Научная статья на тему 'Необходимость включения учебной дисциплины "самбо" в подготовку бакалавров по физической культуре в вузах Приморского края'

Необходимость включения учебной дисциплины "самбо" в подготовку бакалавров по физической культуре в вузах Приморского края Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМБО / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / УЧИТЕЛЬ / ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Харченко Евгений Витальевич, Банку Татьяна Анатольевна

Подготовка бакалавров по физической культуре важный процесс. Ведь учителя по физической культуре обучают подрастающее поколение необходимым двигательным умениям и навыкам для использования в повседневной жизни, воспитывают в детях такие качества как ответственность, целеустремленность, уважение и умение работать в коллективе. Помимо этого, они участвуют в спортивном отборе детей, распределяя их по видам спорта. Как правило в учебных планах институтов, университетов и других высших учебных заведениях единоборства представлены как дисциплины по выбору. Авторами данной статьи предлагается усовершенствование учебного плана подготовки бакалавров по физической культуре путем включения «Самбо» в вариативный блок учебных дисциплин. На наш взгляд, это поможет более разносторонне развивать будущих тренеров по виду спорта и учителей физической культуры. Также это упростит процесс внедрения самбо в школьную программу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Коноплев Виктор Витальевич, Харченко Евгений Витальевич, Банку Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Need to include sambo as discipline in the training of bachelors in physical culture at the universities of Primorye region

The preparation of bachelors in physical culture is an important process. After all, teachers in physical culture teach the younger generation to the necessary motor skills and skills for use in everyday life, educate children in such qualities as responsibility, dedication, respect and ability to work in a team. In addition, they participate in the sports selection of children, distributing them by sports. As a rule, the curricula of institutes, universities, and other higher educational institutions offer martial arts as elective disciplines. The authors of this article propose the improvement of the curriculum for the preparation of bachelors in physical culture through the inclusion of "Sambo" in the variable block of the educational disciplines. In our opinion, it will help to develop the future coaches in sports and physical education in a more diversified way. It will also simplify the process of introducing sambo into the school curriculum.

Текст научной работы на тему «Необходимость включения учебной дисциплины "самбо" в подготовку бакалавров по физической культуре в вузах Приморского края»

No. 9, pp. 43-44.

4. Senkova, E.B. (2005), "To the problem of the motivation of professional self-development of students of physical culture higher educational establishment", Siberian state university of physical culture. Scientific papers of the Yearbook 2005 year, Omsk, pp.79-80.

Контактная информация: comacheva@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 20.03.2019

УДК 796.077.5

НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «САМБО» В ПОДГОТОВКУ БАКАЛАВРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВУЗАХ

ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Виктор Витальевич Коноплев, бакалавр, Евгений Витальевич Харченко, бакалавр, Татьяна Анатольевна Банку, кандидат педагогических наук, доцент, Школа педагогики Дальневосточного федерального университета (филиал ДВФУ),

г. Уссурийск

Аннотация

Подготовка бакалавров по физической культуре важный процесс. Ведь учителя по физической культуре обучают подрастающее поколение необходимым двигательным умениям и навыкам для использования в повседневной жизни, воспитывают в детях такие качества как ответственность, целеустремленность, уважение и умение работать в коллективе. Помимо этого, они участвуют в спортивном отборе детей, распределяя их по видам спорта. Как правило в учебных планах институтов, университетов и других высших учебных заведениях единоборства представлены как дисциплины по выбору. Авторами данной статьи предлагается усовершенствование учебного плана подготовки бакалавров по физической культуре путем включения «Самбо» в вариативный блок учебных дисциплин. На наш взгляд, это поможет более разносторонне развивать будущих тренеров по виду спорта и учителей физической культуры. Также это упростит процесс внедрения самбо в школьную программу.

Ключевые слова: самбо, учебная дисциплина, физическая культура, учитель, техническая подготовка, физические качества.

NEED TO INCLUDE SAMBO AS DISCIPLINE IN THE TRAINING OF BACHELORS IN PHYSICAL CULTURE AT THE UNIVERSITIES OF PRIMORYE REGION

Viktor Vitalievich Konoplev, the bachelor, Evgeny Vitalievich Kharchenko, the bachelor, Tatyana Anatolievna Banku, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, School of Pedagogy of the Far Eastern Federal University (branch), Ussuriysk

Annotation

The preparation of bachelors in physical culture is an important process. After all, teachers in physical culture teach the younger generation to the necessary motor skills and skills for use in everyday life, educate children in such qualities as responsibility, dedication, respect and ability to work in a team. In addition, they participate in the sports selection of children, distributing them by sports. As a rule, the curricula of institutes, universities, and other higher educational institutions offer martial arts as elective disciplines. The authors of this article propose the improvement of the curriculum for the preparation of bachelors in physical culture through the inclusion of "Sambo" in the variable block of the educational disciplines. In our opinion, it will help to develop the future coaches in sports and physical education in a more diversified way. It will also simplify the process of introducing sambo into the school curriculum.

Keywords: Sambo, academic discipline, physical education, teacher, technical training, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

В институтах, университетах и других учреждениях высшего образования идет процесс подготовки бакалавров по физической культуре. Целью подготовки является формирование знаний, умений и навыков для работы с подрастающим поколением. Бакалавр, обучающийся по профилю «Физическая культура», должен обладать высоким уровнем развития физических качеств, быть разностороннее развит, мобилен, профессионально универсален. Для этого существуют различные блоки в подготовке учителей для всестороннего гармоничного развития [3].

По мнению авторов, включение дисциплины «Самбо» с основами теории и методики преподавания поможет усовершенствовать учебный план, что поспособствует овладению бакалаврами различными двигательными умениями и навыками, положительными качествами личности: честность, уважение к окружающим, дисциплинированность, ответственность, а также разнообразит процесс обучения, что в будущем положительно скажется на их профессиональной компетентности. Вследствие изучения дисциплины «Самбо» будущий учитель, преподавая в школе уроки физической культуры, сможет разнообразить процесс физического воспитания детей [1].

В связи с ростом популярности единоборств в нашей стране, ведущими специалистами была разработана программа «Самбо в школу». Основатели программы предлагают помощь школам в реализации проекта [5].

Однако ввиду отсутствия предметной подготовки учителей по данной дисциплине этот проект развивается недостаточно быстро. Для решения данной проблемы авторами предлагается введение курса «Самбо» в подготовку будущих учителей по физической культуре [2].

На наш взгляд, учебная дисциплина «Самбо» должна входить в перечень дисциплин по выбору и включать в себя: историю происхождения, развития, правила соревнований, методику построения урока. При разработке учебного плана дисциплины стоит учесть, что не все студенты имеют специализацию в единоборствах. С учетом этого предмет должен включать в себя наиболее простые для освоения технические элементы [4].

Особое внимание при обучении следует обратить на правильное выполнение техники защиты, группировки, не сложную в освоении и исполнении технику бросков и приемов. Для более качественного исполнения технических элементов в процесс обучения необходимо включать комплекс подготовительных, подводящих, специальных физических упражнений. Помимо этого, для лучшего понимания учебной дисциплины должны проводиться занятия по теоретической подготовке: изучение истории развития и происхождения самбо, правил проведения соревнований по самбо. Также необходимо разработать курс с учетом возрастных и психофизиологических особенностей детей [6].

ОРГАНИЗАЦИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ

Для выявления необходимости внедрения в учебный процесс дисциплины «Теория и методика преподавания самбо» среди студентов образовательной программы «Физическая культура» филиала ДВФУ в г. Уссурийске было проведено анкетирование. В нем приняли участие учащиеся 1-4 курса, юноши и девушки в возрасте от 18 до 21 года (50 человек). Анкетирование включило в себя следующие вопросы:

1) Знаете ли вы о проекте «Самбо в школу»?

2) Как вы считаете, сможет ли данный проект положительно повлиять на подрастающее поколение?

3) Интересна ли вам данная дисциплина как предмет изучения?

4) Как вы думаете, знания, полученные путем изучения учебной дисциплины «Самбо», помогут ли вам в вашей профессиональной деятельности?

5) Хотелось бы вам изучать теорию и методику преподавания самбо в университете?

Таблица 1 - Результаты анкетирования студентов

№ 1 2 3 4 5 № 1 2 3 4 5

1 нет зт нет да да 26 нет да да да да

2 нет нет да да да 27 да да да да да

3 нет зт нет зт да 28 нет да да да да

4 да да да нет да 29 нет да да да нет

5 да да зт зт нет 30 да да да да нет

6 нет да да зт нет 31 нет да нет да да

7 нет да нет нет да 32 нет зт да нет да

8 да да да нет нет 33 нет зт да да да

9 нет зт нет зт да 34 да да да да нет

10 нет да нет да нет 35 нет зт нет да да

11 да да да да да 36 да да да нет да

12 нет да да да да 37 да да зт зт нет

13 нет да нет да да 38 нет зт да да да

14 да да да да да 39 нет да да да да

15 нет да да да нет 40 да да да да да

16 нет зт да нет нет 41 нет да да нет да

17 нет да да да да 42 нет да да зт да

18 нет да да да нет 43 да да зт да да

19 нет да да да нет 44 нет зт да нет да

20 да да нет да да 45 нет да да нет нет

21 да нет зт да да 46 да да да зт да

22 нет да да зт да 47 нет зт нет да да

23 нет да да нет да 48 нет да зт да да

24 нет да да нет да 49 да да да нет нет

25 нет зт да зт нет 50 да да да да Да

зт - затрудняюсь ответить

Исходя из полученных данных можно отметить следующее:

- из 50 человек 17 знакомы с программой «Самбо в школу», что составило 34%;

- 35 опрошенных из 50 считают, что данный проект оказывает положительное влияние на подрастающее поколение (70%); 11 человек не смогли дать ответ на этот вопрос (22%); 4 человека считают, что нет положительного влияния (8%);

- у 36 человек есть интерес к изучению данной дисциплины (72%); 9 посчитали ее не интересной (18%); 5 затруднялись с ответом на вопрос (10%);

- на вопрос помогут ли знания, полученные при изучение этой дисциплины, 29 человек ответили, что знания окажутся полезными (58%); 12 считают, что эти знания не нужны (24%); 9 затруднились с ответом на вопрос (18%);

- из 50 человек 35 хотели бы изучать «Самбо» как учебную дисциплину (70%).

Результаты проведенного анкетирования среди студентов и анализа научно-методической литературы подтверждают необходимость введения «Самбо» в качестве учебной дисциплины в вузы Приморского края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонюк, С.Д Реализация инновационной программы «Самбо в школу» в рамках учебного предмета «Физическая культура» в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта / С.Д. Антонюк, И.В. Кожевникова // Вестник Тамбовского университета. Серия : гуманитарные науки. - 2016. - № 9 (161). - С. 50-57.

2. Елисеев, С.В. Анализ развития самбо в Российской Федерации (в цифрах и фактах) / С.В. Елисеев // Материалы XV международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвященной памяти профессора, ЗМС, ЗТ СССР Чумакова Евгения Михайловича. г. Москва, 19 февраля 2016 г. - М., 2016. - С. 10-14.

3. Недосекин, А.Н Модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физкультурно-спортивных направлений подготовки / А.Н. Недосекин, А.А. Шахов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 4 (158). - С. 231-235.

4. Лукин, С.А Оценка развития прикладных навыков у школьников 11-12 лет в процессе занятий самбо на уроках физической культуры / С.А. Лукин, С.Е. Табаков // Ученые записки

университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 163-167.

5. Лукин, С.А. Влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических качеств детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) / С.А. Лукин, С.Е. Табаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 210-212.

6. Лукин, С.А. Исследование влияния урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на эмоциональное состояние детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) с помощью технологии контроля качества / С.А. Лукин, С.Е. Табаков // Интеграция науки и практики в единоборствах : материалы XVII международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Е.М. Чумакова. - М., 2018. - С. 45-48.

REFERENCES

1. Antonyuk, S.D. and Kozhevnikova, I.V. (2016), "Implementation of the innovation program "Sambo to School" in the framework of the school subject "Physical Education" in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard", Bulletin of Tambov university. Humanities series, Vol. 161, No. 9, pp. 50-57.

2. Eliseev, S.V. (2016), "Analysis of the development of sambo in the Russian Federation (in figures and facts)", Materials of the XV International Scientific and Practical Conference "Integration of science and practice in martial arts", dedicated to the memory of Professor, ZMS, ZT of the USSR Chumakov YevgenyMikhailovich, SCOLIPE, Moscow 19 February 2016, Moscow, pp. 10-14.

3. Nedosekin, A.N. and Shakhov, A.A. (2018), "The model of the formation of professional competencies in sambo in students of undergraduate physical education and sports areas of training", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 158, No. 4, pp. 231-235.

4. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Evaluation of the development of applied skills among schoolchildren of 11-12 years old in the process of sambo lessons in physical education classes", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 159, No. 3, pp. 163-167.

5. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Influence of the sambo lesson within the framework of the third hour of physical education on the development of physical qualities of children of 11-12 years (5th grade pupils)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 210-212.

6. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Study of the influence of sambo lesson in the framework of the third hour of physical culture lesson on the emotional state of children 11-12 years (students of 5 classes) with the help of quality control technology", "Integration of science and practice in martial arts " XVII International scientific-practical conference collected papers, Moscow, 2018, pp. 45-48.

Контактная информация: kon_victor10@mail.ru

Статья поступила в редакцию 05.03.2019

УДК 796.015.47

К ПРОБЛЕМЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ САМБИСТОВ

Евгений Вячеславович Кошкин, кандидат педагогических наук, Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний России; Иван Валерьевич Нюняев, кандидат педагогических наук, Пермский военный институт войск национальной гвардии Российской Федерации; Алексей Васильевич Яцук, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Аннотация

Спортивные достижения в самбо определяются широким спектром требований к спортсмену, однако, специфика соревновательной деятельности диктует особые требования к скоростно-силовой подготовке самбистов. Достижение высоких спортивных результатов в современном самбо невозможно без осуществления индивидуального процесса в тренировочном процессе. Отечественные специалисты предлагают осуществлять принцип индивидуальности, учитывая соматотип спортсмена. Авторы прослеживают взаимосвязь между морфологическими особенности строения тела и развитием физических качеств.

Ключевые слова: скоростно-силовые качества, дифференцирование, соматотип, самбо.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.