строительных идей к сложным комплексным решениям первой половины XIX века. Невозможно понять, как осуществился переход от ансамбля трех площадей Бата к ансамблю «Королевской мили» Нэша, не учитывая период расцвета британского неоклассицизма. Основной вклад архитекторов-неоклассиков в британское градостроительство последних десятилетий XVIII века состоял в изменении масштаба городской архитектуры, достижении монументальности, преобразовании традиционной модульности английского градостроительства в более грандиозные, ансамблевые решения со сложной архитектурной разработкой (что не удавалось их предшественникам); в привлечении многообразия планировочных форм и создании живописных планировок; отчасти в смещении акцента с жилой застройки на общественные здания и пространства, легализации всего многообразия индивидуальных архитектурных решений в жестко регламентированной среде британского города XVIII века.
Список цитируемой литературы:
1. Саваренская Т.Ф. История градостроительного искусства. Поздний феодализм и капитализм: учебник / Т.Ф. Саваренская, Д.О. Швидковский, Ф.А. Петров. - Москва: Стройиздат, 1989.
2. Швидковский Д.О. Английское «Общество дилетантов» и изучение британцами памятников античной архитектуры в эпоху Просвещения // Исследования по истории архитектуры и градостроительства: труды кафедры Истории архитектуры и градостроительства. Выпуск 3. - Москва: ДПК Пресс, 2012. -С. 97-114.
3. Швидковский Д.О. История архитектуры Британии XVI-XVIII столетий / Д.О. Швидковский. - Москва: Архитектура-С, 2019. - 458 с.: ил. - (Серия «УГМК - мировая архитектура»). -ISBN 978-5-9647-0322-8.
4. Angell S. Sketch of the Professional Life of George Dance / S. Angell // Builder. - 1847. - P. 333-335.
5. Bolton A.T. The Architecture of Robert and James Adam / A.T. Bolton. - London, 1922.
6. Colvin H.A Biographical Dictionary of British Architects, 1600-1840 / H. Colvin. - 3rd edition. - New Haven; London: Yale University Press, 1995.
7. Colvin H. The beginnings of the architectural profession in Scotland / H. Colvin // Architectural History. - 1986. - No 29. - P. 168-182.
8. Davis G. A history of Bath. Image and reality / G. Davis, P. Bonsall. -Bath: Carnegie Publishing, 2006.
9. Farington J. The Farington diary. Vol. 2: (August 28, 1802 to September 13, 1804) / J. Farington; edited by J. Greig. - London: Hutchinson & Co., 1923.
10. Fleming J. Robert Adam and his Circle in Edinburgh and Rome / J. Fleming. - London: John Murray, 1978.
11. Gwynn J. London and Westminster improved, illustrated by plans / J. Gwynn. - London, 1766.
12. Harris E. British architectural books and writers, 1556-1785 / E. Harris, N. Savage. - Cambridge: Cambridge University Press, 1990.
13. Hugo-Brunt M. George Dance, the Younger, as Town Planner (1768-1814) / M. Hugo-Brunt // Journal of the Society of Architectural Historians. - 1955. - Vol. 14, No. 4, Town Planning Issue. - P. 13-22.
14. Journals of the House of Commons. Volume 34. - 1804.
15. King D. Complete Works of Robert and James Adam and Unbuilt Adam / D. King. - 2nd edition. - Oxford: Architectural Press, 2001.
16. Lever J. Catalogue of the Drawings of George Dance the Younger (1741-1825) and of George Dance the Elder (1695-1768) from the Collection of Sir John Soane's Museum / J. Lever, S. Jeffery. -London: Azimuth Editions, 2003.
17. Lever J. The Soane-Dance Collaboration, 1771-1799 / J. Lever // Architectural History. - 2010. - Vol. 53. - P. 163-190.
18. Ogborn M. Designs on the City: John Gwynn's Plans for Georgian London / M. Ogborn // Journal of British Studies. - 2004. - Vol. 43, No. 1 (January). - P. 15-39.
19. Rowan A. After the Adelphi: Forgotten years in the Adam brothers' practice / A. Rowan // Journal of the Royal Society of Arts. - 1974. -CXXII. - P. 659-711.
20. Sir John Soane's Museum Collection Online. - URL: http:// collections.soane.org/home (date of access: 21.11.2019). - Text: electronic.
21. Stillman D. British Architects and Italian Architectural Competitions, 1758-1780 / D. Stillman // Journal of the Society of Architectural Historians. - 1973. - Vol. 32, No. 1 (March). - P. 43-66.
22. Stroud D. George Dance, Architect, 1741-1825 / D. Stroud. - London: Faber and Faber Ltd, 1971.
23. Summerson J. Architecture in Britain 1530 to 1830 / J. Summer-son. - 6rd edition. - Harmondsworth: Penguin Books, 1977.
24. Teyssot G. Citta e Utopia Nell'illuminismo inglese: George Dance il giovane / G. Teyssot. - Rome: Officina Edizioni, 1974.
25. Youngson A.J. The Making of Classical Edinburgh, 1750-1840 / A.J. Youngson. - Edinburgh: Edinburgh University press, 1975.
М.А. Крылова DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10021
M.A. Krylova
Этапы формирования и развития архитектуры учебных заведений медицинского профиля в России и за рубежом на протяжении XVIII-XXI веков Stages of the formation and development of architecture of medical schools in Russia and abroad during the XVIII-XXI centuries
Ключевые слова: архитектура сельских населенных мест, архитектура учебных заведений медицинского профиля, колледж-интернат медицинского профиля.
Keywords: architecture of rural settlements, architecture of educational institutions of medical profile, boarding college of medical profile.
Аннотация: Публикация посвящена истории развития архитектуры учебных заведений медицинского профиля в России и за рубежом на протяжении XVIII-XXI веков. В статье впервые дается определение этапов ее развития, взаимосвязь методов образования и планировочных структур учебных заведений медицинского профиля.
Abstract: The publication is devoted to the history of the development of architecture of medical schools in Russia and abroad during the XVIII-XXI centuries. The article first defines the stages of its development, the relationship of educational methods and planning structures of medical schools.
На протяжении всей истории Российское государство уделяло особое внимание вопросам подготовки медицинских работников. Различные исторические события также оказывали влияние на развитие медицинского образования, его доступности и востребованности. Становление государственной системы подготовки медицинских кадров в России имеет долгую историю и ведет свой отсчет с момента принятия университетских уставов в 1804 году. Параллельно с развитием медицинской отрасли совершенствовалась архитектура объектов здравоохранения. Рассматривая развитие архитектуры учебных заведений медицинского профиля в России и за рубежом на протяжении XVIII-XXI веков принципиально можно выделить три этапа.
Первый этап развития медицинских учреждений на территории России берет начало в XVIII веке, когда возникают медицинские учебные учреждения среднего специального образования, в виде медико-хирургических военных школ 1, где готовили первых ротных фельдшеров [2, с. 162-166]. Их планировочная структура представляла собой единый объем, включавший в себя различные функции: образовательную, научно-исследовательскую, досуговую и жилую. В учебном корпусе располагались, помимо учебных аудиторий, анатомический театр с музеем, аптека и библиотека. На территории мог размещаться аптекарский огород для изучения лекарственных растений. В 1786 году госпитальные школы были преобразованы в медико-хирургические училища и до конца XVIII века находились в ведении Медицинской коллегии (государственный орган, созданный в целях организации оказания медицинской и лекарственной помощи, подготовки медицинских кадров, контроля за работой аптек). Примером таких учебных заведений является Московское медико-хирургическое училище, образованное в 1798 году при Московском коммунистическом военном госпитале № 393 2. Здание образовательного учреждения состояло из больницы, общежития для студентов и преподавателей, учебных аудиторий и библиотеки. В качестве примера строительства подобных объектов за рубежом можно назвать Колумбийский университет (США, Нью-Йорк), в состав которого входит Колледж терапии и хирургии, основанный в 1767 году Сэмюэлем Бардом 3. Колледж расположен на одной территории с Колумбийским университетом. Здание колледжа включает в себя
1 Медико-хирургические военные школы - высшие учебные заведения, существовавшие в России в конце XVIII века и готовившие врачей для армии, военно-морского флота и гражданской службы.
2 Московский коммунистический военный госпиталь № 393 (Главный военный клинический орденов Ленина и Трудового Красного Знамени госпиталь имени академика Н.Н. Бурденко) -военный госпиталь, одна из крупнейших больниц (1550 коек), первое в России государственное лечебное учреждение.
3 Сэмюэль Бард (Samuel Bard) (1 апреля 1742 - 24 мая 1821) -
американский врач, основатель медицинского колледжа в Нью-Йорке.
помещения для теоретических и практических занятий, аудитории для самостоятельных занятий, залы для выступлений и лекций. Столовой на территории колледжа не предусмотрено, - студенты готовят самостоятельно в кампусе, либо питаются в кафе, расположенных на территории Колумбийского университета. Студенты всех учебных заведений, входящих в состав Колумбийского университета, имеют возможность пользоваться ресурсами Университетской библиотеки, расположенной на том же участке. Построенное в XVIII веке здание отвечало всем современным нормам и тенденциям строительства и медицины.
В связи с технологическим прогрессом в XIX веке произошла кардинальная модернизация медицинских учреждений. В зданиях появились такие новые инженерные системы, как принудительная вентиляция, водоснабжение, электроснабжение. Все эти новшества потребовали переосмысления в объемно-планировочной структуре зданий и сооружений. На территории медицинских учреждений стали возникать специальные технические постройки для интеграции новых инженерных систем. Со второй половины XIX века появились отдельные фельдшерские и врачебные пункты с фельдшером, служившим в качестве помощника врача. Такая организация трудовой деятельности вызвала большую потребность в квалифицированном медицинском персонале. В связи с этим создавались земские и военные фельдшерские школы, обучение в которых составляло два года. Также в это время в России началась подготовка медсестер. В Санкт-Петербурге была учреждена Свято-Троицкая община 4, состоявшая из монахинь, готовивших сестер милосердия для ухода за больными [8, с. 198].
Оканчивается первый этап формирования медицинского образования в России зарождением медико-хирургических академий. Особенностью академий стала преемственность принципов, на которых основывалась деятельность госпитальных школ: практическая направленность и изучение анатомии на основе хирургических операций на трупах. Итак, для первого этапа характерны следующие особенности:
- медицинские учебные заведения готовят врачей, главным образом, для армии и флота;
- студенты получают не только теоретические знания, но и практический опыт, благодаря работе в лечебно-профилактических учреждениях и возможности проводить вскрытия;
- планировочная структура здания представляет собой единый объем (рис. 1).
Второй этап формирования медицинских учреждений в России начинается в послереволюционный пе-
4 Свято-Троицкая община сестер милосердия учреждена в Санкт-Петербурге 9 марта 1844 года. Община имела межконфессиональный характер и принимала женщин в возрасте от 20 до 40 лет.
риод 1. На данном этапе принимается новый учебный план, в котором выделяются три этапа подготовки: на первой ступени - изучение естественных, исторических и социальных наук, на второй - общемедицинское образование, на третьей - углубленное изучение специальных клинических дисциплин. В связи с расширением образовательных этапов, росла и площадь учебной части зданий. В начале XX века А.П. Доброславин 2 широко распространил в Медико-хирургической академии учение о гигиене [9, с. 244-250]. Благодаря этому учению, в 1910-1920 годах, кроме предусмотренных учебных дисциплин, в систему медицинского образования были введены дополнительные программы: приват-доцентские курсы по истории медицины, медицинская бактериология, санитарная статистика, клиника болезней уха, горла и носа. Эти изменения в программе обучения были продиктованы всеобщим развитием медицинской науки. Но практическая подготовка молодых врачей в то время была недостаточна [3, 131-137]. В основном, в этот период в планировании медицинских учебных заведений применялся павильонный тип планировки. Преимущество павильонного типа планировки заключалось в возможности перестройки и расширения отдельных корпусов без затрагивания других. Отрицательным фактом являлась значительная длина коммуникационных связей между корпусами, так как она повышала эксплуатационные издержки. В 1910 году состоялось открытие Рязанской фельдшерско-акушерской школы, расположенной в здании Поземельного банка, построенного в 1867 году. Изначально здание проектировалось как жилое строение для мещанина М.А. Гаврилова.
Для второго этапа характерны следующие особенности:
- в конце XIX медицина становится общедоступной: медицинские учебные заведения готовят врачей не только для армии и флота, но и для мирного населения;
- выделяются основные этапы в образовании, которые легли в основу современных учебных программ подготовки медицинских кадров;
- учебное заведение представляло собой отдельные объемы, заключающие разные функциональные зоны, соединенные крытыми переходами (рис. 2).
Третий этап формирования медицинского образования берет начало в послевоенный период и продолжается до настоящего времени. На данном этапе начинает развиваться постдипломное образование. Медицинское образование становится непрерывным: появляется возможность получать профессиональное развитие в течение всей жизни. Действует следующий алгоритм: ранняя профориентация (профильные классы, лицеи, предуниверсарии) - формирование знаний, умений, навыков, обучение на специалитете - получение специальности (ординатура). Многие учебные заведения устраивают клинические подразделения с собствен-
1 Октябрьская революция 1917 года.
2 Доброславин А.П. (1842-1889) - профессор кафедры гигиенических наук, преподаватель Медико-хирургической академии. Первый профессор «гигиены» как самостоятельного предмета.
ным коечным фондом. В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. возросла потребность в квалифицированных медицинских работниках [7, с. 231]. Для подготовки медицинских сестер создали сокращенную программу обучения. В 1920-х годах распространилось учение о функционализме - функция здания стала диктовать его форму и объем, но особое распространение эта теория получила в 1960-е годы. Повсюду началось строительство из монолитного железобетона. Происходило сокращение коммуникационных связей между отдельными корпусами. Размещение жилых корпусов предусматривалось с учетом норм инсоляции и освещенности. Начиная с 1950-х годов, программы обучения в учреждениях среднего медицинского образования были унифицированы [6, с. 105-112]. К началу 1960-х годов в европейской части Советского Союза сеть средних медицинских учебных заведений распределялась равномерно. К 1965 году медицинские училища открылись при крупных больницах для подготовки медсестер, что позволило получать практические навыки будущей специальности. Благодаря возможности получения практических навыков на территории больниц, в них частично разрешилась проблема обеспеченности младшим медицинским персоналом. Такие учебные заведения отличались компактностью архитектурно-планировочных решений, так как располагались на территориях больниц.
В конце XX века в связи с развитием технологий проектирования и строительства появляются абсолютно новые типы зданий. Учебные заведения все чаще включаются в состав крупных лечебных заведений, что делает процесс обучения неразрывным с практикой. Так, созданный в 1935 г. как Школа медицинских сестер, Медицинский колледж №7 города Москвы в 1970 году переезжает в новое современное здание коридорного типа.
На третьем этапе формирования медицинских образовательных учреждений выделяются следующие особенности:
медицина по-прежнему остается общедоступной. В настоящее время разрабатываются различные формы поддержки медицинских кадров, в том числе и обеспечение доступного медицинского образования для сельских жителей;
система подготовки медицинских кадров в стране строится на принципах непрерывности образования в течение всей жизни;
учебные заведения представляют собой отдельные объемы для жилых и образовательных функций (рис. 3).
В XXI веке потребность в медицинском персонале остается по-прежнему высока, так как с появлением глобальных экологических проблем появились и новые заболевания, требующие изучения и подбора методики эффективного лечения. На данной момент в сельских населенных местах существует очевидный дефицит медицинских кадров из-за того, что превалирующее число медицинских работников обучается в городах. Недостатками работы на селе являются: профессиональная изолированность, тяжелые условия труда, низкая материально-техническая оснащенность медицинских учреждений.
На международном уровне признано, что состояние кадровых ресурсов определяет качество и доступность оказываемой медицинской помощи. На сегодняшний день в России наблюдается кадровый кризис в медицинской отрасли, что делает ее неэффективной и снижает доступность и качество услуг населению. Для решения обозначенных проблем правительством РФ разработаны основные формы социальной поддержки работников здравоохранения денежные выплаты, помощь в натуральной форме, льготы при оплате некоторых услуг, субсидии (целевые средства для оплаты услуг), компенсации (возмещения некоторых расходов). Примером такой поддержки государства является программа «Земский доктор» [1].
Для современной российской системы здравоохранения характерна неравномерность географического распределения медицинских кадров. В связи с этим персонал медицинского профиля чрезвычайно востребован как в городах, так и в селах. На сегодняшний день в России медицинское образование направлено на непрерывное профессиональное развитие, что предусматривает возможность прохождения практики в сельских отдаленных и малонаселенных районах. В период прохождения практики студенты смогут адаптироваться к будущей профессиональной деятельности. Географическое разнообразие регионов России накладывает
—щи
Рис. 1. 1-й этап. Московская госпитальная школа, 1707 г.
Рис. 2. 2-й этап. Рязанская фельдшерско-акушерская школа, 1910 г.
Рис. 3. 3-й этап. Комплекс зданий медицинского профиля на территории детской областной клинической больницы г. Твери
1 .Письмо Минздрава РФ от 9 апреля 2013 года N 16-5/10/2-2540.
определенный отпечаток на специфику объемно-планировочных решений учреждений медицинского образовательного профиля. Современное медицинское образование берет курс на неразрывную связь теории и практики в процессе обучения.
Подробно рассмотрев этапы развития и формирования учебных заведений медицинского профиля в России и за рубежом на протяжении XVIII-XXI веков, можно с уверенностью говорить о необходимости создания научного подхода в процессе проектирования подобного рода объектов в будущем. Создание современных учебных заведений медицинского профиля решит проблему трудовой миграции медицинских кадров путем организации постоянного проживания их на территории и прохождения медицинской практики в сельских населенных местах с возможностью дальнейшего трудоустройства. Комплексный подход, сочетающий образование с дальнейшим трудоустройством, позволит решить проблему обеспечения медицинским персоналом жителей сельских населенных мест [4, с. 349-356]. Особенно это важно в реалиях сегодняшнего времени, когда от подготовленности медицинских кадров зависит здоровье нации. Планируемые учебные заведения должны иметь рациональную планировочную структуру, учитывающую все актуальные строительные нормы и требования, а также выразительный архитектурный облик, соответствующий статусу современного медицинского учебного заведения. Проектирование подобных учебных заведений медицинского профиля должно производиться с учетом нормативной документации 2. Строгое соблюдение норм в сочетании с современными методами проектирования делают учебные заведения эргономичными и экономичными по трудовым и энергетическим затратам.
Список цитируемой литературы:
1. «Земский доктор» / Министерство здравоохранения Краснодарского края: [официальный сайт]. - URL: http://www. minzdravkk.ru/pages/zemskii-doctor (дата обращения: 02.04.2020).
2. Залилов Р.Ю. Становление отечественного высшего медицинского образования / Р.Ю. Залилов // Высшее образование в России. - 2009. - № 1. - С. 162-166.
3. Крайнюков П.Е. Медицинские формирования Петроградской общины сестер милосердия им. Генерал-адъютанта М.П. фон Кауфмана в годы Первой мировой войны. Действующая армия / П.Е. Крайнюков, В.Г. Абашин, Н.О. Травин // Вестник Национального медико-хирургического Центра им. Н.И. Пи-рогова. - 2017. - Т. 12, № 3.
4. Новиков В.А. Архитектурное проектирование сельских населенных мест: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Архитектура» / В.А. Новиков, Н.В. Новикова. -Москва: МАРХИ, 2015. - 326 с.: ил. - ISBN 978-5-9906443-2-8.
5. Основные планировочные схемы жилых зданий / probuild: [блог строительного эксперта]. - URL: https://probuild-info.
2 СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования (с Изменениями N 1, 2)»; СП 59.13330.2016 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»; СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189.
ru/osnovnyie-planirovochnyie-shemyi-zhilyih-zdaniy (дата обращения: 28.03.2020).
6. Подготовка медицинских кадров в России // Новый исторический вестник. - 2012. - № 2 (32).
7. Смирнов Е.И. Война и военная медицина: Мысли и воспоминания, 1939-1945 / Е.И. Смирнов. - Москва: Медицина, 1979. - 463 е.: ил.
8. Смирнова Е.М. Современная историческая литература о развитии медицины и здравоохранения в Российской империи
/ Е.М. Смирнова. - Текст: электронный // Вестник РГГУ -2013. - № 10 (111). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennaya-istoricheskaya-literatura-o-razvitii-meditsiny-i-zdravoohraneniya-v-rossiyskoy-imperii-1 (дата обращения: 10.04.2020).
9. Цыган В.Н. Профессор А.П. Доброславин - основоположник отечественной гигиены (к 170-летию со дня рождения) / В.Н. Цыган // Вестник Российской военно-медицинской академии. - 2013. - №2 (42).
Л.И. Иванова-Веэн, Е.Ю. Тимофеева DOI: 10.24411/9999-034A-2020-10022
L.I. Ivanova-Veen, E.Yu. Timofeeva
Из истории комплекса зданий Строгановского училища. 1890-1918 гг. From the history of the Stroganov School building complex. 1890-1918
Ключевые слова: Строгановское училище, мастерские, Ф. Львов, Н. Глоба, С. Соловьев, А. Галецкий, А. Кузнецов Keywords: Stroganov school, workshops, F. L'tov, N. Globa, S. Soloviev, A. Galetsky, A. Kuznetsov. Аннотация: В статье рассматривается история проектирования и строительства зданий Строгановского художественно-промышленного училища на Рождественке (ныне - комплекс МАРХИ). Приводятся данные о реконструкции главного корпуса (арх. С. Соловьев) и строительстве Нового корпуса (арх. А. Галецкий, А. Кузнецов). Впервые публикуется генплан участка 1891 г.
Abstract: The article considers the history of design and construction of buildings of the Stroganov Аrt-Industrial school on Rozhdestvenka (now the MARCHI complex). Data on the reconstruction of the main building (architect S. Soloviev) and the construction of a New building (architect A. Galetsky, A. Kuznetsov) are given. The General plan of the 1891 section is published for the first time.
Московский архитектурный институт (ул. Рождественка, д. 11) и по сей день сохранил внешний облик комплекса строений, созданного более 100 лет назад Строгановским художественно-промышленным училищем (СХПУ) '. История комплекса, его отдельных зданий изложена в ряде публикаций [1-6]. Его изучение, поиск материалов в архивах Москвы начались со времени образования Музея МАРХИ (1989 г.) под руководством Л.И. Ивановой-Веэн. Задачей настоящей публикации является освещение в целом истории строительства и реконструкции зданий Строгановского училища до 1918 года.
Центральной частью комплекса является главное четырехэтажное здание (корпус №2). Яркий стилизованный фасад стал визитной карточкой МАРХИ. На портале фасада находится надпись: «АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ». До 1918 года здесь было другое название: «СТРОГАНОВСКОЕ УЧИЛИЩЕ». По сторонам надписи сохранились даты римскими цифрами: слева -«MDCCCLX» (1860) и справа - «МОСССЯ^» (1892). Первая дата обозначает год основания Строгановского училища, вторая - время его переезда на Рождественку.
История домовладения Строгановского училища на Рождественке начинается с 1890 года, когда училищу был передан участок между Кузнецким мостом и Сан-дуновским переулком 2.
Рис.1. Фасад главного здания Клиник Московского университета. 1880-е гг.
1 В результате объединения 1-й и 2-й Рисовальных школ в 1860 г. было образовано Строгановское училище технического рисования. 2-я Рисовальная школа была создана на базе «Школы рисования в отношении к искусствам и ремеслам», открытой графом С.Г. Строгановым в 1825 г., и располагалась на ул. Мясницкой. Училище с 1860 по 1892 г. находилось в Путинковском переулке близ Страстного монастыря (Пушкинской пл.). В 1873 г. оно получило название «Строгановское художественно-промышленное училище (СХПУ)».
2 В июле 1890 г. было утверждено решение Государственного совета о «приспособлении старых клиник Императорского Московского университета под помещение Строгановского Центрального училища технического рисования с Художественно-промышленным Музеем и Московского отделения Совета Торговли и Мануфактур» (подразделения Министерства финансов, в ведении которого находилось училище).