Научная статья на тему 'Ответственность сторон международного договора воздушной перевозки по национальному законодательству Российской Федерации'

Ответственность сторон международного договора воздушной перевозки по национальному законодательству Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
975
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС / ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПЕРЕВОЗЧИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ / ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шестакова П. Ю.

Статья посвящена рассмотрению основных положений гражданской ответственности перевозчика, происходящей из договора воздушной перевозки, обобщению условий освобождения от ответственности и предусмотренных национальным законодательством санкциях за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ответственность сторон международного договора воздушной перевозки по национальному законодательству Российской Федерации»

УДК: 347.511

Шестакова П. Ю.

магистратура, 2 курс, Тюменский государственный университет

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН МЕЖДУНАРОДНОГО ДОГОВОРА ВОЗДУШНОЙ ПЕРЕВОЗКИ ПО НАЦИОНАЛЬНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена рассмотрению основных положений гражданской ответственности перевозчика, происходящей из договора воздушной перевозки, обобщению условий освобождения от ответственности и предусмотренных национальным законодательством санкциях за неисполнение либо ненадлежащее исполнение условий договора.

Ключевые слова: Воздушный кодекс, права и обязанности перевозчика, международный договор воздушной перевозки, гражданско-правовая ответственность.

На сегодняшний день в Российской Федерации при определении пределов ответственности перевозчика по договору международной воздушной перевозки подлежат применению общие положения об ответственности в обязательствах (гл. 25 ГК РФ), специальные нормы, применяемые ко всем договорам по перевозке грузов (ст. 793-797 ГК РФ), а также главы XV и XVII Воздушного кодекса РФ.

В Российской Федерации основным законодательным актом, в котором получили закрепление положения об ответственности, стал Воздушный кодекс.

Рассматривая поэтапно признаки характерные коммерческому договору, можно выделить права и обязанности сторон, возникающие на определенном этапе его заключения.

По российскому законодательству сторонами в договоре перевозки являются транспортное предприятие-перевозчик и грузоотправитель — законный владелец груза либо экспедитор. Каждая из сторон договора воздушной перевозки имеет целью удовлетворение определенного имущественного интереса, в связи, с чем договор перевозки является возмездным. В связи чем, у грузоотправителя появляется обязанность по уплате провозной платы и всех дополнительных расходов, не оговоренных в соглашении предварительно. В силу общих норм гражданского законодательства, ст. 359, 360 ГК РФ, за перевозчиком остается право удержания груза в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками (п. 3 ст. 64 ВК РФ).

По своей конструкции договор перевозки груза относится к типам договоров в пользу третьего лица, поэтому грузополучатель, не являющийся стороной договора, пользуется определенными правами и несет соответствующие этим правам обязанности. Не участвуя в заключение договора, грузополучатель, тем не менее, приобретает право требования к перевозчику о выдаче груза в пункте назначения согласно п. 2 ст. 103 ВК РФ. Грузополучатель имеет право предъявлять требования к перевозчику по поводу недостачи или повреждения груза при неисполнении им обязанности по доставке груза в адрес получателя.

Согласно Воздушному кодексу РФ договор перевозки груза является срочным договором, срок которого определяется сроком исполнения обязательства по перевозке. Срок может быть установлен как в нормативном порядке, так и соглашением сторон. Перевозчик по положению статьи 109 ВК РФ обязан доставить принятый к воздушной перевозке груз в пункт назначения в срок, определяемый федеральными авиационными правилами или установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза. В Воздушном кодексе предусмотрена

также ответственность перевозчика за просрочку доставки груза в пункт назначения в виде штрафа в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за час просрочки, но не более 50% провозной платы.

В Гражданском кодексе Российской Федерации целая глава посвящена урегулированию деятельности по договору перевозки. Согласно ее содержанию, перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, произошедшую после его принятия к перевозке и до момента выдачи грузополучателю.

Сравнивая нормы Гражданского и Воздушного кодексов Российской Федерации, становится очевидным некоторое терминологическое разночтение. В статье 796 Гражданского кодекса перевозчик несет ответственность за несохранность, в то время как пункт 2 статьи 118 Воздушного кодекса возлагает на перевозчика ответственность за сохранность. Исходя из такого основания юридической ответственности как правонарушение, а причинение вреда как одно из его необходимых условий, все сводится к сопоставлению понятий вред и сохранность.

Сохранностью в данном случае следует понимать «сохранение в полной целости, отсутствие повреждений». Понятия «сохранность» и «вред» являются противоположными по смыслу. Следовательно, можно прийти к выводу о том, что все же имелось в виду привлечение перевозчика к ответственности за несохранность, но была допущена неточность, и закрепление получила ответственность за сохранность.

Понятие «несохранность» является собирательным, включающим в себя утрату, недостачу, повреждение груза. Понятие «утрата груза» в законодательстве и практике применения имеет специфичное содержание — невозможность для перевозчика выдать груз получателю в оговоренный срок. Утрата может быть частичной и полной. Частичную утрату груза принято считать недостачей. Касаемо понятия «порча» груза, можно сказать, что это несоответствие качества прибывшего груза указанному в транспортных документах. Повреждением груза принято считать нарушение его целостности из-за механического воздействия. В случае порчи и повреждения груза происходит снижение эффективности использования груза, и у перевозчика появляется обязанность возместить ущерб получателю. Однако порча может привести и к полной невозможности использования его по назначению. Соответственно, порча и повреждения груза в зависимости от размеров могут быть равнозначны утрате, а значит и влекут те же правовые последствия, что и утрата.

При рассмотрении вопросов ответственности, возникающей у перевозчика по договору воздушной перевозки, можно прийти к выводу о том, что количество ситуаций, при которых ответственным за ущерб признается перевозчик, превалирует над остальными событиями. Однако стоит отметить, что установление презумпции вины перевозчика не означает ее неопровержимости. Виновным в причинение убытка перевозчик считается до тех пор, пока не будет доказано обратное. Транспортное законодательство содержит перечень типичных случаев, позволяющих перевозчику доказать свою невиновность, тем самым освободив себя от ответственности. К числу таких ситуаций относятся, прежде всего вина отправителя или получателя, особые естественные свойства груза, вызвавшие его порчу, недостатки тары или упаковки, не замеченные при приеме груза к перевозке и сдача груза к перевозке без указания в накладной его особых свойств, требующих особых условий при перевозке.

Ответственность в российском законодательстве за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, связанных с определенным родом деятельности, носит ограниченный характер, т.е. законом ограничено право на полное возмещение убытков. Так, статья 796 ГК РФ устанавливает максимальный размер ответственности за утрату, недостачу и повреждение в пределах стоимости утраченного или недостающего груза.

Ущерб грузовладельца в случае утраты груза может быть возмещен перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, но не более суммы двух минимальных размеров оплаты труда за килограмм веса багажа или груза. Если же имело

место повреждение груза, то перевозчик выплачивает владельцу сумму, на которую понизилась стоимость груза. Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает провозную плату, если она не входит в стоимость груза.

Очевидно, что закрепление в императивном порядке ограниченной ответственности перевозчика по договору воздушной перевозки, исключающей право на полное возмещение убытков, по сравнению с общим порядком, на практике приводит к неправомерной защите имущественных интересов перевозчиков. Возмещение перевозчиком ущерба в пределах, установленных Воздушным кодексом РФ, не позволяет потерпевшей стороне компенсировать понесенный ущерб при неисполнении обязательства. В связи с этим целесообразно предложить закрепить в Воздушном кодексе РФ принцип полной имущественной ответственности для перевозчиков по договору воздушной перевозки.

Соглашения об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, кроме ситуации при которых возможность таких соглашений в области воздушного транспорта предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Это не исключает соглашений, направленных на усиление ответственности перевозчика.

По этой причине Воздушный кодекс Российской Федерации содержит норму, согласно которой перевозчик наделяется правом заключать соглашения с грузоотправителями и грузополучателями о повышении пределов своей ответственности по сравнению с пределами, установленными ВК и международными договорами РФ. Однако подобная мера активное применение имеет лишь в случае достаточно сильной конкуренции на рынке воздушных перевозок.

Воздушный кодекс Российской Федерации не включает специальных правил о мерах имущественной ответственности, применяемых к грузоотправителям за неисполнение или ненадлежащее исполнение отдельных условий обязательств. Ответственность грузоотправителя за причиненные перевозчику убытки прописана общими положениями об ответственности грузоотправителя.

В статье 121 Воздушного кодекса закреплена ответственность грузоотправителя за вред, причиненный перевозчиков или лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности или неполноты сведений, предоставленных грузоотправителем.

Кроме ответственности за нарушение обязательств по уже заключенному договору перевозки грузов, ответственность может наступать и за несовершение действий, связанных с подготовкой перевозки. Речь идет об ответственности перевозчика за неподачу транспортных средств и отправителя за их неиспользование. Она может исходить как из оснований договора, так и из иных, предшествующих договору оснований, таких как административный акт при поставках по государственному контракту. Разновидность этой ответственности является гражданско-правовой и имеет она формальный характер. В пункте 2 статьи 794 содержится перечень обстоятельств, при наступлении которых сторона освобождается от ответственности за неподачу транспортных средств и их неиспользование. К числу этих ситуаций законодательством отнесено: а) непреодолимая сила, а также иные явления стихийного характера (заносы, наводнения, пожары) и военные действия; б) прекращение или ограничение перевозки грузов в определенных направлениях, которые установлены в порядке, предусмотренном транспортным уставом и кодексом; в) иные случаи, предусмотренные транспортными уставами и кодексами (прекращение производства на срок не менее трех суток, задержка отправителем судов под разгрузкой и другие специфические для отдельных видов транспорта случаи).

Все иные обстоятельства, пусть и не зависящие от сторон, не освобождают отправителя и перевозчика от ответственности за не совершение действий по организации перевозок. Это означает, что перевозчики и отправители несут ответственность за неподачу транспортных средств и за их неиспользование независимо от вины, на началах предпринимательского риска.

Иных случаев освобождения от ответственности ни Гражданским кодексом, ни Воздушным кодексом Российской Федерации не предусмотрено, а соглашение сторон об изменении правила статьи 794 Гражданским кодексом Российской Федерации не допускается в силу пункта 2 статьи 793.

В национальном воздушном законодательстве Российской Федерации отсутствуют специальные нормы об ответственности сторон по договору фрахтования, что вынуждает при возникновении вопросов, связанных с нарушением фрахтовщиком обязательств по предоставлению воздушного судна для перевозки, обращаться к общим положениям Гражданского кодекса о договоре аренды. Из содержания статьи 611 ГК РФ следует, что если арендатором-фрахтовщиком оговоренное воздушное судно в указанный срок не было подано, то фрахтователь в соответствии со статьей 398 ГК РФ вправе требовать исполнения и возмещения убытков, причиненных задержкой, либо расторжения договора и возмещения убытков, причиненных его неисполнением. Если в соглашении сторон не оговорено иное, то ответственность фрахтовщика наступает в независимости от его виновности, о чем прописано в пункте 3 статьи 401 ГК РФ.

При заключении договоров авиакомпании-фрахтовщики часто прописывают в этом отношении более льготные для себя условия, включая в проформы чартеров. В случае отказа фрахтователя от договора в проформах чартеров содержатся положения о неустойках, составляющих порой до 100% его цены, при отказе менее чем за 24 часа до запланированного вылета.

Деятельность по договору воздушной перевозки на внутренних российских линиях характеризуется виновной ответственностью перевозчика и ее ограниченным характером, что не способствует заинтересованности ряда российских авиакомпаний в повышении требований к безопасности перевозок.

Литература

1. Воздушный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ. (ред. от 06.07.2016)

2. Гражданский кодекс Российской Федерации, части первая и вторая (Федеральные законы от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ и от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ).

3. Доронина Н. Г. Отдельные виды обязательств в международном частном праве: Монография. 2-е изд. / Отв. ред. Н. Г. Доронина, И. О. Хлестова. М., 2014.

4. Остроумов Н. Н. Об ответственности воздушного перевозчика за несохранность груза и багажа // Государство и право. 2005. № 2. С. 26— 35

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.