Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
УДК 001.92
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СГЭУ
© 2014 Сидоров Александр Аркадьевич
доктор биологических наук, профессор
© 2014 Минаева Валентина Петровна
кандидат экономических наук, доцент Самарский государственный экономический университет E-mail: [email protected]: [email protected]
Ключевые слова: экологическое образование, устойчивое развитие, активные формы обучения, студенческая экологическая деятельность.
Показаны цели, задачи и состояние экологического образования и воспитания в экономическом вузе, достижения студентов в экологической деятельности
ECOLOGICAL ASPECTS OF MODERN EDUCATION IN SSEU
© 2014 Sidorov Aleksandr Arkadievich
Doctor of Biological Sciences, Professor
© 2014 Minaeva Valentina Petrovna
Candidate of Economics, associate professor Samara State University of Economics E-mail: [email protected]: [email protected]
Keywords: ecological education, persistent development, active forms of education, student’s environmental activities.
Aims, tasks and state of ecological education at economic university along with achievements of students in ecological activities were shown.
В нашей стране разработаны и реализуются разнообразные программы экологического образования населения, однако его состояние, на наш взгляд, не соответствует требованиям времени. В большинстве территорий его финансирование крайне недостаточно и, как правило, не имеет адресной направленности. Отсутствует должная взаимосвязь в деятельности государственных структур и неправительственных организаций по управлению экологическим образованием, просвещением и воспитанием населения.
Экологическое образование осуществляется в основном отдельными организациями, учебными заведениями, исследовательскими группами в инициативном по-
рядке. Отсутствуют государственные стандарты для его различных уровней, недостаточно его кадровое и научнометодическое обеспечение. Объемы подготовки и переподготовки управленческих и производственных экологических кадров незначительны. Недостаточно используется зарубежный опыт экологического образования. Таким образом, задача создания системы непрерывного экологического образования, воспитания и просвещения населения до сих пор не реализована.
Полученные знания о природе, обществе, человеке недостаточны для формирования у населения и, особенно, у молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения. В связи с этим низка степень их участия в поиске реше-
193
ний проблем сохранения природы, повышения качества жизни населения и устойчивого развития в целом. Все это свидетельствует о том, что требуется новый подход к экологическому образованию населения России всех возрастов, осознанию его приоритетной роли в решении вопросов устойчивого развития территорий.
Приоритетность экологического образования как гуманитарной и естественнонаучной компоненты общего и профессионального образования требует его всеобщности, непрерывности, а также государственного обеспечения обучения и просвещения всех социальных и возрастных групп населения. Особенно это актуально на фоне глобализации различных сфер деятельности, вступления России в международные организации, постепенного включения европейских стандартов жизни в нашем отечестве.
Для реализации таких сложных задач необходима экологизация системы образования, её дальнейшее развитие. Огромную роль, при этом, играет подготовка высококвалифицированных специалистов, обладающих высоким интеллектуальным и культурным уровнем, имеющих глубокие научные знания об основах устойчивого развития, а также об основах экологического права. Умеющих оценить степень антропогенного воздействия на природу и здоровье людей и способных осуществлять экологическое просвещение населения.
В Самарском государственном экономическом университете (СГЭУ) - одном из ведущих профильных вузов Поволжья, осуществляется преподавания экологических дисциплин студентам всех реализуемых в университете специальностей и направлений подготовки. Созданы условия по освоению системы знаний об экологических проблемах современности и путях их решения, для формирования экологической культуры, этики и воспитания.
Методологической базой экологического образования являются современные концепции о сущности биосоциальной природы человека; о единстве и взаимосвязи развития природы, человеческого общества и человеческой личности в широком космо-планетарном контексте.
Экология и безопасность жизнедеятельности
Предлагаемые студентам учебнометодические материалы и курсы направлены на решение гуманитарноцивилизационных и социально-
экологических проблем и содержат основные и приоритетные темы, которые определяют видение будущего как цивилизации устойчивого развития в XXI веке.
Студенты изучают основные направления развития российской и мировой экономики с учетом экологического фактора. Приобретают навыки анализа национальной эколого-социально-хозяйственной системы на разных уровнях управления. Осваивают основные инструменты государственного регулирования экономики, природопользования и охраны окружающей среды. Тем самым обеспечивается формирование у студентов современного научного мировоззрения и экологической культуры; подготовка научных и научнопедагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях, а значит и стремительный рост удовлетворения потребности в квалифицированных экологически грамотных специалистах.
Задачами экологического образования являются:
- формирование глубоких знаний об основах устойчивого развития общества и природы;
- всестороннее развитие личности, включая ее познавательные и творческие способности;
- психолого-педагогическая подготовка студентов к экологическому просвещению самых широких слоев населения;
- освоение теоретических основ и их прикладных аспектов природопользования и охраны окружающей среды для различных специальностей;
- развитие навыков научноисследовательской работы в области охраны окружающей среды.
Важной составляющей экологического образования являются осуществление организации и координации воспитательной работы, нацеленной на:
194
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
- обучение методам оценки возможных последствий для биосферы и человечества антропогенных воздействий;
- развитие социальной активности студентов в практике охраны окружающей среды и природопользования;
- обеспечение эколого-ориентированной профессиональной подготовки специалистов всех специальностей;
- формирование навыков и умений организации экологического просвещения и воспитания в рамках своей профессиональной деятельности;
- развитие представления о технических, экономических, организационных, законодательных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем;
- формирование инфраструктуры информационного обеспечения экологического образования населения на базе вузов;
- обеспечение практического участия студентов в федеральных экологических программах и научно-исследовательских работах;
- привлечение студентов к работе в общественных экологических организациях;
- подготовка высокопрофессиональных специалистов для научных и административных учреждений, в том числе для министерств и ведомств эколого-ресурсного блока;
В СГЭУ создаются условия для:
• воспитания личностной ответственности за происходящие процессы и принимаемые решения в области экологии;
• привлечения творческих способностей студентов, развитие их культурных, экологических ценностей и потребностей, этических норм и правил поведения;
• общей экологизации мышления и поведенческих стереотипов.
Преподавателями, в основном двух кафедр (региональной экономики, государственного и муниципального управления и экологии и безопасности жизнедеятельности) читается комплекс взаимосвязанных дисциплин в сфере экологии, рационального природопользования, охраны окружающей среды и социальноэкономического развития.
Для студентов всех специальностей дневного и заочного факультетов обязательным является изучение учебных дисциплин: «Экология», «Экономика природопользования», являющихся интегральными науками, связанными почти со всеми естественными, экономическими и техническими дисциплинами
Специально сконструированные методические, интеллектуальные, информационные и практические действия и приемы гарантируют формирование у выпускников профессиональных способностей системного характера, способных решать природоохранные (экологические) задачи самого разного масштаба.
В СГЭУ реализуется система непрерывного экологического образования студентов - образование для устойчивого развития, которая строится внутри действующей системы образования и реализуется кафедрами ИНЭ на всех факультетах университета. Системность непрерывного экологического образования в СГЭУ выражается как в обязательной подготовке студентов, так и в участии в НИР, выполнении дипломных работ по заявкам организаций. Так, на кафедре региональной экономики, государственного и муниципального управления защита дипломных работ осуществляется в государственных структурах (Минэкономразвития Самарской области и др). Председателями Государственных аттестационных комиссий являются ведущие специалисты организаций и учреждений в соответствующей сфере деятельности (в т.ч. природоохранной), имеющие ученые степени и звания.
В ходе учебного процесса преподавателями широко используются активные формы обучения: проблемные семинары, ситуационные и деловые игры, решение производственных задач, тестирование знаний, лабораторные работы, дискуссии, круглые столы по проблемам экономического развития с учетом экологического фактора. Примером могут служить деловые игры разработанные на кафедре НЭ и ПР: «Разработка стратегического плана развития города», «Разработка техникоэкономического обоснования инвестиционного проекта природопользования»,
195
«Малая река». Осуществляются Интернетконсультации по изучению экологических дисциплин, написанию контрольных и курсовых работ для студентов дневной формы обучения и студентов заочников.
Практическая подготовка студентов осуществляется через прохождение производственной и преддипломных практик: в муниципальных, региональных и территориальных управлениях федеральных органов управления, а также предприятиях различных форм собственности с обязательным акцентированием на вопросах обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования
Обязательным условием подготовки специалистов является участие студентов в научно-исследовательской работе, в научных кружках и семинарах по экономикоэкологической и природоохранной тематике. Так, в 2012 г было заслушано и обсуждено 116 доклада по следующей тематике: «Экология», «Экономические проблемы управления природными ресурсами и земельно-имущественным комплексом региона», «Актуальные проблемы экономики природопользования», «Ресурсосбережение как фактор устойчивого развития», «Экономика землепользования».
Традицией Института национальной экономики (ИНЭ) СГЭУ является привлечение студентов к участию в международных, всероссийских, межрегиональных, межвузовских и внутри вузовских научных конференциях. Основная тематика докладов способствует более полному раскрытию понимания особенностей процесса экологизации национальной экономики. Студенты работают над обоснованием теоретических положений и практических подходов к экономическому регулированию охраны окружающей среды и использованию природных ресурсов; раскрывают пути, методы их воспроизводства для обеспечения устойчивого развития общества. Предлагается комплекс мер по обеспечению государственной стратегии сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей среды, а также повышению эффективности и обоснованности хозяйственных решений. Проведенные студентами научные иссле-
Экология и безопасность жизнедеятельности
дования признаны актуальными и обоснованными.
Преподаватели и студенты ИНЭ принимали участие в конференции «О контроле состояния природной среды в Самарской области», проводимой Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Самарской области, фондом «ЭкоРегион», при участии Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды по Самарской области, администраций городских округов Самара, Тольятти и Ново-куйбышевск и других ведомств.
Студенты привлекаются к активному участию в конкурсах, научных кружках, бюджетных и хоздоговорных НИР, выполняемых преподавателями кафедры. Они имеют победы во всероссийских, межвузовских, внутривузовских научных конференциях по экологической тематике. Так, студенты 3 курса специальности Государственное и муниципальное управление Ух-тверова Е. и Вирясова Ю. в декабре 2012 г. заняли 1 место на Всероссийской научнопрактической конференции «Экономика России: пути развития и перспективы в условиях глобализации» в секции «Актуальные проблемы развития российской экономики и механизм их реализации». Тема исследования: «Эколого-экономическая
оценка качества жизни населения (на примере Самарской области)». Конкурс на лучшую научную работу проводился Поволжским государственным технологическим университетом Республики Марий Эл.
Элементы НИР экологического характера включаются в дипломные работы. Основные расчеты выполняются на основе современных методов проектного анализа, оценка инвестиционных природоохранных проектов осуществлена с помощью пакета прикладных программ «Альт-Инвест». На защите присутствуют руководители отделов министерств Правительства Самарской обл., представители работодателей, заинтересованные в молодых специалистах.
Выполненные на кафедре и успешно защищенные дипломные работы экологической направленности имеют актуальный, научный и прикладной характер. Содержат
196
Региональное развитие • № 3,4 • 2014
regrazvitie.ru
комплексный структурно-динамический анализ эколого-экономических показателей, отражающих исследуемые процессы взаимодействия общества и природы; выполнены прогнозные расчеты на среднесрочную перспективу. Более 50% результатов выполненных дипломных работ экологической тематики внедряются на практике, что ежегодно подтверждается справками о внедрении.
В декабре 2011 г. в Администрации м.р Кинель-Черкассы проводилась конференция по перспективам социальноэкономического развития муниципального района Кинель-Черкасский Самарской обл. с практическим занятием по разработке Дорожных карт решения проблем района, в том числе и проблем экологического состояния. В работе конференции приняло участие 12 студентов. Предлагаемые ими природоохранные мероприятия вызвали особый интерес у специалистов администрации.
Бывшие выпускники нашего вуза, а ныне аспиранты кафедры, под руководством профессоров и доцентов кафедры выполняют научные исследования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования по следующей тематике: «Развитие региональной системы вторичного использования компонентов автомобилей», «Совершенствование государственного регулирования экоэффективного регионального природопользования», «Эффективное управление земельными ресурсами в регионе» и др.
ИНЭ проводит активную информационно-просветительскую работу. Школьникам СОШ Самарской области читались лекции в рамках элективного курса «Экология и рациональное природопользование». Пропаганда экологических знаний на кафедрах осуществляется также через профориентационную работу по набору студентов на первый курс. Основными формами профориентационной работы являются дни открытых дверей, лекции об университете, кафедрах и специальностях, проводимые преподавателями ИНЭ перед выпускниками средних школ и средних специальных учебных заведений
Советом молодых ученых, аспирантов и студентов СГЭУ (СМУАиС) проведены общественные акции «Внеси свой вклад в лесное богатство Самарского края», целью которых является участие молодежи в восстановлении лесов области, существенно пострадавших от летних пожаров. Студенты ИНЭ участвуют: в работе Всероссийского лагеря «РОСТ», в зеленом патруле Самарской области. В посадке деревьев, расчистке берега Волги от мусора. Традицией ИНЭ являются тесные взаимополезные связи с памятниками национальной природы «Самарская лука» и Жигулевский государственный заповедник им. Спрыги-на. Ежегодное посещение студентами и преподавателями ООПТ "Жигулевский заповедник" проводится с целью участия в акциях по очистке территории от мусора. Также там проводятся такие мероприятия, как: «Зеленая тропа», студенческий вечер «С гитарой у костра».
ИНЭ поддерживает устойчивые связи с учреждениями исполнительной власти, осуществляющими экологическую деятельность на территории региона: Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области; Департаментом благоустройства и экологии Администрации г.о. Самара; Управлением Федеральной службы в сфере природопользования по Самарской обл.; Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской обл., Управлением Федеральной службы недропользования по Самарской области, Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, а также в Самарским филиалом ФКЦ "Земля».
Студенты СГЭУ (ИНЭ) принимают активное участие в деятельности Самарской городской общественной организации студентов «Айсек-Самара» (AIESEC), изучающей экономику и управление (в т.ч. управление охраной окружающей среды). Цель проекта - воспитание экологической культуры молодежи через привлечение её к участию в экологических мероприятиях
197
Экология и безопасность жизнедеятельности
Партнером проекта является Самарский Социально-Экологический Союз.
Студент, окончивший СГЭУ, приобретя фундаментальные и специальные знания, является специалистом нового поколения, подготовлен:
• к выработке и реализации социально-экономических решений с учетом экологического фактора, широкому использованию при этом информационноуправленческих систем;
• знает законодательство по проблемам экологии и природопользования, разграничение компетенций и функций управленческих органов представительной, исполнительной и судебной власти,
центра и субъектов РФ, общественных организаций и бизнес-структур;
• умеет принимать оптимальные социально-экономические и правовые решения по проблемам экобезопасности устойчивого развития;
• умеет анализировать реальные тенденции и ситуации, складывающиеся под влиянием экологических проблем, прогнозировать их последствия, выбирать эффективные пути решения с учетом экономических, правовых и других норм и перспектив устойчивого развития.
• используя методы современных оп-
тимизационных и информационных технологий способен эффективно решать задачи рационального природопользования.
198