УДК 382.629.7
ПРОБЛЕМЫ МНОГОСТОРОННЕГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВО ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
В.Г. АФАНАСЬЕВ
В статье рассматриваются теоретические и методологические аспекты международного экономического сотрудничества в сфере гражданской авиации и решение связанных с ним проблем в рамках международных организаций.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, международное сотрудничество, многостороннее регулирование.
Современное понятие внешнеэкономической деятельности включает в себя многочисленные аспекты экономической деятельности как на внешнем рынке, так и на внутреннем, когда в этой деятельности участвуют зарубежные партнёры и инвесторы. Особенностью любого аспекта внешнеэкономической деятельности является то, что в ней участвуют представители, как минимум, двух государств.
В целом, внешнеэкономическая деятельность включает в себя три основных направления деятельности:
- обмен товарами в вещественно-материальной и нематериальной формах и услугами на деньги или другие товары или услуги;
- выполнение операций обеспечивающего характера, связанных с продвижением товара или услуги от продавца к покупателю, включая транспортно-экспедиторские, страховые, валютнофинансовые и кредитные операции, международные расчеты;
- международное сотрудничество, включающее различные сферы международного коммерческого сотрудничества (МКС), международного экономического сотрудничества (МЭС), международного и научно-технического (НТС), а также военно-технического сотрудничества (ВТС).
Отсюда следует, что внешнеэкономическая деятельность охватывает широкий комплекс взаимоотношений экономического, валютно-финансового, научно-технического и юридического характера.
Внешнеэкономическая деятельность осуществляется как на уровне государственных органов власти и управления, так и на уровне хозяйственных субъектов. В первом случае она направлена на установление межгосударственных основ сотрудничества, создание политических и правовых механизмов, стимулирующих развитие и повышение эффективности внешнеэкономических связей; во втором - на заключение и исполнение соглашений, контрактов и иных договоров в рамках гражданского права.
Внешнеэкономический комплекс любого государства составляет совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий и фирм, систематически производящих и реализующих экспортные ресурсы всех видов, потребляющих импортные товары и услуги, обеспечивающих транспортное обслуживание и осуществляющих все виды внешнеэкономической деятельности.
Помимо обмена товарами в материальной форме (идеи, патенты, ноу-хау и т.д.), ВЭД включает и содействие в области внедрения передовых технологий, промышленного и гражданского строительства, предоставление услуг инженерно - технического характера, а также обмен достижениями науки и техники, совместное осуществление научно - технических разработок, включая создание совместных предприятий (СП) с участием иностранных инвесторов.
Внешнеэкономическая деятельность в сфере гражданской авиации, помимо основных из перечисленных видов деятельности, имеет свои специфические особенности. Она рассматривается как один из ключевых факторов экономического и научно-технического прогресса в развитии отрасли, как источник получения дополнительных ресурсов для модернизации основных фондов и инфраструктуры воздушного транспорта за счет привлечения передовой зарубежной техники и технологии. ВЭД в ГА складывается из трех основных составляющих:
1) продажа и осуществление международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты;
2) продажа внешних авиационных услуг, включая лизинг (аренду) воздушных судов и оборудования;
3) международное сотрудничество, включая МКС, НЭС и НТС.
В рамках данной статьи мы остановимся лишь на некоторых проблемах международного сотрудничества. К третьему направлению ВЭД, которое, по нашему мнению, следует именовать комплексно, как «Внешнеэкономическая деятельность и международное сотрудничество в сфере гражданской авиации» (ВЭД и МС ГА), относится участие в международных организациях воздушного транспорта. По количеству участников ВЭД и МС ГА делится на двустороннее и многостороннее. К двустороннему сотрудничеству относятся такие виды МКС, как пульное сотрудничество, код-шеринг, интерлайн и др., а к МЭС можно отнести создание СП, отдельные виды маркетинговых и стратегических альянсов, совместная эксплуатация отдельных международных авиалиний. Что касается международного НТС, то оно в большинстве случаев осуществляется в рамках многосторонней научно-технической кооперации (технических пулов, совместных баз технического обслуживания и ремонта воздушных судов, многостороннего владения АСБ или глобальной распределительной системы (ОББ).
Рассмотрим отдельные проблемы многостороннего сотрудничества в сфере ГА.
Многосторонние переговоры. Любые переговоры в сфере ВЭД и МС и ГА могут быть определены как обмен мнениями с какой-нибудь деловой целью. Такой целью может быть обсуждение условий сотрудничества, условий продажи, совместных действий и т.д.
Обязательным условием всех переговоров является то, что стороны переговоров должны быть заинтересованы в получении результатов. Целью любых переговоров является удовлетворение общественных потребностей. Переговоры могут вестись как с целью выработки условий и заключения новых многосторонних соглашений, так и с целью изменения старых, либо сохранения прежних условий.
По уровню представительства, переговоры могут быть межправительственными, межведомственными и межфирменными.
При многосторонних переговорах в обсуждении вопросов участвуют делегации или уполномоченные лица от трёх и более государств, государственных ведомств или неправительственных организаций и компаний. Многосторонние переговоры чаще всего носят форму конференций или международных совещаний представителей заинтересованных сторон (например, конференции ИКАО, ИАТА и других междугородних организаций, региональные совещания представителей различных авиакомпаний и т. д.).
Многосторонние переговоры обычно включают различные стороны в рамках всемирных, региональных, межрегиональных или других многосторонних группировок, которые разделяют аналогичные цели регулирования и ведут совместные переговоры для разработки многостороннего соглашения или международной конвенции.
Многосторонние договоры, соглашения и конвенции являются средством многостороннего регулирования, осуществляемого совместно несколькими государствами или неправительственными организациями в рамках международной организации или многостороннего соглашения, либо в рамках отдельного конкретного вида внешнеэкономической деятельности (например, международной торговли, международных авиаперевозок и др.), и может использоваться для создания соответствующих механизмов многостороннего регулирования, а также результа-
тов многосторонних переговоров, представленных в качестве договоров или других соглашений, резолюций, решений, директив или правил, а также вывозов, инструктивных документов и решений многонациональных органов как межправительственных, так и международных неправительственных организаций.
Многостороннее регулирование. Структуры многостороннего регулирования ВЭД и МС содержат организационные и юридические компоненты. Организационный компонент состоит из многих межправительственных организаций (таких как Всемирная торговая организация (ВТО), Международная организация гражданской авиации (НКАО)) и международных неправительственных организаций (например, Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА), Международный совет аэропортов (АСИ) и др.).
Юридический компонент заключается в различных многосторонних договорах, международных конвенциях и аналогичных документах, а также в обязательных и необязательных резолюциях, стандартах, рекомендациях и решениях международных организаций.
В сфере ВЭД и МС ГА все многосторонние соглашения могут быть условно отнесены к следующим группам документов:
- документы по регулированию Международной гражданской авиации на всемирной основе (Чикагская конвенция о Международной гражданской авиации и другие документы Чикагской конференции 1944 года);
- документы о воздушных перевозках и ответственности авиаперевозчиков (Варшавская конвенция 1929 года и другие документы Варшавской системы, Монреальская конвенция 1999 года и др.);
- документы по гарантии защиты собственности (Кейптаунская конвенция 2001 года и Протокол к ней по авиационному оборудованию, Римская конвенция 1952 года и др.);
- документы по авиационной безопасности (Токийская конвенция 1963 года, Гаагская конвенция 1970 года, Монреальская конвенция 1991 года и др.);
- документы по международной торговле товарами и услугами (Договор о создании Всемирной торговой организации (ВТО) и Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) (1994 года, Венская конвенция 1980 года и др.);
- региональные и межрегиональные соглашения (Многостороннее соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях в Европе 1956 года, Многостороннее соглашение о коммерческих правах при нерегулярных воздушных сообщениях государств, членов АСЕАН 1971 года, Декларация Ямусукро о новой африканской политике в области воздушного транспорта 1994 года и др.
Приведенные выше многосторонние соглашения и конвенции регулируют практически все основные сферы деятельности в системе ВЭД и НС и устанавливают основные принципы многостороннего сотрудничества государств в области воздушного транспорта.
Основные проблемы. Одной из основных проблем многостороннего экономического сотрудничества в ГА является вопрос о коммерческих правах при международных воздушных перевозках. До недавнего времени этот вопрос решался только на двусторонней основе в рамках соглашений о воздушном сообщении между государствами.
ИКАО много работала и продолжает работать над тем, чтобы решить проблему заключения многосторонних соглашений о коммерческих правах, которые бы заменили все многочисленные двусторонние соглашения. Однако решение этой проблемы на всемирной основе до сих пор не нашло поддержки со стороны государств - членов ИКАО. Россия также является сторонником регулирования коммерческой деятельности авиакомпании на двусторонней основе.
Для решения проблем многостороннего регулирования под эгидой ИКАО созывалось несколько (а именно, пять) специальных авиатранспортных конференций по воздушным перевозкам, на которых выработан целый ряд резолюций и рекомендаций относительно регулирования международных тарифов, вместимости воздушных судов и международных авиаперевозок нерегулярными рейсами, относительно недопущения несправедливой конкуренции, проблем и возможностей либерализации Международного воздушного транспорта и др.
Проблемы многостороннего сотрудничества на уровне авиакомпаний, на наш взгляд, речи решаются в рамках Международной ассоциации воздушного транспорта (ИАТА). Так, в рамках ИАТА удалось заключить ряд многосторонних соглашений по воздушным перевозкам, в частности, «Многостороннее интерлайн - соглашение (Multilatrh interline traffic agreeuent - MITA) по коммерческому сотрудничеству между авиакомпаниями. Это соглашение, а также стандартные процедуры ИАТА по облуживанию пассажиров в аэропортах образуют всемирную систему обслуживания международных авиаперевозок. Стандарты ИАТА, издаваемые в форме резолюций и рекомендуемой практики, постоянно изменяются и обновляются в соответствии с современными требованиями. Главной из проблем многостороннего регулирования в рамках ИАТА является сглаживание остроты конкурентной борьбы между авиакомпаниями в условиях экономического кризиса и связанной с ним борьбы за выживание. В условиях кризиса особенно активизировалась деятельность ИАТА по сокращению расходов авиакомпаний. Наиболее успешными являются программы ИАТА по упрощению бизнеса, повышению культуры обслуживания и по обеспечению безопасности международных полетов. Среди них - введение электронных авиабилетов (CE
- tickets), электронного документооборота при грузовых авиаперевозках (E - tright), внедрение стандарта контроля за обеспечением безопасности полётов (IATA Operational Safety Audit -IOSA), обязательного для всех авиакомпаний - членов ИАТА, и др.
Таковы лишь отдельные проблемы многостороннего сотрудничества в сфере ВЭД и МС ГА, которые уже удалось решить и над которыми ещё предстоит работать.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев В.Г. Основы международных воздушных сообщений - М.: НОУ ВКШ Авиабизнес, 2010.
2. Афанасьев В.Г. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2008. - Ч. 1.
3. Афанасьев В.Г. Внешнеэкономическая деятельность: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 2009. - Ч. 2.
SOME PROBLEMS OF MULTILATERAL COOPERATION IN THE FIELD OF EXTERNAL ECONOMIC ACTIVITIES IN THE CIVIL AVIATION
Afanasiev V.G.
The Article deals with some problems in to - day multilateral cooperation in the field of External economic activities of states and airlines and their solutions within the frames of ICAO and IATA.
Key words: multilateral cooperation, regulation, problems.
Сведения об авторе
Афанасьев Василий Григорьевич, 1938 г.р., окончил Харьковский авиационный институт (1965), академик Российской академии транспорта, доктор экономических наук, профессор кафедры менеджмента МГТУ ГА, автор более 130 научных работ, область научных интересов - внешние экономические связи, международное сотрудничество.