Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 170-174.
4. Методика тренировки студентов с низким уровнем физической подготовленности / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, О.Н. Устинова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 126-130.
5. Понимасов, О.Е. Улучшение динамических показателей попеременной комбинации технических элементов прикладного плавания посредством применения весопроецирующих упражнений / О.Е. Понимасов, Ю.Я. Лобанов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2015. -№ 10 (128). - С. 143-146.
6. Сравнительная характеристика физиологических показателей способов плавания под водой / Ю.Я. Лобанов, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.О. Миронов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 119-121.
7. Характер проявления физических качеств в зависимости от типологических особенностей конституции студентов / Ю.Я. Лобанов, В.Н. Коваленко, О.В. Миронова, А.В. Токарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 2 (156). - С. 122-126.
REFERENCES
1. Lobanov, Yu.Ya. and Mironov, A.O. (2017), "Functions of the educational and physical environment of the university in the implementation of an individual-oriented model of learning", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol. 150, No. 8, pp. 60-65.
2. Lobanov, Yu.Ya., Dementiev, K.N. and Ustinova, O.N. (2017), "The choice of the strategy of behavior in conflict situations during female cadet's socialization in the military education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 148, No. 6, pp. 259-263.
3. Lobanov, Yu.Ya., Mironova, O.V., Tokareva, A. V. and Pyzhova, I.V. (2017), "Methods of training of students with low level of physical preparedness for passing to the 'Ready for Labor and Defense' complex", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 151, No. 9, pp. 170-174.
4. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Ustinova, O.N. (2018), "The technique of training of students with a low level of physical fitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 126-130.
5. Ponimasov, O.E. and Lobanov, Yu. Ya. (2015), "Improving the dynamic performance of an alternate combination of technical elements of applied swimming through the use of weight-projecting exercises", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 128, No. 10, pp. 143-146.
6. Lobanov, Yu. Ya., Ponimasov, O.E., Grachev, K.A. and Mironov, A.O. (2017), "Comparative characteristics of physiological parameters of underwater swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 144, No. 2, pp. 119-121.
7. Lobanov, Yu.Ya., Kovalenko, V.N., Mironova, O.V. and Tokareva, A. V. (2018), "Character of management of physical quality depending on the typological features of the constitution of students", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 156, No. 2, pp. 122-126.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.05.2018
УДК 796.011.3
ОЦЕНКА РАЗВИТИЯ ПРИКЛАДНЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ САМБО НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Стефан Андреевич Лукин, тренер-преподаватель высшей категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1547» (ГБОУ Школа № 1547), Москва, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В данной статье представлены результаты исследований влияния урока самбо на развитие у учеников прикладных навыков, необходимых для безопасной жизни в современном мегаполисе.
Ключевые слова: урок самбо, физическая культура, прикладные навыки.
EVALUATION OF DEVELOPMENT OF APPLIED SKILLS AMONG SCHOOLCHILDREN AGED 11-12 YEARS IN THE PROCESS OF SAMBO SESSIONS AT PHYSICAL EDUCATION LESSONS
Stefan Andreevich Lukin, coach-teacher of the highest category, State Secondary General School No. 1547, Moscow, Sergey Evgenievich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow
Annotation
This article presents the results of studies of the influence of the Sambo lesson on the development of the students' applied skills, necessary for safe living in the modern megapolis.
Keywords: sambo lesson, physical culture, applied skills.
ВВЕДЕНИЕ
Современная школа стремительно развивается. Так в 29 мая 2015 года Правительство Российской Федерации выпустило распоряжение №996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Сегодня в Москве идет активное обсуждение стратегии развития столичного образования до 2025 года. В рамках этой стратегии вводится ряд ключевых направлений одним из них, является создание Урбошколы. Урбошкола - это образовательное пространство, которое интегрировано в город. Как никогда остро стоит вопрос о прикладности предметов, изучаемых в общеобразовательной школе к жизни в современном мегаполисе. В серии исследований было рассмотрено влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических и психических качеств у детей 11-12 лет [2, 3]. В данной статье представлены результаты исследований влияния урока самбо на развитие у учеников прикладных навыков, необходимых для безопасной жизни в современном мегаполисе. На наш взгляд, введение самбо в программу физического воспитания школьников, позволит детям чувствовать себя гораздо увереннее в большом городе: в местах массового скопления людей, в общественном транспорте, торговом центре и т.п. В таких местах ребенок должен владеть прикладными навыками - «передвижения в толпе», техникой безопасных падений, принятия решений в экстремальной ситуации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа № 1547 (Москва) в течении 20162017 учебного года. Для эксперимента были отобраны ученики пятых классов (всего 69 детей) в возрасте 11-12 лет: экспериментальные группы 5 «А» класс (23 ребенка) и 5 «Б» класс (23 ребенка), контрольная группа 5 «В» класс (23 ребенка). Для оценки уровня развития прикладных навыков нами были разработаны два теста. Первый тест применялся для оценки развития навыков передвижения в «толпе». Этот тест проводился в спортивном зале (размеры - 12*24 м). В тестировании участвовали два пятых класса одновременно, один класс проходил тестирование (23 ребенка), второй помогал проводить (23 ребенка). Ученикам класса, который помогал проводить тестирование, давалось специальное задание. Дети делились на пары, внутри каждой пары выбирался ученик, который убегает и ученик, который догоняет. Как только догоняющий касался убегающего, они менялись ролями. Каждая пара по команде одновременно начинала играть в «догонялки». Парам было разрешено передвигаться по всему залу внутри белой разметки (размеры - 9*18 м). Всего в «догонялки» одновременно играли 12 пар. Таким образом, мы создали своего рода «броуновское движение» детей, в котором возникал эффект движения толпы. Каждый ученик, участвующий в тесте, поочередно должен был пробежать сквозь «толпу» играющих детей, от одной стены зала до другой (длина - 18 м). Тестируемым ставилась задача, пробежать как можно быстрее и ни с кем не столкнуться. Учитывалось время (с), за которое ребенок пробежит, количество столкновений и падений. Всем участникам эксперимент был
представлен в виде игры.
Второй тест проводился в зале самбо на ковре. Детям предлагалось из исходного положения стоя по команде лечь на живот. Мы моделировали ситуацию, приближенную к реальной жизни, например, стрельба, захват заложников, взрыв. В этом испытании учитывалось время (с), за которое ребенок ложился и количество ошибок, которые допускал ученик (предпосылки для различных травм, если бы тест проводился не на ковре самбо, а на твердом покрытии). Нами были выделены три типовые ошибки при падении: дети ударялись коленями, выставляли прямые руки для упора в ковер и бились грудью о ковер. Мы специально проводили это тестирование на мягком покрытии, чтобы избежать травм.
Тестирования проводились в сентябре 2016 года и в мае 2017 года. В течение всего учебного года у экспериментальных групп проводился урок самбо в рамках третьего часа физической культуры, у контрольной группы проводился урок в рамках традиционной программы физического воспитания.
Полученные результаты обрабатывались методами математической статистики. Для оценки центра распределения генеральной совокупности была взята выборочная медиана MED. Эта оценка существенно лучше защищена от выделяющихся наблюдений («выбросов»), чем выборочное среднее x. Далее данные проверялись на нормальность распределения выборки с помощью критерия Шапиро-Уилка. Если результаты тестирования распределены нормально, то для обнаружения различия между двумя выборками использовался критерий Стьюдента. В случае не нормального распределения результатов тестирования использовался критерий Манна-Уитни-Уилкоксона.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЯ
Анализ результатов тестирования позволил нам определить темпы прироста прикладных навыков по каждой группе. Сравнивая результаты между экспериментальными (ЭГ1 и ЭГ2) и контрольной группой (КГ), можно сказать, что во всех видах итоговых испытаний результаты улучшились и достоверно отличались от исходных (р <0,05). Следует отметить, что результаты экспериментальных групп значительно выше, чем в контрольной (рисунок).
Й чР м о4
&
Щ
i s
и
СП й СМ
50 40 30 20 10 0
□ ЭГ 1 (5 "А")
□ ЭГ 2 (5 "Б")
47,1
45
□ КГ (5 "В")
17,6
20,5
3,4
5,3
1
Тест 2 "Падение вперед"
Рисунок
Тест 1 "Передвижение в толпе"
Тесты
- Динамика развития специальных физических навыков экспериментальных и контрольной групп
Обработка полученных данных Теста 1 «передвижение в толпе» показывает, что результаты ЭГ1 (5 «А») улучшились на 17,6 %, ЭГ2 (5 «Б») улучшились на 20,5 %, а результаты контрольной группы улучшились на 3,4 %. Следует отметить, что в начале эксперимента на всю ЭГ1 пришлось 21 столкновение, в результате которых было 5 падений учеников. На всю ЭГ2 пришлось 18 столкновений в результате которых было 7 падений. На всю КГ - 23 столкновения, в результате которых было 5 падений учеников. В конце эксперимента количество столкновений экспериментальных групп резко сократилось. В ЭГ1 было 9 столкновений, в ЭГ2 - 7 столкновений. Ситуации падений учеников не были зафиксированы. В КГ количество столкновений тоже сократилось, но не так резко, как в экспериментальных, и составило 16 столкновений на всю группу. Количество падений
также сократилось до одного. Такое различие в результатах тестирования мы связываем с особенностями самих упражнений, включенных в урок самбо. На уроке самбо дети часто находятся в непосредственном контакте (в захвате), одновременно на ковре находится до 10 пар. Каждый ребенок вынужден следить за тем, что происходит вокруг него, чтобы ни с кем не столкнуться. Также на уроке самбо множество различных упражнений, связанных с теснением соперника. Обработка полученных данных теста 2 «падение вперед» показывает, что результаты ЭГ1 (5 «А») улучшились на 47,1 %, ЭГ2 (5 «Б») улучшились на 45 %, а результаты КГ улучшились на 5,3 %.
В экспериментальных группах резко сократилось количество ошибок при прохождении тестирования. Так количество детей, которые делали ошибку, связанную с травмой колена в ЭГ1 сократилось с 23 до 5, в ЭГ2 с 23 до 3. В КГ результаты практически не изменились, вначале эксперимента эту ошибку совершали 23 ребенка, а в конце 21 ребенок. Количество детей, которые совершали ошибку, связанную с травмой рук, в ЭГ1 сократилось с 10 до 2, в ЭГ2 - с 8 до 1, в КГ - с 12 до 10. Количество детей, которые совершали ошибку, связанную с травмой грудной клетки, в ЭГ1 сократилось с 2 до 1, в ЭГ2 - с 4 до 2, в КГ с 8 до 6. Такое различие в результатах между экспериментальными и контрольной группами мы связываем с особенностями самих упражнений, включенных в урок самбо. На уроке самбо дети изучают правила техники безопасности при падении вперед, а также выполняют определенные упражнения самостраховки при падениях. В традиционном уроке физической культуры подобные занятия не проводились. Однако, отличие нашего теста от упражнений на уроке все же есть. Задача упражнений на уроке - научить детей выполнять самостраховку при падении вперед во время бега, игры, и т.д. В тестировании мы ставили задачу, проверить, насколько быстро и безопасно ребенок сможет лечь и прижаться к поверхности.
ВЫВОДЫ
В результате анализа полученных в ходе исследования данных можно сделать вывод, что урок самбо положительно влияет на развитие прикладных навыков (передвижения в толпе и безопасного падения) у детей 11-12 лет учащихся 5 классов.
РЕКОМЕНДАЦИИ
Результаты проведенного исследования подтверждают необходимость внедрения самбо в программу физического воспитания школьников в рамках третьего часа физической культуры в 5-х классах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Граничина, О.А. Математико-статистические методы психолого-педагогических исследований / О.А. Граничила. - Санкт-Петербург : Издательство ВВМ, 2012. - 115 с.
2. Лукин, С.А. Влияние урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на развитие физических качеств детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) / С.А. Лукин, С.Е. Табаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 210-212.
3. Лукин, С.А. Исследование влияния урока самбо в рамках третьего часа физической культуры на эмоциональное состояние детей 11-12 лет (учащихся 5-х классов) с помощью технологии контроля качества / С. А. Лукин, С.Е. Табаков // Интеграция науки и практики в единоборствах : материалы XVII международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора Е.М. Чумакова. - М., 2018. - С. 45-48.
4. Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников : пособие для учителя / В.И. Лях. - М. : АСТ, 1998. - 272 с.
5. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. проф. Л. Б. Кофмана ; авт.-сост. Г.И. Погадаев. - М. : Физкультура и спорт, 1998. - 496 с.
REFERENCES
1. Granichina, O.A. (2012), Mathematical-statistical methods ofpsychology and pedagogical researches, VVM publishing house, St. Petersburg.
2. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Influence of the sambo lesson within the framework of the third hour of physical education on the development of physical qualities of children of 11-12 years (5th grade pupils)", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 157, No. 3, pp. 210-212.
3. Lukin, S.A. and Tabakov, S.E. (2018), "Study of the influence of sambo lesson in the framework of the third hour of physical culture lesson on the emotional state of children 11-12 years (students of 5 classes) with the help of quality control technology", "Integration of science and practice in martial arts" XVII International scientific-practical conference collected papers, Moscow, 2018, pp. 45-48.
4. Lyakh, V.I. (1998), Tests in physical training of school students: grant for the teacher, AST publisher, Moscow.
5. Pogadayev, I.G. (1998), Reference book of the teacher ofphysical culture, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 28.04.2018
УДК 796.011.3
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОК 18-24 ЛЕТ К СДАЧЕ НОРМ КОМПЛЕКСА ГТО
Герман Владиславович Лурье, аспирант, Сергей Семенович Чернов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Яковлевна Гридасова, кандидат педагогических наук, доцент,
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
В статье рассматриваются особенности физической подготовки студенток 18-24 лет с учетом отстающих двигательных способностей и на основании этого индивидуализируется самостоятельная подготовка к выполнению испытаний комплекса ГТО. По результатам мониторинговых исследований были выделены 3 группы студенток с отстающими двигательными способностями.
Ключевые слова: студентки, физическая подготовка, индивидуализация, динамический и баллистический стретчинг, самостоятельные занятия.
INDIVIDUALIZATION OF SELF-STUDY OF FEMALE STUDENTS AGED 18-24 TO PASSING THE STANDARDS OF GTO COMPLEX
German Vladislavovich Lurie, the post-graduate student, Sergey Semenovich Chernov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Yakovlevna Gridasova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow
Annotation
The article deals with the peculiarities of physical training of the students aged 18-24, taking into account the lagging physical qualities, and, on the basis of this, it is individualized the self-preparation for the implementation of the complex GTO tests. As a result of the monitoring studies, 3 groups of students with lagging motor abilities were identified.
Keywords: female students, physical training, individualization, dynamic and ballistic stretching, the self-study.
ВВЕДЕНИЕ
В последние годы ведется активный поиск путей оптимизации физической подготовки учащихся различных образовательных учреждений. Для контроля за уровнем физической подготовленности с 2014 года поэтапно вводится комплекс ГТО, который уже является нормативной и программной основой физического воспитания в России. Согласно результатам исследований ряда авторов установлено, что физическая подготовленность