Научная статья на тему 'Нэп в Удмуртии: о необходимости дальнейших исследований'

Нэп в Удмуртии: о необходимости дальнейших исследований Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
533
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Нэп в Удмуртии: о необходимости дальнейших исследований»

Л .Н. Бехтерева

Удмуртский институт истории, языка и литературы УрО РАН

ул. Ломоносова 4, 4260004 Ижевск, Россия

email: adm@ni.udm.ru

НЭП В УДМУРТИИ:

О НЕОБХОДИМОСТИ ДАЛЬНЕЙШИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

Преодоление монополизма марксистско-ленинской методологии и смена научной парадигмы мировидения, теоретический и научный плюрализм создают условия для разработки наиболее адекватного варианта общеисторической теории, представления исторического процесса с позиций многомерности, альтернативности, целостности и системности, формируют предпосылки переосмысления истории XX в., в том числе и первых послереволюционных десятилетий. Не является исключением и проблема новой экономической политики, ее осуществления в 1920-е гг. в разных регионах страны.

Актуальность изучения нэпа определяется, прежде всего, противоречивыми оценками данного явления политической теории и практики. Это связано с недостаточным либо некритическим анализом документальных источников, а также с различными ценностными ориентациями и политическими пристрастиями самих исследователей, жесткими рамками господствовавшей идеологии.

Рассмотрение нэпа как универсальной модели экономического, политического и социального развития страны на определенных, переходных этапах позволяет дать научное объяснение результатам реформирования современной России, осуществленного политическим руководством в конце 1980-х — 1990-е гг. Дело в том, что в условиях структурных кризисов государство, как правило, утрачивает контроль над системой экономических связей. Центробежные тенденции, проявляющиеся в обществе, активизируют деятельность субъектов хозяйственных отношений в лице частных предпринимателей, отдельных предприятий, акционерных обществ... На смену привычным легитимным отношениям приходит принцип борьбы за существование, где выживает сильнейший, но отнюдь не самый законопослушный гражданин (в 1990-е гг. мы видим это на примере приватизации). Таким образом, научную и практическую значимость приобретают проблемы «первоначального» накопления капитала и перераспределения собственности и власти в период формирования и укрепления основ новой системы. Определенный интерес представляют также политика государства и опыт управленческих решений

1920-х гг. в отношении малого бизнеса и коммерческой деятельности в целом (налоги, аренда).

Имеют прямую связь и требуют детального исследования проводимые и в период нэпа и в 1990-е гг. процессы конверсии определявшей развитие всего хозяйства Удмуртии оборонной промышленности и вызывавшие многочисленные, в том числе и социальные, проблемы (безработица, социальная напряженность).

© Людмила Николаевна Бехтерева, 2007

ИДНАКАР: Методы историко-культурной реконструкции 1 (1) 2007

Коллективизация сельского хозяйства и многие последующие трагические страницы истории крестьянства Удмуртии также предполагают обращение к предыдущему этапу развития с целью выявления и обоснования причинно-следственных связей. Экономические вопросы напрямую связаны с проблемами психологии и повседневности, обусловленными сложной социокультурной тканью общества и сохранением традиционно-патриархальных основ жизни большинства населения, входивших, как отмечают историки, в непримиримое противоречие с целями и способами форсированных преобразований.

Важной проблемой является изучение предпринимательского менталитета. Новый предпринимательский слой в современной России находится в процессе становления. Он ощущает потребность в осознании прошлого опыта, поиске адаптационных механизмов к существующему социальному организму, нуждается в возрождении традиций, являющихся надежным фундаментом для будущего развития.

Проведенный анализ научной литературы позволил прийти к некоторым предварительным выводам: 1) Социальная, экономическая, политическая история периода нэпа один из концептуально важных и сложных вопросов в современной историографии. Обращение к опыту нэпа отечественными и зарубежными исследователями на протяжении многих лет является показателем актуальности и социальной значимости проблемы, сопровождающейся изменениями его оценок; 2) особого внимания заслуживают работы 1920-х гг., которые в освещении многих вопросов в меньшей степени, чем все последующие (1930-1980-х гг.), идеологизировали предмет исследования. Их особенностью является широта рассматриваемых проблем, обоснование взаимосвязи экономических процессов с развитием предвоенного хозяйства; 3) если в 1980-е гг. в историографии преобладали излишне оптимистические оценки нэпа (историческая наука поспешила выполнить социальный заказ властей), то с начала 1990-х гг. наблюдается более объективное освещение различных сторон происходивших в 1920-е гг. процессов. В. П. Дмитренко, Ю. А. Поляков, В. С. Лельчук, М. М. Горинов, Е. Г. Гимпельсон, Л. Н. Лютов, В. П. Данилов, В. В. Кабанов, И. Е. Зеленин, В. Б. Жиромская, Н. Б. Лебина, И. Б. Орлов, Ю. П. Бокаревв своих трудах [1] поднимали актуальные вопросы эволюции политического режима, соотношения идеологии и экономики, социальной структуры, численности и состава населения, системы управления государственной и частной промышленностью, развития культуры отдельных слоев общества. Однако увлечение общетеоретическими, методологическими, концептуальными проблемами выводило многие работы за рамки конкретно-исторических исследований.

В современной региональной историографии комплексного исследования по проблемам нэпа не подготовлено до сих пор (в этом проявился определенный эффект «запаздывания»). Только в работах К. И. Куликова [2], О. И. Васильевой [3], И. К. Калинина (Клестова) [4] в контексте общих вопросов национально-государственного строительства рассматривались отдельные политико-правовые основы политической организации общества в 1920-е гг. Г.А. Никитина [5] и Н.И. Хитрина [6] остановились на проблемах крестьянства Удмуртии в период нэпа, уделив основное внимание проведению землеустройства и развитию кооперации, функционированию в деревне социальных институтов (община). Труды Н. А. Родионова [7] характеризуют становление и эволюцию зарубежных связей Удмуртии. В работах Л. Н. Бехтеревой [8] были проанализированы вопросы развития промышленности и отдельных предприятий Удмуртии в 1920-е гг. (ор-

ганизационная структура и характер производства), проблемы труда, общественно-политической жизни и социального облика рабочих. Экономические аспекты нэпа, включая функционирование различных видов и форм торговли, рынка, предпринимательства, раскрыты также в публикациях Л. Н. Бехтеревой [9], появившихся в последние несколько лет. В опубликованном в 2005 г. фундаментальном труде «История Удмуртии: XX век» отдельная глава посвящена периоду нэпа [10]. Однако специфика коллективного обобщающего издания (большой объем и особенности структурного построения) не позволила уделить проблемам новой экономической политики достаточного внимания. В монографии создана лишь самая общая картина развития промышленности, предпринимательства, сельского хозяйства, социально-культурной сферы и общественно-политической жизни в

1920-е гг.

Между тем требуют дальнейшего глубокого изучения на общероссийском и региональном материале с введением в широкий научный оборот новых архивных источников (в том числе личного происхождения и массового характера) экономическая и политическая системы нэпа, его кризисы, конфликты, противоречия, возможности и перспективы, степень проникновения в сферу промышленности, сельского хозяйства, кооперации и торговли. Необходимо выявление общих и особенных черт развития нэпа в национально-государственном территориальном образовании, каковым является Удмуртия.

Актуальным остается рассмотрение монополизации и огосударствления, финансовой системы, торговой и частнопредпринимательской деятельности, налоговой и кредитной политики и практики, баланса различных (частного, кооперативного и государственного) секторов в экономике, соотношения «плановых высот» и «рыночных механизмов», обусловленных реформами процессов социальной дифференциации и расслоения, характеристика демографических процессов, социальной структуры и состава, психологии и настроения основных слоев населения (крестьянства, рабочего класса, интеллигенции, предпринимателей-«нэпманов»), их взаимоотношения с властью, освещение вопросов образования, быта, семьи и нравственности, формирования нового социокультурного пространства, политического, гражданского сознания и поведения в 1920-е гг.

Комплексное исследование в конкретно-исторических границах нэпа с учетом общественно-политического, идеологического, этнического, психологического и природно-географического аспектов предполагает использование принципов диалектики и историзма, объективности и системности научного анализа, свода общенаучных и специальных методов (историко-сравнительный, историко-генетический, историко-системный, социометрический, дедукции, индукции, конкретного социально-психологического анализа и синтеза), современных концепций и теорий (концепция социальной истории, история повседневности и микроистория, историческая антропология...), привлечение новых архивных документов и опубликованных материалов, что позволяет и позволит в будущем решить поставленные задачи.

Примечания

1. См. напр.: Бокарев Ю. П. Социалистическая промышленность и мелкое крестьянское хозяйство в СССР в 1920-е годы. М., 1989. 310 с.; Горинов М. М. НЭП: поиски путей раз-

вития. М., 1990. 64 с.; Дмитренко В. П. Четыре измерения НЭПа // Нэп: приобретения и потери. М., 1994. С. 27-42; Лютов Л. Н. Частная промышленность в годы нэпа (1921-1929). Саратов, 1994. 147 с.; Лютов Л. Н. Государственная промышленность в годы нэпа.

1921-1929. Саратов, 1996. 320 с.; Жиромская В. Б. После революционных бурь: население России в первой половине 20-х годов. М., 1996. 158 с.; Кабанов В. В. Крестьянская община и кооперация России XX века. М., 1997. 156 с.; Лебина Н. Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920-1930-е годы. СПб., 1999; Орлов, И. Б. Новая экономическая политика: история, опыт, проблемы. М., 1999. 193 с.; Гимпельсон, Е. Г. Нэп и советская политическая система в 20-е годы. М., 2000. 439 с. и др.

2. Куликов К. И. Удмуртская автономия. Этапы борьбы, свершений и потерь. Ижевск, 1990. 208 с.; Куликов К. И. Национально-государственное строительство восточно-финских народов в 1917-1937 гг. Ижевск, 1993. 280 с.

3. Васильева О. И. Выдвиженчество и коренизация аппарата в Удмуртии в годы предвоенных пятилеток // Из истории общественно-политической жизни Урала XX в. Ижевск, 1992. С. 3-28; Васильева О. И. Проблемы национальных кадров в Удмуртии в годы предвоенных пятилеток // Политика и экономика Удмуртии советского периода. Ижевск, 1996. С. 120-135; Васильева О. И. Национальная политика и русско-удмуртские взаимоотношения в первой четверти XX в. // Государство и общество. № 1. Ижевск, 2001. С. 149-160.

4. Клестов И. К. Автономия удмуртского народа в философско-историческом аспекте: (К постановке проблемы) // Национально-государственное строительство в Удмуртии в 1917-1937 гг. Ижевск, 1991. С. 41-58.

5. Никитина Г. А. Удмуртская община в советский период (1917 — начало 30-х годов) Ижевск, 1998. 225 с.

6. Хитрина Н. И. О проведении землеустройства в Удмуртии в 1921-1929 гг. // Социально - культур ные преобразования в Удмуртии в период строительства социализма (1917-1941 гг.) Ижевск, 1979. С. 54-68; Хитрина Н. И. Кооперация в Удмуртии // Политика и экономика Удмуртии советского периода. Ижевск, 1996. С. 34-54.

7. Родионов Н. А. Зарубежные связи Удмуртии. Ижевск, 1999. 378 с.

8. См. напр.: Бехтерева Л. Н. Рабочие оборонной промышленности Удмуртии в 1920-е годы Ижевск, 1999. 150 с.; Бехтерева Л. Н. Опыт реконструкции психологии рабочих Ижевских заводов Удмуртии 1920-х годов // Отечественная история. 2000. № 2. С. 170-177; Бехтерева Л. Н. Рабочий активизм в послереволюционной России. «Круглый стол» // Отечественная история. 2002. № 2. С. 121-122; Бехтерева Л. Н. Рабочая оппозиция и переход к нэпу (на материалах Удмуртии) // Антибольшевистское повстанческое движение. Белая гвардия. М., 2002. № 6. С. 37-44; Бехтерева Л. Н. Социально-трудовые конфликты на предприятиях в

1921-1929 гг. (на материалах Удмуртии) // Вестник молодых ученых. 2003. № 4. (Серия: Исторические науки. 2003. № 2.). С. 33-40; Бехтерева Л. Н. Заводской поселок Урала как прообраз индустриального города и историко-культурный феномен // Культуры городов российской империи на рубежеXIX-XX веков. СПб., 2004. С. 178-192; Бехтерева Л. Н. Воткинский завод в системе оборонной промышленности (1920-е гг.) // Промышленная политика в стратегии российских модернизаций XVШ—XXI вв. Материалы научной конференции, посвященной 350-летию Н.Д. Антуфьева-Демидова. Екатеринбург, 2006. С. 197-200 и др.

9. См. напр.: Бехтерева Л. Н.К вопросу о деятельности городской потребительской кооперации Удмуртии в годы нэпа // Наука производство технологии экология. Сб. материалов Всероссийской ежегодной научно-технической конференции. В 6-и томах. Киров, 2005. Т. 4. (Г. Ф.). С. 25-30; Бехтерева Л. Н. Ижевская областная товарная биржа: этапы создания и деятельность (1920-е годы) // Наука Удмуртии. 2005. № 2. С. 129-138; Бехтерева Л. Н. Крестьянская потребительская кооперация Удмуртии: опыт организации в 1920-е годы // Аграрный строй Среднего Поволжья в этническом измерении: Материалы VIII Межрегиональной научно-практической конференции историков-аграрников Среднего Поволжья. М., 2005. С. 266-271; Бехтерева Л. Н.Государственная торговля Удмуртии в 1920-е гг.:

проблемы организации и развития // Урал индустриальный. Бакунинские чтения. Материалы VII Всероссийской научной конференции, ноябрь 2005 г. В 2-х тт. Т. 1. Екатеринбург,

2005. С. 289-293; Бехтерева Л. Н. Ижевский ЦРК в 1920-е гг.: страницы истории // Современные социально-политические технологии: проблемы теории и общественной практики. Всероссийская научно-практическая конференция. Сб. научных статей. Ижевск, 2005. С. 24-30; Бехтерева Л. Н. Частная торговля в Удмуртии в годы нэпа// Вопросы истории. 2006. № 2. С. 150-155; Бехтерева Л. Н. Периодическая сфера рынка: проблемы развития в условиях нэпа (по материалам Удмуртии) // Историко-культурные аспекты развития поли-этничных регионов России. Материалы Х Сафаргалиевских научных чтений. Саранск,

2006. С. 503-511; Бехтерева Л. Н. Предпринимательство Удмуртии в годы нэпа // Цивилизации народов Поволжья и Приуралья: Сб. науч. статей по материалам междунар. науч. конф. Т. II. Ч. I. Проблемы истории и геополитики. Чебоксары, 2006. С. 10-20 и др.

10. Новая экономическая политика // История Удмуртии: XX век. Ижевск, УИИЯЛ УрО РАН, 2005. С. 93-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.