Научная статья на тему 'К проблеме милитаризации космоcа'

К проблеме милитаризации космоcа Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
248
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Назмеева Д.И., Фарафонтова Е.Л.

Правовая основа по вопросу предотвращения милитаризации космоса на данный момент не отвечает принципам мирного сосуществования и не в состоянии четко регулировать сложившуюся ситуацию в мире. В тезисах рассматриваются достижения мирового сообщества в данной сфере, существующие проблемы, а также будущие направления деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К проблеме милитаризации космоcа»

Статья I повествует о том, что каждый участник «обязуется запретить, предотвращать и не производить» взрывчатые ядерные объекты, испытательные или преследующие иную цель, на территории своего государства или где бы то ни было.

Запрет испытаний в атмосфере подразумевает не только биосферу, но также космическое пространство. А «подводные испытания» подразумевают ещё и открытое море, территориальные воды.

Статья II интересна тем, что разрешает участникам «Московского» договора предлагать поправки. Таким образом, государства, ратифицировавшие договор, имеют право внести свои изменения в данное соглашение.

Чтобы реализовать это право, участнику договора нужно предоставить текст поправки правительствам-депозитариям, которые, в свою очередь, должны ознакомить всех участников международного договора с содержанием предложенной поправки.

Пункт 2 Статьи II говорит о том, что любое изменение договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой должно быть утверждено большинством голосов государств-участников, «включая голоса всех Первоначальных Участников Договора».

Сразу же после сдачи ратификационных грамот изменения вступают в силу. На хранение должны быть сданы грамоты не только большинства всех участников, но и грамоты СССР, США и Соединенного Королевства в обязательном порядке.

В Статье III говорится о том, что международный «Московский» договор может подписать любое из государств. А государства, которые не подпишут договор, смогут присоединиться потом, когда изъявят желание.

Договор бессрочен. Примечательно, что согласно Статье IV, каждый участник договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах имеет право выйти из него. Это возможно при условии, если «связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы» государства. Участник соглашения, решивший, что интересы страны в опасности, за три месяца обязан уведомить о своем выходе из договора других участников [2].

В настоящее время более актуален «Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний»,

который был принят 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (10 сентября 1996 года) и открыт для подписания 24 сентября того же года. Он явился как бы «приемником» договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.

Новый договор расширил ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введенный «Московским» договором 1963 года до безусловности. В подтверждение Статья I гласит: «Каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией и контролем». А также: «Каждое государство-участник обязуется воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва» [3].

Как мы видим, вопрос о ядерных испытаниях не стоит на месте, а развивается, что дает надежду мирному населению на спокойную жизнь.

«Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» 1996 года подписали 182 государства. К не подписавшим относятся «молодые» ядерные державы, такие как Индия, Пакистан и КНР. Их воздержание от подписания составляет некоторую опасность.

Мы должны быть уверены, что все государства стремятся к разоружению. Следует вести переговоры с не подписавшими договор державами с целью убеждения вступить в круги безъядерных государств. При всей «добровольности» международных соглашений необходимо, чтобы договорами, обеспечивающими мир во всем мире, руководствовались все страны на планете Земля в обязательном порядке.

Библиографические ссылки

1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М. : Сов. энцикл., 1969-1978.

2. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. 1963.

3. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. 1996.

© Михолап Р. М., 2014

УДК 34.096

Д. И. Назмеева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск

К ПРОБЛЕМЕ МИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМОСА

Правовая основа по вопросу предотвращения милитаризации космоса на данный момент не отвечает принципам мирного сосуществования и не в состоянии четко регулировать сложившуюся ситуацию в мире. В тезисах рассматриваются достижения мирового сообщества в данной сфере, существующие проблемы, а также будущие направления деятельности.

Основным документом по предотвращению силового противодействия стран, в том числе и в космическом пространстве, является устав ООН [1]. В даль-

нейшем были приняты еще два договора: «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, вклю-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

чая Луну и другие небесные тела» 1967 г. и «Договор об ограничении систем противоракетной обороны» 1972 г. (в 2001 г. утратил свою силу) [2]. И хотя статьи Договора 1967 г. провозглашают принципы мирного использования космического пространства, однако существующие ограничения вводят запрет только на использование ядерного оружия и других видов ОМП (оружие массово поражения), в то время как запрет на другие виды оружия отсутствует.

Как утверждает Тереза Хитченс директор Центра Оборонной Информации США: «Никто (даже ООН) и никогда официально не пояснял, что такое космическое оружие. Более того, ООН также никогда не поясняла, где начинается, и где заканчивается космическое пространство». К тому же, по словам заместителя министра обороны США Эштона Картера, в данный момент исследуются возможности повышения эффективности американских военных и разведывательных спутников в случае угрозы для них, а также варианты действий и при отсутствии спутниковой поддержки. Американский бюджет 2014 года уже включает в себя расходные статьи на финансирование, как указанных выше инициатив, так и для борьбы с вероятным противником в околоземном пространстве [3]. После таких заявлений, становится очевидно, что для США освоение космического пространства в военных целях, куда более интересней, чем в мирных.

А ведь один космический снимок может содержать обзорную информацию, равную тысяче снимкам, полученным при аэрофотосъёмке. Соответственно, космическое вооружение может применяться в зоне прямой видимости на значительно большей территории, чем земные виды вооружения. Ещё большие возможности открываются при этом и для космической разведки. И все больше стран способны использовать свои спутники в военных целях

В целом Генеральная Ассамблея ООН приняла 5 юридических документов и выработала принципы ведения космической деятельности (последний датируется 1999 г.). Также ООН провела три крупные всемирные конференции по исследованию и использованию космического пространства в мирных целях ЮНИСПЕЙС (последняя была в 1999г.) Отсутствие же полной международной правовой базы по предотвращению милитаризации космоса частично решилось на 56-й сессии Генеральной Ассамблеей ООН путем принятия резолюции «Предотвращение гонки вооружений в космическом пространстве». Основная роль в деле заключения многостороннего договора о предотвращении милитаризации космоса ООН отводится Конференции по разоружению.

Итак, основные принципы по демилитаризации космоса выработаны еще в конце прошлого века, с тех пор каких-либо крупных международных договоров в данной сфере не заключалось. Получается, что хоть как-то изменить сложившуюся ситуацию может Конференция по разоружение, но и тут нежелание США включать даже в повестку дня конкретные вопросы о запрещении тех или иных видов оружия, целых комплексов или систем вооружений, тормозит развитие правовых норм в этом направлении. И поскольку все решения принимаются консенсусом и имеют рекомен-

дательный характер, то позиция США создает достаточно большие препятствия для развития правовой основы демилитаризации космического пространства.

Как видно из всего вышесказанного правовая база по разоружению и мирному использованию космического пространства является неполной и не соответствует требованиям развивающегося общества.

К настоящему моменту многие эксперты, такие как К. Мольц [4], В. Лата, В. Мальцев [5], в своих научных работах уже представили определенные шаги по дополнению и оптимизации юридических основ предотвращения милитаризации космоса еще в начале 20 века. Далее представлены основные направления деятельности:

1) внести поправки в «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела» 1967 г на запрет размещения других видов оружия, которые уже планируются для размещения в космосе (лазеры, оружие энергии направленного действия, кинетическое оружие и др.);

2) разработать кодекс правил, регулирующих мирное и неагрессивное использование космического пространства в военных целях, потому как на данный момент у многих стран сложились свои представления об использовании космоса в мирных/немирных целях, в частности у США, которые к тому же расходятся;

3) запретить производство, испытания и развертывание противоспутникового оружия, размещаемого как на земле, так и в космосе, так как уже на дынный момент существуют около дюжины стран, которые имеют возможность самостоятельно производить космические запуски и около 40 стран, которые имеют свои собственные спутники и самостоятельно ими управляют;

4) проработать вопросы международного инспектирования космических запусков на полигонах и космодромах, т. е. создать орган контроля за деятельностью государств в этом направлении.

Конечно, при реализации этих принципов должны быть четко определены такие понятия, как «космос», «космическое оружие», «милитаризация космоса» и т. д. также стоит проводить широкомасштабную кампанию в мире по представлению всех негативных аспектов использования космоса в военных целях (в том числе экологических).

В будущем прогнозируется, что космические державы будут больше сотрудничать друг с другом, особенно в области полетов на Марс и Луну. Чем больше сотрудничества будет между космическими державами в мирной области, тем меньше конфликтов в сфере военной, так как если страны будут знать о космических программах друг друга по космосу, то космических угроз в мире будет намного меньше. Таким образом, может создаться некий балансирующий фактор, стимулирующий космические державы, по меньшей мере, сотрудничать в сфере гражданского космоса, что само по себе уже хорошо

Библиографические ссылки

1. Официальный сайт ООН [Электронный ресурс]. URL: http://www.un.org/ru/ (дата обращения: 28.03.2014).

2. Велихов Е. П., Сагдеев Р. Ж., Кокошин А. А. Космическое оружие: дилемма безопасности. М., 1986. С. 181.

3. Пентагон милитаризирует космос [Электронный ресурс] // Официальный сайт «Око планеты». URL: http://oko-planet.su/politik/politikarm/184230-pen-tagon-militariziruet-kosmos.htmlii (дата обращения: 28.03.2014).

4. Мольц К. Ядерные испытания в космосе, договор о запрещении испытаний в трех средах и договор

об использовании космического пространства: уроки для сегодняшних политиков // Ракеты и космос. 2001. № 3.

5. Лата В., Мальцев В. Направления совершенствования и развития механизма международно-правового регулирования военно-космической деятельности // Ядерный контроль. 2001. № 6.

© Назмеева Д. И., 2014

УДК 669.713.7

В. А. Петров Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, Красноярск

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗА БАГАЖА НА ВОЗДУШНОМ СУДНЕ

Ежедневно в мире происходят тысячи авиарейсов. Человек, осуществляя перелет в воздухе, также сталкивается с законом и нормами, которые установлены воздушным кодексом, федеральными законами и правилами каждой авиакомпаний. Чтобы не произошло каких либо недоразумений в процессе перевоза багажа на воздушном судне, заранее нужно подготовится перед авиарейсом, чтобы быть в курсе, что является предметом перевозки, а что нет и в каких количествах. Именно этим вопросам посвящена данная статья.

Статья 102 пункт 1 Воздушного кодекса РФ закрепляет: Перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами [1].

Говоря о допустимом весе багажа в самолете, можно выделить 2 системы (во всем мире): весовая система и система количества мест. Первая система характерна для рейсов СНГ и Азии, где установлена нормы бесплатного провоза багажа: 20 кг на 1 пассажира в эконом классе, 30 кг на одного пассажира в бизнес классе, 10 кг на ребенка до 2 лет. Вторая же система характерна для США и Канады (так же с каждым годом все больше перевозчиков Европы переходят на эту систему), где пассажир имеет право провести багаж, который занимает 1 место и весом не более 23 кг в эконом классе и 2 места для багажа, каждое весом не более 32 кг в бизнес классе.

Если ваш багаж не соответствует допустимым нормам по весу или габаритам, то его можно оформить как негабаритный багаж (музыкальные инструменты, спортивный инвентарь). Для провоза такого багажа необходимо предварительно согласовать данный вопрос с перевозчиком. Провоз такого багажа не является бесплатным, он будет оплачиваться по отдельным тарифам для сверхнормативного багажа.

В перечень запрещенных предметов для перевозки на воздушном судне входят следующие предметы: взрывчатые и иллюминирующие вещества (порох, патроны, в том числе к газовому и охотничьему оружию), сжатые и сжиженные газы. В том числе газовые баллончики с наполнением нервно - паралитического и слезоточивого воздействия, легковоспламеняющие-

ся жидкости, воспламеняющиеся твердые вещества, окисляющиеся вещества и органические перекиси, токсичные вещества, радиоактивные материалы, едкие и коррозирующие вещества, ядовитые и отравляющие вещества в жидком или твердом состоянии, упакованные в любую тару.

Перевозка оружия на воздушных судах осуществляется в соответствии с законодательством РФ (статья 113 Воздушного Кодекса РФ), а именно: «перевозка и транспортирование оружия воздушным, железнодорожным, водным, автомобильным и другими видами транспорта производятся под вооруженной охраной с оформлением соответствующих документов установленного образца, форма и порядок ведения которых определяются нормативными правовыми актами государственных военизированных организаций». (Постановление от 15 октября 1997 г. № 1314 «Об утверждении правил оборота боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также холодного оружия в государственных военизированных организациях») [2].

Часто люди сталкиваются с проблемой, когда вес их багажа выходит за рамки допустимого, и они считают, что это ущемляет их права. Это связано с тем, что на сегодняшний день довольно большое количество людей не грамотны в этих вопросах, в силу своей неосведомленности.

Не стоит забывать, что здесь играют такие факторы как: класс, в котором человек будет лететь, размеры багажа, содержимое багажа.

Перед тем как осуществить покупку билета на самолет, каждый человек должен ознакомится с правилами транспортировки багажа, так как у каждой компании свои особенности. Это значительно сократит процент конфликтов между клиентом и авиакомпанией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.