Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»
ного транспорта и обеспечения безопасности международных полетов.
Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т. е. носят коммерческий характер.
Основными документами, регулирующими коммерческую политику воздушного транспорта, являются тарифы и правила их применения, которые устанавливаются Международной авиатранспортной ассоциацией ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта, ИАТА международная неправительственная организация. Штаб-квартира находится в Монреале. Европейский центр - в Женеве. ИАТА имеет 101 представительство по всему миру). Эта международная организация объединяет авиакомпании всего мира.
Для осуществления международных авиаперевозок между отдельными авиакомпаниями заключаются двухсторонние соглашения о воздушных сообщениях, которые предусматривают взаимное согласование тарифов за авиаперевозки. В этих соглашениях предусматриваются санкции за нарушение условий эксплуатации международных воздушных линий, чаще всего такие санкции применяются за нарушение тарифов на авиаперевозку.
На основе указанных выше международных и российских документов в авиакомпании разработана и введена в действие собственная нормативная база по
воздушным перевозкам и наземному обслуживанию пассажиров.
Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность СОПП аэропорта (авиакомпании) при производстве воздушных перевозок пассажиров и багажа и взаимоотношения (права и обязанности) аэропорта (авиакомпании) и клиентов, являются «Правила перевозки пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании)» и «Технология наземного обслуживания пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании)». Процесс регулирования перевозок и реализации услуг на воздушном транспорте сложен и многообразен. Он осуществляется с использованием многих механизмов государственного регулирования авиатранспортной деятельности в Российской Федерации. Важнейшим элементом в этом процессе являются нормы воздушного права.
Библиографические ссылки
1. Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила. М., 2012.
2. Кушнир И. В. Международное частное право Договор международной перевозки грузов. Варшавская конвенция 1929 г
3. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года. ICAO Doc. 7300/6 (1980/93). 6-е изд.
© Мельникова К. А., 2014
УДК 341.241
Р. М. Михолап Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
АНАЛИЗ ДОГОВОРА О ЗАПРЕЩЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В АТМОСФЕРЕ, В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПОД ВОДОЙ
Ядерное оружие - это оружие массового поражения, оказывающее колоссальное разрушающее действие и уносящее своей огромной мощью жизни миллиардов людей. Статья посвящена рассмотрению международного соглашения, ограничивающего эксплуатацию ядерного оружия, и современному видению вопроса ядерного разоружения.
Где-то в пятидесятых годах прошлого столетия, после окончания крупнейшей войны в истории человечества, после незабываемой трагедии в Хиросиме, правительства многих государств начали задумываться о необходимости создания такого всемирного договора, который бы обезопасил человечество от нового вида оружия.
Международный договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, был подписан в Москве 5 августа 1963 года представителями Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии [1].
Инициатором создания соглашения о прекращении испытаний ядерного оружия выступило Советское правительство ещё в начале июля 1963 года.
10 октября договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, известный под названием «Московский», вступил в законную силу после ратификации его тремя первоначальными участниками.
Главной целью договора выступило соглашение о необходимости завершения гонки вооружений и прекращения эксплуатации ядерного и любого другого оружия. Такая цель «Московского» договора полностью соответствует целям Организации Объединенных Наций.
Правительства СССР, США и Соединенного Королевства создали международный договор для того, чтобы навсегда обезопасить человечество от вреда радиоактивных веществ.
Этот договор состоит преамбулы и пяти статей, в которых определены права и обязанности государств-участников.
Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки
Статья I повествует о том, что каждый участник «обязуется запретить, предотвращать и не производить» взрывчатые ядерные объекты, испытательные или преследующие иную цель, на территории своего государства или где бы то ни было.
Запрет испытаний в атмосфере подразумевает не только биосферу, но также космическое пространство. А «подводные испытания» подразумевают ещё и открытое море, территориальные воды.
Статья II интересна тем, что разрешает участникам «Московского» договора предлагать поправки. Таким образом, государства, ратифицировавшие договор, имеют право внести свои изменения в данное соглашение.
Чтобы реализовать это право, участнику договора нужно предоставить текст поправки правительствам-депозитариям, которые, в свою очередь, должны ознакомить всех участников международного договора с содержанием предложенной поправки.
Пункт 2 Статьи II говорит о том, что любое изменение договора о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой должно быть утверждено большинством голосов государств-участников, «включая голоса всех Первоначальных Участников Договора».
Сразу же после сдачи ратификационных грамот изменения вступают в силу. На хранение должны быть сданы грамоты не только большинства всех участников, но и грамоты СССР, США и Соединенного Королевства в обязательном порядке.
В Статье III говорится о том, что международный «Московский» договор может подписать любое из государств. А государства, которые не подпишут договор, смогут присоединиться потом, когда изъявят желание.
Договор бессрочен. Примечательно, что согласно Статье IV, каждый участник договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах имеет право выйти из него. Это возможно при условии, если «связанные с содержанием настоящего Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы» государства. Участник соглашения, решивший, что интересы страны в опасности, за три месяца обязан уведомить о своем выходе из договора других участников [2].
В настоящее время более актуален «Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний»,
который был принят 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (10 сентября 1996 года) и открыт для подписания 24 сентября того же года. Он явился как бы «приемником» договора о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах.
Новый договор расширил ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введенный «Московским» договором 1963 года до безусловности. В подтверждение Статья I гласит: «Каждое государство-участник обязуется не производить любой испытательный взрыв ядерного оружия и любой другой ядерный взрыв, а также запретить и предотвращать любой такой ядерный взрыв в любом месте, находящемся под его юрисдикцией и контролем». А также: «Каждое государство-участник обязуется воздерживаться от побуждения, поощрения или какого-либо участия в проведении любого испытательного взрыва ядерного оружия и любого другого ядерного взрыва» [3].
Как мы видим, вопрос о ядерных испытаниях не стоит на месте, а развивается, что дает надежду мирному населению на спокойную жизнь.
«Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний» 1996 года подписали 182 государства. К не подписавшим относятся «молодые» ядерные державы, такие как Индия, Пакистан и КНР. Их воздержание от подписания составляет некоторую опасность.
Мы должны быть уверены, что все государства стремятся к разоружению. Следует вести переговоры с не подписавшими договор державами с целью убеждения вступить в круги безъядерных государств. При всей «добровольности» международных соглашений необходимо, чтобы договорами, обеспечивающими мир во всем мире, руководствовались все страны на планете Земля в обязательном порядке.
Библиографические ссылки
1. Большая советская энциклопедия: В 30 т. М. : Сов. энцикл., 1969-1978.
2. Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой. 1963.
3. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. 1996.
© Михолап Р. М., 2014
УДК 34.096
Д. И. Назмеева Научный руководитель - Е. Л. Фарафонтова Сибирский федеральный университет, Красноярск
К ПРОБЛЕМЕ МИЛИТАРИЗАЦИИ КОСМОСА
Правовая основа по вопросу предотвращения милитаризации космоса на данный момент не отвечает принципам мирного сосуществования и не в состоянии четко регулировать сложившуюся ситуацию в мире. В тезисах рассматриваются достижения мирового сообщества в данной сфере, существующие проблемы, а также будущие направления деятельности.
Основным документом по предотвращению силового противодействия стран, в том числе и в космическом пространстве, является устав ООН [1]. В даль-
нейшем были приняты еще два договора: «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, вклю-