Научная статья на тему 'Современные аспекты развития системы экологического образования в технических вузах'

Современные аспекты развития системы экологического образования в технических вузах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
921
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бодня Максим Сергеевич

В условиях модернизации системы образования и усугубления экологических проблем необходимо максимально повысить качество экологического образования будущих специалистов. Показан кризис концептуальной основы экологического образования, раскрыта сущность и условия реализации наиболее адекватных педагогических технологий. В последнее время в содержании экологической подготовки студентов существенно вырос удельный вес информационно-коммуникационных технологий. Недостаточно используется фактор практического вовлечения студентов в природоохранную деятельность. Необходимо обратить особое внимание специалистов на ключевую роль высшей школы в реализации экологического образования в целом, прежде всего для будущих специалистов-неэкологов. Библиогр. 26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бодня Максим Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ECOLOGICAL EDUCATION IN TECHNICAL COLLEGES

Nowadays, under conditions of modernization of the education system, and the aggravation of ecological problems it is necessary to raise the quality of the ecological education of future specialists. The crisis of the conceptual basis of the ecological education is shown in the paper, and the nature and conditions of the realization of the most adequate pedagogical techniques are also revealed there. The role of information and communicative technologies has substantially increased lately in the contents of the ecological training of students. The factor of the practical involvement of students into the nature protective activities is not used sufficiently. Special attention of the specialists should be paid to the key role of higher school in the realization of the ecological education in whole, but first of all for future non-ecological specialists.

Текст научной работы на тему «Современные аспекты развития системы экологического образования в технических вузах»

ББК 74.584(2)051.4

М. С. Бодня Астраханский государственный университет

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗАХ

Введение

В условиях обострения экологических проблем в России и за рубежом состояние экологического образования вызывает серьезные опасения. Представляется, что необходима эффективная система непрерывного образования, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая образованием взрослых. В настоящее время свой уровень экологических знаний после получения базового образования и в период трудовой деятельности повышают систематически только специалисты в области охраны окружающей среды и педагоги сферы экологического образования. Для остальных категорий выпускников система повышения квалификации носит ярко выраженный стихийный характер и осуществляется в основном посредством средств массовой информации. Именно поэтому очень важно заложить фундамент экологического образования в процессе обучения.

Однако усилия ученых в последние десятилетия были направлены в основном на построение школьной модели экологического образования. Безусловно, это очень важный элемент, который является фундаментом дальнейшей деятельности по обеспечению экологической грамотности населения. Но, несмотря на огромное количество работ в этом направлении, существует мнение о том, что научная и педагогическая общественность все больше осознает «экологическую недостаточность» общего среднего образования, а учебные материалы не адекватны приоритетным целям обучения [1]. Данные социологических опросов, приведенные в [2], показывают, что 70 % опрошенных экспертов в области экологического образования в той или иной степени оценивают его современное состояние в России как неэффективное. Только 40,5 % опрошенных экспертов отмечают роль высшего образования как наиболее эффективного звена экологического образования.

После исключения экологии из школьной программы в качестве отдельной дисциплины вообще не приходится надеяться на достижение существенных успехов в этом направлении. Очевидно, что акцент должен быть перенесен на высшее образование, в системе которого экологические дисциплины все же представлены. Особенно большое значение они имеют для подготовки специалистов, ответственных за принятие решений, - будущих менеджеров, экономистов и инженеров.

Данная работа посвящена анализу методов, содержания и стратегий развития экологического образования в технических вузах.

В настоящее время четко не определена базовая идеология экологического образования. Так, Д. С. Ермаков акцентирует внимание на использовании концепции устойчивого развития как основополагающей [3]. Под концепцией устойчивого развития понимается модель социально-экономического развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей и будущие поколения не лишаются такой возможности из-за исчерпания природных ресурсов и деградации окружающей среды.

Так, В. Б. Калинин предлагает разделять сами понятия «экологическое образование» и «образование для устойчивого развития» и по предмету, и по содержанию. Экологическое образование должно осуществляться в рамках школы, являясь введением к образованию для устойчивого развития, которое необходимо реализовать в ссузах и вузах. Кроме того, высказывается мысль о том, что методики экологического образования, реально достигающие цели повышения экологической культуры студентов, вообще отсутствуют [4]. Подобная мысль высказывается, в частности, в [5]. По мнению авторов, главным стержнем экологического образования должна быть не экология, а концепция устойчивого развития как единый узел социальных,

экономических и экологических вопросов. В [6] приведен обстоятельный анализ самой концен-ции устойчивого развития и убедительная критика ее содержания. Можно сделать вывод об утопичности попыток формулировать идеологию экологического образования на основе сомнительной с точки зрения реализации концепции. Вышеописанные недостатки создают предпосылки для поиска альтернативной идеологии экологического образования.

Именно поэтому в научной литературе достаточно часто встречаются описания концепций экологического образования в отдельно взятом вузе. Весьма интересной в этом отношении является концепция экологического образования, разработанная в Санкт-Петербургском техническом университете. Декларируется, что целью экологического образования в техническом университете является формирование образа специалиста, который может решать проблемы устойчивого развития и охраны окружающей среды научными и инженерными способами. Использование формулировки «формирование специалиста» указывает на применение традиционных педагогических подходов к обучению и воспитанию студентов и вряд ли может соответствовать идее новой образовательной парадигмы - образование личности. Для достижения цели необходима интеграция знаний об окружающей среде и предмета профессиональной подготовки специалистов, позволяющих предвидеть экологические коллизии и решать экологические проблемы в рамках индивидуальной специализации. Анализ, приведенный в [7], показал, что задачи не вполне соответствуют образовательному кредо концепции - построить образовательный процесс на основе предметных знаний. Несмотря на использование электронных учебных пособий, система методов обучения практически не рассматривается. При всех недостатках концепции - это один из немногих подобных примеров, доступных широкому кругу читателей.

В соответствии с концептуальными положениями экологического образования, представленными в [8], одним из направлений его развития должно быть инженерно-техническое. На современном этапе деятельность экологически образованных инженеров, специалистов-экологов явно недостаточна. Во многом это связано с особенностями их экологической подготовки. Курс экологии не должен быть инструкцией будущей деятельности инженера, минимально вредящей природе. Он должен стать суммой главных знаний в жизни, которые определяют деятельность инженера как человека новой, ноосферной культуры. При изучении экологии должна возникнуть убежденность в том, что экологические знания, экологические императивы определяют важнейшую линию его жизненной и профессиональной деятельности.

Обстоятельный разбор ситуации в экологическом образовании инженеров проведен в [9]. Автор полагает, что корни проблемы экологической грамотности лежат в несовершенстве содержания экологических дисциплин. Экологическое образование сводится, как правило, к преподаванию единственной дисциплины с различными названиями, небольшим объемом часов и биологическим содержанием независимо от характера вуза. Биологические аспекты экологических дисциплин, как правило, изучаются формально и поэтому не попадают в «копилку» знаний специалиста.

В качестве альтернативы Ю. С. Юсфин предлагает перестроить содержание специальной экологической подготовки инженеров. В нем должны присутствовать два самостоятельных блока дисциплин: общеэкологические проблемы и проблемы ресурсосбережения. Интересным является мотивированный отказ от рассмотрения вопросов инженерной защиты окружающей среды, т. к., по мнению автора, именно ее применение есть показатель низкого качества инженерного труда и следствие неэффективности системы экологического образования, построенной на исключительно биологическом содержании.

Несколько иначе истоки невысокой эффективности экологического образования видят авторы [10]. По их мнению, проблема состоит в том, что большинство студентов не имеет необходимых базовых знаний по экологии. Вместо того чтобы изучать методы и средства, позволяющие проектировать, создавать и эксплуатировать экологические технологии и материалы, преподаватели вынуждены тратить время на изучение основ экологии. Для устранения этих недостатков предложена образовательная модель, в которой предусмотрены «цели коррекции и модификации», обеспечивающие коррекцию экологической подготовки с учетом меняющихся экологических требований, базового уровня экологических знаний и модификацию образования в условиях новых эколого-экономических отношений.

В диссертационном исследовании Л. Н. Звягиной [11] отмечается, что недостаточная эффективность экологического образования в техническом вузе связана с ее слабой привязкой к профессиональной деятельности будущего специалиста. Разработанная автором технология экологического образования включает в себя модель профессионального личностного экологического образования - педагогический мониторинг по оценке и контролю качества знаний. При получении экологического образования студентами технического вуза можно выделить различные уровни знаний: мировоззренческие, базовые, программные знания и уровень умений. На базе Воронежского государственного технического университета проводился мониторинг теоретических и практических знаний, охвативший более трехсот студентов. Как показало исследование, включение профессионально значимых тем в содержание экологического образования привело к росту экологической образованности студентов.

Весьма большое значение для построения системы экологического образования в техническом вузе имеет исследование Н. А. Лызь [12]. Целью экологической подготовки в техническом вузе является, по мнению автора, формирование у будущих инженеров единого системного экологического подхода к решению инженерно-технических, социально-экономических и других задач. Подчеркивается необходимость акцентировать внимание на инженерной экологии, а не на изучении экосистем. В технических вузах необходимо излагать вопросы глобальной и системной экологии на более высоком уровне с применением методов системного анализа, математического моделирования, теории систем. Кроме содержательного аспекта, автор предлагает перспективную методическую основу, включающую в себя такие личностноориентированные методики, как:

1) лекции с элементами диалога с применением аудиовизуальных средств;

2) семинарские занятия, включающие в себя дисскусии по актуальным экологическим проблемам, деловые игры и т. д.

3) лабораторно-практические занятия с использованием компьютерного обеспечения (имитационное моделирование, обучающие игры);

4) контроль результатов на основе специально разработанных опросов, тестов;

5) проблемные мини-задачи.

В литературе по экологическому образованию четко прослеживается тенденция по внедрению в образовательную практику инновационных педагогических технологий. Так,

Н. В. Коваленок [13] показаны преимущества использования личностно-ориентированных методических приемов в курсе экологии. Например, студентам были предложены деловые игры: «Аукцион природных ресурсов» и «Разумное природопользование». Они должны были самостоятельно выявить условия оптимального размещения производства, основываясь на основных принципах и закономерностях сельского хозяйства и промышленного производства.

Актуальной проблеме - исследованию дидактических условий развития экологической культуры студентов технического вуза - посвящена работа Е. В. Муравьевой [14]. В качестве основополагающих автор выделяет следующие условия:

1) изменение технократического принципа познания, который доминирует в настоящее время в обучении студентов технического вуза, на гуманистический;

2) переход от антропоцентрического направления технического образования, для которого характерно восприятие природы как полезного ресурса на службе человечества, на экоцен-трическое, провозглашающее природу самоценной, а человека лишь зависимой ее частью;

3) построение учебных программ по экологическому образованию с опорой на философские идеи русского космизма, философию всеединства мира, универсальной этики и коэволю-ционного развития;

4) сочетание прямого и косвенного управления формированием экологической культуры студентов инженерно-технических специальностей в процессе всей учебной деятельности;

5) совершенствование комплекса применяемых в учебных пособиях средств и методов на основе экоцентрического принципа и вариативное применение методов и средств, наиболее доступных для студентов инженерно-технических специальностей, например электронных учебников, пособий и деловых игр.

Для выявления уровня экологической культуры был проведен педагогический эксперимент, в котором участвовали студенты Казанского государственного технического университета им. А. Н. Туполева. Было четко доказано, что разработка содержания дисциплин экологической направленности и применение в обучении дидактических комплексов на экоцентрической осно-

ве повышают уровень экологической культуры студентов технических вузов. Весьма показателен вывод, сделанный автором, - для повышения уровня экологической культуры студентов всех инженерно-технических специальностей необходимо увеличить количество преподаваемых курсов по естественным дисциплинам (биоэкология, природопользование и др.). Интересно отметить, что в тех случаях, когда в учебном плане экологические дисциплины представлены в недостаточной степени, большое значение приобретают разделы дисциплины «Концепции современного естествознания», связанные с экологией.

Авторы [15] акцентируют внимание на соблюдении принципа непрерывности экологического образования, однако считают, что для этого нельзя ограничиваться одной теорией, т. е. дисциплиной «Экология», в том виде, в котором она предложена в государственном образовательном стандарте для инженерных специальностей. Необходимо соединение этой дисциплины с техническими, профессиональными предметами, т. е. следует вводить спецориентированную экологическую дисциплину. Ее содержание должно быть максимально направлено на реальные производственные, жизненные ситуации.

Стратегия экологизации технического образования в региональных технических вузах должна строиться на научных и образовательных программах местного уровня с практической реализацией результатов.

Так, например, в Курском государственном техническом университете модель непрерывного образования состоит из базовых знаний по общим вопросам в курсах «Экология», «Безопасность жизнедеятельности» и специальных дисциплин, ориентированных на каждую конкретную группу инженерных специальностей - «Промышленная экология», «Защита в ЧС». При выполнении дипломных работ студенты технических и технологических специальностей разрабатывают самостоятельный раздел - «Экология и безопасность производственного процесса». Студент обязан обосновать выбор того или иного вида технологии, техники, места строительного объекта, уязвимости окружающей среды и населения и закончить анализом безопасности процессов.

Разработке соответствующей методической базы, необходимой для анализа конкретных экологических проблем при выполнении дипломных проектов, посвящена также работа [16].

В Алтайском государственном техническом университете курс «Экология» включает в себя вопросы общей экологии, экобиозащиты техники, основы природоохранного законодательства. Все эти вопросы рассматриваются через призму региональных проблем. Тем не менее автор предполагает, что формирование отношения к природе возможно только при рассмотрении экологических проблем во всех дисциплинах учебного плана вуза. Автор работ [17, 18], сформулировал следующие задачи экологического образования в вузе:

- восполнить пробелы в школьном экологическом образовании;

- поднять уровень экологических знаний;

- попытаться сформировать новый тип экологического сознания.

Идеи междисциплинарности и максимума спецэкологических дисциплин в контексте профессиональных направлений подготовки специалистов пропагандируются также в [19].

Авторы работы [20] считают, что при обучении студентов всех специальностей в дисциплине «Экология» необходимо большую часть времени уделять не только анализу эволюции техногенеза, но и выделению методов и средств уменьшения этого воздействия. Это возможно при помощи изучения основных производственных процессов, с целью более рационального природопользования, применения замкнутых циклов в производстве, выделения достоинств мало- и безотходных производств и кардинального решения проблем утилизации производственных и бытовых отходов. Подобный подход использовался при построении курса «Теоретические основы экологии», читаемого в Одесском гидрометеорологическом университете [21]. Он включает в себя следующие разделы: этапы системного анализа; изменение строения антропогенного комплекса; анализ причин изменений энерговоздействий; моделирование экосистем.

Метод учебно-исследовательских проектов получил широкое распространение в практике экологического образования за рубежом в технических вузах, особенно строительного профиля [22, 23].

Необходимо отметить высокий интерес исследователей к роли информационнокоммуникационных технологий в экологическом образовании. Так, на кафедре экологии и безопасности жизнедеятельности Томского политехнического университета был создан электронный учебник на базе учебного пособия «Экология для инженеров», содержащий электронный справочник, тестирующую систему. Показано, что внедрение такого учебника привело к повы-

шению уровня усвоения учебного материала [24]. В Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете достаточно давно в учебный процесс внедрены геоинформационные системы (ГИС), широко используются электронные базы данных по вопросам рационального природопользования [25]. В качестве основы методического обеспечения целого комплекса природоохранных дисциплин в Российском гидрометерологическом университете используется комплекс Z/Study, который является учебной версией экологического программного комплекса Zone, предназначенного для оценки качества атмосферы городов и промышленных зон. Z/Study реализован в форме специализированной ГИС, с поддержкой электронных карт естественного и антропогенного ландшафта, включает в себя модули восстановления структуры атмосферы, модули расчета и переноса примеси от источников произвольной пространственно-временной конфигурации [26]. Интерес к использованию таких технологий при подготовке специалистов будет расти, т. к. именно они позволяют моделировать последствия инженерных и управленческих решений.

Выводы

Таким образом, можно выделить следующие актуальные направления развития системы экологического образования в технических вузах.

1. Разработка нормативно-правовой базы, регулирующей цели экологического образования, в рамках реальной стратегии эколого-экономического развития - региональных и внутри-вузовских концепций экологического образования.

2. Создание и внедрение в учебный процесс многоуровневой системы экологической подготовки, включающей в себя блок коррекции базового уровня знаний и блок специальной экологической подготовки.

3. Активное использование технологий личностно-ориентированного обучения, включающих в себя деловые игры, эвристические задания и т. д.

4. Вовлечение студентов в практическую природоохранную деятельность.

5. Увеличение числа учебных часов на выполнение практических работ по экологии с использованием информационно-коммуникационных технологий.

6. Проведение непрерывной педагогической диагностики эффективности экологического образования и осуществление соответствующей корректировки подготовки по блоку экологических дисциплин.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Суравегина И. Т. Экологии - учить // Экология и жизнь. - 2004. - № 1 (36). - С. 32-34.

2. Тарасова Н. П., Церцек Н. Ф., Рыбакова М. В. Всеобщее экологическое // Экология и жизнь. - 2004. -№ 6 (41). - С. 31-34.

3. Ермаков Д. С. Приоритеты экологического образования: от изучения экологии - к устойчивому развитию // Народное образование. - 2005. - № 2. - С. 122-126.

4. Калинин В. Б. Ловушки экологического образования // http://www.aseko.ru.

5. Корякина Н., Жевлакова М., Кириллов П. Парадоксы экологического образования // http://www.aseko.ru.

6. Макроэкология и основы экоразвития / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин, С. Н. Сидоренко,

В. Н. Зыков: Учеб. пособие. - М.: Изд-во РУДН, 2005. - 368 с.

7. Северюхина Т. В. Долгожданный предмет обсуждения. Анализ концепций экологического образования СПбГТУ // Экология и жизнь. - 2004. - № 2(37). - С. 30-36.

8. Моисеев Н. Н., Коликов В. М., Бакетов Х. З. Специальное и гуманитарное экологическое образование в государствах СНГ - необходимое условие реализации концепции «устойчивое развитие» // Экология и жизнь. - 2001. - № 4. - С. 30-33.

9. Юсфин Ю. С. Экологическое образование инженеров в XXI веке // Экология и промышленность России. - 2001. - № 7. - С. 32-35.

10. Рябухин Ю. И., Соколова Н. А. Методология преподавания экологии в техническом вузе // IV Межвуз. конф. студ. и молодых ученых Волгоград. обл.: Тез. докл. науч. конф. ВГПУ. Волгоград, 8-11 декабря 1999 г. - Волгоград: Перемена, 1999. - С. 160.

11. Звягина Л. Н. Проектирование профессионально-личностного экологического обучения в техническом вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Воронеж, 2004. - 24 с.

12. Лызь Н. А. Экологическое образование как средство развития экологического содержания личности студентов технического вуза: Дис. ... канд. пед. наук. - Таганрог, 1998. - 114 с.

13. Коваленок Н. В. Социально-ориентированное экологическое образование студентов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Красноярск, 2003. - 24 с.

14. Муравьева Е. В. Дидактические условия развития экологической культуры студентов технического вуза: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Казань, 2003. - 26 с.

15. Попов В., Томаков В. Непрерывное экологическое образование // Высшее образование в России. -2005. - № 7. — С. 14-17.

16. Трофименко Ю., Евстигнеева Н. Экологическая компонента инженерного образования // Высшее образование в России. - 2005. - № 7. - С. 17-21.

17. Лобанова З. М. Задачи экологического образования в вузе по формированию личности с экоцентри-ческим типом экологического сознания // http://astu.secna.ru.

18. Лобанова З. М. Экологическое образование в техническом вузе:задачи, проблемы и некотрые пути их решения // http://astu.secna.ru.

19. Попова О. В. Конструирование региональной модели непрерывного экологического образования (школа - ВУЗ - ФПК): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Барнаул, 1996. - 24 с.

20. Мифтахов М. Н., Маврин Г. М., Соколов М. П. Подготовка инженеров-экологов в техническом вузе // Современные аспекты экологии и экологического образования: Материалы Всерос. науч. конф., 19-23 сентября 2005 г. - С. 57-59.

21. Соколов Ю. Н. Порождение знаний - цель экологического образования // От истории природы к истории общества: прошлое в настоящем и будущем: Материалы науч. конф.: В 2 ч. - Ч. 1. - М.: Изд-во РФО, 2000. - С. 124-127.

22. ТНв need for inclusion of environmental education in undergraduate engineering curiculla / A. Sabah Abdul-Wahab, Y. Mahmood, Abdulhalem, M. Hutchinson // International J. of Sustainability in Higher Education. 2003. - Vol. 4, N 2. - P. 126-137.

23. Graham P. Building education for the next industrial revolution: teaching and learning environmental literacy for the building professions // Construction Management and Economics. - 2000. - Vol. 18, N 8. -

С. 917-923.

24. Гузеева Т. Н., Панин В. Ф. Создание электронного учебника «Экология для инженера» // Актуальные проблемы современной науки: Тр. V Междунар. конф. молодых ученых и студ. Естественные науки.

Ч. 13. Экология. - Самара: Изд-во СамГТУ, 2004. - С. 56-57.

25. Ефимова Е. И., Котляров В. П. Опыт использования информационных технологий в экологическом образовании // Информатика. Образование. Экология и здоровье человека, Астрахань, 25-30 сентября 2000 г.: Тез. докл. V Междунар. конф. - Астрахань: Изд-во АГПУ, ИПЦ «Факел», 2000. - С. 78.

26. Гаврилов А. С., Воронов Г. И., Саватеева Л. А. Учебный экологический программный комплекс "Z/Study" // Информационные технологии в образовании, технике, медицине: Материалы Междунар. конф.: В 3 т. Т. 1 / ВолГТУ. - Волгоград, 2004. - С. 95-97.

Статья поступила в редакцию 6.06.2006

MODERN ASPECTS OF THE DEVELOPMENT OF THE SYSTEM OF ECOLOGICAL EDUCATION IN TECHNICAL COLLEGES

М. S. Bodnya

Nowadays, under conditions of modernization of the education system, and the aggravation of ecological problems it is necessary to raise the quality of the ecological education of future specialists. The crisis of the conceptual basis of the ecological education is shown in the paper, and the nature and conditions of the realization of the most adequate pedagogical techniques are also revealed there. The role of information and communicative technologies has substantially increased lately in the contents of the ecological training of students. The factor of the practical involvement of students into the nature protective activities is not used sufficiently. Special attention of the specialists should be paid to the key role of higher school in the realization of the ecological education in whole, but first of all - for future non-ecological specialists.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.