2006
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Менеджмент, экономика, финансы
№104
УДК 656.7:658
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ АВИАПЕРЕВОЗОК РФ
Л.П. ВОЛКОВА
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.
В статье представлены правовые основы международных авиаперевозок РФ, определяемых принципами и нормами, регулирующими деятельность воздушным транспортом ГА в целом.
Воздушный транспорт является международной производственно - транспортной системой, осуществляющей авиаперевозки пассажиров и грузов по всему земному шару. За год перевозится около млрд. пассажиров, при общем налете свыше 10000 млн. км. Для надежного функционирования международного воздушного транспорта необходимо обеспечение безопасности, регулярности воздушного движения и качественного обслуживания авиаперевозок.
Авиаперевозки, как основная составляющая авиационной транспортной системы, определяется правовыми принципами и нормами управления воздушного транспорта ГА.
В свою очередь, авиаперевозки включают три основных составляющих системы воздушного транспорта: авиалинии, эксплуатируемые авиакомпаниями; пользователей в лице пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей и аэропортов, обеспечивающих их наземное обслуживание. От взаимодействия этих трех составляющих зависит эффективность обслуживания авиаперевозок в целом.
С точки зрения эффективности работы любой системы, каждый из ее элементов должен достигнуть некоторого равновесия с остальными, иначе появятся нежелательные условия для функционирования всей системы. Неадекватное функционирование одного из элементов может стать причиной нарушения безопасности, регулярности и деятельности воздушного транспорта ГА.
Это обстоятельство требует рассмотрения обеспечения авиаперевозок в правовой системе воздушного транспорта, которая представляет трехуровневое управление функционированием системы, представленное на рис. 1.
Международный уровень правовой системы основывается на принципах и нормах международного воздушного права, на стандартах и рекомендациях международных организаций и на двусторонних соглашениях государств.
Основными принципами международного воздушного права являются:
- принцип полного и исключительного суверенитета государства над воздушным пространством в пределах его территории, включая внутренние воды и территориальные моря;
- принцип обеспечения безопасности международной гражданской авиации;
- принцип свободы полетов воздушных судов всех государств в международном воздушном пространстве, которым является пространство над открытым морем и международными морскими проливами.
Эти принципы легли в основу многосторонних межгосударственных соглашений (конвенций), которые и являются основными источниками международного воздушного права. Схема международной правовой системы воздушного транспорта приведена на рис. 2. Основными соглашениями, регулирующими деятельность авиаперевозок, являются: Варшавская, Чикагская, Римская и Монреальская конвенции.
Рис. 1. Схема правовой системы воздушного транспорта
«Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929 года)» унифицировала в однообразном порядке условия международных воздушных перевозок, определила порядок и пределы ответственности перевозчика, основные принципы предъявления исков и претензий и ряд других вопросов. Варшавская конвенция установила перечень и формы единообразных по содержанию перевозочных документов, которые используются в практике воздушных перевозок и в настоящее время: пассажирский билет; багажная квитанция; грузовая накладная; квитанция сверхнормативного багажа; багажная и грузовая бирки. СССР ратифицировал Варшавскую конвенцию в 1934 году. С развитием международных авиаперевозок и гражданской авиации в целом отдельные положения Варшавской конвенции потребовали уточнения и изменения. В 1955 году в Гааге представителями государств, в том числе СССР, был подписан Протокол, внесший ряд поправок в Варшавскую конвенцию. Конвенция и Протокол рассматриваются как единый документ и называются Варшавская конвенция с изменениями. Варшавско-Гаагская система ответственности применяется перевозчиками большинства стран мира, кроме США. Варшавская система ответственности авиаперевозчика представлена ст.116 Воздушного кодекса Российской Федерации, определяющей ответственность перевозчика при международных перевозках.
В 2003 году 32 государства подписали «Монреальскую конвенцию для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1999 года)». Отдельные статьи конвенции и пределы ответственности значительно отличаются от режима Варшавской конвенции. Российская Федерация не ратифицировала эту конвенцию.
Особое место в международном воздушном праве занимает Конвенция о международной гражданской авиации (Чикагская конвенция 1944 года).
На сегодняшний день это основной международно-правовой документ, регулирующий деятельность гражданской авиации и порядок использования воздушного пространства.
В первой части конвенции «признается полный и исключительный суверенитет государства над воздушным пространством над его территорией, которая включает сухопутные территории и прилегающие к ним территориальные воды, а также территории, находящиеся под суверенитетом, сюзеренитетом, протекторатом или мандатом государства члена ИКАО».
Данный принцип конвенции лежит в основе воздушного законодательства РФ: «Российская Федерация обладает полным и исключительным суверенитетом в отношении воздушного пространства Российской Федерации».
Международное право
Международное воздушное право
Многосторонние межгосударственные соглашения (конвенции)
Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (1929 г.) Чикагская конвенция о международной гражданской авиации (1944 г.) Римская конвенция об ответственности перед третьими сторонами (1952 г.) Монреальская конвенция о борьбе с актами незаконного вмешательства в деятельность ГА (1971 г.)
Гаагский протокол (1955 г.) Создана международная организация ГА (ИКАО) Монреальский протокол (дополнение 1978 г.) Протокол об актах насилия в аэропортах
Международная организация ГА (ИКАО) (1947 г.) International Civil Aviation Organization (ICAO)
Международная ассоциация воздушного транспорта (ИАТА) (1945 г.) International Air Transport Association (IATA)
Международный совет аэропортов (АСИ) (1991 г.) Airports Council International (ACI - World)
Двусторонние соглашения РФ
Коммерческие соглашения о наземном обслуживании
Договор о воздушной перевозке
Рис. 2. Международная правовая система
После ратификации Чикагской конвенции договаривающимися государствами в 1947 году начала функционировать Международная организация гражданской авиации (ИКАО), основное назначение которой состоит в том, «чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и надлежащим образом и чтобы международные воздушные сообщения могли устанавливаться на основе равных возможностей». В 1970 году СССР вступил в ИКАО, а в 1977 стал членом Совета ИКАО. Положения Конвенции о международной гражданской авиации, касающиеся единообразия правил, стандартов, процедур и организации в области гражданской авиации, конкретизируются в приложениях к Конвенции, разрабатываемых ИКАО.
Римская конвенция 1952 года устанавливает объективную ответственность владельца (эксплуатанта) воздушного судна за ущерб, причиненный третьим лицам на поверхности. Пределы
ответственности для каждого воздушного судна и в каждом отдельном случае зависят от взлетной массы воздушного судна. Протокол, подписанный в 1978году, значительно повысил пределы ответственности и внес ряд изменений и упрощений текста конвенции. СССР присоединился к этой конвенции в 1982 году. По российскому законодательству на перевозчике воздушного судна лежит обязанность возместить причиненный им вред третьим лицам на поверхности в размере, установленном статьями 130 и 131 Воздушного кодекса РФ.
Резкий рост числа актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации потребовал разработки и принятия правовых норм, обеспечивающих безопасность авиаперевозок. Для применения правовых норм в этих случаях разработан и принят ряд международноправовых документов, направленных на борьбу с этим явлением: «Конвенция о преступлениях и некоторых других действиях, совершенных на борту воздушного судна» (Токио, 1963 г.), «Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов» (Гаага, 1970 г.), «Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации» (Монреаль, 1971 г.). Российская Федерация является участником всех этих конвенций. В 1988 г. подписан «Протокол о борьбе с незаконными актами, насилия в аэропортах», дополняющий Монреальскую конвенцию. Основные положения обязательств Международных конвенций и соглашений по обеспечению безопасности и порядка международных воздушных сообщений представлены в главе XII Воздушного кодекса РФ «Авиационная безопасность» и во внутригосударственном административном, гражданском, уголовном праве.
В настоящее время представленные конвенции являются действующими рабочими документами, которые дополняются и совершенствуются новыми правилами и нормами в виде «Стандартов и рекомендуемой практики ИКАО», «Рекомендаций неправительственных организаций ИАТА, АСИ» и др.
Международным воздушным правом предусмотрены как многосторонние договора (конвенции), в которых участвуют все или почти все государства, так и двусторонние договора и соглашения между отдельными государствами. Двусторонние договора устанавливают правила и нормы «прямого действия», определяя назначенные авиапредприятия, которым делегируются права на эксплуатацию и обслуживание международных авиаперевозок.
В мировой практике не существует единого подхода государств к юридической силе норм национального и международного права. Одни государства исходят из преимущества норм международного воздушного права, другие - из преимущества норм национального законодательства. Государственный уровень правовой системы воздушного транспорта России основывается на Воздушном законодательстве РФ, структурный состав которого приведен на рис. 3. Основным документом законодательства РФ является Воздушный кодекс (ВК, 1997 г.), нормы и правила которого основаны на Конституции РФ и Гражданском кодексе.
Однако, «если международным договором РФ установлены иные правила, чем те которые предусмотрены Воздушным кодексом, применяются правила международного договора» (ст. 3 ВК).
Воздушный кодекс РФ устанавливает правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации:
- обеспечение коммерческой деятельности при использовании воздушного пространства собственными и иностранными авиаперевозчиками;
- обеспечение наземного обслуживания авиаперевозок на территории РФ и иностранной территории;
- обеспечение государственного регулирования и контроля деятельности авиапредприятий.
Системы государственного регулирования и функционирования авиапредприятий РФ приведены на рис. 4.
Рис. 3. Воздушное законодательство РФ
Государственная система правовых отношений, несмотря на различные формы собственности авиапредприятий, устанавливает общие правила деятельности и общие правила ответственности, которые и должны обеспечить безопасность на воздушном транспорте, а также регулярность авиаперевозок и их качественное обслуживание. Представленные сферы регулирования отношений при авиаперевозках обеспечиваются различными системами, службами, производственными комплексами и техническими средствами. Для обеспечения их надежной и качественной работы осуществляется контроль со стороны государства, который в первую очередь требует сертификации, аттестации используемого оборудования, технических средств автоматизации и механизации и пр., а также лицензирования деятельности персонала задействованных служб.
ВК 1997 г. отличается от кодекса 1983 г. прежде всего тем, что вводит гражданскую авиацию в рыночную экономику. Это представлено ст. 7 ВК, по которой «имущество гражданской и экспериментальной авиации - воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие, предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства, могут находиться в собственности юридических лиц. В собственности граждан Российской Федерации могут находиться гражданские воздушные суда». Установление «частной собственности на имущество авиации» требует, с одной стороны, сохранения ответственности государства за его эксплуатацию и за обеспечение безопасности при авиационной деятельности и одновременно обеспечения коммерческих интересов авиапредприятий и государства при эксплуатации этой собственности.
Рис. 4. Системы государственного регулирования деятельности авиапредприятий
Корпоративный уровень правовой системы определяется составом документов, разрабатываемых самим авиапредприятием. Одним из основных документов является «Правила международных авиаперевозок». Этот документ основывается на правилах и нормах Международного воздушного права и Воздушного кодекса РФ (ст. 102 п.2.): «Перевозчики вправе устанавливать свои правила воздушных перевозок. Эти правила не должны противоречить общим правилам воздушной перевозки и ухудшать уровень обслуживания пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей».
Состав и количество документов авиапредприятий зависит от конкретной деятельности данного предприятия (рис. 5.).
Таким образом, можно отметить, что правовое обеспечение авиаперевозок основывается на нормах и правилах трех систем управления воздушным транспортом РФ, от выполнения которых авиапредприятиями (авиакомпаниями, аэропортами) и пользователями зависит надеж-
ность, безопасность, регулярность и качество авиаперевозок, что в конечном итоге и определяет эффективность функционирования воздушного транспорта РФ.
Устав авиапредприятия
Планы развития авиапредприятия (стратегический, тактический, оперативный)
Правила между- Руководство Стандарты Технологии по Инструкции по
народных авиа- по оперирова- авиапредприя- организации выполнению
перевозок нию тия производства работ
Договора и соглашения авиакомпаний с аэропортами, агентами, хэндлинговыми компаниями и клиентами и пр.
Положения подразделений и отделов
Должностные инструкции
Приказы Распоряжения Планы работ
Рис. 5. Примерный состав документов авиапредприятия
LAWFUL BASES OF INTERNATIONAL AIRTRANSPORTATION
Volkova L.P.
The principles and norms of international air regulations; norms and legal regulations of air legislation of Russian Federation and corporative-lawful rules of air enterprises are represented, in the article «Lawful bases of international air transportation».
Сведения об авторе
Волкова Леокадия Павловна, окончила МАДИ (1962), кандидат технических наук, доцент МГТУ ГА, автор более 50 научных работ, область научных интересов - организация воздушных перевозок.