Научная статья на тему 'Приемка товаров в транспортных обязательствах'

Приемка товаров в транспортных обязательствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
660
222
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СДЕЛКИ / ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО / ТОВАР / ПРИЕМКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ткачева Наталья Геннадьевна

В статье дан краткий обзор современных российских норм о приемке товаров в транспортных обязательствах, освещены существующие правовые проблемы в соответствующей сфере и предложены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Goods Receipt in Transport Liabilities

The paper outlines modern Russian norms of goods receipt in transport liabilities, highlights the existing problems and ways of overcoming them.

Текст научной работы на тему «Приемка товаров в транспортных обязательствах»

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Право

УДК 347.463

Приемка товаров в транспортных обязательствах

Ткачева Н.Г.

Соискатель кафедры гражданского и предпринимательского права Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье дан краткий обзор современных российских норм о приемке товаров в транспортных обязательствах, освещены существующие правовые проблемы в соответствующей сфере и предложены пути их решения.

Ключевые слова: сделки, обязательства, гражданское право, товар, приемка.

В соответствии с Указом Президента РФ от 18 июля 2008 г № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса Российской Федерации» [1] была начата огромная работа по совершенствованию российского гражданского законодательства. К настоящему времени уже вступили в силу многочисленные изменения, внесенные в Гражданский кодекс, еще ряд изменений готовится. Однако далеко не все вопросы, не урегулированные ранее в ГК РФ, нашли свое отражение в подготовленной Концепции развития гражданского законодательства [2] и разрабатываемых законопроектах. Так, практически обойден вниманием достаточно важный на практике вопрос о приемке товаров. Возможно, авторы Концепции не усмотрели тут каких-либо значимых теоретических проблем. Однако при приемке товаров мы сталкиваемся с вопросами, крайне важными для предпринимателей: каждый субъект заинтересован в том, чтобы иметь доказательство адекватного выполнения своих обязательств по гражданско-правовому договору.

Надо отметить, что вопрос о принципах закрепления в договоре условия о приемке товара вставал перед предпринимателями еще в первые годы существования ГК РФ. На практике стороны используют либо собственные текстовки, либо общую отсылку к действующему законодательству, которое практически никак не регулирует большую часть вопросов, возникающих при приемке, либо в договоре используется отсылка к Инструкциям П-6 [3] и П-7 [4], которые давно утратили юридическую силу, но часто применяются в качестве деловых обыкновений. Каких-либо новых общих нормативных актов, регулирующих отношения по приемке товаров, нет. 160

Наверное, дело ближайшего будущего - восполнить этот пробел. И здесь надо сказать, что в транспортных обязательствах уже накоплен определенный опыт правовой регламентации приемки. И, наверное, этот опыт целесообразно использовать.

Транспортные обязательства возникают вследствие возникновения, изменения, преобразования договорных отношений в сфере транспортного права [5, с. 102].

Обязательства из транспортных правоотношений довольно подробно регламентируются кодексами отдельных видов транспорта и издаваемыми в установленном порядке правилами. С учетом специфики указанного вида обязательств и особой экономической роли в развитии транспортной инфраструктуры изначально в рамках союзного, затем федеративного государства законодатель стремился детально урегулировать указанный вид отношений. Наряду с законодателем доктрина также выдвигала и продолжает выдвигать ряд предложений по совершенствованию транспортных правоотношений.

Особую актуальность в свете последних реформ транспортных правоотношений, длящихся уже более десяти лет в связи с переходом РФ к рыночным отношениям, приобретает правовая категория «приемка товаров» в транспортных правоотношениях. Данное обстоятельство объясняется тем, что «приемка товаров» становится категорией, определяющей качество оказанной услуги, вытекающей из транспортных обязательств.

Так, в соответствии с Воздушным кодексом РФ [6, ст.ст. 103-113], перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибытии груза в сроки, предусмотренные федеральными авиационными правилами

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Право

или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. При этом перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию, в соответствии с законодательством Российской Федерации, вида деятельности в области авиации [6, ст. 100].

Грузополучатель обязан принять и вывезти груз. Грузополучатель имеет право отказаться от получения поврежденного или испорченного груза, если будет установлено, что качество груза изменилось настолько, что исключается возможность полного и (или) частичного его использования в соответствии с первоначальным назначением. Если же грузополучатель не востребовал прибывший груз в срок, предусмотренный федеральными авиационными правилами, установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок или договором воздушной перевозки груза, либо отказался от его приема, перевозчик обязан уведомить об этом грузоотправителя, оставить груз у себя на хранение за счет средств грузоотправителя и на его риск. Как видно из анализа правовых норм указанного кодифицированного акта, процедура приемки является одним из элементов сложной процедуры доставки. Так, во-первых, груз пребывает в сроки, предусмотренные авиационными правилами либо соглашением сторон. Выделение в качестве самостоятельного элемента срока объясняется особой значимостью срока доставки в транспортных обязательствах, это объясняется, по мнению Г.П. Савичева, тем, что своевременная доставка в транспортных обязательствах является одной из основных качественных характеристик работы транспорта [7, с. 124]. Во-вторых, перевозчик уведомляет грузополучателя о прибытии товара, после этого у грузополучателя возникает обязанность в получении товара. К сожалению, процедура приемки товара не урегулирована, а лишь указано на право отказа грузополучателя от получения груза в случае обнаружения недостатков прибывшего груза.

Более детально процедура приемки товара регламентирована Кодексом торгового мореплавания РФ [8, ст.ст. 158-162], в соответствии с которым предусмотрена следующая процедура:

Во-первых, при прибытии в порт выгрузки определяется лицо, имеющее право на получение груза на основании представленных документов:

- именной коносамент - получателю, который указан в коносаменте, или лицу, которому коносамент передан по именной передаточной надписи или в иной форме, в соответствии с правилами, установленными для уступки требования;

- ордерный коносамент - лицо, по приказу которого составлен коносамент, при наличии в коносаменте передаточных надписей лицу, указанному в

последней из непрерывного ряда передаточных надписей, или предъявителю коносамента с последней бланковой надписью;

- коносамент на предъявителя - предъявителю коносамента;

- морской накладной или на основании иного подобного ей документа, перевозчик может выдать груз получателю, указанному в таком документе, или получателю, указанному отправителем.

Во-вторых, в случае, если в порту выгрузки получатель не востребовал груз или отказался от него либо так задержал его прием, что груз не мог быть выгружен в установленное время, перевозчик вправе сдать груз на хранение на склад или в иное надежное место за счет и на риск управомоченного распоряжаться грузом лица с уведомлением об этом отправителя или фрахтователя, а также получателя, когда он известен перевозчику. Если в течение двух месяцев со дня прихода судна в порт выгрузки сданный на хранение груз не будет востребован и отправитель или фрахтователь либо управомоченное распоряжаться грузом лицо не уплатит перевозчику все причитающиеся за данную перевозку груза платежи, перевозчик вправе продать груз в установленном порядке. Невостребованный скоропортящийся груз, а также груз, расходы на хранение которого превышают его стоимость, может быть продан до истечения указанного срока, но не ранее срока доставки груза.

В-третьих, получатель при выдаче ему груза обязан возместить расходы, произведенные перевозчиком за счет груза, внести плату за простой судна в порту выгрузки, а также уплатить фрахт и внести плату за простой судна в порту погрузки, если это предусмотрено коносаментом или другим документом, на основании которых осуществлялась перевозка груза, в случае общей аварии обязан внести аварийный взнос или предоставить надлежащее обеспечение. После выдачи груза получателю перевозчик утрачивает право требовать от отправителя или фрахтователя сумм, не уплаченных получателем, если только перевозчик не смог осуществить право удержания груза по независящим от него обстоятельствам.

В-четвертых, при фактической или предполагаемой утрате либо повреждении груза получатель и перевозчик обязаны предоставлять друг другу возможность проводить осмотр груза или проверку его состояния до выдачи груза получателю. Расходы на осмотр груза или проверку его состояния несет тот, кто потребовал осмотра или проверки. В случае, если в результате проведенных по требованию получателя осмотра груза или проверки его состояния установлены утрата или повреждение груза, ответственность за которые несет перевозчик, расходы на осмотр груза или проверку его состояния возмещаются перевозчиком.

161

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Право

В-пятых, в случае, если до выдачи груза или во время выдачи груза получатель в письменной форме не сделал заявление перевозчику об утрате или о повреждении груза и не указал общий характер утраты или повреждения груза, считается, что груз получен в соответствии с условиями коносамента при отсутствии доказательств об ином. В случае, если утрата или повреждение груза могли быть установлены при обычном способе его приема, заявление перевозчику может быть сделано получателем в течение трех дней после выдачи груза.

В соответствии с Кодексом внутреннего водного транспорта РФ [9, ст.ст. 79-80], по договору перевозки груза перевозчик обязуется своевременно и в сохранности доставить вверенный ему грузоотправителем груз в пункт назначения с соблюдением условий его перевозки и выдать груз грузополучателю или управомоченному на получение груза лицу, а грузоотправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Приемка товара проводится в два этапа, которые вытекают из особенностей обязательств, возникающих из особенностей транспортных правоотношений. На первом этапе предъявляется груз грузоотправителем и осуществляется ее прием перевозчиком. Грузоотправитель до предъявления груза для перевозки обязан подготовить его таким образом, чтобы обеспечить безопасность перевозки, сохранность груза, судна и контейнеров. Транспортная тара и упаковка должны соответствовать обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Качество грузов должно соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству.

Перевозчик имеет право проверить достоверность любых сведений, указанных в транспортной накладной. В подтверждение приема груза для перевозки перевозчик обязан проставить календарный штемпель в транспортной накладной и выдать грузоотправителю квитанцию о приеме груза для перевозки.

На втором этапе осуществляется выдача товара перевозчиком и ее принятие и проверка грузополучателем. Перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах не позднее чем в 12 часов дня, следующего за днем прибытия грузов, если выгрузка грузов является обязанностью перевозчика. Проверка груза при выдаче осуществляется в следующем порядке: во-первых, перевозчик и грузополучатель обязаны совместно проверить в порту назначения массу груза, прибывшего на неисправном судне или с неисправными запорно-пломбировочными устройствами, а также в случае прибытия груза с признаками частичной утраты или повреждения (порчи). Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной в порту отправления, и массой 162

груза, определенной в порту назначения, не превышает норму естественной убыли массы данного груза и норму расхождения в показаниях весовых приборов. Во-вторых, в случае, если недостача, повреждение (порча) груза обнаружены в порту назначения, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость. Расходы, связанные с определением размера фактической недостачи, повреждения (порчи) груза, а также суммы, на которую снизилась его стоимость, в том числе расходы на проведение независимой экспертизы, несет перевозчик.

По результатам проверки грузополучатель может отказаться от приема груза, за исключением опасного груза и скоропортящегося груза, только в случае, если его качество вследствие повреждения (порчи) изменилось настолько, насколько исключается возможность полного или частичного использования такого груза, что подтверждается выводами независимой экспертизы. В случае, если до выдачи груза или во время его выдачи грузополучатель в письменной форме не сделал заявление перевозчику об утрате или о повреждении (порче) груза и не указал их общий характер, считается, что груз выдан грузополучателю в соответствии с условиями договора перевозки.

Особенности приемки товаров из транспортных обязательств, возникающих из торгового мореплавания, урегулированы в Федеральном законе «О морских портах в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» [10, ст.ст. 8-27]. В соответствии с указанным законодательным актом, прием и сдача товаров операторами морских терминалов и перевозчиками осуществляются в расположенных в морском порту местах погрузки, выгрузки товаров для соответствующих транспортных средств. Местами погрузки товаров в вагоны, выгрузки товаров из вагонов являются части железнодорожных путей необщего пользования, предназначенные для погрузки, выгрузки товаров и расположенные на причалах, складах и (или) примыкающие к ним, и (или) часть железнодорожных путей общего пользования.

Прием товаров для перевозки морским перевозчиком от товароотправителя (отправителя) и сдача товаров морским перевозчиком товарополучателю (получателю) в морском порту осуществляются в трюме или у борта судна либо на палубе судна. Прием товаров от товароотправителя (отправителя) и сдача товаров товарополучателю (получателю) на внутреннем рейде морского порта во всех случаях осуществляются в трюме или на палубе судна.

В случае, если договором перевалки товара на оператора морского терминала возложена обязанность принять товар от перевозчика и (или) сдать товар перевозчику для продолжения перевозки товара, перевозчик при наличии договора перевозки

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Право

товара обеспечивает сдачу товара оператору морского терминала и (или) прием товара от оператора морского терминала с проверкой его состояния посредством внешнего осмотра, а также с проверкой массы товара и количества его мест.

Приемка товаров в транспортных обязательствах, возникающих при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, осуществляется на основании Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» [11, ст.ст. 11, 15-18]. Процедуру приемки по аналогии с транспортными обязательствами, возникающими в сфере торгового мореплавания, можно условно разделить на два этапа.

Во-первых, на первом этапе осуществляется предъявление товара грузоотправителем и прием товара для перевозки перевозчиком. Грузоотправитель обязан подготовить груз к перевозке таким образом, чтобы обеспечить безопасность его перевозки и сохранность товара, а также не допустить повреждение транспортного средства, контейнера. При предъявлении для перевозки товара в таре или упаковке грузоотправитель обязан маркировать каждое грузовое место в соответствии с правилами перевозок товаров. Груз считается не предъявленным для перевозки грузоотправителем в следующих случаях:

1) предъявление товара для перевозки с опозданием;

2) предъявление для перевозки товара, направляемого в иной пункт назначения, чем установлено договором перевозки товара;

3) предъявление для перевозки товара, не предусмотренного договором перевозки товара;

4) несоответствие состояния предъявленного для перевозки товара требованиям, установленным правилами перевозок товаров, и неприведение товара грузоотправителем в соответствие с указанными требованиями в срок, установленный договором перевозки товара.

Перевозчик, в свою очередь, при приеме товара для перевозки предъявляет грузоотправителю документ, удостоверяющий личность, и путевой лист. В случае непредъявления грузоотправителем товара для перевозки перевозчик вправе отказаться от исполнения договора перевозки товара и взыскать с грузоотправителя штраф.

На втором этапе осуществляется выдача товара перевозчиком грузополучателю. Выдаче товара предшествует обязанность перевозчика доставить грузополучателю товар по адресу, указанному грузоотправителем в транспортной накладной. Порядок проверки массы товара и количества грузовых мест при выдаче товара грузополучателю в пункте назначения должен соответствовать порядку проверки массы товара и количества грузовых мест при при-

емке товара от грузоотправителя в пункте отправления. Выдача товаров, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния товаров, количества грузовых мест.

Выдача товара перевозчиком в пункте назначения с обязательной проверкой массы, состояния товара, количества грузовых мест осуществляется в следующих случаях:

1) доставка товара в крытом транспортном средстве, контейнере, принятого для перевозки без пломб;

2) доставка товара в неисправных кузове транспортного средства, контейнере или в исправных кузове, контейнере, но с поврежденными пломбами грузоотправителя;

3) доставка скоропортящегося товара с нарушением срока доставки, установленного договором перевозки товара, или температурного режима при перевозке, установленного правилами перевозок товаров.

Выдача перевозчиком товара в таре или упаковке с проверкой массы, состояния товара осуществляется только в случае повреждения тары или упаковки. При обнаружении повреждения тары или упаковки, а также при наличии других обстоятельств, которые могут оказать влияние на изменение состояния товара, перевозчик обязан провести проверку массы, состояния товара, находящегося в поврежденных таре или упаковке. Разница между массой товара, определенной в пункте отправления, и массой товара, определенной в пункте назначения, не должна превышать норму естественной убыли товара, установленную нормативными правовыми актами РФ. Порядок определения размеров естественной убыли товаров, перевозимых навалом, насыпью, наливом по нескольким транспортным накладным от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя, устанавливается правилами перевозок товаров. Недостача товара, перевозимого навалом, насыпью, наливом с перевалкой или перегрузкой в пути от одного грузоотправителя в адрес одного грузополучателя и доставленного в технически исправном транспортном средстве без признаков недостачи товара, определяется по результатам проверки всей партии одновременно выданного товара.

Если при проверке массы, состояния товара, количества грузовых мест в пункте назначения будут обнаружены недостача, повреждение (порча) товара, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактических недостачи, повреждения (порчи) товара. При необходимости проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи, повреждения (порчи) товара грузополучатель либо по его требованию или по своей инициативе перевозчик приглашает экспертов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или

163

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Право

грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова экспертов в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о проведении экспертизы, если иная форма уведомления не предусмотрена договором перевозки товара. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются лицом, заказавшим экспертизу, с последующим отнесением расходов на лицо, виновное в недостаче, повреждении (порче) товара.

Если вследствие повреждения (порчи) товара в процессе перевозки исключается возможность использования товара по прямому назначению, грузополучатель вправе отказаться от принятия товара и потребовать от перевозчика возмещения ущерба. В случае отказа грузополучателя принять груз по причинам, не зависящим от перевозчика, последний вправе доставить груз по указанному грузоотправителем новому адресу (переадресовка товара), а при невозможности доставки товара по новому адресу возвратить груз грузоотправителю с соответствующим предварительным уведомлением его. Расходы на перевозку товара при его возврате или переадресовке возмещаются за счет грузоотправителя.

Приемка товаров на железнодорожном транспорте подчиняется нормам Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта РФ» [12, ст.ст. 8493], в соответствии с которым, по прибытии товаров на железнодорожную станцию назначения перевозчик обязан выдать товары и транспортную железнодорожную накладную грузополучателю, который обязан оплатить причитающиеся перевозчику платежи и принять грузы.

Перевозчик при выдаче товара на железнодорожной станции назначения без заключения отдельного договора обязан осуществлять проверку состояния, массы и количества мест груза в следующих случаях:

- прибытие груза в неисправных вагоне, контейнере, а также в вагоне, контейнере с поврежденными запорно-пломбировочными устройствами или запорно-пломбировочными устройствами попутных железнодорожных станций;

- прибытие груза с коммерческим актом, составленным на попутной железнодорожной станции;

- прибытие груза с признаками недостачи либо повреждения или порчи при перевозке груза в открытом железнодорожном подвижном составе;

- прибытие скоропортящегося груза с нарушением срока его доставки или с нарушением температурного режима при перевозке груза в рефрижераторном вагоне;

- прибытие груза, погрузка которого обеспечивалась перевозчиком;

164

- выдача груза, выгрузка которого обеспечивалась перевозчиком в местах общего пользования.

Масса груза считается правильной, если разница между массой груза, определенной на железнодорожной станции отправления, и массой груза, определенной на железнодорожной станции назначения, не превышает значение предельного расхождения в результатах определения массы нетто такого груза и норму естественной убыли его массы.

По просьбе грузополучателя перевозчик может принимать в соответствии с отдельным договором участие в проверке состояния грузов, их массы, количества мест в случаях своевременной доставки грузов без признаков недостачи, повреждения, порчи или хищения. В случае, если на железнодорожной станции назначения при проверке состояния груза, его массы, количества мест обнаружены недостача, повреждение (порча) груза или такие обстоятельства зафиксированы в составленном в пути следования коммерческом акте, перевозчик обязан определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи) груза и выдать грузополучателю коммерческий акт.

При необходимости проведения экспертизы перевозчик по своей инициативе или по требованию грузополучателя приглашает экспертов и (или) специалистов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без участия перевозчика или грузополучателя, являются недействительными. В случае уклонения перевозчика от вызова эксперта и (или) специалиста в соответствующей области или уклонения перевозчика, грузополучателя от участия в проведении экспертизы соответствующая сторона вправе провести экспертизу без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее о проведении экспертизы в письменной форме, если иная форма не предусмотрена соглашением сторон. Расходы, связанные с проведением экспертизы, оплачиваются стороной, заказавшей экспертизу, с последующим отнесением расходов на сторону, виновную в недостаче, порче или повреждении груза.

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы можем прийти к выводу, что правовая категория «приемка товаров», в транспортных обязательствах приобретает двухуровневое значение. На первом этапе предъявляется груз грузоотправителем и осуществляется ее прием перевозчиком. На втором этапе осуществляется выдача товара перевозчиком и ее принятие и проверка грузополучателем. Кроме того, «приемка товаров» в транспортных обязательствах дополняется новым системообразующим элементом - сроком. Данное обстоятельство, объясняется особой значимостью срока доставки в транспортных обязательствах, так как своевременная доставка в транспортных обязательствах является одной из основных качественных характеристик работы транспорта.

Вестник экономики, права и социологии, 2015, № 2

Право

Литература:

1. Указ Президента РФ от 18 июля 2008 г. № 1108 «О совершенствовании Гражданского кодекса РФ» // СЗ РФ. - 2008. - № 29 (часть I). - Ст. 3482.

2. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена 7 октября 2009 г. Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства) // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 2009. - № 11.

3. «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» (Утверждена Постановлением Госарбитража при сМ СССР от 15.06.1965 г. № П-6, с дополнениями и изменениями внесенными Постановлениями Госарбитража СССР от 29.12.1973 г. № 81 и от 14.11.1974 г. № 98) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. - 1975. -№№ 2-3.

4. «Инструкция о порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» (Утверждена Постановлением Госарбитража при сМ СССР от 25.04.1966 г. № П-7, с дополнениями и изменениями, внесенными Постановлениями Госарбитража СССР от 29.12.1973 г. № 81 и от 14.11.1974 г. № 98) // Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. - 1975. -№ 2.

5. Александров-Дольник М.К. О регламентации в гражданских кодексах правоотношений, вытекающих из договоров транспортного права // Советское государство и право. - 1963. - № 2.

- Ст. 104.

6. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ // СЗ РФ. - 1997. -№ 12. - Ст. 1383.

7. Савичев Г.П. Сроки в транспортных обязательствах // Советское государство и право. - 1974.

- № 4. - Ст. 124.

8. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ.

- 1999. - № 18. - Ст. 2207.

9. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 11. - Ст. 1001.

10. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ.

- 2007. - № 46. - Ст. 5557.

11. Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» // СЗ РФ.

- 2007. - № 46. - Ст. 5555.

12. Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2003. - № 2. -Ст. 170.

Goods Receipt in Transport Liabilities

N.G. Tkacheva

Kazan (Volga Region) Federal University

The paper outlines modern Russian norms of goods receipt in transport liabilities, highlights the existing problems and ways of overcoming them.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: business deal, liabilities, civil law, goods, receipt.

165

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.