Научная статья на тему 'Нормативные акты, регламентирующие внутренние и международные авиаперевозки в РФ'

Нормативные акты, регламентирующие внутренние и международные авиаперевозки в РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
11470
738
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мельникова К.А., Сафронов В.В.

Все авиаперевозки в Российской Федерации регламентируются определенными документами, в которых прописаны основные правила и положения авиаперевозок. Именно о таких документах и их положениях пойдет речь в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мельникова К.А., Сафронов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нормативные акты, регламентирующие внутренние и международные авиаперевозки в РФ»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 669.713.7

К. А. Мельникова Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский институт бизнеса, управления и психологии, Красноярск

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ВНУТРЕННИЕ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ АВИАПЕРЕВОЗКИ В РФ

Все авиаперевозки в Российской Федерации регламентируются определенными документами, в которых прописаны основные правила и положения авиаперевозок. Именно о таких документах и их положениях пойдет речь в данной статье.

В Российском законодательстве основным документом, регламентирующим деятельность гражданской авиации и авиакомпаний, является Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 года № 60 ФЗ, который является Федеральным Законом, утвержденным Президентом РФ [1].

Воздушный кодекс разработан на основе Законодательства РФ и Международного Воздушного права; он устанавливает правовые, организационные и экономические основы использования воздушного пространства Российской Федерации. Воздушный кодекс регулирует отношения между физическими и юридическими лицами, возникающие в процессе осуществления авиаперевозок. В частности, в главе II, статье 12 «Государственное регулирование использования воздушного пространства», сказано, что государственное регулирование в области гражданской авиации осуществляет специально уполномоченный орган. В настоящее время это Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ), созданная в структуре Минтранса на базе Государственной Службы Гражданской Авиации (ГСГА). ФАВТ осуществляет государственное регулирование деятельности по использованию той части воздушного пространства, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс (внутренних и международных), местных воздушных линий районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов; контроль за соблюдением на территории РФ Воздушного кодекса, национальных и международных требований, стандартов, норм, правил и процедур в отрасли гражданской авиации, а также защиту интересов РФ при взаимодействии с полномочными органами других стран и международными организациями осуществляет в качестве государственного полномочного органа гражданской авиации России.

Основными документами ФАВТ, регулирующими деятельность авиакомпании в части перевозок, являются:

• положения и инструкции по сертификации и лицензированию деятельности авиакомпаний;

• нормативно-правовая база форм и методов управления;

• нормативно-правовая база экономической, инвестиционной, тарифной, кадровой и социальной политики;

• положения по развитию международного сотрудничества и внешне экономических связей РФ с межгосударственными организациями в области ГА;

• положения по использованию воздушного пространства и организации воздушного движения;

• обязательные для исполнения физическими и юридическими лицами федеральные авиационные правила, руководства, положения, стандарты, нормы и другие нормативные документы.

ФАВТ координирует деятельность авиапредприятий, авиакомпаний и аэропортов независимо от их форм собственности.

Деятельность авиакомпании и соответственно все разрабатываемые ею нормативные и руководящие документы должны быть согласованы и отвечать предъявляемым к ним требованиям со стороны ФАВТ.

Для установления единых, для всех государств, правил, касающихся регулирования вопросов международных воздушных сообщений, перевозок пассажиров и грузов уже в 1929 г. государства сочли необходимым разработать и заключить «Варшавскую Конвенцию» для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок [2]. Основной целью Конвенции является регулирование условий международных воздушных перевозок в отношении документов, употребляемых для этих перевозок, и ответственности перевозчика. Варшавская конвенция с поправками Гаагского протокола 1955 г, установила перечень и формы единообразных документов, используемых в международных воздушных перевозках (пассажирский билет, багажная квитанция, грузовая накладная, квитанция сверхнормативного багажа, багажная и грузовая бирки и др.), закрепила общие правила перевозки пассажиров и грузов на международных линиях, урегулировала вопросы ответственности перевозчика перед пассажирами, грузоотправителями и грузополучателями.

В 1944 г. на конференции в Чикаго была учреждена Международная организация гражданской авиации - ИКАО (Международная организация гражданской авиации - специализированное учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности. ИКАО учреждена «Конвенцией о международной гражданской авиации»), основное назначение которой состоит в том, «чтобы международная гражданская авиация могла развиваться безопасным и надлежащим образом, и чтобы международные воздушно-транспортные сообщения могли устанавливаться на основе равных возможностей и осуществляться надежно и экономично» [3]. На ИКАО возложены задачи координации действий государств по эксплуатации международных воздушных линий, содействия развитию воздуш-

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

ного транспорта и обеспечения безопасности международных полетов.

Международные воздушные сообщения, как регулярные, так и нерегулярные осуществляются в целях перевозок пассажиров, багажа, грузов и почты за плату, т. е. носят коммерческий характер.

Основными документами, регулирующими коммерческую политику воздушного транспорта, являются тарифы и правила их применения, которые устанавливаются Международной авиатранспортной ассоциацией ИАТА (Международная ассоциация воздушного транспорта, ИАТА международная неправительственная организация. Штаб-квартира находится в Монреале. Европейский центр - в Женеве. ИАТА имеет 101 представительство по всему миру). Эта международная организация объединяет авиакомпании всего мира.

Для осуществления международных авиаперевозок между отдельными авиакомпаниями заключаются двухсторонние соглашения о воздушных сообщениях, которые предусматривают взаимное согласование тарифов за авиаперевозки. В этих соглашениях предусматриваются санкции за нарушение условий эксплуатации международных воздушных линий, чаще всего такие санкции применяются за нарушение тарифов на авиаперевозку.

На основе указанных выше международных и российских документов в авиакомпании разработана и введена в действие собственная нормативная база по

воздушным перевозкам и наземному обслуживанию пассажиров.

Основными нормативными документами, регламентирующими деятельность СОПП аэропорта (авиакомпании) при производстве воздушных перевозок пассажиров и багажа и взаимоотношения (права и обязанности) аэропорта (авиакомпании) и клиентов, являются «Правила перевозки пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании)» и «Технология наземного обслуживания пассажиров и багажа аэропорта (авиакомпании)». Процесс регулирования перевозок и реализации услуг на воздушном транспорте сложен и многообразен. Он осуществляется с использованием многих механизмов государственного регулирования авиатранспортной деятельности в Российской Федерации. Важнейшим элементом в этом процессе являются нормы воздушного права.

Библиографические ссылки

1. Воздушный кодекс и Федеральные авиационные правила. М., 2012.

2. Кушнир И. В. Международное частное право Договор международной перевозки грузов. Варшавская конвенция 1929 г

3. Конвенция о международной гражданской авиации 1944 года. ICAO Doc. 7300/6 (1980/93). 6-е изд.

© Мельникова К. А., 2014

УДК 341.241

Р. М. Михолап Научный руководитель - В. В. Сафронов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

АНАЛИЗ ДОГОВОРА О ЗАПРЕЩЕНИИ ИСПЫТАНИЙ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ В АТМОСФЕРЕ, В КОСМИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ И ПОД ВОДОЙ

Ядерное оружие - это оружие массового поражения, оказывающее колоссальное разрушающее действие и уносящее своей огромной мощью жизни миллиардов людей. Статья посвящена рассмотрению международного соглашения, ограничивающего эксплуатацию ядерного оружия, и современному видению вопроса ядерного разоружения.

Где-то в пятидесятых годах прошлого столетия, после окончания крупнейшей войны в истории человечества, после незабываемой трагедии в Хиросиме, правительства многих государств начали задумываться о необходимости создания такого всемирного договора, который бы обезопасил человечество от нового вида оружия.

Международный договор о запрещении испытаний ядерного оружия в трех средах, в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, был подписан в Москве 5 августа 1963 года представителями Союза Советских Социалистических Республик, Соединенных Штатов Америки и Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии [1].

Инициатором создания соглашения о прекращении испытаний ядерного оружия выступило Советское правительство ещё в начале июля 1963 года.

10 октября договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, в космическом пространстве и под водой, известный под названием «Московский», вступил в законную силу после ратификации его тремя первоначальными участниками.

Главной целью договора выступило соглашение о необходимости завершения гонки вооружений и прекращения эксплуатации ядерного и любого другого оружия. Такая цель «Московского» договора полностью соответствует целям Организации Объединенных Наций.

Правительства СССР, США и Соединенного Королевства создали международный договор для того, чтобы навсегда обезопасить человечество от вреда радиоактивных веществ.

Этот договор состоит преамбулы и пяти статей, в которых определены права и обязанности государств-участников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.