цели исключительно мирного использования космического пространства и предотвращении гонки вооружения в космическом пространстве [2]. Государствам запрещается создание на небесных телах военных баз, сооружений и укреплений, испытание любых типов оружия и проведение военных манёвров [3].
Важную меру по ограничению военного использования космоса предусматривает подписанный в 1963 г. Московский договор «О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой», инициатором заключения которого явился СССР. Статья 1 Договора содержит обязательства государств-участников запретить, предотвращать и не производить любые взрывы ядерного оружия в любом месте, находящемся под его юрисдикцией или контролем, в том числе в атмосфере и за её пределами, включая космическое пространство [4].
Серьёзным шагом на пути ограничения военного использования космоса стало заключение в 1977 г. Конвенции «О запрещении военного или иного другого враждебного использования средств воздействия на природную среду». Статья 1 Конвенции содержит обязательства каждого государства-участника не прибегать к любому враждебному использованию средств воздействия на природную среду в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику. В понятие природной среды включается и космическое пространство [5].
Следует отметить, что основным межправительственным органом ООН, активно действующим в области мирного освоения космического пространства, является учреждённый в 1959 г. Комитет по использованию космического пространства в мирных целях. Комитетом проводится анализ масштабов международного сотрудничества в области мирного использования космического пространства, разрабатываются программы, и осуществляется руководство техническим сотрудничеством ООН в этой области. В результате работы Комитета были выработаны принципы ведения космической деятельности, среди которых следует отметить:
1) принципы использования государствами искусственных спутников земли для международного непо-
средственного телевизионного вещания (1982), которые признают, что такое использование имеет международные политические, экономические, социальные и культурные последствия. такая деятельность должна способствовать свободному распространению информации при должном уважении суверенных прав государств, включая принцип невмешательства;
2) принципы, касающиеся дистанционного зондирования земли из космического пространства (1986), которые констатируют, что такая деятельность должна осуществляться на благо и в интересах всех стран при непременном уважении суверенитета всех государств и народов над их природными ресурсами, а также прав и интересов других государств. Дистанционное зондирование должно использоваться для защиты окружающей среды и уменьшения ущерба от стихийных бедствий.
Несмотря на установленные принципы осуществления деятельности в космическом пространстве, пока всё же нет правовых гарантий предотвращения использования космоса в военных целях. Предполагается, что государствам необходимо прислушаться к призывам международных организаций следовать установленным принципам в области ведения своей деятельности в космическом пространстве.
Библиографические ссылки
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 1472 (XIV) от 12 декабря 1959 г.
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 55/32 от 20 ноября 2000 г.
3. О принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела : Договор от 27января 1967 г., ст. IV.
4. О запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой : Договор от 5 августа 1963 г.
5. О запрещении военного или иного другого враждебного использования средств воздействия на природную среду Конвенции от 18 мая 1977 г., ст. I.
© Гончарова К. А., 2012
УДК 341
Я. С. Домбровская Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ ВОЗДУШНОМ ПРАВЕ
Современные государства не могут нормально функционировать, развивать свои экономические и политические связи без надежно действующей системы использования воздушного пространства. Сотрудничество государств в этой области регулируется международным воздушным правом. Все более активное осуществление перевозок пассажиров и грузов между государствами потребовало заключения международных соглашений, единообразно определяющего основные условия международных авиаперевозок.
Воздушный транспорт, способный быстро и с ного шара, появился в XX в. Теперь это самый скоро-комфортом доставить пассажира в любую точку зем- стной вид транспорта для перевозок пассажиров и
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
груза на ближние и дальние расстояния. Столь широкий выход авиации на международную арену, создание сети авиалиний, которые соединяли много стран, требовали установления единых для всех государств правила касательно регулирования вопросов международных воздушных соединений, перевозок пассажиров и багажа. В связи с массовостью, ритмичностью и достаточной сложностью транспортных сообщений необходимым стал четкий правовой механизм осуществления воздушных перевозок, фиксация прав и обязанностей участников транспортного процесса и, что самое главное, их ответственности.
Ответственность государств: государства несут политическую ответственность за нарушения принципов и норм международного воздушного права, а также международную ответственность за нарушение суверенитета иностранных государств на воздушное пространство. Ответственность авиаперевозчика: авиаперевозчик (авиапредприятие) несет гражданско-правовую ответственность за ущерб, причиненный пассажиру или владельцу груза. Международные воздушные сообщения требуют единообразного подхода к вопросам материальной ответственности авиаперевозчика в интересах пользователей воздушным транспортом.
Сотрудничество государств в данной области выразилось в принятии серии договоров, получивших название «Варшавская система».
Согласно Варшавской конвенции 1929 года, перевозчик несет ответственность за вред, выразившийся в смерти и любом телесном повреждении пассажира, в уничтожении, утере или повреждении багажа и груза, а также в опоздании при перевозке [1].
По договорам Варшавской системы установлены максимальные пределы ответственности авиаперевозчика (ограничение ответственности по сумме), что отражает политику своеобразного протекционизма государств в отношении своих национальных авиапредприятий. Регламентирована также процедура возмещения ущерба.
В настоящее время наблюдается тенденция со стороны наиболее мощных капиталистических авиакомпаний, прежде всего американских, к увеличению максимальных пределов ответственности. В этом находит выражение их конкурентная борьба с молодыми неокрепшими авиапредприятиями развивающихся государств. С этих позиций следует оценивать Монреальское соглашение ряда авиакомпаний 1966 года, увеличившее предел ответственности перевозчика до 75 тыс. долл. США допускают к перевозкам на свою территорию лишь те авиакомпании, которые согласились принять этот предел [3].
Гватемальский протокол 1971 года увеличил предел ответственности до 100 тыс. долл. за пассажира и принял систему абсолютной ответственности перевозчика (вне зависимости от его вины) [2].
Гаагская конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970 г.) отнесла к преступлениям незаконный, путем насилия или угрозы его применения или другой формы запугивания захват воздушного судна, находящегося в полете, или осуществление за ним контроля, или попытки совершения
указанных преступлений, или соучастия в них. Конвенция применяется, если судно находится вне территории государства его регистрации [4].
Основной особенностью нового правового документа - Конвенции для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок, подписанной в Монреале 28 мая 1999 г., является новое решение вопросов ответственности авиаперевозчика. Монреальская конвенция 1999 года вводит двухуровневую систему ответственности. Первый уровень устанавливает объективную ответственность в размере до 100 000 специальных прав заимствования (СПЗ) (около 135 000 долларов США.) независимо от вины перевозчика. Второй уровень основывается на презумпции вины перевозчика и не предусматривает ограничения ответственности. Конвенция затрагивает ответственность за смерть и телесное повреждение пассажиров, повреждение багажа, повреждение груза и задержку [5].
В последние годы стала актуальной проблема предъявления исков непосредственно к изготовителям воздушных судов в случаях авиапроисшествий по техническим причинам. В международном праве эта проблема не урегулирована. В настоящее время также остаются нерешенными актуальные вопросы об ответственности за вред, причиненный шумом авиадвигателей и в результате звукового удара при эксплуатации сверхзвуковых самолетов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что ответственность в международном воздушном праве -это те юридические последствия, которые наступают для субъекта международного воздушного права, в случае нарушения им международно-правового обязательства. При этом необходимо отметить, что ответственность наступает только в том случае, если не имеется оснований, освобождающих от ответственности.
Интересы международных воздушных сообщений, в первую очередь их безопасность и эффективность, требуют унификации и стандартизации национальных норм и правил. Бесспорно, важным аспектом является правовая регламентация и решение проблемы возмещения моральной ответственности, нанесенной авиаперевозчиком в течение осуществления транспортной перевозки как на международном, так и на национальных уровнях. Не одна из исследованных конвенций не предполагает четкого механизма возмещения морального ущерба пассажирам авиационного транспорта. Как Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок 1999 года, так и национальное законодательство предоставляют лишь общие ориентиры для определения размеров возмещения моральной ответственности.
Библиографические ссылки
1. Конвенция для унификации правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г. (Варшавская конвенция 1929 г.)
2. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушного судна, 1963 г.
3. Соглашение, касающееся ограничения ответственности Варшавской конвенцией и Гаагским протоколом, от 13 мая 1966 года. (Монреальское соглашение).
4. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 года. (Гаагская конвенция 1970 г.)
5. Конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок. (Монреаль, 28 мая 1999 г.)
© Домбровская Я. С., 2012
УДК 34.069
В. В. Казанцева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ПРАВОВОЙ АСПЕКТ МИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМОСА
Проблема размещения оружия в космосе и создание ряда военных программ в области космических вооружений остается актуальной и в настоящий момент. Стремление США к достижению превосходства в космическом пространстве подтверждается активным ведением работ по созданию противокосмических систем вооружения космического, воздушного, морского и наземного базирования. Космическое пространство трансформируется в область активного военного противостояния и противоборства ведущих военных держав мирового сообщества.
Во времена Холодной войны Америка и Советских Союз разрабатывали, испытывали и создавали космическое оружие. Чрезвычайная опасность превращения космоса в театр военных действий побудила правительство СССР выступить с инициативой полной демилитаризации и нейтрализации космоса. Россия ввела мораторий на эту программу в 1980-х годах, а перед этим в 1972 году между Союзом и США были заключены соглашения об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ), включающих межконтинентальные баллистические ракеты, траектория которых проходит через космос, и Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны [3]. В 1981 году СССР внес в ООН предложение о заключении Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода, а в 1983 году проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли. С 1985 года в Женеве ведутся также советско-американские (а ныне российско-американские) переговоры по ядерным и космическим вооружениям.
Международное право не запрещает размещения в космосе объектов с обычным оружием на борту, а также выход в космос объектов с ядерным оружием и другими видами оружия массового уничтожения, если такой выход не квалифицируется как размещение объекта в космосе. Таким образом, можно говорить о частичной демилитаризации космического пространства, что при современном уровне развитии науки и техники создает реальную военную угрозу. Размещение в космосе оружия может нарушить хрупкое равновесие мира на планете Земля [2].
Многие государства, включая Китай, в поддержку России пытались провести многосторонние переговоры о предотвращении размещения оружия в космосе. Однако США пока движутся в противоположном направлении, потенциально подталкивая другие государства к гонке космических вооружений. Сегодня
США обладает большим флотом стратегических бомбардировщиков, размещённых на авиабазах по всему миру. В области стратегии ведения вооруженной борьбы Вашингтон переходит от «ликвидации кризиса после его возникновения» к реализации «стратегии превентивных действий», с тем, чтобы проблемы не перерастали в кризис. Превентивные действия в контексте этой стратегии предполагают возможность применения вооруженных сил в любой точке Земного шара, а также в сфере воздушного и космического пространства, в том числе с использованием ядерного оружия, на основе односторонних решений [4].
Чтобы предотвратить возможную утрату своего потенциала сдерживания, Китай может прибегнуть к наращиванию ядерных сил, а это в свою очередь приведет к тому что, Индия и Пакистан объединятся для разработки и создания недорогого космического оружия. Россия обещала ответить на размещение в космосе оружия любой страны - что подорвет и без того слабый договор о нераспространении ядерного оружия [1]. Решение проблемы парирования военных угроз в космосе, из космоса и через космос Россия будет осуществлять силами и средствами Ракетно-космической обороны (РКО), относящейся к стратегическим оборонительным системам и входящей в состав перспективной системы Воздушно-космической обороны (ВКО) Российской Федерации. Сложившееся положение в сфере военной деятельности РФ нашло отражение в разделе 3 Концепции национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом президента РФ от 17 декабря 2000 г. № 1330.
Ракетно-космическая оборона в настоящее время может и должна стать новым и действительно эффективным оружием сдерживания от агрессии развитых военных государств против России. Это позволяет сформулировать предложения в области правового обеспечения для создания эффективной системы РКО.