Научная статья на тему 'Нэповская модель российской модернизации 1920-х гг. : источниковый аспект'

Нэповская модель российской модернизации 1920-х гг. : источниковый аспект Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
883
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВЕТСКАЯ РОССИЯ 1920-Х ГГ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА (НЭП) / "NEW ECONOMIC POLICY" (NEP) / ТИПОЛОГИЯ ИСТОЧНИКОВ ПО НЭПУ / SOVIET RUSSIA OF 1920S / MODERNIZATION / TYPOLOGY OF SOURCES ON NEP

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миловидова Наталья Владимировна

В статье дается классификация и характеристика основных видов источников по истории советской России 1920-х гг. периода новой экономической политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Миловидова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The model of so-called New Economic Policy of the newly formed Soviet Union as Russian modernization in 1920s: source aspect

Тhe article presents a classification and characterization of the main types of sources on the history of Soviet Union of the 1920s in the period of the “New Economic Policy”.

Текст научной работы на тему «Нэповская модель российской модернизации 1920-х гг. : источниковый аспект»

УДК 94(470)

Миловидова Наталья Владимировна

кандидат исторических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

istclass@rambler.ru

НЭПОВСКАЯ МОДЕЛЬ РОССИЙСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ 1920-Х ГГ.:

ИСТОЧНИКОВЫЙ АСПЕКТ

В статье дается классификация и характеристика основных видов источников по истории советской России 1920-х гг. периода новой экономической политики.

Ключевые слова: советская Россия 1920-х гг., модернизация, новая экономическая политика (нэп), типология источников по нэпу.

Ключевой проблемой отечественной истории 1920-х гг. является новая экономическая политика. К этой проблеме научный интерес не всегда был одинаковым. По мере изменения социально-экономической, а главное политической, ситуации в нашей стране актуальность нэпа то возрастала, то затухала. На современном этапе интерес к истории России 1920-х гг. периода нэпа продолжает сохраняться. Свидетельством этого являются расширение проблематики, источниковой базы, публикации соответствующих исследовательских материалов1.

Целью статьи является рассмотрение основных видов источников, позволяющих раскрыть суть нэповской модели российской модернизации 1920-х гг.

Первая группа - источники законодательного характера. Это материалы УШ-ХП Всероссийских съездов Советов, декреты и постановления ВЦИК и ЦИК СССР, СНК РСФСР и СССР, Совета Труда и Обороны (СТО) по вопросам перехода к мирному социалистическому строительству, о восстановлении народного хозяйства, в том числе промышленности, о противоречивых мерах укрепления и развития крестьянского хозяйства, о плане ГО-ЭЛРО, начале новой экономической политики, продналоге, использовании различных форм госкапитализма (аренда, концессия, кооперация, торговля), об организации товарообмена между городом и деревней, изменении системы управления экономикой, работе экономических совещаний на местах, о трестировании и синдицировании наиболее крупных и технически оборудованных предприятий и о переходе этих объединений на хозрасчет, о новых формах оплаты труда, налоговой политике, денежной и судебной реформе и т.д. Документы этой группы помогают понять, как менялся курс власти после Гражданской войны и осуществлялся переход от политики «военного коммунизма» к нэпу, какова была суть этой противоречивой политики в 1920-е гг.2

Вторая группа - это программные и директивные документы и материалы РКП(б) - ВКП(б) и других политических партий. В первую подгруппу входят стенограммы, протоколы, постановления, резолюции, отчеты съездов, конференций и пленумов ЦК. Эти документы позволяют составить представление о политике партии большеви-

ков в переломное время перехода к нэпу, трудностях и противоречивой борьбе за принятие нового курса среди партийных руководителей как центрального, так и местного уровня, о перестройке партийной работы в условиях обострения классовой борьбы, о чистке партии 1921 г., об укреплении союза рабочего класса и крестьянства, оживлении Советов и росте активности общественных организаций, культурном строительстве, народном образовании и т.д.3 Интересно то, что на некоторых съездах выступали и костромские делегаты. Во вторую подгруппу включены произведения, речи и доклады лидеров РКП(б) - ВКП(б): В.И. Ленина, Н.И. Бухарина, Л.Д. Троцкого, И.В. Сталина и др. По этим материалам можно проследить, как со временем менялись взгляды, мнения по тому или иному вопросу у тех, кто давал добро на смену курса, определяя его необходимость, сущность, иногда перспективы.

Третья группа - делопроизводственные материалы государственных учреждений и общественных организаций. Это протоколы, постановления, доклады, отчеты, справки, инструкции, информации, сводки, переписка партийных, советских, хозяйственных и других органов о том, как шла пропаганда нэпа на местах и его принятие руководителями и населением, о сборе продналога, развитии разных форм кооперации, о торговле, изменении общественно-политической ситуации, повседневной жизни людей, культурном строительстве. Особый интерес для нас представляют костромские материалы, часть из которых была опубликована4, а другая находится в фондах центральных и местных архивов: Государственном архиве Российской Федерации (ГАРФ), Государственном архиве новейшей истории Костромской области (ГАНИКО), Государственном архиве Костромской области (ГАКО)5. Отметим и материалы У1-Х11 губпарт-конференций, проходивших в указанный период, решавших массу текущих вопросов партийного и хозяйственного строительства в крае.

Наиважнейшей группой источников являются статистические и другие справочные материалы, ведь нэп - это, прежде всего, вопросы экономики, а значит, и статистики6. Так, ценность представляют некоторые из материалов статистического, финансового отделов Костромского губисполкома

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 3, 2014

© Миловидова Н.В., 2014

86

Советов, а также губернской плановой комиссии7. Без них не понять, как выглядела экономика края после Гражданской войны, как шло восстановление местной промышленности, сельского хозяйства, развитие торговли, кооперации, что из себя представлял рынок труда, велика ли была безработица, какую деятельность осуществляла Костромская товарная биржа (КТБ), из чего формировался общегубернский бюджет, какими были налоговые поступления и средний годовой заработок рабочих, работников госбюджетной сферы (врачей, учителей, агрономов и др.), как развивалось сберегательное дело в губернии и сколько было вкладов и вкладчиков, сколько действовало школ, ликбезов, клубов, библиотек, изб-читален. Своеобразным источником является и костромской справочник «Вся Кострома»8. Это издание, состоящее из нескольких частей, было подготовлено работниками губернских и городских ведомств. В нем мы находим перечень государственных, партийных, профсоюзных органов и организаций, банков, трестов, заводов, хлебопекарен, чайных, ресторанов, магазинов, больниц, библиотек, клубов, школ, спортивных и других учреждений Костромы. Он содержит всестороннюю информацию о торговле как для торговцев, так и для рядовых покупателей (в частности, о приобретении патентов, борьбе за качество продукции, о порядке организации торговли и др.), рекламе. Справочник разъясняет и вопросы труда, ЖКХ, налогообложения, здравоохранения, народного образования, культпросветработы; информирует о борьбе с детской беспризорностью, реализации судебной реформы. Ценность этого издания и в том, что мы встречаем на его страницах фамилии известных в городе и губернии партийных, советских, военных, комсомольских, инженерно-технических деятелей, культпросветработников, представителей искусства, которые немало сделали для развития края. Справочник, безусловно, помогает, наряду с другими источниками, лучше представить микромир костромичей в период нэпа.

Следующая группа источников - периодическая печать. Она представлена центральными и местными (губернскими, уездными) партийны-ми9 и советскими10 газетами и журналами, а также бюллетенями и различными изданиями сугубо финансового и экономического содержания11. Несмотря на то что эти материалы полны официоза, они являются очень интересными и богатыми информацией практически о всех сторонах жизни, в том числе и повседневной. Директивные документы, аналитические материалы, статданные, очерки о современниках нэпа, реклама обогащают наше представление о 1920-х гг. и добавляют то, что не дают источники из других групп.

Дополнительные материалы мы находим в литературно-художественных, общественно-политических, сатирических и юмористических жур-

налах и газетах, издаваемых как в столице, так и в провинции12. Фельетоны, рассказы, юморески, корреспонденции с мест... В них писали не только рабселькоры, но и писатели. Они поднимали самые наболевшие вопросы - драму коммунальной квартиры, преступность, пьянство, разгильдяйство, спекуляция, бюрократизм и т.д. Авторы пытались бороться с плохими кооператорами, растратчиками; разоблачали подхалимов, управдомов, частников, хулиганов. Сегодня без них трудно понять повседневную жизнь 1920-х гг. Так, яркими среди них являются материалы костромичей о костромичах. Это - рассказ писателя-костромича В.А. Ники-форовского «Жизнь обновленная», стихи С.Д. Дунаева «Продналог», «О товарообмене в деревне», «Спекуляция», «Хитрость кулака», написанные на злобу дня, цикл очерков А.П. Алешина «Типы толкучки»13 и др.

Еще одна группа источников - это документы личного происхождения. Прежде всего - воспоминания и письма. Да, эти документы эмоциональны, субъективны, но именно они передают эпоху, время, нравы и чувства людей, своеобразные оценки ими всего происходившего в России14 и Костромском крае. За строками этих документов стоят судьбы их авторов - людей, которым выпало немало трудностей и лишений. Кому повезло - сумели приспособиться и нашли свое счастье в те далекие годы.

Безусловно, для представления общей ситуации в России помогут и два сборника документов15, в основном - это письма, отражающие взгляды рядовых россиян, в том числе и из провинции, на действия власти, экономические реформы, сложности в решении социальных проблем и др.

Что касается костромских материалов, то обратимся к автобиографической прозе, а по сути, воспоминаниям известного драматурга, костромича В.С. Розова, который застал нэп в Костроме, будучи ребенком, и со временем все это описал по памяти. «Я даже не знал, - вспоминал В.С. Розов, - что это называется НЭП, я просто с детским восторгом наблюдал, как преображалась наша бедная, голодная, ободранная жизнь, как все начинало сверкать и смеяться.»16. Читается все это на одном дыхании. О всплеске культурной жизни в Костроме в 1920-е гг. вспоминал старейший ученый, профессор КТУ В.Н. Аносов17. Это было время, отмечал он, когда создавались студийные театры, приезжали лучшие артисты страны, действовала музыкальная студия, издавалось много научной и художественной литературы, шли научные диспуты, и т.д.

Таким образом, только комплексное и критическое использование различных видов источников позволит более объективно и полно нарисовать противоречивую картину российской действительности в условиях нэповской модернизации 1920-х гг.

Примечания

1 Нэп: экономические, политические и социальные аспекты. - М., 2006; Юдина Т.В. Советские рабочие и служащие на концессионных предприятиях СССР в годы новой экономической политики: автореф. дис. ... д.и.н. - Астрахань, 2010; Волков Д.А. Местные органы власти в середине 20-х гг. XX века: власть рабочих и крестьян или ... власть от их имени (на материалах губерний Верхнего Поволжья) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. -Т. 1. - № 2. - С. 166-169; Ермушин М.В. Политика советского государства по материальному стимулированию инженерного труда в годы нэпа // Рабочие и общественно-политический процесс в России в конце Х1Х-ХХ вв.: мат-лы VI Всерос. науч. конф.: в 2 ч. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - Ч. II. - С. 83-89; и др.

2 Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных совет. соц. республик: сб. док. - Т. 1. - М., 1959; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных совет. соц. республик: сб. док. - Т. 4, ч. 1. -М., 1962; Декреты советской власти. Т. 11-13. - М., 1983-1989; Т. 15-16. - М., 1999-2004.

3 Десятый съезд РКП(б): стенограф. отчет. - М., 1963; Одиннадцатый съезд РКП(б): стенограф. отчет. - М., 1961; Двенадцатый съезд РКП(б): стенографический отчет. - М., 1968; Тринадцатый съезд РКП(б): стенограф. отчет. - М., 1963; Четырнадцатый съезд ВКП(б): стенограф. отчет. - М.; Л., 1926; Пятнадцатый съезд ВКП(б): стенограф. отчет. -Ч. 1-2. - М., 1961-1962; Десятая Всероссийская конференция РКП(б) // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. - 9-е изд. - Т. 2. - М., 1983; Одиннадцатая Всероссийская конференция РКП(б) // Там же; КПСС в резолюциях... - 9-е изд. - Т. 2-4. - М., 1983-1984; Как ломали нэп: стенограммы пленумов ЦК ВКП(б). 1928-1929: в 5 т. - М., 2000; и др.

4 XI Костромской губернский съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов. 6-11 июня 1921 г.: резолюции, постановления и тезисы. - Кострома, 1921; Отчет о деятельности Костромского губисполкома Советов за 1924 г. - Кострома, 1925; XVI Костромской губернский съезд Советов: резолюции. - Кострома, 1926; XV Костромская губпартконференция: резолюции. - Кострома, 1927; Ленинские документы о Костромском крае. - Ярославль, 1970; Из доклада костромской губчека об общем политическом и экономическом состоянии Костромской губернии на 10 ноября 1921 г. // Взгляд в прошлое: сб. док. (1918-1991 гг.). - Кострома, 2000; и др.

5 ГАРФ. - Ф. 2313 (Главполитпросвет); ГАНИ-КО. - Ф. 1 (Костромской губком РКП(б); ГАКО. -Ф. Р-6 (Костромской губисполком), Ф. Р-24 (Костромской губернский отдел народного образования).

6 Народное хозяйство России за 1921-1922 гг.: статистико-экономический ежегодник. - М., 1923; Всесоюзная перепись населения 1926 г. Т. 1-56. -М., 1928-1933; Статистический справочник СССР за 1928 г. - М., 1929; и др.

7 Статистический справочник по Костромской губернии на 1921 г. - Кострома, 1921; Статистический справочник по Костромской губернии на 1922 г. - Кострома, 1922; Статистический справочник. 1926-1927 гг. - Кострома, 1928; Кооперация Костромской губернии 10-летию Октября: сб. мат-лов. - Кострома, 1927; Народное образование в Костромской губернии. - Кострома, 1921; Костромская губерния в цифрах. 1923-1924 гг.: статистический справочник. - Кострома, 1925; Бюллетень Костромского губфинотдела. 1923-1924; Десять лет борьбы за социалистическое строительство: Изд. Костромской губ. план. комиссии. - Кострома, 1927; и др.

8 Вся Кострома на 1924-1925 гг.: справочник. -Кострома, 1924; Вся Кострома на 1925-1926 гг.: справочник. - Кострома, 1925.

9 Правда (орган Центрального и Московского комитетов РКП(б) - ВКП(б)), 1921-1927; Беднота (орган ЦК РКП(б) - ВКП(б)), 1921-1927; Крестьянская газета (орган ЦК РКП(б) - ВКП(б)), 1923-1927; Известия ЦК РКП(б) - ВКП(б), 19211927; Известия Костромского губкома РКП(б), 1921-1924; Октябрь (орган Костромского губкома РКП(б) - ВКП(б), 1925, 1927); и др.

10 Известия ВЦИК-ЦИК Союза ССР, 1921-1925; Красный мир (орган Костромского губернского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и губкома РКП(б), 1921-1924; Северная правда (орган Костромского губкома ВКП(б), гу-бисполкома и губпрофсовета), 1925-1927; Борона (орган Костромского губкома ВКП(б) и губиспол-кома), 1925-1926; Плуг и молот (орган Нерехтско-го укома РКП(б) и уездного исполкома Костромской губернии), 1923-1925 и др.

11 Бюллетень Костромской товарной биржи. -Кострома, 1923-1925; Торгово-промышленный бюллетень (орган Костромской товарной биржи), 1926-1927; Труд и хозяйство (орган Костромского губэкосо). - Кострома, 1921-1922; и др.

12 Россия (Москва). 1922, 1924; Новая Россия (Москва). 1926; Красный перец (Москва). 1924; Смехач (Москва). 1926; Красный понедельник (Кострома). 1923; Красный журнал для всех (Кострома). 1924; Ледокол (Кострома). 1924-1925; Смычка (Кострома). 1925; Шмель (Кострома). 1925-1926; и др.

13 Алешин А. Типы толкучки // Красный понедельник. - 1923. - 12, 19, 26 февраля.

14 Устрялов Н. У окна вагона // Новая Россия. - 1926. - №2; Валентинов Н. (Вольский) Новая экономическая политика и кризис партии после смерти Ленина. Воспоминания. - М., 1991; Рай-кин А. Воспоминания. - СПб., 1993; Бережков В.

88

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 3, 2014

Как я стал переводчиком Сталина. - М., 1993; Жаров М. Жизнь, театр, кино. Воспоминания. - М., 1967; Эренбург И. Люди, годы, жизнь. Воспоминания: в 3 т. - М., 1990; и др.

15 Голос народа: письма и отклики рядовых советских граждан о событиях 1918-1932 гг. - М., 1997; Письма во власть. 1917-1927: заявления, жа-

лобы, доносы, письма в государственные структуры и большевистским вождям. - М., 1998.

16 Розов В.С. Путешествие в разные стороны: автобиографическая проза. - М., 1987. - С. 256-262, 265-272.

17Аносов В.Н. Все это было на моих глазах // Губернский дом. - 1994. - № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.