Научная статья на тему 'Assessment of emotional state of schoolchildren aged 11-12 years in the course of sambo lessons at physical education classes'

Assessment of emotional state of schoolchildren aged 11-12 years in the course of sambo lessons at physical education classes Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК САМБО / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭМОЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукин Стефан Андреевич, Табаков Сергей Евгеньевич

Эксперимент по внедрению самбо в школьную программу успешно развивается. Сегодня это уже всероссийский проект «Самбо в школу». Однако, мы считаем, что научной дискуссии (экспериментов, публикаций, круглых столов и т.д.) на сегодняшний день недостаточно. В этой статье мы начнем рассматривать вопрос о том, как самбо влияет на эмоциональное состояние школьников в рамках именно урочной деятельности (третий час физической культуры), а не дополнительного образования (секция, спортивный клуб и т.д.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Assessment of emotional state of schoolchildren aged 11-12 years in the course of sambo lessons at physical education classes»

6. Ponimasov, O.E. (2014), "Functional coordination of movements as factor of existence of typological combinations of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 108, No. 2, pp. 141-144.

7. Ponimasov, O.E. and Smirnova, O.G. (2015), "Methods of cascade economization of applied swimming technical elements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 124, No. 6, pp. 8284.

8. Ryabchuk, V.V., Ponimasov, O.E. and Grachev, K.A. (2017), "Physiological characteristics of the swimming stroke under water in a waterproof coverall and kit No. 1", Vestnik Rossiiskoi Voenno-medicinskoi academii, Vol. 60, No. 4, pp. 82-84.

Контактная информация: gua58@mail.ru

Статья поступила в редакцию 24.04.2018

УДК 796.814

ОЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ 11-12 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ САМБО НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Стефан Андреевич Лукин, тренер-преподаватель высшей категории, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1547» (ГБОУ Школа № 1547), Москва, Сергей Евгеньевич Табаков, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и

туризма (ГЦОЛИФК), Москва

Аннотация

Эксперимент по внедрению самбо в школьную программу успешно развивается. Сегодня это уже всероссийский проект «Самбо в школу». Однако, мы считаем, что научной дискуссии (экспериментов, публикаций, круглых столов и т.д.) на сегодняшний день недостаточно. В этой статье мы начнем рассматривать вопрос о том, как самбо влияет на эмоциональное состояние школьников в рамках именно урочной деятельности (третий час физической культуры), а не дополнительного образования (секция, спортивный клуб и т.д.).

Ключевые слова: урок самбо, физическая культура, эмоции.

ASSESSMENT OF EMOTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN AGED 11-12 YEARS IN THE COURSE OF SAMBO LESSONS AT PHYSICAL EDUCATION

CLASSES

Stefan Andreevich Lukin, coach-teacher of the highest category, State Secondary General School No. 1547, Moscow, Sergey Evgenievich Tabakov, the candidate of pedagogical sciences, professor, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow

Annotation

The experiment on the introduction of sambo in the school curriculum is developing successfully. Today this is the all-Russian project "Sambo to school". However, we believe that scientific discussion (experiments, publications, round tables, etc.) is not enough for today. In this article we will begin to consider the question of how sambo affects the emotional state of schoolchildren within the framework of the lesson activity (the third hour of physical culture), rather than the supplementary education (section, sports club, etc.).

Keywords: sambo lesson, physical culture, emotions.

ВВЕДЕНИЕ

Внедрение самбо в урочную деятельность в отличии от дополнительного образования своего рода лишает детей выбора, обязывая посещать урок, а тренера (учителя) лишает возможности провести отбор, обязывая работать с целым классом не зависимо от уровня

подготовленности и группы здоровья детей. На наш взгляд именно эти условия могут дать толчок в развитии самбо и сделать его по настоящему массовым видом спорта. Для этого нам нужно постоянно совершенствовать организацию процесса преподавания самбо (программы, методики, стили и т.д.), т.е. создать массовый интеллектуальный продукт, который сможет успешно конкурировать на рынке образовательных услуг. Если мы представляем образовательный процесс как некий рынок, то мы и должны использовать рыночные технологии для продвижения нашего продукта (самбо) в сфере образования. Воспользуемся методом Н. Кано («Теория привлекательного качества»). Модель Н. Кано применяется для выработки стратегии организации и решения задач обеспечения удовлетворенности потребителей. В нашем случае потребитель — это ученики и их родители. Н. Кано в своей теории привлекательного качества выделяет три составляющие профиля качества:

• базовое (основное) качество;

• требуемое (ожидаемое) качество;

• привлекательное (опережающее) качество.

На наш взгляд самбо в сфере физической культуры на сегодняшний день отвечает всем трем составляющим профиля качества.

• Базовое качество. Самбо включает в себя все базовые элементы урока физической культуры такие как: строевые упражнения, общеразвивающие упражнения (ОРУ), ОРУ на месте, ходьба с выполнением ОРУ, бег с выполнением ОРУ, игровая деятельность.

• Требуемое качество. Повышение физических качеств, а именно силы, выносливости, ловкости, быстроты и гибкости.

• Привлекательное качество. Обучение жизненно необходимым навыкам: технике самостраховки при падениях, основным приемам самозащиты.

Важным составляющим в методе Н. Кано, является мнение конечного потребителя, т.е. ученика. Каждый человек, а тем более ребенок (ученик) подвержен смене настроения, которое зависит от эмоций, вызванных событиями, которые происходят с ним. Эмоции (от лат. ешоуеге - возбуждать, волновать) - особые психические состояния, связанные с врожденными реакциями человека, его потребностями и мотивами (Дружинин В.Е.). Эмоции играют одну из основных и самых значимых ролей в жизни и поведении людей (Липер Р.У., Маурер О.Х.). Эмоции - это одна из главенствующих и незаменимых причин изменений поведения или его результатов, которые принято называть «научением» (Маурер О.Х.).

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проводилось на базе ГБОУ Школа № 1547 структурное подразделение N° 3 «Эврика-Огонек» на протяжении первого полугодия 2017-2018 учебного года. Для эксперимента были выбраны школьники 11-12 лет (учащиеся пятых классов). Всего в эксперименте приняли участие 60 детей. Перед тем как перейти непосредственно к проведению эксперимента мы столкнулись с проблемой выбора метода опроса. Ведь респонденты — это ученики, а интервьюер учитель. Т.е. респонденты в каком-то смысле зависимы от интервьюера. Значит наш метод опроса должен быть:

- простым и понятным, чтобы дети давали максимально приближенные к реальности ответы;

- не стандартным, без использования подробного инструктажа, бумаги, ручек и

т.д.;

- опосредованным, чтобы ученики чувствовали максимальную свободу и независимость в выборе ответа.

Таким методом опроса оказалась так называемая «кнопка качества обслуживания» или «кнопка лояльности». Мы использовали приложение для планшетов и мобильных телефонов РиаИ-1уЪиИоп (разработчик РЪШ-1оп). Это приложение позволяет создавать индивидуальные виды опросов, а также проводить опросы с помощью планшета и мобильного телефона. На перемене перед уроком и после урока, ученикам предлагалось сыграть в игру на планшете. Выбрать один из пяти вариантов ответа на вопрос: «Какое у вас сейчас настроение?».

Под каждым ответом мы подразумевали эмоцию, соответствующую настроению ребенка на данный момент. Чтобы не путать ребенка и получить максимально быстрый и точный ответ, который будет соответствовать истинному состоянию, мы максимально упростили вопрос и варианты ответов. Варианты ответов и эмоции, которые мы подразу-

№ Варианты ответа Эмоции

1 Отличное Восторг

2 Хорошее Радость

3 Нормальное Спокойствие

4 Плохое Печаль

5 Ужасное Грусть

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Обработка полученных данных показывает, что до начала урока у учеников преобладает отличное настроение или эмоция восторга (42% респондентов). На втором месте нормальное настроение или эмоция спокойствия (32% респондентов). Далее хорошее настроение или эмоция радости (15% респондентов), на четвертом месте ужасное настроение или эмоция грусти (8% респондентов). Замыкает плохое настроение или эмоция печали (3% респондентов).

60

50

40

ш

н 30

£

о 20

^

о 10

¡S

ц

о 0

«

□ до урока □ после урока

50

42

32

23

19

ужасное

хорошее

отличное

плохое нормальное

Варианты ответов

Соотношение вариантов ответов детей на вопрос «Какое у вас сейчас настроение?» до и после урока по самбо в школе

Результаты, полученные после урока, показывают, что у детей преобладает отличное настроение или эмоция восторга (50% респондентов). Далее располагается нормальное

8

настроение или эмоция спокойствия (23% респондентов). На третьем месте хорошее настроение или эмоция радости (19% респондентов), за ним плохое настроение или эмоция печали (5% респондентов). Замыкает пятерку ужасное настроение или эмоция грусти (3% респондентов).

Сравнение результатов, полученных до урока и после урока, показывает, что после урока на 8% увеличился показатель отличное настроение или эмоция восторга. Также увеличились показатели хорошее настроение или эмоция радости (на 4%) и плохое настроение или эмоция печали (на 2%). Показатели нормальное настроение или эмоция спокойствия и ужасное настроение или эмоция грусти уменьшились на 9% и 5% соответственно.

ВЫВОДЫ

В результате анализа полученных в ходе исследования данных мы можем сделать следующие выводы:

- урок самбо отвечает базовому, требуемому и привлекательному составляющим профиля качества (модель Н. Кано);

- урок самбо положительно влияет на эмоциональное состояние детей 11-12 лет, увеличивая эмоции восторга и радости (отличное и хорошее настроения) и уменьшая эмоцию грусти (ужасное настроение);

- применение кнопки лояльности позволяет в режиме реального времени получить информацию об эмоциональном состоянии детей, а также ввести новый, современный, интерактивный элемент в структуру урока.

РЕКОМЕНДАЦИИ

После проведенного исследования мы рекомендуем:

• применять кнопку лояльности для оценки эмоционального состояния детей 1112 лет до проведения урока и после проведения урока;

• проведение урока самбо в рамках третьего часа физической культуры в пятых классах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Большой психологический словарь / [Авдеева Н. Н. и др.] ; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - 3-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - 666 с.

2. Дружинин, В.Е. Психология эмоций, чувств, воли / В.Е. Дружинин. - М. : Сфера, 2003.

- 94 с.

3. Цысарь, А. Разработка и модификация товаров и услуг - метод КАНО / А. Цысарь // Новый маркетинг. - 2002. - № 7. - С. 1-14.

REFERENCES

1. Ed. Meshcheryakov, B.G. and Zinchenko, V.P. (2006), Bigpsychological dictionary, Prime-EVROZNAK, St. Petersburg.

2. Druzhinin, V.E. (2003), Psychology of emotions, feelings, will, Sphere, Moscow.

3. Tsysar, A. (2002), "Development and modification of goods and services - the KANO method", New marketing, No. 7, pp. 1-14.

Контактная информация: w1155@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.03.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.