Научная статья на тему 'Оценка значимости офтальмологической симтоматики в неврологическом статусе с ХСЗГМ'

Оценка значимости офтальмологической симтоматики в неврологическом статусе с ХСЗГМ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
171
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСУДИСТЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / ПАЦИЕНТ / СИМПТОМ / VASCULAR DISEASE / PATIENT / SYMPTOM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гасанханова А. М.

Сосудистые заболевания головного мозга занимают одно из первых мест в структуре органической патологии центральной нервной системы (около 17%). Летальность при них, по данным Всемирной организации здравоохранения, составляет 14% общей, уступая по частоте только заболеваниям органов кровообращения и злокачественным новообразованиям. Раннее выявление и адекватная трактовка этих симптомов не только позволит повысить уровень диагностики и качества проводимого лечения, но и предотвратить необратимые осложнения, обусловленные поздним выявлением заболевания (Л.Н. Тарасова, Т.Н. Киселева, А.А.Фокин, 2003).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Importance of ophthalmic symtomatic in neurological status with KSSGM

Vascular diseases of the brain occupy one of the first places in the structure of organic disease of the Central nervous system (about 17%). Mortality in them, according to the world health organization, is 14% of the total, second in frequency only to diseases of the circulatory system and malignant neoplasms. Early detection and adequate treatment of these symptoms will not only improve the level of diagnosis and quality of treatment, but also to prevent irreversible complications due to late detection.

Текст научной работы на тему «Оценка значимости офтальмологической симтоматики в неврологическом статусе с ХСЗГМ»

3. В случае невыполнения обязанностей, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, полевые земельные участки личных подсобных хозяйств подлежат отчуждению в судебном порядке по инициативе уполномоченных органов государственной власти».

В заключение отметим, что государство должно принимать меры, стимулирующие становление и развитие именно фермерских хозяйств, легальное осуществление крестьянскими хозяйствами предпринимательской деятельности. Такие меры, с нашей точки зрения, допустимо заимствовать из опыта государственного регулирования фермерского сектора в США, где за счет средств государственного бюджета регулярно осуществляются прямые платежи фермерам при условии регистрации их в качестве участников различных фермерских программ и выполнения условий таких программ.

А.В. Выгодянский *

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОЗДУШНОГО ПЕРЕВОЗЧИКА ПО ДОГОВОРУ ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ

Ключевые слова: воздушный кодекс, договор воздушной перевозки, гражданско-правовая ответственность, возмещение вреда, ограничение ответственности перевозчика.

In this article the author examines the alterations that have taken place in the Russian Air legislation and brings in offers how to perfect the acting Russian air law.

The travel industry in our country has been developing rapidly for the last years, which led to a sharp increase in domestic and international air passenger carriages and as a result in the number of legal disputes concerned with them.

The development of trade connections with foreign countries also determined the rise in cargo carriages by air.

These facts indicate the necessity for the development of scientifically grounded suggestions for making amendments in the operating legislation that would more clearly define the liability for improper fulfillment of the terms of the singed agreements for air carriage.

So, author's offers how to perfect the acting Russian air law must help eliminate the existing discrepancies between legal acts of different levels and to lead to the unification of the legal practice when settling arising disputes.

В наступившем тысячелетии авиация по праву занимает место одного из ведущих видов транспорта, оказывающих существенное влияние на ди-

* Старший преподаватель Московского института управления. [[email protected]]

203

намику развития экономики государств. Несмотря на то, что в последние годы в связи с мировым финансовым кризисом объем выполненных грузовых и пассажирских перевозок остается на весьма низком уровне, Международная организация гражданской авиации (ICAO) прогнозирует умеренные темпы восстановления рынка авиаперевозок в 2010 году с позитивным показателем роста около 3,3%, а к 2011 году планируется прирост 5,5% 1.

При выполнении авиакомпаниями воздушных перевозок грузов, пассажиров и багажа имеют место экономические риски. Так, вследствие сильного износа имеющейся в России авиационной техники, а также снизившегося уровня подготовки летного и технического состава, в последние годы резко увеличилось количество авиационных происшествий, которые, помимо своего трагического характера, наносят экономический ущерб как самим авиакомпаниям, так и их клиентам.

В связи c указанными обстоятельствами большое значение приобретает надлежащее правовое регулирование гражданско-правовой ответственности авиаперевозчика, заключившего договор воздушной перевозки груза либо договор воздушной перевозки пассажира и принадлежащего ему багажа.

Основными законодательными актами, регулирующими перевозки пассажиров и грузов на воздушном транспорте, в настоящее время являются Гражданский кодекс РФ (далее по тексту — ГК РФ), устанавливающий общие положения о перевозке, а также введенный в действие с 1 апреля 1997 года Воздушный кодекс Российской Федерации (далее по тексту — ВК РФ 2), претерпевший к настоящему моменту ряд изменений и дополнений. Помимо регулирования перевозок грузов и пассажиров внутри страны, Воздушный кодекс РФ регулирует также вопросы, связанные с международными воздушными перевозками пассажиров, багажа, грузов и почты.

Согласно п. 1 ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также доставить этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

1 Сообщение для печати. Срочный выпуск. Документ ICAO PIO 08/09.

2 Воздушный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ 1997. № 12. Ст. 1383, 1999. № 28. Ст. 3483, 2004. № 35. Ст. 3607, 2004. № 45. Ст. 4377, 2005. № 13. Ст. 1078, 2006. № 30. Ст. 3290, 2006. № 30. Ст. 3291, 2007. № 1 (1 ч.). Ст. 29, 2007. № 27. Ст. 3213, 2007, № 46. Ст. 5534; 2007. № 49. Ст. 6075; 2007. № 50. Ст. 6245.

Согласно п. 2 ст. 103 ВК РФ, по договору воздушной перевозки груза или по договору воздушной перевозки почты перевозчик обязуется доставить вверенные ему грузоотправителем груз или почту в пункт назначения и выдать их упра-вомоченному на получение груза или почты лицу (грузополучателю), а грузоотправитель обязуется оплатить воздушную перевозку груза или почты.

В соответствии со ст. 116 ВК РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, багажа и груза влечет для соответствующих сторон договора воздушной перевозки, допустивших нарушение договора, применение ответственности, установленной Гражданским кодексом РФ, Воздушным кодексом РФ, а также соглашением сторон.

Необходимо отметить, что любые соглашения воздушного транспорта с пассажирами и грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках грузов предусмотрена транспортными уставами и кодексами (ст. 793 ГК РФ).

Таким образом, применительно к договору воздушной перевозки пассажира, багажа и грузов не допускаются никакие соглашения между перевозчиком и пассажирами (грузоотправителями) об устранении или ограничении установленной законом ответственности перевозчика. Хотя данная формулировка в принципе не исключает соглашений, направленных на усиление ответственности перевозчика.

Видимо, исходя из этого положения, законодатель и включил в Воздушный кодекс РФ норму, согласно которой перевозчик имеет право заключать соглашения с пассажирами, грузоотправителями или грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными Воздушным кодексом или международными договорами Российской Федерации (ст. 123 ВК РФ).

Однако необходимо признать, что применительно к договору воздушной перевозки данная норма представляется чисто гипотетической. Вряд ли воздушные перевозчики будут соглашаться принять на себя более высокую ответственность, чем это предусмотрено действующим законодательством. Как указывает В.В. Витрянский, это, по-видимому, возможно лишь при достаточно сильной конкуренции на рынке воздушных перевозок 1.

1 Витрянский В.В. Договор перевозки. М.: Статут, 2001. С. 319.

Характерным признаком ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, вытекающих из договора перевозки пассажира, багажа и грузов, является ее ограниченный характер.

Как известно, в соответствии со ст. 400 ГК РФ по отдельным видам обязательств и по обязательствам, связанным с определенным родом деятельности, законом может быть ограничено право на полное возмещение убытков (ограниченная ответственность).

Примером такой ограниченной ответственности могут служить, например, нормы об ответственности перевозчика за утрату, недостачу и повреждение багажа, максимальный размер которой ограничен стоимостью утраченного или недостающего багажа (ст. 796 ГК РФ).

Воздушным кодексом РФ предусмотрено, что за просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика (ст. 120 ВК РФ).

К сожалению, указанная норма не предусматривает возможность применения соответствующего штрафа в случае такого нарушения договора воздушной перевозки пассажира со стороны перевозчика, как задержка отправления воздушного судна, что может иметь принципиальное значение в ситуации, когда пассажир отказывается от полета из-за длительной задержки отправления самолета.

Логично предположить, что при таких обстоятельствах пассажир должен иметь право не только требовать возврата денежных сумм, уплаченных за перевозку в результате вынужденного отказа от перевозки (п. 226, 227, 231— 235 Общих правил воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов 1), но и требовать уплаты штрафа на основании ст. 120 ВК РФ. Для этого в ст. 120 ВК РФ также необходимо внести соответствующие изменения.

Согласно ст. 101 ранее действовавшего Воздушного кодекса СССР 1983 г.2 (далее по тексту — ВК СССР), перевозчик за просрочку в доставке груза уплачивал получателю штраф в размере 5% платы за перевозку за каждый день просрочки, но не свыше 50% платы за перевозку. За просрочку доставки багажа перевозчик уплачивал получателю штраф в размере 10 руб. за каждый день просрочки, но не свыше 30 рублей.

1 Приказ Минтранса РФ «Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей"» от 28 июня 2007 г. № 82 // Российская газета. 2007. № 225.

2 Воздушный кодекс СССР // Ведомости Верховного Совета СССР. 1983. № 20. Ст. 303.

Перевозчик освобождался от ответственности, если он доказывал, что им быши приняты все необходимые меры для предотвращения просрочки или что такие меры невозможно было принять. В частности, перевозчик освобождался от ответственности, если просрочка произошла вследствие неблагоприятных метеорологических условий (ст. 101 ВК СССР).

Таким образом, следует признать, что Воздушный кодекс РФ более четко, по сравнению с ВК СССР, описывает ситуации, при которых перевозчик освобождается от ответственности за просрочку в доставке пассажира, багажа или груза.

К сожалению, ВК РФ не предусмотрена ответственность перевозчика за задержку в подаче воздушных судов под погрузку, несмотря на то, что согласно ст. 86 ВК СССР за неподачу достаточного количества воздушных судов перевозчик уплачивал грузоотправителю штраф в размере 25% платы за перевозку за все невывезенное, но подготовленное к погрузке количество груза.

В этой связи представляется целесообразным дополнить ст. 120 ВК РФ пунктом, устанавливающим ответственность перевозчика за несвоевременную подачу воздушных судов под погрузку, за подачу воздушного судна в неисправном состоянии или за подачу воздушного судна, непригодного для перевозки соответствующего груза.

Такую ответственность предлагается установить в виде штрафа в размере 25% установленного федеральным законом размера минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы, если он не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно п. 1 ст. 118 ВК РФ, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия его к воздушной перевозке и до выдачи получателю в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Вместе с тем п. 3 ст. 118 ВК РФ устанавливает, что перевозчик также несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

По мнению некоторых авторов, данные нормы крайне неудачно сформулированы и к тому же плохо согласуются между собой1. Соответственно, положения данной статьи также следует подвергнуть корректировке.

1 Остроумов H.H. Ответственность воздушного перевозчика за багаж и груз // Актуальные проблемы международного частного и гражданского права. К 80-летию В.А. Кабатова: сборник статей / под ред. проф. С.Н. Лебедева. М.: Статут, 2006. С. 202—203. (См. также: Витрянский В.В. Договор перевозки. М.: Статут, 2001. С. 329—330).

В отличие от ныне действующего ВК РФ в ст. 98 ВК СССР, например, содержался целый перечень обстоятельств, при которых перевозчик освобождался от ответственности за утрату, недостачу или повреждение груза.

В соответствии со ст. 99 ВК СССР перевозчик также освобождался от ответственности за недостачу груза, прибывшего в исправной таре, упаковке или контейнере и с исправными пломбами отправителя, если предъявитель претензии или иска не доказывал, что недостача груза произошла по вине перевозчика.

Согласно п. 2 ст. 118 ВК РФ, перевозчик также несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

Воздушный кодекс РФ устанавливает размеры ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире. Согласно ст. 119 ВК РФ, перевозчик в вышеуказанных случаях несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, — в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007г. № 331-Ф3);

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, — в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей (в ред. Федерального закона от 04 декабря 2007г. № 331-Ф3).

Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

При этом ст. 122 ВК РФ устанавливает специальные правила возмещения вреда, в случае если поврежденным (испорченным) или просроченным в доставке грузом являлась почта.

В соответствии с этой статьей перевозчик несет материальную ответственность перед организациями почтовой связи за утрату, повреждение (порчу) или просрочку доставки почты по вине перевозчика в соответствии с действующим законодательством.

В случае причинения при воздушной перевозке перевозчиком вреда жизни и здоровью пассажира ответственность перевозчика за этот вред определяется в соответствии с действующим законодательством.

До недавнего времени размер ответственности за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни и здоровью пассажира, определялся только правилами гл. 59 «Обязательства вследствие причинения вреда» ГК РФ, в связи с чем большие трудности на практике вызывали определение и доказывание конкретного размера ущерба, подлежащего компенсации авиаперевозчиком.

В настоящее время, после внесения изменений и дополнений в соответствующие статьи Воздушного кодекса РФ, ситуация изменилась. Согласно п. 1 и 11 ст. 117 ВК РФ (в ред. ФЗ от 04 декабря 2007 г. № 331-ФЗ), в случае причинения при совершении воздушной перевозки вреда жизни пассажира, авиаперевозчик должен выплатить компенсацию в размере 2 млн руб. в счет возмещения причиненного вреда.

Аналогичные положения предусмотрены и п. 12 ст. 117 ВК РФ (в ред. ФЗ от 04 декабря 2007 г. № 331-ФЗ) для возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира. В соответствии с ними перевозчик обязан выплатить компенсацию в сумме, определяемой из характера и степени тяжести повреждения здоровья, в соответствии с нормативами, установленными Правительством РФ, но в пределах 2 млн руб.

Пункт 12 ст. 117 ВК РФ, определяющий порядок возмещения вреда, причиненного здоровью пассажира, вступил в силу с 1 января 2010 г. До вступления в силу данных положений ответственность за подобный вред определялась исключительно правилами главы 59 ГК РФ.

При этом ответственность перевозчика наступает, если вред был причинен в период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром (ст. 117 ВК РФ).

В том случае, если определенный в соответствии с нормами ГК РФ размер возмещения вреда превышает размер указанной компенсации (в пределах 2 млн руб.), перевозчик обязан возместить причиненный вред в части, превышающей сумму произведенной компенсации (п. 13 ст. 117 ВК РФ в ред. ФЗ от 04 декабря 2007 г. № 331-ФЗ).

Применительно к ответственности грузоотправителя Воздушный кодекс РФ не включает специальных правил о конкретных мерах имущест-

венной ответственности, применяемых к грузоотправителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных условий обязательств, вытекающих из договора воздушной перевозки груза, а лишь ограничивается общими положениями об ответственности грузоотправителей за причиненные перевозчику убытки.

Так, согласно ст. 121 ВК РФ грузоотправитель несет ответственность за вред, причиненный перевозчиком или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Статья 124 ВК РФ регламентирует порядок предъявления требований в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты.

Согласно этой статье, по требованию пассажира, грузоотправителя или грузополучателя и при предъявлении одним из них перевозочных документов перевозчик обязан составить коммерческий акт. Коммерческим актом удостоверяются обстоятельства, которые могут служить основанием для имущественной ответственности перевозчика, пассажира, грузоотправителя или грузополучателя. Коммерческий акт составляется при выдаче багажа или груза для удостоверения следующих обстоятельств:

— несоответствие фактического наименования груза, его веса или количества единиц груза данным, указанным в перевозочном документе;

— повреждение (порча) груза;

— недостача или повреждение (порча) багажа;

— обнаружение багажа или груза без перевозочных документов либо перевозочных документов без багажа или груза.

В случае воздушной перевозки почты для удостоверения вышеуказанных обстоятельств коммерческий акт составляется перевозчиком и организацией почтовой связи.

В случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира, договора воздушной перевозки груза или договора воздушной перевозки почты перевозчику предъявляется заявление или претензия в аэропорту пункта отправления или в аэропорту пункта назначения по усмотрению заявителя.

Отсутствие коммерческого акта не лишает пассажира, грузоотправителя или грузополучателя права на предъявление претензии или иска.

Воздушный кодекс содержит перечень лиц, которым предоставляется право на предъявление воздушному перевозчику заявлений и претензий в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира (багажа) или договора воздушной перевозки груза (почты).

В соответствии с п. 1 ст. 125 ВК РФ право на предъявление перевозчику заявления в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира имеют:

1) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) багажа, а также просрочки его доставки — пассажир или управомоченное им лицо при предъявлении багажной квитанции или коммерческого акта;

2) в случае прекращения по инициативе перевозчика договора воздушной перевозки пассажира — пассажир.

В соответствии с п. 2 ст. 125 ВК РФ право на предъявление претензии и иска в случае нарушения договора воздушной перевозки груза (почты) имеют:

1) в случае утраты груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной, выданной перевозчиком грузоотправителю, с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытия) груза, а при невозможности предъявления такой накладной, документа об оплате стоимости груза и справки перевозчика об отправке груза с отметкой аэропорта пункта назначения о прибытии (неприбытии) груза;

2) в случае недостачи или повреждения (порчи) груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной или коммерческого акта;

3) в случае просрочки доставки груза — грузополучатель при предъявлении грузовой накладной;

4) в случае утраты, недостачи или повреждения (порчи) почты, а также просрочки ее доставки — организация почтовой связи пункта назначения почты;

5) страховщик, при предъявлении соответствующих перевозочных документов, а также документов, подтверждающих факты заключения договора страхования и выплаты страхового возмещения.

Таким образом, в случае нарушения договора воздушной перевозки пассажира и (или) багажа перевозчику предъявляется заявление, а в случае нарушения договора воздушной перевозки груза или почты предъявляется претензия.

Подобное разделение на заявление и претензию приводит к выводу, что правила, применимые к претензионному порядку урегулирования споров, не относятся к заявлению, тем более, что подаются данные документы разными субъектами по разным видам договоров. Статья 125 ВК РФ увязывает предъявление претензии с предъявлением иска, а предъявление заявления — нет. Как справедливо замечает О.В. Карпеев, необходимо внести соответствующие уточнения в Воздушный кодекс РФ или разъяснить, какое практическое значение имеют данные документы в соответствующих Правилах воздушных перевозок 1.

К сожалению, в действующих сегодня «Общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиях к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (утв. Приказом Министерства транспорта РФ от 28 июня 2007 г. № 82) такого разъяснения не содержится.

1 Карпеев О.В. Претензионный порядок урегулирования споров, вытекающих из договора перевозки // Юрист. 1999. № 5—6. С. 34.

Претензия к перевозчику при внутренних перевозках груза в соответствии со ст. 125 ВК РФ должна быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

— о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта;

— о возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки;

— о возмещении вреда в случае утраты почты — по истечении срока доставки;

— о возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

Согласно п. 2 ст. 126 ВК РФ, перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Получив претензию перевозчик согласно ст. 128 ВК РФ обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

При этом течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, а в случае неполучения такого ответа — через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договора внутренней воздушной перевозки пассажиров и багажа в соответствии со ст. 196 ГК РФ, установлен в три года.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из внутренней воздушной перевозки груза в соответствии с п. 3 ст. 797 ГК РФ, устанавливается в один год.

В заключение хотелось бы отметить, что такой важнейшей отрасли, как коммерческая гражданская авиация требуется очень качественное правовое регулирование, иначе неминуемы нарушения прав и законных интересов как лиц, пользующихся услугами по воздушной перевозке пассажиров и грузов, так и, в конечном счете, самих воздушных перевозчиков.

Приходится констатировать, что действующее российское воздушное законодательство нуждается в серьезной модернизации и внесении таких поправок, которые помогли бы более четко урегулировать вопросы гражданско-правовой ответственности участников договора воздушной перевозки за нарушение тех или иных его условий.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.