Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ваемая плательщиком гарантийного взноса получателю гарантийного взноса в обеспечение исполнения обязательства по заключению договора при торгах или исполнении иного обязательства.
Несмотря на то, что данная мера обеспечения получила свое законодательное закрепление лишь недавно, на практике она используется уже длительное время. Например, во время проведения торгов участники вносят предварительный гарантийный взнос, и тем самым гарантируют заключение договора, подтверждают серьёзность своих намерений и свою платежеспособность.
Понятие гарантийный взнос упоминается в законодательных актах различных стран, в части регламентирующей проведение конкурсных торгов в форме аукциона, которая существовала значительно раньше появления новшеств в законодательстве о мере обеспечения обязательств «гарантийный взнос» [6].
следует различать меру обеспечения обязательства «гарантийный взнос» от гарантии», хотя их звучание и очень схоже.
При использовании меры обеспечения гарантия, в правоотношениях участвуют три субъекта: должник, кредитор и гарант - лицо, отвечающее за исполнение обязательства солидарно с должником [7].
А при использовании меры обеспечения гарантийный взнос, субъектами правоотношения являются плательщик гарантийного взноса и получатель гарантийного взноса. А сам гарантийный взнос представляет собой денежную сумму. Гарантия же представляет собой право требования кредитора о взыскании солидарно с гаранта задолженности должника.
Гарантия, как и гарантийный взнос, может быть установлена не только договором, но и законодательством.
Гарант отвечает перед кредитором в том же объеме, как и должник, включая, уплату неустойки, вознаграждения (интереса), судебные издержки по взысканию долга, и другие убытки кредитора, вызванные неисполнением или ненадлежащим исполнением
обязательства должником, если иное не установлено договором гарантии.
При неисполнении обязательства, обеспеченного гарантийным взносом, по вине плательщика - гарантийный взнос остается у другой стороны; по вине получателя гарантийного взноса либо при прекращении этого обязательства по соглашению сторон; или вследствие невозможности исполнения, наступившей без их вины, - гарантийный взнос подлежит возврату [8].
Гарантия и гарантийный взнос имеют ряд преимуществ по отношению к иным мерам и способам обеспечения обязательств:
• в отличие от задатка при гарантийном взносе при неисполнении обязательства по вине получателя гарантийного взноса возврату подлежит только гарантийный взнос;
• обязательство по оплате может возникать, как в силу соглашения сторон, так и в случаях, предусмотренных законодательными актами;
• сумма гарантийного взноса может не засчиты-ваться в счёт платежей по договору, если это предусмотрено законодательством актами, соглашением сторон или вытекает из существа обязательства [9].
Библиографические ссылки
1. URL: http://avenue.siberia.net.
2. URL: http://www.gratanet.com.
3. URL: http://www.bibliotekar.ru.
4. URL: http://aub.kg.
5. Аванесова Г. А. Банковская гарантия в международной торговле // Хозяйство и право. 1998. № 9. С. 51.
6. Еремычева И. И., Ермаков С. Л. Правовое регулирование и виды банковской гарантии // Право и экономика. 2003. № 12. С. 23.
7. Садиков О. Н. Гражданское право. Т. 1. М., 2006.
8. URL: http://www.gratanet.com.
9. URL: http://contract-spb.ru.
© Марьясов Д. О., 2012
УДК 669.713.7
М. Р. Мингазов Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
К ВОПРОСУ О МЕЖДУНАРОДНЫХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗКАХ
В качестве международной воздушной перевозки рассматривается перевозка, при которой хотя бы один из пунктов посадки находится на территории другого государства (ст. 101 Воздушного кодекса).
В отличие от других видов транспорта в перевозках на воздушном транспорте первое место занимают пассажиры. Воздушный транспорт широко используется для перевозки срочных, скоропортящихся ценных и других грузов, багажа и почты.
Перед другими видами транспорта авиационный имеет определенные преимущества. К наиболее важным из них относятся: высокая скорость движения
пассажиров и грузов; сокращение пути, что оказывает существенное влияние на экономию времени по доставке пассажиров и грузов; быстрота организации воздушного сообщения; высокая маневренность и приспособляемость авиатранспорта к различным объектам перевозок, к их сезонным колебаниям.
Международные воздушные перевозки регламентируются в основном Конвенцией о Международной
Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
гражданской авиации 1944 г., Конвенцией для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок 1929 г. (Варшавская конвенция), двусторонними договорами РФ и национальным законодательством государств.
Согласно Варшавской конвенции, ответственность перевозчика основана на вине, которая презюмирует-ся. Иными словами, ответственность наступает независимо от доказательства вины перевозчика.
В мае 1999 г. принята Монреальская конвенция для унификации некоторых правил международных воздушных перевозок.
Монреальская конвенция применяется при всякой международной перевозке людей, багажа или груза, осуществляемой за вознаграждение посредством воздушного судна. Она применяется также к бесплатным перевозкам, осуществляемым посредством воздушного судна авиатранспортным предприятиям.
Правила воздушных перевозок почты должны быть согласованы со специально уполномоченным органом в области почтовой связи. По договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа, доставить также этот багаж в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.
Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.
За вред, причиненный жизни или здоровью либо имуществу пассажира воздушного судна при воздушной перевозке, владелец воздушного судна несет ответственность в размере, предусмотренном гражданским законодательством РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Вопросы регламентации международных воздушных перевозок также отражены в двусторонних договорах РФ. Например, в Соглашении между правительствами РФ и Киргизской Республики о воздушном сообщении и сотрудничестве в области воздушного транспорта 1996 г. указывается, что коммерческие вопросы, касающиеся полетов воздушных судов и перевозок пассажиров, груза и почты на договорных линиях, будут решаться по договоренности между назначенными авиапредприятиями и представляться на утверждение авиационных властей договаривающихся сторон. Тарифы на любой договорной линии должны устанавливаться на разумном уровне с учетом всех соответствующих факторов, включая эксплуатационные расходы, разумную прибыль и тарифы других авиапредприятий для любой части установленного маршрута.
© Мингазов М. Р., 2012
УДК 341.215.2
Н. И. Наумцев Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСОБЫЙ УЧАСТНИК ПРАВООТНОШЕНИЙ В МЕЖДУНАРОДНОМ КОСМИЧЕСКОМ ПРАВЕ
Исследуются особенности правового положения неправительственных организаций, как участников правоотношений в международном космическом праве, а также рассматривается правовой статус данных организаций, их роль в коммерциализации космоса.
Международная неправительственная организация -международная организация, учрежденная не на основе межправительственного соглашения, а с помощью учредительного документа. Особое внимание необходимо уделить международным неправительственным организациям, осуществляющим свою деятельность в космической сфере. К таковым относят следующие организации: Международный комитет по исследованию космического пространства (КОСПАР); Международная астронавтическая федерация (МАФ); Международная астронавтическая академия (МАА); Международный институт космического права (МИКП) [2].
Несмотря на то, что международные неправительственные организации являются активными участниками в осуществлении международного сотрудничества в исследовании космического пространства в
мирных целях, они не наделены статусом субъекта международного космического права. Это объясняется рядом причин:
1. Международные неправительственные организации создаются в соответствии с национальным законодательством, а не путем заключения межправительственного соглашения, т. е. создателями являются научные общества, а не государства;
2. Данные организации осуществляют свою деятельность лишь с разрешения и под неизменным наблюдением государства, где они были созданы. Так, в соответствии с Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, в статье 6 содержится подтверждение данного положения: «Деятельность неправительственных юридических лиц в комическом пространстве, вклю-