Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
гражданской авиации 1944 г., Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция), двусторонними договорами РФ и национальным законодательством государств.
Согласно Варшавской конвенции, ответственность перевозчика основана на вине, которая презюмирует-ся. Иными словами, ответственность наступает независимо от доказательства вины перевозчика.
В мае 1999 г. принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок.
Монреальская конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятиям.
Правила воздушных перевозок почты должны быть согласованы со специально уполномоченным органом в области почтовой связи. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа, доставить также этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Вопросы регламентации международных воздушных перевозок также отражены в двусторонних договорах РФ. Например, в Соглашении между правительствами РФ и Киргизской Республики о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта 1996 г. указывается, что коммерческие вопросы, касающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях, будут решаться по договоренности между назначенными авиапредприятиями и представляться на утверждение авиационных властей договаривающихся сторон. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута.
© Мингазов М. Р., 2012
УДК 341.215.2
Н. И. Наумцев Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСОБЫЙ УЧАСТНИК ПРАВООТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ
Исследуются особенности правового положения неправительственных организаций, как участников правоотношений в международном космическом праве, а также рассматривается правовой статус данных организаций, их роль в коммерциализации космоса.
Международная неправительственная организация -международная организация, учрежденная не на основе межправительственного соглашения, а с помощью учредительного документа. Особое внимание необходимо уделить международным неправительственным организациям, осуществляющим свою деятельность в космической сфере. К таковым относят следующие организации: Международный комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР); Международная астронавтическая федерация (МАФ); Международная астронавтическая академия (МАА); Международный институт космического права (МИКП) [2].
Несмотря на то, что международные неправительственные организации являются активными участниками в осуществлении международного сотрудничества в исследовании космического пространства в
мирных целях, они не наделены статусом субъекта международного космического права. Это объясняется рядом причин:
1. Международные неправительственные организации создаются в соответствии с национальным законодательством, а не путем заключения межправительственного соглашения, т. е. создателями являются научные общества, а не государства;
2. Данные организации осуществляют свою деятельность лишь с разрешения и под неизменным наблюдением государства, где они были созданы. Так, в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в статье 6 содержится подтверждение данного положения: «Деятельность неправительственных юридических лиц в комическом пространстве, вклю-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
чая Луну и другие небесные тела, должна проводиться с разрешения и под постоянным наблюдением соответствующего государства...» [1]
3. Неправительственные организации имеют статус наблюдателя либо консультанта;
4. Международные неправительственные организации делегируют свою ответственность на государство, т.е. фактически всю ответственность за осуществление деятельности несет государство. Данный тезис находит также свое подтверждение в Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела в статье 6, где сказано : «Государства ... несут международную ответственность за национальную деятельность в космическом пространстве ... независимо от того, осуществляется ли она правительственными органами или неправительственными юридическими лицами.» [1]
5. Деятельность большинства данных организаций не носит коммерческий характер.
Так, например, задачами МАФ является содействие распространения информации; проведение международных астронавтических конгрессов, симпозиумов, коллоквиумов; поощрение общественного интереса к проблемам исследования космоса. МИКП же в свою очередь основной задачей ставит популяризацию целей и возможностей космической деятельности [2].
Существует гипотеза, что в связи с коммерциализацией космоса, помимо международного космического публичного права будет существовать и частное. В таком случае международные неправительственные организации, возможно, приобретут статус субъекта, если будут осуществлять коммерческую деятельность. На данный момент существует несколько неправительственных организаций, осуществляющих коммерческую деятельность в космической индустрии. К таким организациям относят: Ап-апеБрасе (Арианспейс), которая является первой коммерческой компанией, осуществляющей космические перевозки, а также организация «Морской старт» -международный консорциум по эксплуатации космодрома «Морской старт».
Наблюдается тенденция, что количество подобных организаций с каждым годом будет увеличиваться и тогда возникнет необходимая потребность совершенствования космического законодательства, например разработка Договоров и соглашений по коммерциали-
зации космоса в рамках Организации Объединенных Наций, что в свою очередь позволит выделить «международное космическое частное право» в отдельную отрасль правовой системы. Главенствующее положение в такой отрасли будут играть как раз таки международные неправительственные организации.
Необходимым условием существования таких организаций будет являться лицензирование и страхование деятельности, что является частью национального законодательства, которое должно находиться в полном соответствии с международным.
Обязанностью соответствующих юридических лиц является соблюдение международных и национальных норм права, направленных на регулирование космической деятельности. С учетом перспективы развития космического туризма актуальным становится также изучение правового статуса космических туристов [3].
На данный же момент понятие «международное космическое частное право» употребляется условно, и соответственно ему нет места в правовой системе, поэтому международные неправительственные организации отнюдь не являются субъектами космического права.
Выделяют следующие виды международных неправительственных космических организаций:
1. Коммерческие, т. е. главной целью которых является извлечение прибыли (АпапеБрасе, «Морской старт»).
2. Некоммерческие (КОСПАР, МАФ, МАА, МИКП).
Библиографические ссылки
1. Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. 21 января 1967 г. // Действующее международное право. М. : Изд-во МНИМП, 1997. Т. 3. С. 625-630.
2. Васьков С. А., Малков С. П. Нормативно правовое обеспечение космической деятельности : монография. СПб.: Изд-во СПбГУАП, 2003.
3. Юзбашян М. Р. К вопросу о формировании международного космического частного права // Московский журнал международного права. 2008. № 2.
© Наумцев Н. И., 2012
УДК 347.6
В. С. Ненахова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В СФЕРЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
В АЭРОКОСМИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ
Развитие российского авиапрома, российской ракетно-космической индустрии - это показатель, в котором отражается престиж государства, обеспечение обороноспособности страны, её безопасности, это возможность создания условий для современного экономического роста и технологического развития России. Оказывать поддержку российскому аэрокосмическому комплексу - это абсолютный стратегический приори-