Научная статья на тему 'Влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических качеств детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов)'

Влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических качеств детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК САМБО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лукин Стефан Андреевич, Табаков Сергей Евгеньевич

Одной из главных задач урока физической культуры, является развитие у ребенка физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости). В этой статье мы исследуем влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости у учеников 5 классов (дети 11-12 лет).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лукин Стефан Андреевич, Табаков Сергей Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of sambo lesson within framework of the third hour of physical education on development of physical qualities of children aged 11-12 years old (5th grade pupils)

One of the main tasks of the physical education class is the development of the child's physical qualities (strength, speed, agility, endurance and flexibility). In this article, we will examine the impact of the Sambo lesson within the third hour of physical culture on the development of strength, speed, agility, endurance and flexibility at the 5th grade pupils (children 11-12 years old).

Текст научной работы на тему «Влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических качеств детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов)»

УДК 796.011.3+796.814

ВЛИЯНИЕ УРОКА САМБО В РАМКАХ ТРЕТЬЕГО ЧАСА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ДЕТЕЙ 11-12 ЛЕТ (УЧАЩИХСЯ 5-Х КЛАССОВ)

Стефан Андреевич Лукин, тренер-преподаватель высшей категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1547» (ГБОУ Школа № 1547), Москва, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Одной из главных задач урока физической культуры, является развитие у ребенка физических качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости). В этой статье мы исследуем влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости у учеников 5 классов (дети 11-12 лет).

Ключевые слова: урок самбо, физическая культура, физические качества.

INFLUENCE OF SAMBO LESSON WITHIN FRAMEWORK OF THE THIRD HOUR OF PHYSICAL EDUCATION ON DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF CHILDREN AGED 11-12 YEARS OLD (5TH GRADE PUPILS)

Stefan Andreevich Lukin, coach-teacher of the highest category, State Secondary General School No. 1547, Moscow,

Sergey Evgenyevich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

One of the main tasks of the physical education class is the development of the child's physical qualities (strength, speed, agility, endurance and flexibility). In this article, we will examine the impact of the Sambo lesson within the third hour of physical culture on the development of strength, speed, agility, endurance and flexibility at the 5th grade pupils (children 11-12 years old).

Keywords: sambo lesson, physical culture, physical qualities.

ВВЕДЕНИЕ

Эксперимент по внедрению самбо в школьную программу успешно развивается. Сегодня это уже всероссийский проект «Самбо в школу». По данным официального сайта ФГБУ «ФЦОМОФВ» (под доменным именем «фцомофв.ру») для участия в проекте зарегистрировалось более 400 образовательных организаций по всей стране. Самбо в системе дополнительного образования зарекомендовало себя прекрасно, выдержало проверку временем. Включение самбо в урочную деятельность требует экспериментальной проверки и широкой научной дискуссии.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа № 1547 (Москва) в течении 20162017 учебного года. Для эксперимента были отобраны ученики пятых классов всего 69 детей в возрасте 11-12 лет. Экспериментальные группы 5 «А» класс (23 ребенка), 5 «Б» класс (23 ребенка) и контрольная группа 5 «В» класс (23 ребенка). Тесты были подобраны в соответствии с программой по физической культуре в общеобразовательной школе. Уровень физической подготовленности детей оценивался по следующим тестам: скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места), гибкость (наклон вперед стоя на гимнастической скамейке), общая выносливость (бег 6 минут), скоростные качества (бег 30 м) и

координационные качества (челночный бег 6*5 м.). Тестирования проводились в сентябре 2016 года и в мае 2017 года. В течении всего учебного года у экспериментальных групп проводился урок самбо в рамках третьего часа физической культуры, у контрольной группы проводился урок в рамках традиционного физического воспитания. Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. Для оценки центра распределения генеральной совокупности была взята выборочная медиана MED. Эта оценка существенно лучше защищена от выделяющихся наблюдений («выбросов»), чем выборочное среднее х. Далее данные проверялись на нормальность распределения выборки с помощью критерия Шапиро-Уилка. Если результаты тестирования распределены нормально, то для обнаружения различия между двумя выборками использовался критерий Стью-дента. В случае не нормального распределения результатов тестирования использовался критерий Манна-Уитни-Уилкоксона.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Анализ результатов тестирования позволил нам определить темпы прироста физических качеств по каждой группе. Сравнивая результаты между экспериментальными (5 «А» и 5 «Б» класс) и контрольной группой (5 «В») можно сказать, что во всех видах итоговых испытаний результаты улучшились и достоверно отличались от исходных (р <0,05). Следует отметить, что результаты экспериментальных групп значительно выше контрольной (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика развития физических качеств экспериментальных и контрольной групп

В скорости (бег 30 м, с.) результаты экспериментальной группы 1 (5 «А») улучшились на 9,7%, экспериментальной группы 2 (5 «Б») улучшились на 6,6%, а результаты контрольной группы улучшились на 3,2 %. По ловкости (челночный бег 3*5 м, с.) динамика результатов выглядит следующим образом: экспериментальная группа 1 (5 «А») улучшение на 12,6%, экспериментальная группа 2 (5 «Б») улучшение на 7,6 %, контрольная группа (5 «В») улучшение на 3,6%. Общая выносливость у экспериментальной группы 1 (5 «А») повысилась на 12,7%, у экспериментальной группы 2 (5 «Б») повысилась на 8,4%, у контрольной группы (5 «В») повысилась 5,4%. Скоростно-силовые качества (прыжок в длину с места, см) у экспериментальной группы 1 (5 «А») возросли на 8,3%, у экспериментальной группы 2 (5 «Б») возросли на 6,1%, у контрольной группы (5 «В») - на 3%. Гибкость (наклон вперед, И.П. стоя на гимнастической скамье) экспериментальной группы 1 (5 «А») увеличилась на 16,2%, у экспериментальной группы 2 (5 «Б») увеличилась на 17,1%, у контрольной группы (5 «В») - на 7%.

ВЫВОДЫ

В результате анализа полученных в ходе исследования данных мы можем сделать следующий вывод, что урок самбо положительно влияет на развитие физических качеств (силы, скорости, выносливости, ловкости, гибкости) у детей 11-12 лет учащихся 5 классов;

РЕКОМЕНДАЦИИ

После проведенного исследования мы рекомендуем внедрять самбо в урочную деятельность в рамках третьего часа физической культуры в пятых классах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Граничила, О.А. Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований / О.А. Граничина. - Санкт-Петербург : ВВМ, 2012. - 115 с.

2. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя - М. : «Издательство АСТ», 1998. - 272 с.

3. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. проф. Л.Б. Кофмана ; Авт.-сост. Г.И. Погадаев. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.

REFERENCES

1. Granichina, O.A. (2012), Mathematical-statistical methods ofpsychology and pedagogical researches, VVM publishing house, St. Petersburg.

2. Lyakh, V.I. (1998), Tests in physical training of school students: grant for the teacher, AST publisher, Moscow.

3. Pogadayev, I.G. (1998), Reference book of the teacher ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.03.2018

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ЖЕНЩИН ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СРЕДСТВАМИ

ЙОГИ АЙЕНГАРА

Елена Владимировна Максимихина, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Анатольевна Меркулова, старший преподаватель, Череповецкий государственный университет (ЧГУ), Череповец

Аннотация

В данной статье предложена система использования физических упражнений на основе йоги Айенгара в процессе физической реабилитации женщин зрелого возраста. Показана эффективность используемых упражнений. Предложенная система физических упражнений на основе йоги Айенгара оказала положительное влияние на функциональное состояние позвоночного столба и мышечного корсета, что позволило начать своевременную физическую реабилитацию у женщин зрелого возраста до формирования необратимых изменений и оптимизировать упражнения испытуемым в случае необходимости.

Ключевые слова: физическая реабилитация, женщины зрелого возраста, оздоровительные системы, нетрадиционные средства физической культуры.

PHYSICAL REHABILITATION OF WOMEN OF MATURE AGE WITH VIOLATIONS OF MUSCULOSKELETAL DEVICE WITH MEANS OF YOGA OF

IYENGAR

Elena Vladimirovna Maksimikhina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Anatolyevna Merkulova, the senior teacher, Cherepovets State University, Cherepovets

Annotation

This article has offered the system of using the physical exercises on the basis of Iyengar yoga in the process of physical rehabilitation of the women at the mature age. Efficiency of the used exercises has shown. The offered system of physical exercises on the basis of yoga of Iyengar has exerted positive impact

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.