Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физкультурно-спортивных направлений подготовки'

Модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физкультурно-спортивных направлений подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
313
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМБО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / БАКАЛАВРИАТ / МОДЕЛЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ И СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недосекин Алексей Николаевич, Шахов Артём Александрович

В последние годы в России активизировалась деятельность по культивированию среди широких слоев населения национального вида спорта, системы физического и военно-прикладного воспитания самбо. Раздел «Самозащита без оружия» включен IV-VI ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), реализуются Всероссийские проекты «Самбо в школу» и «Студенческое самбо», российские самбисты занимают ведущие позиции в мире. В то же время, если рассматривать самбо как средство физического воспитания подрастающего поколения, то можно с уверенностью констатировать, что этот вектор к настоящему дню не получил должного развития. Основной причиной этого положения дел является низкая компетентность в вопросах самбо учителей и преподавателей физической культуры общеобразовательных школ и вузов. В данной работе на основе предшествующего анализа нормативно-правовой и учебно-методической документации подготовки бакалавров физкультурно-спортивных профилей подготовки, физического воспитания студентов и школьников, личного опыта преподавания самбо и дзюдо была разработана модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физкультурно-спортивных направлений подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недосекин Алексей Николаевич, Шахов Артём Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of forming the professional competences in sambo for students of bachelor degree course of physical culture and sport training direction

In recent years, there were intensified activities in Russia to cultivate a national sport, a system of physical and military-applied education sambo among the broad strata of the population. The section "Self-defense without weapons" is included in the IV-VI stages of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK GTO), the All-Russian projects "Sambo to School" and "Student sambo" are realized, Russian sambo wrestlers occupy the leading positions in the world. At the same time, if we consider sambo as a means of physical education of the younger generation, then we can state with certainty that this vector has not been properly developed up to the present day. The main reason for this state of affairs is low competence in the matters of sambo of the teachers of physical culture of the general education schools and universities. In this paper, based on the previous analysis of the normative, legal and educational documentations of the bachelors training in physical culture and sports, physical education of the students and schoolchildren, personal experience of teaching sambo and judo, a model was developed for the formation of the professional competencies in sambo for the undergraduates of athletics and sports training directions.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физкультурно-спортивных направлений подготовки»

подготовительный период годичного цикла тренировки на этапе начальной спортивной специализации методики физической подготовки, в которую были включены специальные упражнения с отягощениями, соответствующие частям и элементам соревновательных двигательных действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аулик, И.В. Как определить тренированность спортсмена / И.В. Аулик. - М. : Физкультура и спорт, 1977. - 102 с.

2. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С. М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1971. - 312 с.

3. Куколевский, Г.М. Врачебные наблюдения за спортсменами / Г.М. Куколевский. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 335 с.

4. Нишияма, X. Каратэ, или искусство борьбы «пустой рукой» : пер. с англ. / Х. Нишияма, Р. Браун. - Харьков : Рубикон, 1998. - 240 с.

5. Накояма, М. Динамика каратэ / М. Накояма. - Новосибирск : СОРАН, 1997. - 272 с.

6. Танюшкин, А.И. Нормативы кекусинкай каратэ : учебно-методическое пособие / А.И. Танюшкин, В.П. Фомин. - М. : Орбита, 1994. - 75 с.

REFERENCES

1. Aulik, I.V. (1977), How to determine the fitness of the athlete, Physical culture and sport, Moscow.

2. Vaytsehovsky, S.M. (1971), Book coach, Physical culture and sport, Moscow.

3. Kukolevsky, G.M. (1975), Medical supervision for athletes, Physical culture and sport, Moscow.

4. Nishiyama, Kh and Brown R. (1998), Karate, or the martial art of "empty hand", Rubicon, Kharkov.

5. Nakayama, M. (1997), Dynamics of karate, SB RAS, Novosibirsk.

6. Tanushkin, A.I. and Fomin, V.P. (1994), Regulations Kyokushin karate: Training and methodological manual, Orbit, Moscow.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 30.03.2018

УДК 796.077.5

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПО САМБО У ОБУЧАЮЩИХСЯ БАКАЛАВРИАТА ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ

Алексей Николаевич Недосекин, аспирант, Артём Александрович Шахов, кандидат педагогических наук, доцент, директор института физической культуры, спорта и безопасности жизнедеятельности, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина, Елец

Аннотация

В последние годы в России активизировалась деятельность по культивированию среди широких слоев населения национального вида спорта, системы физического и военно-прикладного воспитания - самбо. Раздел «Самозащита без оружия» включен 1У-У1 ступени Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО), реализуются Всероссийские проекты «Самбо в школу» и «Студенческое самбо», российские самбисты занимают ведущие позиции в мире. В то же время, если рассматривать самбо как средство физического воспитания подрастающего поколения, то можно с уверенностью констатировать, что этот вектор к настоящему дню не получил должного развития. Основной причиной этого положения дел является низкая компетентность в вопросах самбо учителей и преподавателей физической культуры общеобразовательных школ и вузов. В данной работе на основе предшествующего анализа нормативно-правовой и учебно-методической документации подготовки бакалавров физкультурно-спортивных профилей подготовки, физического воспитания студентов и школьников, личного опыта

преподавания самбо и дзюдо была разработана модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физкультурно-спортивных направлений подготовки.

Ключевые слова: самбо, профессиональные компетенции, бакалавриат, модель, физическое воспитание, школьники и студенты.

MODEL OF FORMING THE PROFESSIONAL COMPETENCES IN SAMBO FOR STUDENTS OF BACHELOR DEGREE COURSE OF PHYSICAL CULTURE AND

SPORT TRAINING DIRECTION

Alexey Nikolayevich Nedosekin, the post-graduate student, Artem Alexandrovich Shakhov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecture, Director of the Institute of Physical Culture, Sports and Life Safety, Yelets State University named after I.A. Bunin, Yelets

Annotation

In recent years, there were intensified activities in Russia to cultivate a national sport, a system of physical and military-applied education - sambo among the broad strata of the population. The section "Self-defense without weapons" is included in the IV-VI stages of the All-Russia Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (VFSK GTO), the All-Russian projects "Sambo to School" and "Student sambo" are realized, Russian sambo wrestlers occupy the leading positions in the world. At the same time, if we consider sambo as a means of physical education of the younger generation, then we can state with certainty that this vector has not been properly developed up to the present day. The main reason for this state of affairs is low competence in the matters of sambo of the teachers of physical culture of the general education schools and universities. In this paper, based on the previous analysis of the normative, legal and educational documentations of the bachelors training in physical culture and sports, physical education of the students and schoolchildren, personal experience of teaching sambo and judo, a model was developed for the formation of the professional competencies in sambo for the undergraduates of athletics and sports training directions.

Keywords: sambo, professional competence, bachelor, model, physical education, schoolchildren and students.

ВВЕДЕНИЕ

По данным президента Всероссийской федерации самбо С.В. Евсеева, в настоящее время самбо в нашей стране занимаются около 300 тысяч человек из 80 регионов России. Одной из ключевых проблем по дальнейшему развитию этого вида спорта, которую он отмечает, является отсутствие подготовки специалистов по специализации самбо в вузах страны [1]. В этой связи актуальной научно-практической задачей является деятельность по формированию профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физкультурно-спортивных направлений подготовки: 49.03.01. Физическая культура; 44.03.01. Педагогическое образование. Профиль: Физическая культура; 44.03.05. Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки). Профиль: физическая культура, безопасность жизнедеятельности.

Разработка перечня этих компетенций и технологии их формирования позволит впоследствии силами учителей и преподавателей физической культуры общеобразовательных школ и вузов повысить качество реализации Всероссийских комплексов и проектов ВФСК ГТО, «Самбо в школу» и «Студенческое самбо».

МЕТОДЫ

В процессе исследования применялись следующие подходы: анализ нормативно-правовой и методической документации (государственных стандартов, учебных планов, основных образовательных программ, аннотаций дисциплин) подготовки бакалавров физ-культурно-спортивных профилей подготовки различных вузов России, а также учебников и учебно-методических пособий по спортивной борьбе для данной категории обучающихся; анализ нормативно-правовых документов, учебно-методической литературы,

посвященной проблематике культивирования единоборств в общеобразовательной школе и вузе; анализ нормативно-содержательных аспектов Всероссийских комплексов и проектов ВФСК ГТО, «Самбо в школу» и «Студенческое самбо»; анализ личного опыта по обучению самбо и дзюдо различных категорий населения; метод моделирования.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Опираясь на вышеперечисленные методы, мы предлагаем следующую модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физ-культурно-спортивных направлений подготовки, представленную на рисунке.

Цель - изучить основы теории, практики и методики самбо.

Задачи:

- изучить историю единоборств и самбо;

- освоить базовую технику самбо и раздел «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО;

- получить навыки судейства соревнований по элементарным единоборствам и самбо;

- изучить методику преподавания самбо в общеобразовательной школе и вузе;

- повысить специальную физическую подготовл ей ность;

- получить соревновательную практику по элементарным единоборствам и самбо.

Основные формы обучения:

- учебная дисциплина «Спортивные единоборства (самбо)».

Дополнительные формы обучения:

- студенческая секция самбо;

- курсы подготовки к сдаче раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО;

- изучение частных аспектов самбо в рамках различных учебных дисциплин;

- курсовая работа;

- рефераты; -ВКР;

- НИРС.

Модуль 1. Теория и практика самбо.

Тема 1, История возникновения и развития единоборств и самбо. Тема 2. Техника самбо. Тема 3, Тактика самбо. Тема 4. Основы судейства. Тема 5. Соревновательная практика.

Модуль 2, Методика преподавания самбо«

Тема 6. Методика обучения самбо е общеобразовательной школе. Тема 7. Методика обучения самбо I вузе.

Тема 8. Всероссийские проекты и комплексы: ВФСК ГТО, «Самбо в школу», «Самбо в вузы».

Теоре т и чес ка я п од гото в л е и ность:

- контрольные вопросы;

- теоретические гесгы;

- защита (рефератов, курсовых, ВКР, научной работы).

Результативный блок

Д в и га тел ьн ая 11 од готовлен ноегь:

- нормативы раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО;

- технико-тактические действия самбо;

- нормативы по СФП;

- деловая игра (организация и проведение соревнований по самбо);

^соревновательные встречи. _ >

Компетенции:

- способность к самоорганизации и самообразованию в процессе освоения самбо и связанных с этим теорет ических знаний (история, терминология, правила, методика и пр.) — К-1;

- способность выполнять технико-тактические действия самбо, в том числе и из раздела «Самозащита без оружия» ВФСК ГТО - К-2;

- способность повышать свою специальную физическую подготовленность до уровня необходимого для овладения техникой и тактикой самбо - К-3;

- способность организовывать и проводить соревнования по элементарным видам единоборств и самбо - К-4;

- способность осуществлять физическое воспитание школьников и студентов средствами самбо, в том числе осуществлять планирование и когггроль обучения - К-5;

- способность участия в соревнованиях по элементарным видам единоборств по упрощенным правилам самбо - К-б,

Рисунок - Модель формирования профессиональных компетенций по самбо у обучающихся бакалавриата физ-культурно-спортивных направлений подготовки

Модель состоит из пяти взаимосвязанных блоков: целевого, содержательного, организационного, контролирующего и результативного. Целью обучения является не только освоение теоретических и практических аспектов самбо, но и методики обучения различных категорий населения и, в первую очередь, школьников и студентов. В результате будущие бакалавры должны уметь использовать самбо в качестве средств физкультурно-спортивного воспитания школьников и студентов в процессе урочных, внеурочных и секционных форм, в том числе в рамках реализации различных проектов и комплексов (ВФСК ГТО, «Самбо в школу», «Студенческое самбо» и др.). Достижение поставленной цели базируется на решении частных задач, среди которых важное место занимают не только традиционные аспекты, но и задачи по повышению специальной физической подготовленности, получению соревновательной и судейской практик. Целевой блок находит свое логическое, зеркальное отражение в содержательном блоке.

Анализ практики по формированию единоборческих компетенций у студентов физ-культурно-спортивных направлений подготовки показывает, что основной формой обучения является учебная дисциплина «Спортивные единоборства».

В нашем случае она может иметь название «Спортивные единоборства (самбо)», тем самым, показывая, с одной стороны, неразрывную связь самбо с другими международными видами спортивной борьбы, формируя целостное представление у обучаемых в вопросах единоборств, а с другой, приоритетность и дифференцированость учебного материала на основе самбо.

Как правило, на освоение данной дисциплины отводится не более 144 часов, из которых более половины составляют часы, выделяемые на самостоятельную работу, что повышает значимость ее адекватной организации. Относительно малое количество часов, выделяемых на данную дисциплину, увеличивает роль дополнительных форм обучения. Стоит отметить, что наиболее предпочтительной (идеальной), но редко используемой, является секционная форма. Только посещая секцию самбо, студент в полном объеме получит как теоретические и практические умения и навыки, так и богатый опыт соревновательной и судейской практики, высокий уровень специально-физической подготовленности. Выполнение курсовых работ и ВКР, научные изыскания в области спортивной борьбы позволят студентам повысить свой багаж специальных знаний, творчески относиться к преподаванию самбо и своему спортивному совершенствованию.

В процессе контроля формирования профессиональных компетенций необходимо анализировать не только теоретическую, но и практическую составляющие. Наряду с традиционными подходами с целью определения умений и навыков организации соревнований и участия в них целесообразно использование деловую игру - «Соревнования по самбо». Реализация содержательного, организационного и контролирующего блоков позволит добиться целевых установок и будет залогом сформированности профессиональных компетенций по самбо у будущих учителей и преподавателей физической культуры.

ВЫВОДЫ

Многолетний опыт обучения студентов самбо и дзюдо в рамках профессиональных учебных дисциплин (бакалавриат, специалитет, магистратура) и секционных форм, а также других категорий населения (слушатели курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, спортсмены, школьники, люди военно-прикладных профессий и пр.) позволяет с большой долей вероятности утверждать, что разработанная модель может успешно использоваться в профессиональной подготовке будущих учителей и преподавателей физической культуры. В настоящее время в ходе педагогического эксперимента данная модель проходит всестороннюю апробацию, и промежуточные результаты подтверждают ее состоятельность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Елисеев, С.В. Анализ развития самбо в Российской Федерации (в цифрах и фактах) / С.В. Елисеев // Материалы XV международной научно-практической конференции «Интеграция науки и практики в единоборствах», посвященной памяти профессора, ЗМС, ЗТ СССР Чумакова Евгения Михайловича. г. Москва 19 февраля 2016 г. - М., 2016. - С. 10-14.

REFERENCES

1. Eliseev, S.V. (2016), "Analysis of the development of sambo in the Russian Federation (in figures and facts)", Materials of the XV International Scientific and Practical Conference "Integration of science and practice in martial arts", dedicated to the memory of Professor, ZMS, ZT of the USSR Chu-makov Yevgeny Mikhailovich, SCOLIPE, Moscow 19 February 2016, Moscow, pp. 10-14. Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2018

УДК 796.077.5

ИССЛЕДОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ-СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА СТУДЕНТОВ, БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Татьяна Вячеславовна Никольская, кандидат педагогических наук, доцент, Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта (МИИТ), Москва; Наталья Александровна Воробьева, кандидат педагогических наук, доцент,

Смоленский государственный университет, Смоленск; Татьяна Леонидовна Кузьменкова, кандидат философских наук, доцент, Российская открытая академия транспорта Российского университета транспорта (МИИТ), Москва

Аннотация

В статье рассматривается проблема социальной значимости педагогического образования, исследования психологически-социологического аспекта студентов, понимание и осмысление своей будущей профессии через формирование профессионального мировоззрения у будущих учителей физической культуры и спорта в сфере среднего профессионального образования.

Ключевые слова: педагогическое образование, мировоззрение, студенты, опросник структуры темперамента, предметная эргичность, социальная эргичность, пластичность, социальная пластичность, темп или скорость, социальный темп, эмоциональность, социальная эмоциональность, контрольная шкала.

STUDY IN CONTEXT OF PSYCHOLOGICAL AND SOCIOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS, FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE SPHERE OF PROFESSIONAL EDUCATION

Tatyana Vyacheslavovna Nikolskaya, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian open transport Academy of The Russian University of transport (MIIT), Moscow; Natalia Alexandrovna Vorobyova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Smolensk State University, Smolensk; Tatyana Leonidovna Kuzmenkova, the candidate of philosophical sciences, senior lecturer, Russian open transport Academy of The Russian University

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

of transport (MIIT), Moscow

Annotation

The article deals with the problem of the social importance of pedagogical education, research of psychological and sociological aspect of the students, understanding and comprehension of their future profession through the formation of the professional outlook among the future teachers of physical culture and sports in secondary vocational education sphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.