Научная статья на тему 'Главный украшатель города'

Главный украшатель города Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
535
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ларионова Е. О.

The article reviews the creative activity of John Nash, a British architect of the early 19th century. This Master started as a private landscape designer and eventually became the Main royal architect of London who helped to define the style of an era. His main achievement was the design of the West-End development, which made considerable impact on formation of urbanistics as a science. Nash created an essentially new model of urban environment which has not lost its importance even today. His work originated from classical heritage and old British construction traditions, as well as from the experience of reconstruction of Bath and Edinburgh. His decorative, enlivening approach to monotonous ordinary facades of new streets helped him to gain a glorious nickname of the Director General of Embellishment. Nash's design style brought together a big city scope, variety, and the effect of unexpectedness which is evident in bends and turns of streets with accurate decorative accents, in combination of picturesque cottages, majestic terraces, and magnificent parks. The research offered here shows that the universality of John Nash's professional approach was based on constant compromise between self-sufficient orders of society, i.e. «demand», and the bright individual «offer» of a creative architect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Main Decorator of the City

The article reviews the creative activity of John Nash, a British architect of the early 19th century. This Master started as a private landscape designer and eventually became the Main royal architect of London who helped to define the style of an era. His main achievement was the design of the West-End development, which made considerable impact on formation of urbanistics as a science. Nash created an essentially new model of urban environment which has not lost its importance even today. His work originated from classical heritage and old British construction traditions, as well as from the experience of reconstruction of Bath and Edinburgh. His decorative, enlivening approach to monotonous ordinary facades of new streets helped him to gain a glorious nickname of the Director General of Embellishment. Nash's design style brought together a big city scope, variety, and the effect of unexpectedness which is evident in bends and turns of streets with accurate decorative accents, in combination of picturesque cottages, majestic terraces, and magnificent parks. The research offered here shows that the universality of John Nash's professional approach was based on constant compromise between self-sufficient orders of society, i.e. «demand», and the bright individual «offer» of a creative architect.

Текст научной работы на тему «Главный украшатель города»

Главный украшатель города. Е.О.Ларионова

Наиболее интересный итог многих столетий развития архитектуры Британии - город в целом. Лондон первой половины XIX века - пример реорганизации имперской столицы, где общими постулатами городского проектирования служили здоровье общества, санитарные условия, коммерция и embellishment1, а также увеличение прибыли от аренды. На этом фоне Джон Нэш (1752-1835) стал значимой фигурой, пройдя путь от ландшафтного проектировщика до личного архитектора принца-регента, будущего короля Георга IV.

Жизненный путь британского архитектора можно разделить на четыре основных периода. К сорока годам жизни Джон Нэш из подмастерья в Ламбете вырос в успешного частного архитектора, женился и приобрел известность в Уэльсе и Лондоне (1752-1792).

Следующий, почти двадцатилетний период жизни (17921811) позволил ему обосноваться в Лондоне и приобрести репутацию самого модного архитектора загородных резиденций в Англии и Ирландии.

1 Embellishment (англ.) - украшательство. Французский термин, включающий в себя понятия украшения и вежливое инфраструктурное отношение к окружающей застройке. В эпоху классицизма этот прием стал главным в оформлении сплошной стены роскошных фасадов городских улиц.

Третий период (1811-1820) по праву носит название «королевского» и включает в себя работу над проектом развития Вест-энда, новую застройку Риджент-стрит и Рид-жентс-парка, а также реконструкцию Карлтон-хауса, Виндзора и создание Королевского павильона в Брайтоне.

Последние пятнадцать лет жизни (1820-1835) главный королевский архитектор Джон Нэш посвятил продолжению новой городской застройки, расширив Риджент-стрит в сторону Чэринг-кросс, и перестроил Букингемский дворец.

Проект реконструкции Вест-энда (рис. 1), развернутый с северо-запада на юго-восток, протянувшийся от Риджентс-парка до Букингемского дворца, стал уникальным для своего времени примером живописной и вместе с тем рациональной перепланировки огромного фрагмента давно сложившегося европейского города. Учитывая все тогдашние потребности Лондона, этот его фрагмент сохранил свои качества и по сей день.

Отталкиваясь от традиционного для Англии типа вентилируемой застройки, Джон Нэш разработал образец городской улицы, принципиально новой по структуре. Защищая проект по развитию городской застройки перед королевской комиссией, он утверждал, что новая улица Риджент-стрит должна обеспечить «четкое разделение между улицами и площадями районов, населенных аристократией и дворянством,

Условные обозначения:

открытые пространства, организованные Нэшем

существующие здания, включенные Нэшем в новую застройку

здания, построенные по проекту Нэша существующая застройка

улицы, которым не суждено было появиться улицы, проложенные по проекту Нэша

1 - Риджентс-парк

2 - Риджент-стрит

3 - Вест-стрэнд

4 - Сент-Джеймс-парк

5 - Букенгемский дворец

6 - Гайд-парк

7 - Грин-парк

8 - Сент-Джеймский дворец

9 - Дорога к Британскому музею

10 - Дорога к Сити

11 - Набережная Темзы

12 - Кингз-роуд

13 - Риджентс-канал

14 - Оксфорд-стрит

Рис. 1. Проект реконструкции Вест-энда. Лондон. Из книги «John Nash», автор John Summerson. Phaidon press, London, 2004

и второстепенными узкими улочками с застройкой средней этажности, включающей всевозможные технические и торговые здания, принадлежащие городским общинам». Обосновывая композицию фасадов, архитектор изображал на перспективных видах улицы театрализованные сюжеты, где «балюстрады и колоннады подчеркивают балконы-террасы с выходами из доходных квартир, расположенных над магазинами. Из них квартиросъемщики и жильцы могут наблюдать за столичной жизнью и общаться с теми, кто проезжает внизу в экипажах, что несомненно добавит живости происходящему и склонит приезжего отдать предпочтение именно этим кварталам».

Первый план развития Риджент-стрит с севера на юг, от Портленд-плейс через Оксфорд-стрит к Пикадилли, минуя Сохо на востоке и Мэйфэр на западе, был выполнен в виде прямой линии, уступая по девелоперскому потенциалу двум другим вариантам, по одному из которых улица приобрела отчетливый изгиб - квадрант. Согласно проекту Джона Нэша квадрант в форме «полумесяца» (рис. 2) должен был стать самой красивой частью новой городской артерии, начинаясь у площади Пикадилли, где улица вынужденно и деликатно огибала частные владения.

Ранее дугообразные в плане фрагменты жилой застройки - «полумесяцы» - прокладывались в курортных городах Британии Бате (рис. 3) и Брайтоне. Их назначение состояло в том, чтобы придать величие и разнообразие городской планировке, а многоквартирным домам обеспечить внешний вид дворцов и организовать великолепный обзор из каждой парадной комнаты на окрестные пейзажи.

Известно, что при планировке новой части Эдинбурга (рис. 4) использование «полумесяцев» стало ведущим архитектурным приемом.

Проект непривычной «кривой» улицы Риджент-стрит обещал большие доходы от аренды по отношению к затратам, что, по-видимому, и определило его успех. 5 июня 1813 года план был одобрен министерством финансов, и Джону Нэшу выделили более трехсот тридцати тысяч фунтов стерлингов для его воплощения. Специально принятый парламентом акт позволял расширить улицу к югу от Пикадилли, благодаря чему возникла новая площадь - Трафальгар-сквер. Строительство финансировалось страховыми компаниями города и непосредственно Банком Англии.

Позднее в Лондоне «полумесяц» превратился в стандартную схему фешенебельной застройки. Такие улицы стали

Рис. 2. Риджент-стрит. Квадрант. Лондон. Фото автора, 2006

3 2009 13

именовать «парадами» - в том смысле, что сам разворот элегантных экипажей вдоль сплошного фронта застройки по дуге создавал эффектное зрелище.

Выдающийся мастер, во многом опередивший свое время, Джон Нэш развивал новый Лондон через Лондон старый и поверх него вопреки постоянным атакам многочисленных завистников. Он занимался ландшафтным дизайном городских парков, проектированием и оформлением общественных зданий, грандиозных дворцов и домов-террас, частных вилл и одновременно проектами деревень, замков, увеселительных павильонов, коттеджей, ферм, гостиниц, церквей. Ему удавалось оставаться талантливым предпринимателем и политиком во всем: сдавать в аренду им же построенные дома, быть застройщиком, выкупая целые участки земель в центре Лондона, составлять все сметы, проводить переговоры с ведомствами, арендаторами, арендодателями, строителями, выдерживая постоянную критику со стороны коллег и прессы.

Нэш создал принципиально новую модель устройства городской среды, основанную на его авторском архитектурно-градостроительном модуле и ловком девелоперском подходе, послужившую примером для последующих градостроителей и оказавшую влияние на проекты застройки Парижа и Барселоны.

Париж и Лондон пребывали в постоянном соперничестве, не желая уступать друг другу ни в чем. Состязание двух столиц сопровождалось взаимными заимствованиями и уже потому было весьма продуктивным.

Выдающиеся английские градостроители ХУП-ХУШ веков, предшественники Джона Нэша, Иниго Джонс и Кристофер Рен в своих проектах реконструкции Лондона неоднократно опирались на французский опыт организации улиц и площадей.

В период правления Наполеона I проекты развития Парижа, включая застройку улицы Риволи, выведенную под шнур по карнизам и объединенную по первому этажу непрерывной аркадой, были эффектны, и хотя не затронули город сколько-нибудь существенно, задали модный «укра-шательный» тон оформления парадных фасадов для всей Европы, не исключая и Лондон.

Современники Джона Нэша, путешественники и историки, в своих заметках постоянно проводили параллель развития двух крупнейших в Европе имперских столиц.

В 1822 году Клод Лашез описывал узкие парижские улочки как грязные, с плотно посаженными домами с обеих сторон, блокирующими движение воздуха и проникание прямых солнечных лучей. Все это, по его мнению, делало жизнь в таких районах вредной для здоровья человека.

К этому времени в Англии жилые дома обеспечивались питьевой водой посредством водопровода, а в Париже все по-прежнему зависело от работы водовозов.

В 1823 году Шаброль де Вольви был в Лондоне, где его впечатлили инфраструктурные удобства, которые повышали цену английской столицы благодаря общественной системе канализации, тротуарам и чистоте.

Одновременно с процессом единой парадной застройки лондонской Риджент-стрит зданиями страховых компаний и ведомственных учреждений в 1826 году в Париже по случаю открытия новой биржи, крупнейшей в Европе, над рядовой застройкой начинали расти гигантские здания банков и офисов.

В 1833 году французские архитекторы Левиконт и Ролан разработали новый тип здания, включающий в себя административные помещения городских служб. По их мнению, в то время архитектура должна была быть не только «прекрасной и грандиозной, но также полезной и недорогой».

В 1870-е годы, время правления Наполеона III, энергичный префект Парижа барон Осман использовал опыт Джона Нэша в ранее невиданных масштабах, осуществив полную реконструкцию исторического ядра столицы на заемные средства. При этом, в отличие от лондонской схемы, где участниками инвестиционного процесса были только крупные банки и страховые компании, в Париже основная часть средств была получена в обмен на мелкие акции.

Влияние на другие европейские города таких грандиозных всеобъемлющих проектов, как перепланировка Лондона и Парижа, впоследствии стало очевидным. Во второй половине XIX века испанский архитектор, инженер и градостроитель Ильдефонс Серда продемонстрировал редкую изоб-

Рис. 3. Город Бат. Веб-карта Google Earth. 2009

Рис. 4. Город Эдинбург. Шотландия. Веб-карта Google Earth. 2009

ретательность планирования «модульных» жилых блоков-домов, обеспечивших высокую степень пространственного разнообразия. Появилась возможность создания частных садов, примыкающих к жилью, и общественных садов или парков в каждом городском квартале. В небольших площадях автор проекта видел первичное публичное пространство для торговли и уличных развлечений. В текстах, сопровождавших «Проект преобразования и расширения Барселоны», Серда ввел в оборот слово «урбанизация». В 1867 году вышел его трактат «Общая теория урбанизации».

Англия, ранее других стран создавшая современную промышленность, первой вступила на путь урбанизации и первой столкнулась с ее последствиями. Очевидность кризисного положения разрастающихся промышленных городов, и в первую очередь Лондона, привлекала внимание многих мыслящих людей, причем далеко не всегда специалистов-архитекторов. Этот широкий интерес создал почву для развития теории градостроительства. Можно сказать, что именно здесь лежат истоки науки урбанистики.

Универсальность творческого, профессионального подхода Джона Нэша заключалась в постоянном компромиссе между самодостаточными заказами общества - «спросом» и

ярким индивидуальным «предложением» творческой личности. В попытке благоустройства и застройки улиц нового делового Лондона или элитных жилых кварталов Риджентс-парка главный королевский архитектор столкнулся с любопытной, ранее не возникавшей задачей. Он должен был соблюдать единство и внутреннюю строгость классицистических фасадов, оберегая при этом их индивидуальные особенности и внешние «украшательства», диктуемые вкусами заказчиков, веяниями моды и английскими традициями.

Известно, что Нэш принимал личное участие в разработке большинства фасадов на Риджент-стрит и почти всех домов-террас Риджентс-парка. За долгие годы частной практики ему удалось создать собственный «конструктор», позволявший украсить любую, даже самую незатейливую форму, придать ей неповторимый нэшевский шарм, достичь элегантного разнообразия и целостности в ряду монотонной застройки.

Современные Нэшу архитектурные знатоки, высоко оценивая проект в целом, были готовы закрывать глаза на неряшливые, по их мнению, детали. Нэш был раскритикован за использование в отделке фасадов техники «стукко», тем более что, согласно моде XVIII века, оштукатуренными были обычно постройки загородного типа.

Рис. 5. Кресент-парк. Лондон. Фото автора, 2006

3 2009 15

По сравнению с относительно усложненными композиционными приемами решений фасадов на Риджент-стрит, требовавших больших финансовых вложений, первые парковые дома-террасы имели сравнительно простой внешний облик и были гораздо менее трудоемкими. Первоначально новые здания вырастали на незастроенных, выморочных землях. Основной практической задачей было найти застройщиков (как, например, У.М.Нерс), готовых взять в ежегодную аренду всю территорию или отдельные постройки с последующей сдачей в субаренду, а также бессрочных арендаторов, восхищенных идеей проекта и желавших иметь дом в воплощенном парке Нэша.

Площадь Кресент-парка (рис. 5), построенная уже в 1812 году со сквером посредине и двумя криволинейными корпусами, служила своеобразной интродукцией в архитектурную тему парка. Этот парк2 стал, вероятно, одним из самых значимых строений в серии новой, «урбанистической» архитектуры Джона Нэша. По первоначальному плану район Кресент-парка предполагалось застроить более плотно благодаря слиянию улиц в единую линию, чему не суждено было осуществиться, так как арендатор обанкротился.

2 В наши дни Кресент-парк служит «шлюзом» между деловой частью города и Риджентс-парком. Здания расположены по дуге, образуя «ловушку» для всех выходящих посетителей и направляя их в строгом порядке в городской центр, в сторону Риджент-стрит.

Рис. 6. Ограда в Кресент-парке. Лондон. Фото автора, 2006

Основная идея создания этого комплекса заключалась в экранировании фешенебельных кварталов Портленд-плейс на востоке и западе от Новой дороги (теперь Мэрилебон-роуд), шумной улицы, наполненной постоянными «пробками», и на юге, где разместились новые дома-террасы, обращенные в собственные внутренние дворы.

Размах заворачивающихся по дуге корпусов подчеркивает ритм ионической колоннады. Она поддерживает балюстраду балкона на втором этаже. Арочные окна и сдвоенные колонны - излюбленные Нэшем элементы украшения простых плоских фасадов. Предположительно, именно Джон Нэш разработал эскизы для кованых деталей оград (рис. 6) и лестниц (рис. 7), украшающих весь Кресент-парк. Они были воплощены мастером Пичи и частично сохранились до наших дней.

На севере Кресент-парка Нэш разместил блок, называемый Парк-сквер (рис. 8), образованный террасами-близнецами (восточной и западной). Террасы выполнены также в ионическом ордере, но в иной манере. В попытке создать более элегантный и проработанный облик архитектор отошел от строгой формы и в дань более поздним веяниям моды усложнил колоннаду относительно более гармоничных простых блоков Кресент-парка.

Работа над застройкой Вест-энда потребовала от Джона Нэша глубоких познаний не только в области эстетики, архитектуры, экономики и политики, но и инженерии. Проект

Рис. 7. Лестница. Дом-терраса. Риджентс-парк. Лондон. Фото автора, 2006

устройства системы водоснабжения города в 1810-1816 годах потребовал привлечения архитекторов-инженеров. Их роль впоследствии стала настолько значимой, что планировщикам-архитекторам зачастую приходилось отходить на второй план.

В контексте развития застройки Лондона Джону Нэшу удалось прочно утвердить понятие development. Буквально, как известно, это слово означает «развитие», но и в Британии, и в США оно стало означать две разные вещи. Во-первых, коммерческое развитие территории под застройку, во-вторых - микрорайон, застроенный муниципальным, дотируемым жильем, что на обыденном языке означает низкий социальный статус проживающих в нем людей.

В конечном счете Джон Нэш проявил себя как «функционалист» в сегодняшнем понимании данного термина. В странах Запада ограниченность только функционального подхода почти не обсуждалась, поскольку правовой характер городской жизни полагают там естественным и самоочевидным, а рыночный характер экономики задавал и задает свои ограничения. Создавая генеральный план реконструкции Лондона, архитектор Нэш, в отличии от Рена, не занимался рефор-

мой структуры города. Его куда более интересовал сценарий и функциональная взаимосвязь разных районов столицы, с разным уровнем и ритмом жизни. Все эти факторы вместе сильно повлияли на экономику имперской столицы середины XIX века и на становление новой урбанистики в целом.

В наши дни, за редким исключением, практически все жилые и общественные здания, задуманные и реализованные по проектам Джона Нэша, сохранены в своем изначальном виде. Дома-террасы по-прежнему окружают парки, утопая в зарослях высоких деревьев, скрывающих фасады и создающих впечатление камерности в отличие от тех, что изображены на гравюрах конца XIX века, где те же самые здания выглядят намного более величественными и высокими. Рид-жент-стрит, не сохранившая полноты своего облика времен архитектора, утерявшая террасы, значительно выросла вверх. Она создает впечатление каменного коридора внутри города, направляющего прохожего от парка к площади. Городские улицы, задуманные Джоном Нэшем как удобный и короткий путь для передвижения по городу, сегодня также осуществляют свою функцию, позволяя транспорту и пешеходам легко и быстро достигать нужной части города. Как и во

Рис. 8. Парк-сквер. Лондон. Фото автора, 2006

3 2009 17

времена Нэша, современная жилая застройка в центре Лондона в основном не превышает пяти этажей. В уровень цокольного этажа все так же опускаются маленькие уличные винтовые лестницы, каждая квартира имеет свой независимый вход прямо с улицы.

Традиционализм играет особую роль для Великобритании и ее архитектуры. Нигде значение традиций не подчеркивается столь настойчиво. Наряду с самой современной высокотехнологичной архитектурой сосуществует и постоянно содержится под должным надзором архитектура ушедших эпох.

Века существования Лондона, века истории страны оставили вещественный след в архитектуре: тяжеловесную наивность романских построек, патетические взлеты готики, жизнерадостное зодчество поры, когда готические традиции сплетались с элементами архитектуры Ренессанса, пышное барокко, холодную мудрость классицизма, теплый уют жилых построек начала XX столетия и помпезные, кичащиеся поддельной роскошью здания и монументы времен расцвета Британской Империи. Разновременная застройка Лондона образует архитектурную среду, где старое сосуществует в единстве с новым.

Нэшу в совершенстве удалось соединить итальянское и греческое ордерное наследие с пуританским британским рационализмом. Неразрывная связь с окружающей природой и городской средой, видимое внешнее однообразие при внутреннем многовариантном содержании - нэшевс-кая «формула», позволившая развить единую застройку в заданной логике, существенно сократив расходы на проектирование и поиск.

Успех нового предприятия возможен лишь в том случае, если есть человек, верящий в него, упрямый и способный настоять на своем. Таким был архитектор-девелопер Джон Нэш, качественно преобразивший облик Лондона вопреки многочисленным препятствиям и заслуживший звание Главного украшателя города.

Во всех его проектах городской размах сочетался с эффектным и неожиданным разнообразием, проявляющимся в изгибах и поворотах улиц, с величественными террасами, имеющим четко обозначенные акценты в композиции фасадов, с роскошными парками и живописными коттеджами.

Фигура Джона Нэша в истории мировой архитектуры представляется нам незаменимой, а его профессиональный вклад фундаментальным. Урбанистический архитектурный и одновременно предпринимательский подход к проектированию главного королевского «украшателя», особенно в контексте эффективной реконструкции столицы, был, есть, и как нам кажется, еще будет актуален для последующих поколений.

Литература

1. Глазычев В.Л. Энциклопедия. Архитектура. М., Дизайн, информация, картография. Астрель. АСТ, 2002.

2. Глазычев В.Л. Урбанистика. М., Европа, 2008.

3. Иконников А.В. Лондон. Л., «Стройиздат», 1972.

4. Парамонова Ю.А. Дипломный проект. Реконструкция Парижа, предпринятая в период правления второй империи (1852-1870) под руководством префекта Жоржа Османа. Концепция и ее реализация. МАрхИ, 2004.

5. Посвянская Е.П. Дипломный проект. Архитектура эпохи просвещения: принципы обращения к исторической традиции. МАрхИ, 2003

6. Crook J. Mordaunt. London's Arcadia: John Nash & the planning of Regent's Park. The Annual Soane Lecture 2000. Lnd. Sir John Soane's Museum, 2001.

7. Davis Terence. John Nash. The Prince Regent's Architect. David & Charles. Newton Abbot, 1973.

8. Fletcher Hanslip. Changing London. London, Wood, 1933.

9. Malcolm C. Salaman, Charles Holme. London. Past and Present. London-Paris-New York. The Studio, 1916.

10.Michael Mansbridge. John Nash. A complete catalogue 1725-1835. N-Y. Rizzoli, 1991.

11.Sugget Richard. John Nash. Architect in Wales. Lnd, 1995.

12.Summerson John. John Nash, architect to King George IV. London, Athlen & Onwin, 1949.

13.Summerson John. The Life and Work of John Nash Architect. London. George Allen & Unwin. Boston, Sydney, 1980

14.The Diaries of John Nash architect 1832-1835. In Two Parts. Introduced by John Summerson.

The Main Decorator of the City. By E.O.Larionova

The article reviews the creative activity of John Nash, a British architect of the early 19th century. This Master started as a private landscape designer and eventually became the Main royal architect of London who helped to define the style of an era. His main achievement was the design of the West-End development, which made considerable impact on formation ofurbanistics as a science.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Nash created an essentially new model of urban environment which has not lost its importance even today. His work originated from classical heritage and old British construction traditions, as well as from the experience of reconstruction of Bath and Edinburgh. His decorative, enlivening approach to monotonous ordinary facades ofnewstreets helped him to gain a glorious nickname of the Director General of Embellishment.

Nash's design style brought together a big city scope, variety, and the effect of unexpectedness which is evident in bends and turns of streets with accurate decorative accents, in combination of picturesque cottages, majestic terraces, and magnificent parks.

The research offered here shows that the universality of John Nash's professional approach was based on constant compromise between self-sufficient orders of society, i.e. «demand», and the bright individual «offer» of a creative architect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.