Научная статья на тему 'Особенности классицизма в застройке городов России и Сибири'

Особенности классицизма в застройке городов России и Сибири Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
700
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНЫЙ СТИЛЬ / КЛАССИЦИЗМ / РЕГУЛЯРНАЯ ПЛАНИРОВКА / ОБРАЗЦОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / АРХИТЕКТУРНЫЙ ОБЛИК / ГОРОДА РОССИИ / СИБИРЬ / ARCHITECTURAL STYLE / CLASSICISM / REGULAR PLANNING / MODEL CONSTRUCTION / RUSSIA / SIBERIA

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бабинович Надежда Устиновна, Ситникова Елена Владимировна

В статье рассматриваются общие тенденции развития классицизма в архитектуре городов России и Сибири. Изучены предпосылки развития классицизма, на конкретных примерах, известных памятниках архитектуры рассмотрены основные характеристики стиля. Актуальность исследования обусловлена проблемами сохранения исторической застройки в городах России, утратой отдельных ценных элементов зданий. Обладающая строгими лаконичными формами, архитектура классицизма, получившая широкое распространение в ХIХ в. во всех городах страны, долгое время признавалась фоновой застройкой и более всего была подвержена уничтожению в советский период. В настоящее время эти объекты стали редкими образцами, несущими информацию о целой архитектурной эпохе. Несмотря на широкий круг авторов, занимавшихся изучением архитектуры классицизма в городах России, классицистическая архитектура сибирских городов, в частности г. Томска, изучена недостаточно. Цель статьи изучить этапы развития классицизма в столичных городах России и распространение его в города Сибири. В статье применены методы сравнительного и архитектуроведческого анализа. На конкретных примерах рассмотрено, как в городах России, и в частности губернском городе Томске, активно проектировали и строили по «высочайше утверждённым проектам» основные общественные здания. В результате исследования установлено, что классицизм, пройдя основные этапы своего формирования, к середине ХIХ в. стал общегосударственным стилем. Необходимость в строительстве зданий государственного назначения во всех губернских городах обширной страны, появление новых типов зданий, таких как магистраты, присутственные места, банки, биржи и т. д., привели к смене архитектурно-художественного направления. Применение «образцовых» проектов позволяло в сжатые сроки проводить в широких масштабах экономичную и технически грамотную застройку, что способствовало созданию стилевой целостности русских городов.The paper considers the general trends in classicism and city planning in Russia and Siberia. The prerequisites for the classicism development are studied on the example of the famous architectural monuments; the main style characteristics are considered. This study concerns the problems of preserving historic buildings in the cities of Russia and the loss of valuable building elements. Classical architecture offers simple clean design widely used in the 19th century and recognized as a background building in all cities of the country. It was most of all subject to destruction during the Soviet period. At present, these objects are rare and identify the architectural era. Although many authors study classicism in the cities of Russia and Siberia, the city of Tomsk has not been studied enough. Comparative and architectural analyses are used to study the classicism development in the capitals of Russia, Siberia and in Tomsk, in particular. It is shown how the main public buildings are designed and built in the cities of Russia and in the city of Tomsk in accordance with the approved projects. It is shown that having passed the main formation stages, classicism becomes the national style by the middle of the 19th century. The need to build public buildings in all provincial cities of the country, new types of buildings such as magistrates, seats, banks, stock exchanges and others, change the architectural style in Russia. The model projects allow in a short time to carry out a large-scale economical and technically correct construction, which contributes to the stylistic integrity of the Russian cities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности классицизма в застройке городов России и Сибири»

УДК 72.03 DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-3-23-36

Н.У. БАБИНОВИЧ, Е.В. СИТНИКОВА,

Томский государственный архитектурно-строительный университет

ОСОБЕННОСТИ КЛАССИЦИЗМА В ЗАСТРОЙКЕ ГОРОДОВ РОССИИ И СИБИРИ

В статье рассматриваются общие тенденции развития классицизма в архитектуре городов России и Сибири. Изучены предпосылки развития классицизма, на конкретных примерах, известных памятниках архитектуры рассмотрены основные характеристики стиля. Актуальность исследования обусловлена проблемами сохранения исторической застройки в городах России, утратой отдельных ценных элементов зданий. Обладающая строгими лаконичными формами, архитектура классицизма, получившая широкое распространение в XIX в. во всех городах страны, долгое время признавалась фоновой застройкой и более всего была подвержена уничтожению в советский период. В настоящее время эти объекты стали редкими образцами, несущими информацию о целой архитектурной эпохе. Несмотря на широкий круг авторов, занимавшихся изучением архитектуры классицизма в городах России, классицистическая архитектура сибирских городов, в частности г. Томска, изучена недостаточно.

Цель статьи - изучить этапы развития классицизма в столичных городах России и распространение его в города Сибири. В статье применены методы сравнительного и архи-тектуроведческого анализа. На конкретных примерах рассмотрено, как в городах России, и в частности губернском городе Томске, активно проектировали и строили по «высочайше утверждённым проектам» основные общественные здания.

В результате исследования установлено, что классицизм, пройдя основные этапы своего формирования, к середине XIX в. стал общегосударственным стилем. Необходимость в строительстве зданий государственного назначения во всех губернских городах обширной страны, появление новых типов зданий, таких как магистраты, присутственные места, банки, биржи и т. д., привели к смене архитектурно-художественного направления. Применение «образцовых» проектов позволяло в сжатые сроки проводить в широких масштабах экономичную и технически грамотную застройку, что способствовало созданию стилевой целостности русских городов.

Ключевые слова: архитектурный стиль; классицизм; регулярная планировка; образцовое строительство; архитектурный облик; города России; Сибирь.

Для цитирования: Бабинович Н.У., Ситникова Е.В. Особенности классицизма в застройке городов России и Сибири // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2020. Т. 22. № 3. С. 23-36. DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-3-23-36

N. U. BABINOVICH, E. V. SITNIKOVA,

Tomsk State University of Architecture and Building

CLASSICISM AND CITY PLANNING IN RUSSIA AND SIBERIA

The paper considers the general trends in classicism and city planning in Russia and Siberia. The prerequisites for the classicism development are studied on the example of the famous architectural monuments; the main style characteristics are considered. This study concerns the problems of preserving historic buildings in the cities of Russia and the loss of valuable building elements. Classical architecture offers simple clean design widely used in the 19th century and recognized as a background building in all cities of the country. It was most of all subject to

© Бабинович Н.У., Ситникова Е.В., 2020

destruction during the Soviet period. At present, these objects are rare and identify the architectural era. Although many authors study classicism in the cities of Russia and Siberia, the city of Tomsk has not been studied enough.

Comparative and architectural analyses are used to study the classicism development in the capitals of Russia, Siberia and in Tomsk, in particular. It is shown how the main public buildings are designed and built in the cities of Russia and in the city of Tomsk in accordance with the approved projects.

It is shown that having passed the main formation stages, classicism becomes the national style by the middle of the 19th century. The need to build public buildings in all provincial cities of the country, new types of buildings such as magistrates, seats, banks, stock exchanges and others, change the architectural style in Russia. The model projects allow in a short time to carry out a large-scale economical and technically correct construction, which contributes to the stylistic integrity of the Russian cities.

Keywords: architectural style; classicism; regular planning; model construction; architectural style; Russia; Siberia.

For citation: Babinovich N.U., Sitnikova E.V. Osobennosti klassitsizma v zastroike gorodov Rossii i Sibiri [Classicism and city planning in Russia and Siberia]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo arkhitekturno-stroitel'nogo universiteta - Journal of Construction and Architecture. 2020. V. 22. No. 3. Pp. 23-36. DOI: 10.31675/1607-1859-2020-22-3-23-36

Становление классицизма в европейской архитектуре XVIII в. во многом было связано с прогрессом в изучении античности. По взглядам немецкого историка И.И. Винкельмана, произведения классического античного искусства отвечали всем требованиям «прекрасного» - верность пропорций, простота, спокойное величие и гармония. Античность как воплощение эстетических идеалов стала занимать важное место в жизни общества. На протяжении всей истории западный мир всегда возвращался к первым великим цивилизациям. Средневековый романский период характеризовался римской аркой, Ренессанс был возрождением классицизма, а неоклассицизм отмечал рационализм эпохи Просвещения, эпохи элегантности [9].

Художники и архитекторы XVIII в. искали новый стиль, не связанный с церковью. Они вернулись к древним, дохристианским цивилизациям Греции и Рима, и поэтому они сформировали архитектуру, основанную на порядке, равновесии и гармонии, известную сегодня как неоклассическая архитектура.

Западные исследователи архитектуры часто называют классицизм, который процветал в период 1750-1830 гг., неоклассицизмом. Это направление в искусстве, исторических традициях или эстетических установках основано на древнем искусстве Греции и Рима. Британский историк архитектуры Дэвид Джон Уоткин считал, что в контексте традиции классицизм относится либо к искусству, произведенному в древности, либо к более позднему искусству, вдохновленному искусством античности. Тогда как неоклассицизм всегда относится к искусству, произведенному позже, но вдохновленному античностью. Таким образом, термины «классицизм» и «неоклассицизм» часто используются взаимозаменяемо. Когда классицизм применяется для обозначения эстетической позиции, он использует те характеристики, которые обычно ассоциируются с искусством античности: гармонию, ясность, сдержанность, универсальность и идеализм [9].

Неоклассическая архитектура была возрождением классической архитектуры, которая началась в середине XVIII в. в Италии, затем особенно активно стала развиваться во Франции как реакция на архитектурные стили рококо и барокко [10].

Появился интерес к классическому спокойствию и археологическим правильным формам, который проявился в XVIII в. во всех видах искусства. Особенно заметно это стало в 1750-е гг. Центром международного неоклассицизма был Рим, как место сбора талантливых молодых художников со всей Европы, начиная с 1740-х гг. Практически каждый видный деятель искусства того периода прошел через этот город. В 1740 г. - Д.Б. Пиранези, в 1741 г. - А.Р. Менгс, в 1754 г. - Роберт Адам, в 1755 г. - И.И. Винкельман, в 1755 г. - французский художник Жак-Луи Давид, в 1779 г. - итальянский скульптор Антонио Канова и др.

Центром деятельности стала Французская академия, где желанные лауреаты академии Prix de Rome отправились изучать памятники и познакомиться с художественной жизнью итальянской столицы. Проекты, произведенные французскими победителями Prix de Rome, характеризуются величием масштаба, строгой геометрической организацией, простотой геометрических форм. Авторы использовали греческие или римские детали, колонны, особенно для разделения внутренних пространств и создания городских пейзажей. Предпочтение отдавалось глухим поверхностям с контрастным сочетанием объемов и текстур. Те же качества характеризуют неоклассическую архитектуру, которая возникла в Европе и Америке.

Во Франции неоклассическая архитектура появилась в конце правления Людовика XVI. Позже это продолжалось во время наполеоновской эры. Одним из самых известных французских архитекторов, спроектировавших парижский Пантеон (рис. 1), был Жак Жермен Суффло (1713-1780).

Рис. 1. Пантеон в Париже, Франция

В Великобритании работал один из лучших архитекторов Джон Нэш (1752-1835), который занимался перепланировкой городских парков и кварталов. Знатные семьи приняли его стиль для ремонта своих загородных особняков. Также им были построены музеи, банки и почтовые отделения в неоклассическом стиле [10].

Ведущая роль России в создании ранней неоклассической архитектуры была почти полностью обусловлена Екатериной II. Под ее руководством Санкт-Петербург был преобразован в бесподобный музей неоклассических зданий, таких же современных, как французские и английские работы. Как и в других странах, новый вкус к античной простоте представлял собой реакцию против излишеств рококо, который в России имел апофеоз в творчестве Бартоломео Франческо Растрелли.

Важную роль в этом направлении сыграли два иностранных архитектора: шотландец Чарльз Камерон и итальянец Джакомо Антонио Доменико Кваренги, прибывший в Россию в 1780 г. Самая масштабная работа Чарльза Камерона была осуществлена в Царском Селе в стиле, изобретенном Робертом Адамом. Он был ответственен за введение первой правильной греческой дорической колонны и антаблемента в России в круговом Храме Дружбы в Павловске (1780). А Джакомо Кваренги построил для Екатерины Палладианский английский дворец в Петергофе (1781-1789).

Ведущими российскими архитекторами были Василий Иванович Баженов и Иван Егорович Старов, оба они учились в Париже у де Вайи в 1760-х гг., привнося в Россию самые передовые неоклассические идеи [9].

В растущей Российской империи архитектура, отличающаяся длительностью строительных работ, высокой стоимостью и огромными инженерно-строительными ресурсами, как барокко и рококо, не могла стать государственным стилем, поэтому произошла смена архитектурно-художественного направления. Возникла необходимость в строительстве зданий государственного назначения, во всех губернских городах стали строить магистраты, присутственные места, банки, биржи и т. п. [1].

Для руководства повсеместной градостроительной деятельностью в декабре 1762 г. была учреждена Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы, созданная для регулирования застройки обеих столиц, которая вскоре стала руководить всем градостроительством в стране. Комиссия функционировала до 1796 г. Её возглавляли видные архитекторы того времени: А.В. Квасов (1763-1772), И.Е. Старов (1772-1774), И. Лем (1775-1796) [8].

Среди ярких представителей русского классицизма особого внимания заслуживает творчество В. Баженова (1738-799), М. Казакова (1738-1812), И. Старова (1748-1808).

Знаменитый образец русского зодчества, построенный всего за два года (1784-1786) по проекту архитектора В. Баженова, дом Пашкова, является значимым архитектурным памятником своей эпохи (рис. 2).

Дом Пашкова открывает великолепную панораму Моховой улицы со стороны Боровицкой площади. Ярко-белое здание, приподнятое на высокий цоколь, построено по классическому трехчастному принципу: центральный корпус с бельведером и портиком объединен одноэтажными галереями с боковыми

флигелями. Целостность структуры подчеркнута единым сюжетом декора, которым в одинаковой степени насыщены все объемы композиции главного дома [8].

Рис. 2. Дом Пашкова в Москве, архитектор В. Баженов

Крупнейшим произведением М. Казакова является здание Сената в Московском кремле (1776-1787) (рис. 3). Строительство этого сооружения определялось назревшей необходимостью размещения правительственных учреждений. Здесь главенствующая роль в архитектурно-художественной композиции здания отведена античным формам ордеров, сводов, куполов, арок, переработанных зодчим в духе преемственного развития архитектуры ансамбля кремля.

Рис. 3. Здание Сената в Московском кремле, архитектор М. Казаков

Треугольное в плане здание с внутренним двором разделено на три части поперечными корпусами. Такая конфигурация постройки была вызвана формой участка. Центральная композиция выполнена в виде купольного зала. Все помещения Сената хорошо связаны друг с другом сквозными коридорами, идущими по периметру дворов. В целом же композиция сооружения представляет собой систему простых объемов с четким соподчинением частей, распределенных в строгом соответствии с их практическим назначением.

Голицынская больница, построенная по проекту М. Казакова в период с 1796 по1801 г., считается не менее известным его творением (рис. 4).

Рис. 4. Голицынская больница в Москве на Калужской улице, архитектор М. Казаков

Комплекс Голицынской больницы, созданный по завещанию князя М.Д. Голицына, был последним крупным проектом зодчего. Под застройку была отведена территория парка на окраине города. Главный трёхэтажный корпус поставлен в глубине большого двора и соединён дуговыми переходами с двумя боковыми двухэтажными Г-образными корпусами, охватывающими весь двор и «загибающимися» вдоль линии улицы. Еще несколько отдельно стоящих служебных корпусов выходят в парк. В центре протяженного главного корпуса возвышается округлый купол церкви, увенчанный «фонариком». Купол наподобие римского Пантеона по бокам фланкирован двумя маленькими круглыми колокольнями. Объем церкви выделен на обоих фасадах величественными шестиколонными портиками дорического ордера на мощном цоколе (рис. 4).

Самое знаменитое строение архитектора И. Старова - Таврический дворец в Петербурге на улице Шпалерной (1783- 789) (рис. 5). И. Старов был воспитанником Петербургской академии художеств, являлся мастером классической архитектуры. При проектировании, а затем и строительстве Таврического дворца его талант проявился в полной мере. Когда были завершены все работы в 1789 г., жителям Петербурга показалось строгое величественное здание, обращенное в сторону Невы своим главным фасадом.

Рис. 5. Таврический дворец в Петербурге, архитектор И. Старов

Здание планировалось с применением традиционной классической архитектуры: перед дворцом был запроектирован парадный двор, который образуют два одинаковых крыла, поставленные перпендикулярно главному корпусу.

Дворец сравнительно невысокий, но за счет центральной части, которая значительно выше боковых корпусов и выделена большим куполом с шестико-лонным портиком, смотрится величественно.

Таким образом, конец XVIII - начало XIX в. был периодом высокого расцвета архитектуры классицизма в России. К этому же времени относятся и самые значительные достижения в области «образцового» и повторного строительства, неразрывно связанные с развитием всей русской архитектуры. Культурному подъему способствовало распространение патриотических идей в русском обществе, особенно усилившееся после победоносного окончания Отечественной войны 1812 г. [7].

Общий расцвет культуры не мог не сказаться на архитектуре и градостроительстве. Работы русских архитекторов того времени отличаются широким размахом в проектировании зданий и строительстве городских ансамблей. Патриотические идеи выразились в торжественном, как бы приподнятом облике многих сооружений.

Экономический подъем в стране дал возможность вкладывать в строительство большие капиталы как со стороны частных застройщиков, так и со стороны государства. В свою очередь, высокий уровень художественной и технической культуры в области архитектуры и градостроительства и наличие талантливой плеяды русских архитекторов, вдохновленных идеями патриотизма, обусловили большой размах и высокое качество вновь строящихся ансамблей и сооружений.

Практически все города империи, которых в то время насчитывалось около четырехсот, к началу первой трети XIX в. получили новую градостроительную документацию, основанную на принципах регулярности. Русские, в том числе и сибирские города, сложившиеся на протяжении нескольких веков без определенного плана, имели типичную для средневековья «живописную» систему пространственной организации и свободную планировку, которая за достаточно короткий срок (в пределах 40-50 лет) получила современную трактовку [6].

Большое значение для изменения внешнего облика сибирских городов имело строительство в первой половине XIX в. общественных зданий, которые строились по «образцовым» проектам.

Обращаясь к архивным данным, можно отметить, что архитектор мог изменить в проекте размеры, пропорции и рисунок деталей «образцовых» фасадов, вследствие чего сходство могло быть не полным. Но характерные признаки оставались. Например, симметричная композиция фасада и выделенный центр. Архитектурные детали, типичные для русского классицизма: руст, сложные карнизы, наличники, сандрик. Окраска фасадов в нейтральные тона. Цоколи серого (дикого) цвета. Поле стен светло-желтого, светло-зелёного, светлосерого или светло-синего цветов [4].

«...Выдающийся инженер и архитектор, строитель первых чугунных мостов Петербурга, составитель планов многих русских городов В. Гесте заложил в своем проекте передовые идеи градостроительства...» [5]. Им в 1826 г. был разработан, а в 1829 г. утвержден генеральный план города Омска. «...Омск получил план, обеспечивший ему на много лет вперед правильное развитие, краевые перспективы улиц и интересные архитектурные ансамбли... [Там же].

Примером застройки в стиле классицизм в Омске является здание Сибирского кадетского корпуса (центральная его часть), ныне Общевойсковое командное училище им. Фрунзе. Здание возведено по образцовому проекту и несет черты художественных вкусов своего времени (рис. 6). Строительство его начиналось с формирования Никольской площади. Это было первое в Омске двухэтажное каменное здание с цокольным этажом, украшенное шестико-лонным ионическим портиком. В 1826 г. оно принадлежало военной канцелярии, затем было передано в ведение воинского казачьего училища, с которого и началось формирование ансамбля Кадетского корпуса. Построенный первым, корпус по сей день играет в ансамбле ключевую роль, являясь высоким образцом раннего русского классицизма (рис. 7).

Особенностью постройки считается портик, который относится к редкому типу - евстиль, в котором центральный промежуток между колоннами (интерколумний) шире боковых. Авторство Кадетского корпуса приписывается выдающемуся русскому архитектору М. Казакову [5].

На фасаде и в интерьере здания впервые в Омске появился лепной декор. При реставрации портика на абаке одной из капителей был обнаружен автограф первого омского лепщика - «Зарубинъ».

По такому же «образцовому» проекту, как и в Омске, был построен Горный госпиталь в Барнауле - один из лучших памятников архитектуры классицизма.

Рис. 6. Омский кадетский корпус. Фото начала ХХ в.

Рис. 7. Омское общевойсковое командное училище им. Фрунзе

20 февраля 1818 г. Горный совет принял предложение начальника Колы-вано-Воскресенских заводов П.К. Фролова о строительстве в Барнауле госпиталя, горного училища с сиротским приютом и богадельни с церковью. Здание было возведено по проекту архитектора А.П. Молчанова. В первоначальном проекте госпиталь был задуман как одноэтажное здание. Но в 1819 г. П.К. Фролов распорядился о создании 2-этажного лазарета на 130 больных. В этом же году был заложен фундамент госпиталя. В 1823-1824 гг. возведен первый этаж, в 1834-1841 гг. построен второй этаж, а в 1845 г. строительство завершено (рис. 8). На фасаде здания четко выделяется портик из шести колонн с дорическими капителями, завершающийся треугольным фронтоном [2].

Рис. 8. Горный госпиталь в Барнауле (1831-1845 гг.)

Сейчас в одном из лучших памятников классицизма в Барнауле располагается Алтайский государственный аграрный университет (рис. 9).

Рис. 9. Алтайский государственный аграрный университет в г. Барнауле

На изменение архитектурного облика г. Томска также повлияло строительство общественных зданий по «образцовым» проектам. Так, на центральной площади - Новособорной - было построено здание Губернского правления. За основу был взят «образцовый» проект архитектора А.Д. Захарова (рис. 10, 11).

Рис. 10. «Образцовый» проект архитектора А.Д. Захарова

Рис. 11. Главный фасад и план первого этажа здания присутственных мест (Губернского правления) в г. Томске

Постройке здания присутственных мест (Губернского правления) в Томске предшествовала длительная история проектирования, несмотря на то что здесь применяли «высочайше утвержденный» (типовой) проект. Целый ряд архитекторов в течение длительного времени стремился приспособить его к местным требованиям.

В 1803 г. в связи с предполагаемым учреждением Томска губернским городом туда был прислан «экземпляр высочайше утвержденного на здании сего рода плана» архитектора А.Д. Захарова. В Томске, рассмотрев проект, пришли к выводу, что здание в таком виде велико, и поэтому губернатор в 1804 г. получил из Петербурга разрешение использовать этот проект с исключением цокольного этажа. Шли годы, а строительство здания все откладывалось по различным причинам. В 1816-1817 гг. было выдвинуто предложение купить

у местного купца каменный жилой дом с двумя флигелями, а затем, перестроив его, приспособить к нуждам присутственных мест. Указанный проект, который «чертил томский губернский землемер... С. Зверев», характерен своей примитивностью. Оба варианта рассмотрели в Петербурге, и поскольку стоимость сооружения по второму проекту оказалась ниже, то, после внесения в него исправлений Н. Шарлеманем, он считался утвержденным. Вскоре оформили все документы на покупку дома.

В 1819 г. в Томск с ревизией приехал Сперанский, который нашел совершенно неприемлемым предложение о перестройке жилого дома, т. к. здание при этом «не будет иметь ни целостности, ни удобства, ни свойственного публичному зданию вида». Так был отвергнут и этот проект.

В 1820 г. был рассмотрен и «высочайше опробован» проект губернского архитектора А.П. Деева, составленный на основе «образцового» варианта Захарова (рис. 11) [3].

Рис. 12. Присутственные места (Губернское правление) в г. Томске:

а - историческое фото начала ХХ в. из коллекции Э. К. Майданюка; б - фото 2010 г.

Губернский архитектор А. П. Деев, которому поручили проектирование здания присутственных мест, вернулся к первоначальному варианту Захарова как в планировке, так и в композиции фасада. Он увеличил здание в длину, добавив по главному фасаду четыре окна. Деев добился большей четкости архитектурно-планировочного решения плана (рис. 11-12), поэтому все помещения получили хорошую связь со средней частью здания, также подвергшейся коренной переработке. Он улучшил пропорции и освещенность вестибюля и зала «рекрутского присутствия». Была также восстановлена логичная планировочная система с коридорами в первом этаже и анфиладой залов на втором. Во втором этаже (в крыльях дворового фасада) Деев ввел небольшие коридоры с лестницами, что сократило связи между помещениями и разгрузило главную лестницу. Все коридоры имели хорошее естественное освещение. Близ второстепенных лестниц были укромно расположены уборные, тогда как в предыдущих проектах они оставались около парадной лестницы. Деева можно упрекнуть лишь в том, что он не уделил внимания расположению оконных проемов на боковом фасаде: одно из окон оказалось напротив внутренней капитальной стены и было заменено нишей.

В 1820 г. проект был рассмотрен и «высочайше утверждён». Однако к строительству здания приступили лишь в 1838 г., в 1842 г. оно было

закончено. Невысокое качество исполнения некоторых архитектурных деталей (карниз здания, сандрики, капители), несомненно, свидетельствовало о том, что Томск в это время испытывал недостаток в квалифицированных рабочих. Тем не менее нужно отметить, что ясность планировочной схемы, строгий отбор архитектурно-художественных средств и общее единство архитектуры выгодно отличали это сооружение [3].

Здание является объектом культурного наследия федерального значения. В результате проведённого исследования установлено, что на протяжении всей истории западный мир всегда возвращался к первым великим цивилизациям, в том числе и к архитектурным традициям. «Классицизм», или, как его называют на Западе «неоклассицизм», конца XVIII - начала XIX в. основан на искусстве Древнего Рима и Греции, что обычно ассоциируется с постулатами античности: гармонией, ясностью форм, сдержанностью, универсальностью и идеализмом.

Вслед за Европой классицизм пришел и в Россию. Необходимость в строительстве зданий государственного назначения во всех губернских городах обширной страны, появление новых типов зданий, таких как магистраты, присутственные места, банки, биржи и т. д., привели к смене архитектурно-художественного направления. Применение «образцовых» проектов позволяло в сжатые сроки проводить в широких масштабах экономичную и технически грамотную застройку, что способствовало созданию стилевой целостности русских городов.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аркин Д.Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. Москва : Искусство, 1990.

2. Баландин С.Н. Архитектура Барнаула. Барнаул, 1974. С. 33-37.

3. Белецкая Е., Крашенинникова Н., Чернозубова Л., Эрн И. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. Москва, 1961.

4. Иванов В.Н. «Образцовые» проекты в жилой застройке русских городов XVIII-XIX вв. Москва : Госстройиздат, 1961.

5. КочедамовВ.И. Омск. Как рос и строился город. Омск : Омское кн. изд-во, 1960. С. 31.

6. Манонина Т.Н. Формирование застройки городов Западной Сибири в первой трети XIX в. // Вестник Томского государственного архитектурно-строительного университета. 2010. № 3. С. 59-65.

7. Ожегов С.С. Типовое и повторное строительство в России в XVIII-XIX веках. Москва : Стройиздат, 1984. 169 с.

8. Пилявский В.И. История русской архитектуры. Ленинград, 1984.

9. David John Watkin Classicism, 183G-193G. URL: https://www.britannica.com/art/Western-ar-chitecture/Classicism-183G-193G

1G. Neoclassical architecture - a revival of the ancient Greek & Roman Classical architecture Katerina Bulovska 2G17. URL: http://www.wallswithstories.com/uncategorized/neoclassical-ar-chitecture-a-revival-of-the-ancient-greek-roman-classical-architecture.html

REFERENCES

1. Arkin D.E. Obrazy arkhitektury i obrazy skulptury [Images of architecture and sculpture]. Moscow: Iskusstvo, 199G. (rus)

2. Balandin, S.N. Arkhitektura Barnaula [Architecture of Barnaul]. Barnaul, 1974. Pp. 33-37. (rus)

3. Beletskaya E., Krasheninnikova N., Chernozubova L., Ern I. Obraztsovyye proyekty v zhiloy zastroyke russkikh gorodov XVIII-XIX vv. [Projects of housing development in Russian cities in the 18-19 th centuries]. Moscow, 1961. (rus)

4. Ivanov V.N. Obraztsovyye proyekty v zhiloy zastroyke russkikh gorodov XVIII-XIX vv. [Projects of housing development in Russian cities in the 18—19th centuries]. Moscow: Gosstroiizdat, 1961. (rus)

5. Kochedamov V.I. Omsk. Kak ros i stroilsya gorod [Omsk. How the city grew and was built]. Omsk, 1960. (rus)

6. Manonina T.N. Formirovaniye zastroyki gorodov Zapadnoy Sibiri v pervoy treti XIX v. [Urban development in West Siberia late in the 19th century]. Vestnik of Tomsk State University of Architecture and Building. 2010. No. 3. Pp. 59-65. (rus)

7. Ozhegov S.S. Tipovoye i povtornoye stroitelstvo v Rossii v XVIII-XIX vekakh [Standard and recurrent construction in Russia in the 18-19th centuries]. Moscow: Stroiizdat, 1984. 169 p. (rus)

8. Pilyavsky V.I. Istoriya Russkoy arkhitektury [History ofRussian architecture]. Leningrad, 1984. (rus)

9. Classicism, 1830-1930. Available: www.britannica.com/art/Western-architecture/Classicism-1830-1930

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Neoclassical architecture - a revival of the ancient Greek & Roman Classical architecture Katerina Bulovska 2017. Available: www.wallswithstories.com/uncategorized/neoclassical-archi-tecture-a-revival-of-the-ancient-greek-roman-classical-architecture.html

Сведения об авторах

Бабинович Надежда Устиновна, ст. преподаватель, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Ситникова Елена Владимировна, канд. архитектуры, доцент, Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2, [email protected]

Authors Details

Nadezhda U. Babinovich, Senior Lecturer, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

Elena V. Sitnikova, PhD, A/Professor, Tomsk State University of Architecture and Building, 2, Solyanaya Sq., 634003, Tomsk, Russia, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.