УДК 52(15)
М. Ж Анаров
Национальное космическое агентство Республики Казахстан, Казахстан, Астана
МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
Описаны некоторые положения международных соглашений об ограничении военной деятельности в космосе.
Что касается космического пространства в целом, в том числе ближайшего окружения Земли, то здесь пока еще не существует полного запрета военной деятельности. Среди частичных мер, ограничивающих военное использование космоса, важнейшее значение имеет обязательство участников Договора по космосу 1967 г. «не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с ядерным оружием или любыми другими видами оружия массового уничтожения... не размешать такое оружие в космическом пространстве каким-либо иным образом».
В соответствии с наиболее широко принятым толкованием термина «оружие массового уничтожения» он охватывает такие виды оружия, как ядерное, химическое, биологическое и другие сравнимые с ними по разрушительному или поражающему действию виды оружия, в том числе и те, которые могут быть созданы в будущем. Размещение всех этих видов оружия на орбите вокруг Земли или «каким-либо иным образом» в космическом пространстве запрещено. Причем, по мнению ряда юристов, под понятие размещение «каким-либо иным образом» подпадает и установка такого оружия на космических кораблях, даже если они не совершают полный оборот вокруг Земли. Ряд важных норм, ограничивающих возможности военной деятельности в космосе, включен в двусторонние и многосторонние договоры и соглашения, предусматривающие частичные меры в области ограничения и сокращения вооружений. Проведение испытательных взрывов ядерного оружия и любых других ядерных взрывов в космическом пространстве поставлено вне закона Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (ст. 1), вступившего в силу 10 октября 1963 г. Важной проблемой повышения эффективности этого запрета является обеспечение его соблюдения всеми ядерными государствами, включая Китайскую Народную Республику и Францию, которые пока не присоединились к Договору. Использование средств воздействия на космическое пространство, а также из космического пространства на природную среду Земли в военных целях исключено Конвенцией о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду, вступившей в силу 5 октября 1978 г. Некоторые ограничения военного использования космоса (как в количественном, так и в качественном отношениях) содержатся также в двусторонних советско-американских соглашениях. Созда-
ние, испытание и развертывание противоракетных систем или компонентов космического базирования запрещены Договором об ограничении систем противоракетной обороны (ст. V), вступившим в силу 1972 г. Согласно этому Договору и Протоколу к нему от 3 июля 1974 г., СССР и США обязались иметь лишь по одному району размещения зональных систем противоракетной обороны и не более 100 противоракет на стартовых позициях. Ничего общего не имеет со смыслом и буквой этого Договора так называемая «широкая интерпретация», которую пытаются придать Договору некоторые представители американской администрации. Вопреки прямым запретам, содержащимся в Договоре, они утверждают, что он якобы «санкционирует и разрешает» развертывание и испытание систем ПРО космического базирования или, по меньшей мере проведение исследований и испытаний в целях создания таких систем. В соответствии с Временным соглашением о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1), подписанным в 1972 г., СССР и США взяли на себя обязательство ограничить количество пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет, что также налагает определенные количественные ограничения на военное использование космического пространства. Вступление в силу Договора ОСВ-2, подписанного СССР и США в 1979 г., позволило бы ввести новые количественные и качественные ограничения. В частности, этим Договором предусматривается обязательство сторон не создавать, не испытывать и не развертывать «средства для вывода на околоземную орбиту ядерного оружия или любых других видов оружия массового уничтожения, включая частично орбитальные ракеты». Принятие этого обязательства послужило бы дополнительной гарантией соблюдения запрета на размещение в космосе оружия массового уничтожения.
Помимо перечисленных запретов и ограничений, многосторонние и двусторонние международные соглашения включают ряд положений, которые можно было бы охарактеризовать как косвенные ограничения военной деятельности в космосе. К ним, в частности, можно было бы отнести требование о проведении консультаций в случае, если деятельность или эксперимент в космосе, запланированные государством, могут создавать помехи мирному исследованию и использованию космоса другими государствами (ст. IX Договор по космосу 1967 годах), запрещение чинить помехи национальным техническим средствам
Решетневскце чтения
другой стороны, используемым для контроля за соблюдением положений Договора ОСВ-1 и Договора об ограничении систем противоракетной обороны (соответственно, ст. V и ст. XII), и некоторые другие.
Совокупность рассмотренных запретов и ограничений военного использования космического пространства позволяет говорить о постепенно склады -вающемся международно-правовом принципе использования космического пространства в мирных целях. Пока этот принцип носит, главным образом, программный характер, выступает как руководящая идея, как задача на будущее, но его нормативное наполнение уже и сейчас весьма основательно (полное запрещение военной деятельности на Луне и других небесных телах, серьезные ограничения военной деятельности в космическом пространстве в целом). Принцип использования космического пространства в мирных целях подразумевает обязанность государств активно и целеустремленно добиваться полного исключения космоса из сферы военной деятельности и строго соблюдать действующие нормы в рассматриваемой области, используя для этого общие и частичные меры по разоружению и сокращению вооружений.
Целый ряд советских предложений был направлен на решение этой задачи; их принятие поставило бы надежный заслон угрозе распространения гонки вооружений на космическое пространство.
Советские предложения имели своей целью полностью исключить применение силы в космосе и из космоса в отношении Земли, ликвидировать материальные предпосылки такой опасности, создать надежные гарантии того, чтобы космические объекты не представляли военную угрозу для других государств и сами находились в безопасности.
На решение этой задачи были нацелены проект Договора о запрещении размещения в космическом пространстве оружия любого рода (1981 г.), проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли (1983 г.), проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН об использовании космического пространства исключительно в мирных целях, на благо человечества (1984 г.), проект резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о международном сотрудничестве в мирном освоении космического пространства в условиях его милитаризации (1985 г.). Эту же цель преследовал
Советский Союз, предлагая правительству США провести двусторонние переговоры по предотвращению милитаризации космоса. Ради облегчения достижения позитивных результатов на многосторонних и двусторонних переговорах Советский Союз в августе 1983 г. в одностороннем порядке ввел мораторий на вывод в космос каких-либо видов противоспутникового оружия, а в июне 1984 г. предложил США установить на взаимной основе, начиная с даты открытия переговоров, мораторий на испытания и развертывание космических вооружений, к которому могли бы присоединиться другие государства.
Продолжением этого курса, направленного на предотвращение гонки вооружений в космосе и ее прекращение на Земле, явились предложения Советского Союза на советско-американских переговорах по космическим и ядерным вооружениям, которые проходили в Женеве в марте 1985 г. В Заявлении Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева от 15 января 1986 г. была изложена советская программа полной и повсеместной ликвидации ядерного оружия к 2000-му г. Во время советско-американской встречи на высшем уровне в Рейкьявике в октябре 1986 г. на этой основе Советским Союзом были сделаны предложения, представляющие собой сбалансированный пакет мер, направленных на то, чтобы в исторически короткий отрезок времени прийти к полной ликвидации всех видов ядерного оружия. Согласно этим предложениям запрету подлежали бы натурные испытания космических элементов системы ПРО, но разрешались бы их исследования и испытания в лабораторных рамках. Предполагалось также, что в течение последующих нескольких лет стороны могли бы найти дальнейшие взаимоприемлемые решения в этой области.
Что касается многосторонних переговоров, то советский проект Договора о запрещении применения силы в космическом пространстве и из космоса в отношении Земли, переданный по решению Генеральной Ассамблеи ООН на рассмотрение Конференции по разоружению, предусматривая меры, во-первых, исключающие использование космических объектов в качестве средств поражения и носителей оружия и, во-вторых, гарантирующие безопасное функционирование самих космических объектов.
M. Zh. Anarov
National space agency of the Republic of Kazakhstan, Kazakhstan, Astana
INTERNATIONAL LEGAL BASES OF USE OF THE SPACE IN THE PEACE PURPOSES
Some positions of the international agreements on restriction of military activity in space are described.
© AHapoB M. ~K., 2011