11. Миловидов В.Л. Выдвиженчество - важнейший путь формирования партийно-советских кадров для деревни (1917-1925 гг.) // Социально-политическое и экономическое развитие советской деревни. - Ярославль, 1979. - С. 117.
12. Рабочий край. - 1919.
13. Протоколы III Всероссийского съезда совпартшкол. Стенографический отчет. - М., 1924. - С. 9.
14. Российский Государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 17. -Оп. 4. - Д. 142.
15. Центр документации новейшей истории «Государственный архив Ярославской области» (ЦДНИ ГАЯО). - Ф. 1. - Оп. 27. - Д. 437.
16. ЦДНИ ГАЯО. - Ф. 1. - Оп. 27. - Д. 437.
17. ЦДНИ ГАЯО. - Ф. 1. - Оп. 27. - Д. 437.
18. Центр документации новейшей истории Костромской области (ЦДНИКО). - Ф. 679. - Оп. 1. -Д. 35.
19. ЦДНИКО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 87.
20. ЦДНИКО. - Ф. 1. - Оп. 1. - Д. 495.
УДК 94(470+571)"1917/..."
Миловидова наталья Владимировна
кандидат исторических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
НЭПОВСКАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ 1920-Х ГОДОВ: ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
В статье представлен краткий историографический обзор советских, современных, в том числе региональных, исследований по истории Советской России 1920-х гг. периода новой экономической политики. Автор выделяет основные проблемы изучения нэпа в 1920-е - 1980-е гг., в частности причины введения нэпа, его сущностные черты, доколхозная деревня и переход крестьянства к нэпу, роль рабочего класса в восстановлении народного хозяйства, формы и методы культпросветработы, которые рассматривались ещё современниками нэпа - партийными и государственными деятелями (В.И. Лениным, Н.И. Бухариным, Л.Д. Троцким, И.В. Сталиным), учёными-экономистами (Ю. Лариным (Лурье), Е.А. Преображенским, Н.Д. Кондратьевым, А.В. Чаяновым), эмигрантами (Н. Устряло-вым, П. Струве и др.).
Особое внимание уделяется исследованиям 1950-х - 1970-х гг.: Э.Б. Генкиной, А.П. Молчановой, С.Г. Струмили-на, Т.А. Ремизовой, Ю.А. Полякова, В.П. Данилова, - внёсших свой вклад, несмотря на все идеологические препоны советского времени.
Представляют интерес и труды современных авторов 1990-х - 2000-х гг. (В.П. Дмитриенко, Н.С. Симонов, Н.Б. Лебина, А.К. Соколов, А.М. Балашов, С.Л. Данильченко, В.П. Булдаков и др.), благодаря которым расширилась «традиционная» нэповская проблематика, обновились подходы в изучении. В обзоре перечисляются наиболее актуальные темы: рыночный компонент нэпа и его противоречия, деформации советской политической системы, демографическая история, повседневность, трудовые конфликты, забастовки, альтернативы, уроки, региональное измерение нэпа.
Автор характеризует и региональные исследования, некоторые учебные пособия для студентов вузов по истории нэпа, подготовленные в том числе на местных материалах.
Ключевые слова: советская Россия 1920-х гг., модернизация, новая экономическая политика (нэп), советские и современные отечественные исследования по нэпу.
Одной из противоречивых страниц советской истории 1920-х гг. является период новой экономической политики. На протяжении более чем 90 лет нэп исследовался с разной интенсивностью и в разном контексте. Так, в послевоенные годы он изучался с точки зрения опыта восстановления народного хозяйства, а в период «хрущевской оттепели» в центре внимания историков и экономистов был рыночный аспект этой политики. В 1970-е, почти как и в 1930-е гг., наступило некоторое затишье в разработке темы в условиях постсталинизма «брежневского образца». И только в связи с переходом России к рыночным реформам, особенно на современном этапе, интерес к новой экономической политике вновь возрос.
Целью статьи является выделение основных направлений в исследовании нэпа в рамках советского и современного периодов отечественной историографии.
Советский период историографии нэпа открыли его современники - государственные, партийные деятели: В.И. Ленин, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий, И.В. Сталин, а также ученые-экономисты: Ю. Ларин (Лурье), Е.А. Преображенский, Н.Д. Кондратьев, А.В. Чаянов и др. [11; 36]. Отреагировали на нэп и эмигранты: Н. Устрялов, Ф. Дан, Н. Валентинов (Вольский), Ю. Мартов, П. Струве. В своих статьях, работах и речах, носящих как историографический, так и источниковедческий характер, они обосновали необходимость перехода от политики «военного коммунизма» к нэпу, охарактеризовали некоторые из его сущностных черт (продналог, использование форм госкапитализма, в том числе кооперации), приводя интересные статистические данные и факты. При этом большинство из них подчеркивали, что нэп - это переходный период в построении социализма, вынужденный противоречивый шаг отступления в условиях послевоенной разрухи.
104
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- № 6, 2014
© Миловидова Н.В., 2014
В 1950-е - 1970-е гг. наиболее значимыми стали труды Э.Б. Генкиной, А.П. Молчановой, С.Г. Стру-милина, И.Я. Трифонова, А.А. Матюгина, Т.А. Ремизовой, Ю.А. Полякова, В.П. Данилова и других исследователей [3; 7; 14; 26; 27]. Они обратились к рассмотрению социально-экономического, политического и культурного аспектов новой экономической политике. В частности, речь шла о роли рабочего класса в восстановлении народного хозяйства, о переходе к нэпу крестьянства, о жизни доколхозной деревни, об упрочении союза рабочего класса и крестьянства, обострении классовой борьбы, о разнообразной культурно-просветительной работе. Отметим в этом плане и несколько глав в многотомном издании «История СССР с древнейших времен» [10], посвященных нэпу и написанных некоторыми из указанных авторов на широкой источниковой базе.
Все труды о нэпе, опубликованные в советские годы, естественно, были написаны в соответствующих идеолого-политических традициях.
В современный период круг исследователей расширился. Они стали активнее разрабатывать рыночный компонент нэпа, его противоречия, деформации советской политической системы, демографическую историю, повседневность, трудовые отношения, конфликты, забастовки на производстве, альтернативы, уроки и т.д. [4; 12; 23; 32; 33]. Одной из первых и наиболее интересных попыток отыскать пути перевода дискуссий о нэпе на качественно новый уровень явилось издание сборника с участием Р.У Дэвиса, В.П. Дмитриенко, В.А. Мау и др. ученых [21]. Следующим принципиально важным шагом в научном осмыслении всего комплекса проблем нэповской России стало научное издание «Россия нэповская» [29]. В известной мере, независимо от желания самих партийных вождей, нэп, как пишет руководитель этого авторского коллектива С.А. Павлюченков, превратился в средство решения важнейшей исторической задачи, вставшей перед Россией еще в середине XIX в., состоявшей в осуществлении модернизационной трансформации. Поэтому все чаще нэп сегодня называют «нэповской модернизацией». Исследователи отмечают, что главным содержанием 1920-х гг. являлся не нэп как таковой, а завершение создания государственного мобилизационного аппарата, который бы позволил наверстывать упущенное с 1913 г. время. Определяют авторы и исходное системное противоречие нэпа - это соединение экономического либерализма и политического монополизма. Таким образом, как справедливо отмечает в своей рецензии на эту книгу В.А. Надеждина, нарушается один из барьеров в советской историографии - барьер преемственности и взаимосвязанности исторического процесса в дореволюционной и постреволюционной России. Особый интерес для нас представляет и современное оригиналь-
ное комплексное исследование экономических, политических и социокультурных аспектов нэпа, осуществленное в свете новых подходов и документов, прошедшее апробацию на состоявшейся 6-й конференции в Институте российской истории РАН по нэповской тематике [22].
В рамках современного периода исследований, на наш взгляд, особого внимания требуют те работы, которые вышли в период 2010-2013 гг. Среди них труды С.А. Есикова, А.Ю. Давыдова, А.М. Балашова, С.Л. Данильченко, Л.Н. Суворовой, А.В. Зотовой, В.Н. Тарасенко, В.П. Булдакова и др. Их изучение позволяет нам сегодня обозначить ряд вновь актуальных проблем:
- нэп в деревне как альтернатива сталинской коллективизации[8]; крестьянская повседневность эпохи нэпа; нэп в региональном измерении; кооператоры советского города;
- возрождение и развитие предпринимательства при нэпе; нэповская многоукладная экономика: между государством и рынком [34]; концессии и советская экономика; хозяева и «хозяйчики» [9];
- нэп в истории культуры [20];
- советская повседневность 1920-х гг. [24]; нэповская повседневность в современной российской историографии [35];
- нэп как пролог сталинизма глазами историка и социального психолога [1].
Отметим также появление учебных пособий по истории нэпа для студентов вузов, в том числе электронных [16; 18; 28; 31].
Отдельного рассмотрения заслуживают и региональные исследования.
Обращение к трудам местных ученых, занимавшихся и занимающихся многоаспектной темой истории 1920-х гг., показало, что нэп в Костромском крае не был темой специального исследования и чаще рассматривались только его какие-то отдельные стороны. Одними из первых об осуществлении нэпа в Костромской губернии в 1950-е - 1960-е гг. стали писать М.И. Краснов, Н.Н. Владимирский, П.М. Победоносцев, М.И. Си-няжников. На основе широкого круга источников, в том числе местной периодической печати, богатых статистических данных, взятых как из опубликованных, так и из архивных материалов, авторы попытались через призму своего времени проанализировать проведение новой экономической политики в губернии в области экономики, партийно-политической и культурной сфер и показали, как нэп способствовал восстановлению хозяйства губернии после Гражданской войны.
1970-е гг. были отмечены появлением новых статей и материалов по отдельным вопросам нэпа. Среди них - пути формирования партийно-советских кадров, в том числе для костромской деревни, работа в этот период партийных организаций на селе [15]. В последующие годы наиболее
активно стала изучаться кооперация в годы нэпа, в том числе потребительская [6] и сельскохозяйственная [25]. Авторы указывают на то, что, хотя возрождение кооперации шло на изначально присущих ей принципах, активность хозяйств росла медленно. Вписалось в контекст изучения указанной проблемы и исследование Е.Е. Голубева, который, активно используя статистические данные, показывает, как менялся уровень жизни советских рабочих в 1920-е гг., в том числе и костромичей [5].
Наиболее востребованным аспектом истории 1920-х гг. в крае со временем стала проблема формирования интеллигенции из рабочих и крестьян [2], в том числе художественной, учительской, технической, а также партийно-государственная политика по отношению к старой интеллигенции.
Активно ведет разработку истории Костромского края в первой половине 1920-х гг. Н.В. Ми-ловидова [17]. Два аспекта исследуются автором в первую очередь - это культурно-просветительная работа в костромской деревне, деятельность губернского и местных политпросветов в условиях нэпа: создание, кадры, формы и методы работы, результаты; а также социально-экономические вопросы развития Костромы и губернии в указанные годы, повседневная жизнь костромичей.
Особый интерес представляют диссертация и разнообразные статьи, подготовленные А.Н. Ря-бининым [30] и посвященные в том числе деятельности в те годы различных политических партий, ликвидации идеологической и политической оппозиции.
С конца 1990-х гг., благодаря работе молодых костромских ученых, наметились новые направления в изучении истории 1920-х гг. Обобщающим исследованием о взаимоотношениях советского государства и РПЦ в Верхнем Поволжье в этот период стал выход монографии Н.С. Майоровой [13]. Заслуживает внимания исследование А.Г. Митро-ва, посвященное верхневолжской деревне накануне коллективизации [19]. Борьба с голодом в Поволжье и вклад костромичей в его ликвидацию представлены в публикации А.И. Григорьева.
1920-е гг. отражены в краеведческой литературе не только в работах историков, но и филологов. Так, Б.М. Козлов через «литературные портреты» раскрывает этот период как один из относительно благоприятных, богатых по содержанию и интенсивности периодов литературной жизни Костромы после 1917 г.
Таким образом, по истории Костромского края в 1920-е гг. написаны статьи, диссертации, учебные пособия, но комплексного исследования еще нет.
Разные аспекты новой экономической политики и ее региональные особенности освещаются также в трудах владимирских, ивановских, ярославских и других ученых. Все это заставляет задуматься о необходимости создания обобщающего
труда по осуществлению нэпа в Центральной России в целом.
Итак, продолжает с каждым годом расширяться проблематика исследования нэповской модели российской модернизации 1920-х гг., источниковая база пополняется всё новыми и новыми, в том числе региональными, материалами, обновились подходы в изучении, но, надо признать, до сих пор нет серьёзного современного обобщающего труда по историографии и истории нэпа, в котором был бы учтён опыт разных лет.
Библиографический список
1. Булдаков В.П. Утопия, агрессия, власть. Психосоциальная динамика постреволюционного времени. Россия, 1920-1930 гг. - М.: РОССПЭН, 2012. - 759 с.
2. Волков Д.А. Формирование интеллигенции из рабочих и крестьян в 1917-1925 гг.: противоречивый опыт и уроки (по материалам государственных, партийных и общественных организаций Верхнего Поволжья): дис. ... канд. ист. наук. -Кострома, 1993.
3. Генкина Э.Б. Переход советского государства к новой экономической политике (1921-1922). -М.: Госполитиздат, 1954. - 504 с.
4. Гимпельсон Е.Г. Новая экономическая политика Ленина - Сталина. Проблемы и уроки (20-е гг. XX в.). - М.: Собрание, 2004. - 304 с.
5. Голубев Е.Е. Уровень жизни советских рабочих в годы новой экономической политики 19211927 гг. (на материалах губерний Верхнего Поволжья): дис. ... канд. ист. наук. - Ярославль, 1995.
6. Голубева И.В. Деятельность коммунистической партии по усилению роли потребительской кооперации в налаживании экономических связей города и деревни. 1921-1925 гг. (на материалах Верхнего Поволжья): дис. ... канд. ист. наук. - Л., 1981.
7. Данилов В.П. Советская доколхозная деревня: социальная структура, социальные отношения. - М.: Наука, 1979. - 359 с.
8. Есиков С.А. Российская деревня в годы нэпа: к вопросу об альтернативах сталинской коллективизации (по материалам Центрального Черноземья). - М.: РОССПЭН, Фонд Первого президента России Б.Н. Ельцина, 2010. - 246 с. (История сталинизма)
9. Зотова А.В. Хозяева и «хозяйчики» в Петрограде - Ленинграде в годы нэпа: по материалам периодической печати 1920-х гг. - СПб.: Полторак, 2010. - 35 с.
10. История СССР с древнейших времен до наших дней. - Т. VIII. - М.: Наука, 1967. - С. 15-392.
11. Кондратьев Н.Д. Избранные сочинения. -М.: Экономика, 1993. - 543 с.
12. Лебина Н.Б. Энциклопедия банальностей. -СПб.: Дмитрий Буланин, 2006. - 442 с.
106
Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «iv- № 6, 2014
13. Майорова Н.С. Государственно-церковные отношения в 1917 -1929 гг. (на материалах Верхнего Поволжья). - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - 292 с.
14. Матюгин А.А. Рабочий класс СССР в годы восстановления народного хозяйства (19211925). - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 364 с.
15. Миловидов В.Л. Деятельность коммунистической партии по формировании партийно-советских кадров в годы Гражданской войны и восстановительного периода (1918-1925 гг.): дис. ... д-ра ист. наук. - М., 1973.
16. Миловидов В.Л. Костромской край в XX в.: противоречивые страницы истории: электр. уч. пос. для студ. вузов / В.Л. Миловидов, А.М. Белов, Н.В. Миловидова. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2013.
17. Миловидова Н.В. Костромская губерния в 1920-е гг. // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия «Ист. науки»: Волжский рубеж. - 2005. - Спец. вып. - С. 90-97.
18. Миловидова Н.В. Новая экономическая политика в Центральной России в 20-е гг. XX в.: история и современность: уч. пос. для студ. вузов. -Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2007. - 232 с.
19. Митров А.Г. Верхневолжская деревня на переломном рубеже 1927-1929 гг. - Кострома: Изд-во Костр. ГСХА, 2009. - 121 с.
20. Нэп в истории культуры: от центра к периферии: сб. статей уч-ков междунар. науч. конф. / Саратовский гос. ун-т им. Н.Г. Чернышевского, Ин-т филологии и журналистики. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2010. - 410 с.
21. Нэп: приобретения и потери. - М.: Наука, 1994. - 215 с.
22. Нэп: экономические, политические и социокультурные аспекты. - М.: РОССПЭН, 2006. - 544 с.
23. Орлов И.Б. Советская повседневность: исторический и социологический аспекты становления. - М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2010. - 317 с.
24. Орлов И.Б., Пахомов С.А. «Ряженые капиталисты» на нэповском празднике жизни. - М.: Собрание, 2007. - 159 с.
25. Панкратова О.Б. Сельскохозяйственная кооперация в годы новой экономической политики. 1921-1927 гг. (на материалах губерний Верхней Волги): дис. ... канд. ист. наук. - Кострома, 1997.
26. Поляков Ю.А. Переход к нэпу и советское крестьянство. - М.: Наука, 1967. - 511 с.
27. Ремизова Т.А. Культурно-просветительная работа в РСФСР (1921-1925). - М.: Изд-во АН СССР, 1962. - 256 с.
28. Рогачева В.Д. Нэп: взгляд с разных сторон. 1921-1929 гг.: курс по выбору: электр. учебник. -Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2013.
29. Россия нэповская. - М.: Новый хронограф, 2002. - 446 с. (Россия. XX в. Исследования).
30. Рябинин А.Н. Идеологическое обеспечение новой экономической политики (Из опыта работы государственных и общественно-политических организаций Верхнего Поволжья в 1921-1925 гг.): автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Иваново, 1991.
31. Рянский Л.М. Курский край 1920 - 1930-х гг. Восстановление хозяйства на основе нэпа: электр. уч. пос. по истории Курского края. - Курск: КГУ, 2013.
32. Селиванов А.М. Социально-политическое развитие российской деревни в первые годы новой экономической политики: автореф. дис. . д-ра ист. наук. - Ярославль, 1994.
33. Симонов Н.С. Демократическая альтернатива тоталитарному нэпу // История СССР. - 1992. -№ 1. - С. 41-58.
34. Суворова Л.Н. Нэповская многоукладная экономика: между государством и рынком. - М.: АИРО - XXI, 2013. - 304 с.
35. Тарасенко В.Н. Нэповская повседневность в современной российской историографии: дис. ... канд. ист. наук. - М., 2013.
36. Чаянов А.В. Краткий курс кооперации. - М.: Центр. тов-во «Кооперативное изд-во», 1925. -77 с. (Репринт. изд.).