Научная статья на тему 'Неоклассицизм и трансформация облика британских городов во 2-й половине
XVIII века. Градостроительные проекты братьев Адам и Джорджа Данса Младшего'

Неоклассицизм и трансформация облика британских городов во 2-й половине XVIII века. Градостроительные проекты братьев Адам и Джорджа Данса Младшего Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
523
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
градостроительство Британии / XVIII век / неоклассицизм в архитектуре / Лондон / Бат / Эдинбург / Роберт Адам / Джордж Данс Младший / urban planning in Britain / eighteenth century / neoclassicism in architecture / London / Bath / Edinburgh / Robert Adam / George Dance the Younger

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Посвянская Екатерина Павловна

В статье рассматриваются градостроительные проекты ведущих английских архитекторов периода неоклассицизма Роберта Адама и Джорджа Данса Младшего в Лондоне, Бате, Эдинбурге, в контексте развития британского градостроительства второй половины XVIII века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neoclassicism and transformation of British cities in the second half of the eighteenth century. Town-planning schemes of the Adam brothers and George Dance the Younger

The article analyses town-planning schemes of the leading architects of neoclassical period: Robert Adam and George Dance the Younger – for London, Bath and Edinburgh, in the context of urban planning evolution in Britain in the second half of the eighteenth century

Текст научной работы на тему «Неоклассицизм и трансформация облика британских городов во 2-й половине XVIII века. Градостроительные проекты братьев Адам и Джорджа Данса Младшего»

3. Историческое и топографическое описание первопрестольна-го града Москвы: С приобщением генеральнаго и частных ея планов / Иждивением Т. Полежаева. - Москва: В типографии Селивановскаго и товарища, 1796.

4. Клименко Ю.Г. «Traité de la Police» и градостроительная политика Екатерины II в Москве / Ю.Г. Клименко //Архитектурная наука и образование: Тезисы докладов научной конференции в МАРХИ. - Москва, 2006. - С. 93.

5. Клименко Ю.Г. Комиссия о строении Москвы (5 мая 1813-1843) / Ю.Г. Клименко // Архитектурные юбилеи. Календарь памятных дат 2012-2016 / Московский архитектурный ин-т (Гос. акад.); [авт. концепции и гл. ред. В.В. Ауров. - Москва: Издательство Руденцовых, 2012. - С. 123-125. - ISBN 798-5-902887-16-4.

6. Клименко Ю.Г. Площадь или перекресток? Вернакулярность в градостроительной политике классицистической Москвы // Проект Байкал. - 2019. - № 59. - С. 126-131.

7. Клименко Ю.Г. Проблемы изучения творческой биографии архитектора Николя Леграна / Ю.Г. Клименко // Архитектурная наука в МАРХИ. - Вып. 4. - Москва, 2000. - С. 17-26.

8. Клименко Ю.Г. Французский классицизм в архитектурных программах Петра I и Екатерины II / Ю.Г. Клименко // VIII Международный Петровский конгресс. - Санкт-Петербург: Европейский дом, 2017. - С. 242-253.

9. ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1373.

10. ЦГА Москвы. Ф. 105. Оп. 1. Д. 1564.

11. ЦГА Москвы. Ф.105. Оп. 9. Д. 1167.

12. Shvidkovsky D. External Links of Russian Architecture During the Enlightenment / D. Shvidkovsky, J. Klimenko // Gravures d'architecture et d'ornament au début de l'époque moderne: processus de migration en Europe. - Roma: Campisano Editore. 2014. -Pp. 327-342.

Е.П. Посвянская DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10020

E.P. Posvyanskaya

Неоклассицизм и трансформация облика британских городов во 2-й половине XVIII века. Градостроительные проекты братьев Адам и Джорджа Данса Младшего Neoclassicism and transformation of British cities in the second half of the eighteenth century. Town-planning schemes of the Adam brothers and George Dance the Younger

Ключевые слова: градостроительство Британии, XVIII век, неоклассицизм в архитектуре, Лондон, Бат, Эдинбург, Роберт Адам, Джордж Данс Младший.

Keywords: urban planning in Britain, eighteenth century, neoclassicism in architecture, London, Bath, Edinburgh, Robert Adam, George Dance the Younger.

Аннотация: В статье рассматриваются градостроительные проекты ведущих английских архитекторов периода неоклассицизма Роберта Адама и Джорджа Данса Младшего в Лондоне, Бате, Эдинбурге, в контексте развития британского градостроительства второй половины XVIII века.

Abstract: The article analyses town-planning schemes of the leading architects of neoclassical period: Robert Adam and George Dance the Younger - for London, Bath and Edinburgh, in the context of urban planning evolution in Britain in the second half of the eighteenth century.

Британская архитектура в 1760-1770-е годы демонстрирует эволюцию от палладианства к неоклассицизму общеевропейского образца. Британия восприняла в большей степени итальянскую версию неоклассицизма, в основе которой лежало детальное изучение памятников античной архитектуры. Это привело британскую архитектуру второй половины XVIII века к многообразию форм и индивидуальных стилей. Творцы этого многообразия были первым поколением архитекторов-профессионалов, пришедшим на смену коллабора-ции строителя и ученого виртуоза-дилетанта. Тандем «знаток-ремесленник» с течением века создал архитектора, который взял от каждой из сторон наиболее ценное: от строителя - технические навыки, от знатока-дилетанта - интерес к изящным искусствам. В середине XVIII века молодые британские архитекторы в Италии вливаются в интернациональное сообщество художников и любителей искусств, приобщаются к римскому «археологическому» неоклассицизму, становятся членами академий и успешно участвуют в академических конкурсах [21].

Призывы к созданию собственной академии звучали в Британии с начала XVIII века. Однако к середине века наиболее влиятельным британским объединением в области искусств оставалось Общество дилетантов [2; 3]. В 1754 году в Лондоне было создано «Общество поощрения искусств, производства и коммерции», которое уже в первые годы своего существования выдавало премии, в том числе, начинающим архитекторам. В 1760 году Общество искусств организовало первую художественную выставку, что стало также первым шагом на пути к созданию в 1768 году Королевской Академии художеств. Факт появления профессионального архитектурного сообщества в Британии 1760-1770-х годов и переход к пониманию архитектуры как искусства можно проиллюстрировать ответом Роберта Адама в переписке одному из своих заказчиков: «Для нас имеет мало значения, что принято у профессиональных строителей. Мы не строители по профессии, а архитекторы... и живем по своим правилам» [7, с. 168].

Распространялись ли эти правила на градостроительную сферу, и насколько деятельность реформато-

ров архитектурной профессии повлияла на градостроительство? Исследование взаимосвязей архитектурного творчества и градостроительства в Британии Нового времени представляет особый интерес, так как здесь не было определенной школы планирования, и градостроительство развивалось под влиянием отдельных уникальных проектов. В середине XVIII века наиболее влиятельным архитектурным «высказыванием» в британском градостроительстве стали ансамбли Бата [1, с. 18-21]. Два других важных градостроительных события этого периода - победа Джеймса Крейга в конкурсе на планировку «Нового города» в северном пригороде Эдинбурга (1767) [25] и публикация предложений Джона Гвинна по усовершенствованию планировки Лондона (1766) [11; 18]. Оба события, почти совпавшие по времени, хоть и относились ко второй половине XVIII века, продолжали палладианские традиции предшествовавшего периода. И у Гвинна, и у Крейга мы видим четкую сетку улиц с системой скверов разной геометрии, характерный палладианский масштаб и желание «открыть» город окрестностям. Памфлет «Лондон и Вестминстер исправленные» Гвинна состоял из трех частей и, помимо объяснений к четырем фрагментам плана, включал «Рассуждения об общественном величии» и «Наблюдения о состоянии искусств и художников в Великобритании» [11]. Автор высказал в тексте гораздо больше передовых идей, чем сумел показать на чертежах. В первую очередь, это сама просветительская идея «благоустройства» города, которая у Гвинна несла не столько декоративный, сколько социальный, политический и экономический подтекст [18, с. 22]. По-настоящему воплотить эту идею в градостроительстве удалось только в 1810-1835 годах Джону Нэшу, который своей реконструкцией Вест-Энда подвел итог эпохи георгианского классицизма. Время «между Гвинном и Нэшем», на первый взгляд, не демонстрирует столь же ярких градостроительных идей, хотя в этот период мы видим многообразие творческих проявлений в других областях британской архитектуры.

Джон Саммерсон называет ведущими градостроителями второй половины XVIII века архитекторов Роберта Адама (1728-1792) и Джорджа Данса Младшего (1741-1825) [23, с. 393]. Обоих можно отнести к первому поколению британских архитекторов-профессионалов, оба - известные представители неоклассицизма римской школы. Оба исповедовали идеи творческой свободы архитектора, и известные размышления Роберта Адама о «разнообразии» и «движении» в архитектурной композиции [3, с. 396] могут быть дополнены суждением Данса Младшего об «архитектуре, лишенной оков» [9, с. 209].

В настоящее время творчество этих архитекторов хорошо изучено. В большей степени это касается шотландцев братьев Адам, которые уже в первые годы своего пребывания в Лондоне оказались в числе лидеров зарождающегося архитектурного сообщества. В 1761 году Роберт Адам получил звание Королевского архитектора, а в 1768 эта должность перешла к его брату Джеймсу [6, с. 54]. Ранее, во время заграничной поездки

(1754-1758) главным намерением братьев Адам была публикация археологического исследования, которое могло бы соперничать с изданиями Дегоде и Пира-нези, - для чего была проделана большая подготовительная работа [3, 10, 12]. Часть этой работы, изданная в 1764 году, - «Руины дворца императора Диоклетиана в Спалатро». Но начав архитектурную карьеру, братья скоро пришли к пониманию, что их успех основан на уникальном опыте. Долгое время они не публиковали свои рисунки и проекты, чтобы не потерять монополию на «стиль адам». Финансовый кризис 1772 года вынудил их издать «Работы в архитектуре Роберта и Джеймса Адамов» (1773-1779), ставшие подлинной декларацией их взглядов на архитектурное творчество [12, с. 90-94]. Посмертные фундаментальные издания-каталоги проектов братьев Адам выходили неоднократно [5, 15]. Обзоры их творческой биографии можно найти в трудах Дж. Саммерсона [23] и Д.О. Швидковского [3], раннюю биографию и римский период - в исследовании Дж. Флеминга [10]. История расцвета и последующего краха фирмы «Уильям Адам и Компания» была рассмотрена А. Рованом, он же дает общий очерк и оценку градостроительной деятельности братьев Адам, которая была связана, главным образом, с тремя городами - Лондоном, Батом и Эдинбургом [19]. В отечественной традиции очерк градостроительных работ братьев Адам в Лондоне и Эдинбурге можно найти у Т.Ф. Саваренской [1, с. 22-25].

Биография архитектора Джорджа Данса Младшего менее яркая, чем у известных шотландцев, но имеет схожие черты. Сын Джорджа Данса Старшего, Клерка работ Лондонского Сити (фактически главного архитектора Лондона), Данс Младший в семнадцать лет был отправлен на учебу в Италию. В 1763 году его проект «Публичная галерея живописи и скульптуры» получил золотую медаль Пармской академии [21]. Данс Младший был членом Академии Св. Луки в Риме, состоял в переписке с Пиранези. Впоследствии - один из первых академиков Королевской Академии художеств, член Общества антикваров, Архитектурного клуба [6, с. 289]. С 1768 года, на протяжении почти пятидесяти лет, Данс Младший был Клерком работ Сити, сменив на этом посту своего отца. Таким образом, значительная часть его карьеры была связана с Лондоном. Одновременно Данс, как и братья Адам, занимался усадебным строительством и интерьерами. Он приобрел у современников славу многогранного таланта [4, с. 334], но не оставил публикаций своих проектов. Экстравагантный гений позднего британского неоклассицизма Джон Соун был учеником и сотрудником Данса Младшего и, видимо, разделял его взгляды на архитектуру [17]. Заслуга Соуна в том, что он сохранил архив своего учителя. Материалы архива Данса Младшего, хранящиеся в Музее Джона Соуна, лежат в основе изучения его творчества [22; 16].

Вклад Джорджа Данса Младшего в британское градостроительство - тема, не разработанная в отечественной историографии, хотя в зарубежной литературе она освещена достаточно хорошо. М. Хьюго-Брант [13] и Ж. Тейссо [24] в своих исследованиях отмечают, что

градостроительные проекты Данса Младшего по духу напоминали современные им фантазии французских мегаломанов, охватывали практически всю территорию Лондона, но отдельными фрагментами, - и в большей своей части не были реализованы.

Рис. 1. Дж. Данс Младший. Неосуществленный проект площади Сент-Джордж Филдс Кресент, 1785. Опубликован в приложении к Gentleman's Magazine, сентябрь 1786

Рис. 2. Комплекс Адельфи, разрезы и планы. Источник: Bolton, A.T. The Architecture of Robert and James Adam. London, 1922

Рис. 3. Роберт Адам. Вариант плана Нового города в Батвике, 1777. Схема выполнена автором по материалам Sir John Soane's Museum Collection Online

Насколько справедливо считать градостроительные опыты британских неоклассиков незначительными, фрагментарными [24, с. 145] или украшательскими [19, с. 670]? Возможно, одна из причин того, что большие проекты братьев Адам и Данса Младшего не приобрели такого же влияния, как ансамбли Бата, проекты Гвинна и Крейга, заключается в том, что они практически не публиковались и не попадали, таким образом, в поле «общественного мнения» английской просветительской культуры. Градостроительная активность Роберта Адама и Джорджа Данса Младшего началась почти одновременно - в 1767-68 годах, на волне общего интереса к вопросам «благоустройства» городов. В 1768 году Данс получил должность своего отца, и в самом начале карьеры он проектирует жилой район Минориз к северу от Тауэра - «адаптацию в маленьком масштабе оригинальной батской идеи» [13, с. 17], где присутствуют все три компонента: Сквер, Кресент и Сёркус, - но соединенные в другом порядке. Исследователи отмечают, что Данс Младший первым применил в Лондоне формы цирка и полумесяца, реализованные в Бате. Предположительно, он посещал Бат в 1767 году [22, с. 84]. Интересно, что в этот момент строительство Сёркуса в Бате только завершилась, а закладка фундаментов Кресен-та едва началась. В дальнейшем Данс Младший сделал площади в форме «цирка» и «полумесяца» нормой лондонской застройки. Они во множестве вариантов присутствуют в его проектах разных лет для Сент-Джордж Филдс, Кэмден Эстейт, Финсбери и других (рис. 1).

География проектов Данса для Лондона во многом дублирует четыре «исправленнных» фрагмента Джона Гвинна. Деятельность Данса-градостроителя в наименьшей степени коснулась Вест-Энда, зато в полной мере затронула другие проблемные территории: Финсбери и район Английского банка, район порта и старого Лондонского моста, район Стрэнда и моста Блэкфрайарс, район Южного берега. Строительство мостов и связанное с ним развитие территорий было в середине XVIII века важной составляющей британского градостроительного контекста. Еще в начале 1740-х предложения по строительству двух новых мостов в Бате опубликовал Вуд Старший. В Эдинбурге, после многолетних дискуссий, в 1765 году начато строительство Северного моста через Нор-Лох, которое сделало возможным появление «Нового города» [25]. В Лондоне в 1759-1760 был проведен конкурс на проект моста Блэкфрайерс, который должен был связать центр Лондона с Южным берегом. В 1768 году Данс Младший выполняет первые проекты для территории Сент-Джордж Филдс в Саутворке -к этой работе он будет возвращаться до 1810-х. Предложения Данса по застройке Саутворка так и остались неосуществленными, но первый этап, проект сети магистральных улиц (1768-1771), был реализован, хоть и с изменениями. Данс связал три лондонских моста единой системой улиц Южного берега, - идея, которую предлагал еще Гвинн [11].

Братья Адам в этот период приступили к реализации своего самого амбициозного проекта - комплекса Адельфи, - для чего в 1768 году взяли в долгосроч-

ную аренду территорию старинного подворья между Стрэндом и Темзой. Цокольный этаж комплекса изначально предполагалось отдать под склады военного ведомства, он проектировался выходящим прямо на набережную и представлял собой монументальную террасу, на которой возводилась жилая застройка, с центральным блоком из 24 зданий, с обращенным к реке общим парадным фасадом с тремя ризалитами. Схема этого фасада в дальнейшем использовалась братьями Адам в застройке площадей Портланд Плейс и Фицрой Сквер в Лондоне и Шарлотт Сквер в Эдинбурге. В случае с Адельфи искусственная терраса была необходима, чтобы поднять жилые дома на уровень улицы. Этот прием вертикального зонирования в целом характерен для английской архитектуры XVII-XVIII веков. Важно, что для Адама монументальная терраса был частью образа, навеянного изучением античных памятников Рима и Далмации. В 1772 финансовая схема Адельфи потерпела крах в связи с крупным банковским кризисом, но сам комплекс в тот момент был уже практически достроен. И это решение на стыке архитектуры и градостроительства нашло свое отражение в таких сооружениях, как тюрьма Ньюгейт (Дж. Данс Младший, 1769-1782), Соммерсет Хаус (У Чемберс, 1776-1801), Национальный архив в Эдинбурге (Р. Адам, 1772-1789), - и ряде других построек и проектов, вместе создающих собирательный образ крупного общественного здания эпохи английского неоклассицизма (рис. 2).

В 1774 году был разработан и принят новый строительный регламент Лондона. С созданием Акта 1774 года неподтвержденная традиция связывает имя Данса Младшего. Фактически петицию о принятии Акта подали в парламент Королевские архитекторы Роберт Тейлор и Джеймс Адам [14, с. 452, 667, 751, 763], однако Данс, как главный архитектор Сити, действительно мог иметь отношение к его разработке. При обсуждении необходимости принятия Акта отмечалось, что действующие нормы касаются жилых зданий и совсем не затрагивают общественные. В результате в Акте 1774 типология городских сооружений и требований к ним была серьезно расширена.

Одновременно с проектированием и строительством комплекса Адельфи, Роберт Адам выполняет ряд проектов для Бата. В 1767 году Уильям Джонстон Пултни, юрист из Эдинбурга, благодаря наследству своей жены, стал владельцем крупного имения Батвик в окрестностях Бата и пригласил своего друга и однокашника Роберта Адама в качестве архитектора. Пултни предполагал развивать свои владения как «Новый город» в Эдинбурге: сначала связать их мостом с городом на противоположном берегу реки, затем построить на этой территории свой «Новый город». Строительство моста Пултни по проекту Роберта Адама (1769-1773) задумывалось как первый этап создания Нового Бата. Пултни был вынужден взаимодействовать с городским советом Бата, и выбрал место для строительства моста, опираясь на решение совета о реконструкции набережной. Идея организовать на мосту пассаж с магазинами, блестяще воплощенная Адамом, принадлежала Пултни. Другая

его идея, о строительстве второго моста и организации въезда в Бат через Батвик, была отвергнута городским советом [8, с. 108-109] (рис. 3).

Коллекция чертежей Роберта Адама, связанных с застройкой Батвика, хранится в Музее Джона Соуна [20]. Наибольший интерес с градостроительной точки зрения представляет перспективный вид 1773 года и два варианта генерального плана 1777 года, где мы видим системы улиц и площадей разной геометрии, в том числе обращенные к реке кресенты. Интересно, что Адам в своих проектах попытался объединить в общую композицию ансамбль новой набережной и ансамбль Парадов Джона Вуда на противоположном берегу, и предложил строительство еще одного моста как продолжение Северного Парада (этот мост в итоге будет построен, но уже в другую эпоху). Включение Парадов в композицию очень наглядно показывает, насколько масштаб застройки у Адама грандиознее, чем у Вуда. В разработке фасадов архитектор использовал схему Адельфи, с выходящим на берег массивным цоколем, образующим парадную террасу для жилой застройки. Ни один из проектов Адама (за исключением самого моста Пултни) не был в итоге исполнен. Развитие Батвика началось только в 1787 году, но реализованный проект Томаса Болдуина (1788-1808) отчасти несет на себе отпечаток первоначальных идей Роберта Адама.

С градостроительной точки зрения интересен еще целый ряд нереализованных крупных проектов братьев Адама: проект реконструкции Линкольнс Инн в Лондоне (1772); проекты жилого комплекса Национального Архива (1785) и застройки района Южного моста в Эдинбурге, где уже присутствуют первые предложения для Эдинбургского университета (1786); проекты реконструкции Колледжа Короля в Кембридже (1784-89); проект триумфального многоярусного моста в Эдинбурге (1791). Из реализованных градостроительных решений братьев Адам наиболее влиятельными стали ансамбли Портланд Плейс в Лондоне и Шарлотт Сквер в Эдинбурге.

Для Джорджа Данса Младшего самым значительным (хоть и нереализованным) градостроительным высказыванием стал проект реконструкции Лондонского порта и Лондонского моста (1796-1802). Двойной разводной мост (который предполагалось построить на месте старого Лондонского моста) позволял не прерывать движение через Темзу в момент захода корабля в гавань. Проект включал благоустройство набережной в двух уровнях (с искусственной террасой на аркадах), создание системы гаваней и складов. Центральным элементом комплекса было здание таможни. Также Данс предлагал открыть с Темзы вид на колонну-монумент пожара 1666 года, сделав ее центром обширной площади-«амфитеатра», а на южном берегу Темзы отвечал симметричным «амфитеатром» и монументом [4, с. 334]. Этот проект можно назвать ярким примером английской архитектурной мегаломании: грандиозные площади и монументальные фасады, лишенные декора, сомасштабные кораблям, а не людям.

В заключение следует сказать, что неоклассицизм стал переходной ступенью от ранних палладианских градо-

строительных идей к сложным комплексным решениям первой половины XIX века. Невозможно понять, как осуществился переход от ансамбля трех площадей Бата к ансамблю «Королевской мили» Нэша, не учитывая период расцвета британского неоклассицизма. Основной вклад архитекторов-неоклассиков в британское градостроительство последних десятилетий XVIII века состоял в изменении масштаба городской архитектуры, достижении монументальности, преобразовании традиционной модульности английского градостроительства в более грандиозные, ансамблевые решения со сложной архитектурной разработкой (что не удавалось их предшественникам); в привлечении многообразия планировочных форм и создании живописных планировок; отчасти в смещении акцента с жилой застройки на общественные здания и пространства, легализации всего многообразия индивидуальных архитектурных решений в жестко регламентированной среде британского города XVIII века.

Список цитируемой литературы:

1. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: учебник / Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров. - Москва: Стройиздат, 1989.

2. Швидковский Д.О. Английское «Общество дилетантов» и изучение британцами памятников античной архитектуры в эпоху Просвещения // Исследования по истории архитектуры и градостроительства: труды кафедры Истории архитектуры и градостроительства. Выпуск 3. - Москва: ДПК Пресс, 2012. -С. 97-114.

3. Швидковский Д.О. История архитектуры Британии XVI-XVIII столетий / Д.О. Швидковский. - Москва: Архитектура-С, 2019. - 458 с.: ил. - (Серия «УГМК - мировая архитектура»). -ISBN 978-5-9647-0322-8.

4. Angell S. Sketch of the Professional Life of George Dance / S. Angell // Builder. - 1847. - P. 333-335.

5. Bolton A.T. The Architecture of Robert and James Adam / A.T. Bolton. - London, 1922.

6. Colvin H.A Biographical Dictionary of British Architects, 1600-1840 / H. Colvin. - 3rd edition. - New Haven; London: Yale University Press, 1995.

7. Colvin H. The beginnings of the architectural profession in Scotland / H. Colvin // Architectural History. - 1986. - No 29. - P. 168-182.

8. Davis G. A history of Bath. Image and reality / G. Davis, P. Bonsall. -Bath: Carnegie Publishing, 2006.

9. Farington J. The Farington diary. Vol. 2: (August 28, 1802 to September 13, 1804) / J. Farington; edited by J. Greig. - London: Hutchinson & Co., 1923.

10. Fleming J. Robert Adam and his Circle in Edinburgh and Rome / J. Fleming. - London: John Murray, 1978.

11. Gwynn J. London and Westminster improved, illustrated by plans / J. Gwynn. - London, 1766.

12. Harris E. British architectural books and writers, 1556-1785 / E. Harris, N. Savage. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990.

13. Hugo-Brunt M. George Dance, the Younger, as Town Planner (1768-1814) / M. Hugo-Brunt // Journal of the Society of Architectural Historians. - 1955. - Vol. 14, No. 4, Town Planning Issue. - P. 13-22.

14. Journals of the House of Commons. Volume 34. - 1804.

15. King D. Complete Works of Robert and James Adam and Unbuilt Adam / D. King. - 2nd edition. - Oxford: Architectural Press, 2001.

16. Lever J. Catalogue of the Drawings of George Dance the Younger (1741-1825) and of George Dance the Elder (1695-1768) from the Collection of Sir John Soane's Museum / J. Lever, S. Jeffery. -London: Azimuth Editions, 2003.

17. Lever J. The Soane-Dance Collaboration, 1771-1799 / J. Lever // Architectural History. - 2010. - Vol. 53. - P. 163-190.

18. Ogborn M. Designs on the City: John Gwynn's Plans for Georgian London / M. Ogborn // Journal of British Studies. - 2004. - Vol. 43, No. 1 (January). - P. 15-39.

19. Rowan A. After the Adelphi: Forgotten years in the Adam brothers' practice / A. Rowan // Journal of the Royal Society of Arts. - 1974. -CXXII. - P. 659-711.

20. Sir John Soane's Museum Collection Online. - URL: http:// collections.soane.org/home (date of access: 21.11.2019). - Text: electronic.

21. Stillman D. British Architects and Italian Architectural Competitions, 1758-1780 / D. Stillman // Journal of the Society of Architectural Historians. - 1973. - Vol. 32, No. 1 (March). - P. 43-66.

22. Stroud D. George Dance, Architect, 1741-1825 / D. Stroud. - London: Faber and Faber Ltd, 1971.

23. Summerson J. Architecture in Britain 1530 to 1830 / J. Summer-son. - 6rd edition. - Harmondsworth: Penguin Books, 1977.

24. Teyssot G. Citta e Utopia Nell'illuminismo inglese: George Dance il giovane / G. Teyssot. - Rome: Officina Edizioni, 1974.

25. Youngson A.J. The Making of Classical Edinburgh, 1750-1840 / A.J. Youngson. - Edinburgh: Edinburgh University press, 1975.

М.А. Крылова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10021

M.A. Krylova

Этапы формирования и развития архитектуры учебных заведений медицинского профиля в России и за рубежом на протяжении XVIII-XXI веков Stages of the formation and development of architecture of medical schools in Russia and abroad during the XVIII-XXI centuries

Ключевые слова: архитектура сельских населенных мест, архитектура учебных заведений медицинского профиля, колледж-интернат медицинского профиля.

Keywords: architecture of rural settlements, architecture of educational institutions of medical profile, boarding college of medical profile.

Аннотация: Публикация посвящена истории развития архитектуры учебных заведений медицинского профиля в России и за рубежом на протяжении XVIII-XXI веков. В статье впервые дается определение этапов ее развития, взаимосвязь методов образования и планировочных структур учебных заведений медицинского профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.