Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
В авиагрузовой накладной должны быть включены следующие данные: место и дата составления авиадокумента; место отправки и доставки; согласованные места остановок; фамилия и адрес грузоотправителя; фамилия и адрес первого перевозчика; фамилия и адрес грузополучателя; характер груза; количество мест, метод упаковки, особенности маркировки или номеров на местах; вес, количество, объем и размеры товара; заявление о том, что перевозка осуществляется по правилам, относящимся к ответственности, установленной Конвенцией 1929 г.
Если иное не установлено в авиагрузовой накладной, грузоотправитель и грузополучатель имеют следующие права: грузоотправитель может распорядиться грузом до его доставки грузополучателю, если предъявит свою копию авианакладной перевозчику и уплатит все соответствующие расходы; может обеспечить от своего имени права, даже если он действует в интересах другого лица, при условии выполнения всех обязательств по договору перевозки; грузополучатель вправе требовать, чтобы перевозчик передал товары и авиагрузовую накладную по прибытии их к месту назначения и выплате соответствующих сборов, а также выполнении других условий, указанных в накладной; принудительно осуществить права от своего имени, даже действуя в интересах другого лица, при условии выполнения всех обязательств грузоотправителем по договору перевозки.
Повышенная ценность багажа может быть заявлена на определенные виды предметов (например, хрупкие, ценные и скоропортящиеся предметы) Воздушные перевозки: нормативные акты, комментарии и рекомендации, судебная практика, образцы доказательств.
Международной воздушной перевозкой считается воздушная перевозка, при которой пункт отправления и пункт назначения расположены:
а) соответственно на территориях двух государств; б) на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) посадки на территории другого государства.
По договору воздушной перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать его упра-вомоченному на получение груза лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку.
Договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза или договор воздушной перевозки почты удостоверяется соответственно билетом, багажной квитанцией, грузовой или почтовой накладной.
В случае нарушения договора воздушной перевозки по требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Последним удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя.
В случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через 7 дней со дня получения багажа и не позднее чем через 14 дней со дня получения груза.
В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение 21 дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение.
При утрате багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.
Можно сделать вывод авиаперевозки на данный момент являются самым популярным и удобным видом перевозок и для его регулирования нужна четкая регламентация взаимной ответственности, как со стороны перевозчика, так и со стороны грузоотправителя [3].
Библиографические ссылки
1. Курдюков Г. И., Лихачев В. Н. Международное воздушное право. Кн. 1-2. М., 2001.
2. Малеев Ю. Н. Международное воздушное право: Вопросы теории и практики. М., 2002.
3. Словарь международного воздушного права. М., 2004.
© Буряк С. В., 2014
УДК 341.1/8
О. А. Васьковская Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЮРИДИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДЕКЛАРАЦИИ ПРАВОВЫХ ПРИНЦИПОВ, РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА
Проводится анализ основных положений и взглядов Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства.
В связи с развитием технологий и освоением Кос- ничиваться регулированием правоотношений только моса нормы Международного права перестали огра- на планете Земля, а расширили область своего приме-
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
нения и на взаимоотношение между субъектами права, связанными и с космическим пространством. В настоящее время в мировой системе законодательства можно найти множество официальных документов, содержащих в себе нормы и принципы космического права. В этой статье рассмотрим основные положения Декларации правовых принципов, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, принятой Резолюцией 1962 (XVIII) на 1280-м Пленарном заседании Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций 13 декабря 1963 года (далее - Декларация).
Статья 1 Декларации диктует главный принцип деятельности, направленной на освоение космического пространства: осуществление действий только для пользы и в интересах всего человечества [1].
Во второй статье говорится о паритетности всех государств для исследования и использования пространства, расположенного вне земной атмосферы и небесных тел [1].
Принцип, провозглашённый в статье 3 Декларации, устанавливает, что любые объекты космического пространства не могут быть никоим образом присвоены каким-либо государством.
Статья 4 устанавливает источники, регулирующие правоотношения в сфере освоения Космоса, а именно, то, что любая деятельность должна осуществляться в соответствии с международным правом, включая Устав Организации Объединённых наций. Обосновывается это тем, что только так можно поддерживать международный мир и безопасность, а также развивать международное сотрудничество и взаимопонимание.
В статье 5 закрепляется принцип международной ответственности любого государства или международной организации, осуществляющих деятельность в космическом пространстве, равно как и обязанность обеспечения соответствия этой деятельности положениям, изложенным в настоящей Декларации.
Следующая статья призывает государства при исследовании и использовании космического пространства учитывать интересы других участников данных правоотношений. Здесь же имеет место оглашение принципа сотрудничества и взаимной помощи при проведении работ вне атмосферы планеты Земля. Также, если какое-либо государство сомневается в безопасности определённой деятельности, осуществляемой в космосе, то, в таком случае, субъект, курирующий эту деятельность обязан провести международные консультации, прежде, чем приступить к осуществлению своих планов.
Принцип, названный в статье 7, говорит о том, что над объектом, запущенным в космическое пространство, и экипажем, находящимся на нём, сохраняется контроль и юрисдикция того государства, в регистр которого занесён данный объект. Далее уточняется,
что космические объекты и их составные части сохраняют свою принадлежность, как прибывая в космосе, так и возвращаясь на землю. В случае если такие объекты или их части обнаруживаются за пределами государства, которому они принадлежат, то, по требованию, исходящему от этого государства, они должны быть возвращены.
Статья 8 возлагает на государства, осуществляющие какую-либо деятельность, связанную с запуском предметов в космическое пространство, международную ответственность в случае ущерба, нанесённого таким предметом либо его наземными частями, в космическом или воздушном пространстве иностранному государству или его физическим и юридическим лицам.
В заключительной статье Декларации определяется статус космонавтов: «государства рассматривают космонавтов как посланцев человечества в космос». В случае бедствия, аварии либо вынужденного приземления на территории иностранного государства или в открытом море, государства-участники обязуются оказать космонавтам всевозможную помощь. В такой ситуации космонавты должны быть незамедлительно доставлены государству, в реестр которого занесён их космический корабль.
Хоть документ имеет рекомендательный характер, хотелось бы отметить, что каждое из положений Декларации отличается императивностью, что подчёркивает особую важность её значения для судеб государств-участников. Впоследствии на основе этой Декларации был разработан текст Договора по космосу 1967 г.
Нормы и принципы, отражённые в данной Декларации, несомненно, повлияли на формирование российских нормативно-правовых актов в области, связанной с космосом: Закон Российской Федерации о космической деятельности от 20 августа 1993 г. с изменениями и дополнениями от 29 ноября 1996 г. и Постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 1998 г. «О Концепции развития космической ядерной энергетики в России».
Следует обратить внимание на некоторый недочёт: Декларация, определяя принципы деятельности, связанной с исследованием и использованием космического пространства, неоднократно используя термин «небесное тело», не даёт его определения.
Библиографическая ссылка
1. Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах [Электронный ресурс] // Сайт ООН. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_ conv/declarations/outerspace_principles. shtml (дата обращения: 28.03.2014).
© Васьковская О. А., 2014