16.11.1995 №167-ФЗ
УКАЗЫ Президента РФ
1. О федеральных природных ресурсах 16.12.1993 №2144
2. О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития 04.02.1994 №236
Постановления Правительства РФ
1. О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления 12.06.2003 № 344
2. О декларации безопасности промышленного объекта Российской Федерации 01.07.1995 №675
Нормативно-правовые акты г. Москвы
1. Устав города Москвы 28.06.1995 ВМД 95-4
С изменениями, внесенными Законами г. Москвы 06.11.2002 19.03.2003 22.10.2003 №54 №17 №61
2. Закон г. Москвы «О градостроительном зонировании территории Москвы» 09.12.1998 №28
3. Закон г. Москвы «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» 26.09.2001 №48
Таблица 2
Методики оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС)
Название методики, кем и когда утверждена Область применения Входные данные Выходные данные Наличие программного обеспечения
Компонента окружающей среды I. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Вид загрязнения Химическое загрязнение от автотранспортных средств
Методика определения массы выбросов загрязняющих веществ (ЗВ) автотранспортными средствами в атмосферный воздух (Утверждена Министерством транспорта РФ, 1993 г.) При проведении расчетов выбросов ЗВ автомобильным транспортом и разработке мероприятий по их снижению на всех уровнях планирования, учета и контроля, за исключением инвентаризации выбросов ЗВ на территории автотранспортных и других предприятий, оценки выбросов отдельных элементов улично-дорожной сети городов - величина пробега по (вне) территории населенного пункта; - численность жителей населенного пункта (если движение осуществляется по территории населенного пункта); - общий пробег а/м (в случае отсутствия данных о распределении пробега а/м в городских и загородных условиях); легковые а/м: - рабочий объем двигателей, грузовые а/м: - грузоподъемность а/м, - тип двигателя (бензиновый, дизельный, газовый), автобусы: - габаритная длина автобуса, - тип двигателя (бензиновый, дизельный). - масса выброса СО, СН, N0, 80, РЬ, сажи [ т ]
ющей среды». В учебные планы данных дисциплин включены практические и лабораторные занятия, на которых студенты осваивают существующие методики оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) и методы контроля техногенных загрязнений. При выполнении дипломного проекта в специальном его разделе студент должен продемонстрировать умение проводить анализ конкретных экологических проблем, связанных с темой проекта, а также изучить возможность использования современных или перспективных природоохранных мероприятий для рассматриваемого объекта.
Существующие методы управления качеством и контроля природной среды (атмосферного воздуха, воды, почвы) многообразны как по своим подходам к оценке загрязнения, так и по нормативно-правовым требованиям. В связи с этим возникает необходимость обеспечить студентов методической базой, специально созданной для этих целей.
В качестве примера рассматривается структура методической базы «Воздействие АТК на окружающую среду» к разделу по экологической безопасности дипломного проекта. Предлагается объединить существующие по этому на-
20 Высшее образование в России • № 7, 2005
Таблица 3
Методики экономической оценки ущерба
Название методики, кем и когда утверждена Область применения Входные данные Выходные данные Наличие программного обеспечения
Компонента окружающей среды I. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Вид загрязнения Химическое загрязнение
Методика определения предотвращенного экологического ущерба (Госкомитет РФ по охране окружающей среды, 1999) А. Передвижные источники выбросов - фактическое снижение выбросов по каждому загрязняющему веществу от единицы передвижного транспорта в течение отчетного периода, - экономический район РФ - величина предотвращенного экологического ущерба от выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижным транспортом [руб] -
Б. Стационарные источники выбросов - фактическое снижение выбросов по каждому загрязняющему веществу от одного или группы стационарных источников в течение отчетного периода, - экономический район РФ - величина предотвращенного экологического ущерба от выбросов в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными источниками [руб] -
правлению материалы в четыре основных блока:
1) нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды;
2) методики оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС);
3) методики экономической оценки ущерба;
4) инженерно-технические природоохранные мероприятия.
В каждом из блоков следует провести дальнейшую детализацию по компонентам среды и видам загрязнений. Возможные варианты представления данных для каждого блока с примерами по их заполнению приведены в таблицах 1-4.
Ясно, что использование рекомендуемой базы данных для проведения необходимых расчетов требует применения соответствующего программного обеспечения. К этой части работы студентов целесообразно подключать при прохождении ими информационной практики и при выполнении курсовых работ.
При современном уровне требований, предъявляемых к специалисту, его умение использовать в своей работе подобные базы данных и соответствующие расчетные программы является важной составляющей профессиональной подготовки инженера.
Таблица 4
Инженерно-технические природоохранные мероприятия
Характер негативного воздействия Инженерно-технические мероприятия Справочная и методическая литература Наличие программного обеспечения
Компонента окружающей средыы I. АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Химическое загрязнение от автотранспортных средств А. Изменение режима движения 1. Дьяков А.Б., Кузнецов Ю.М., Рузский А.В. Методические указания к дипломному проектированию по разделу «Безопасность жизнедеятельности» /МАДИ(ГТУ). - М., 2000. - С.9-16. -
2. Евстигнеева Н.А. Эколого-экономиче-ская оценка мероприятий по совершенствованию дорожной сети. Методические указания к расчетно-практическим работам по курсу «Безопасность жизнедеятельности» /МАДИ (ГТУ). - М., 2004. - 79 с. Блок-схема алгоритма определения критерия эффективности мероприятия
Б. Фильтры и нейтрализаторы для очистки отработавших газов Луканин В.Н., Трофименко Ю.В., Шелмаков С.В., Фурсов С.Б. Оценка выбросов вредных веществ автомобильным парком: Учебное пособие / МАДИ(ГТУ). -М., 1995. - 55 с. -
Т. ВОРОНИНА, профессор О. МОЛЧАНОВА, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова П. ФЕНТОН, руководитель компонента ОДО проекта ЕС Делфи II Открытый университет Каталонии, Испания
В России повышение качества образования выделено как приоритетное направление развития образовательной системы на современном этапе ее модернизации. Проблематика создания и развития механизмов и систем управления качеством образования занимает ключевое место в реализации проекта Делфи II «Развитие образовательных связей и инициатив в области высшего и профессионального образования» (http://www.delphi-project.ru). Один из компонентов этого проекта связан с развитием открытого и дистанционного обучения (ОДО). Применение технологий ОДО,
Менеджмент качества ОДО: на пути к созданию системы
с одной стороны, является стратегически необходимым для обеспечения высокого качества образования в наш информационный век, а с другой стороны, оно ставит на повестку дня проблемы качества образовательных услуг, предоставляемых на основе этих технологий.
Методологическая рефлексия основ открытого и дистанционного обучения позволяет исследовать пути и способы применения современного инструментария менеджмента качества к сфере образования.
Важнейшим инструментом повышения качества образования являются стандарты