Научная статья на тему 'Исследование функций эмоций в учебной деятельности учеников'

Исследование функций эмоций в учебной деятельности учеников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3170
294
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование функций эмоций в учебной деятельности учеников»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2008. № 2

Лю Хуэйин

ИССЛЕДОВАНИЕ ФУНКЦИЙ ЭМОЦИЙ

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧЕНИКОВ

Эмоции — один из наиболее важных аспектов учебной деятельности. Они оказывают сильнейшее влияние на все составляющие учебного процесса: повышают эффективность обучения, способствуют вовлечению учеников в творческую деятельность, стимулируют познавательную активность учащихся. Эмоции — настоящее психологическое горючее для роста, развития и деятельности растущего человека1.

Подростковый возраст (по современным данным, 11-16 лет) — это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легковозбудимое состояние"2. Эмоции — это переживание школьником своего отношения к окружающей действительности (к учителям, их поступкам, каким-либо явлениям и к самому себе). Эмоции рассматриваются как двойственный феномен: одновременно и как проходящее состояние, и как черта личности3. Термин "эмоциональное состояние" используется нами как обозначение длительности эмоционального процесса, от нескольких секунд до нескольких часов, в его большей или меньшей интенсивности. В данной социальной ситуации в жизни ребенка возникает основной и ведущий вид эмоций. Развитие эмоциональной сферы показывает центральную роль процесса социализации. Дифференциация эмоций может продолжаться в связи со специфической обстановкой обучения в школе4. Во множестве исследований было показано, что особенности поведения учителей (вербальные и невербальные), такие, как используемые методы обучения, отношение к учащимся, внешность, стиль речи, характер и т.д., сильно влияют на возникновение эмоциональных состояний учащихся на уроках.

В современной психологии имеется определенный ряд признаков для классификации эмоциональных состояний. Однако подобная классификация не является общепринятой. По В. Вундту, эмоциональные состояния включают: удовольствие и неудовольствие, возбуждение и спокойствие, напряжение и расслабление — так называемые основные формы чувства. Испуг, удивление, радость, гнев, надежда, печаль названы высшими формами чувства. В классификации эмоциональных явлений А.Н. Леонтьева

Лю Хуэйин — аспирантка кафедры педагогической психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.

выделяется три вида эмоциональных процессов: аффекты, собственно эмоции и чувства5. С точки зрения К.Э. Изарда, у человека существуют десять фундаментальных эмоций: интерес, радость, удивление, горе, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина6. На основе наших наблюдений и анализа эмоциональных состояний учащихся на уроках из этого множества базовых эмоций выделены 12 видов эмоциональных состояний: радость, возбуждение, удивление, боязнь, горе, отвращение, страх, стыд, спокойствие, беспокойство, напряжение, безучастность.

Задачей нашего исследования было установление причин возникновения положительных и отрицательных эмоциональных состояний у учеников в зависимости от особенностей поведения учителя на уроках в школах Китая. Методика исследования состояла в следующем: для анкеты были выбраны 28 особенностей поведения учителя, каждую из которых испытуемые должны были оценить таким образом: выбрать для каждого одно из 12 видов эмоциональных состояний, указанных выше. Учителям предлагались анкеты с вопросами, относящимися к различным учебным ситуациям. На основе заполненных анкет был проведен частотный анализ возникновения каждого вида эмоциональных состояний у учеников и учителей. В Китае в исследовании принимали участие учащиеся 7-10-х классов из 4 школ в возрасте от 12 до 16 лет, из них 206 девочек (49,3%) и 212 мальчиков (50,7%). На вопросы анкет отвечали 111 учителей из 3 школ, из них 76 женщин (68,5%) и 35 мужчин (31,5%) со стажем работы от 1 до 41 года.

Наше исследование показало, что в процессе обучения учителя и ученики всегда эмоциональны; действия, переживания (жесты, мимика), характер, даже наружность учителя сильно влияют на эмоциональные состояния учеников; существует закономерность возникновения положительных и отрицательных эмоциональных состояний учеников под влиянием определенной деятельности учителя на уроках. Следовательно, эмоциональные компоненты имеют свое определенное место в учебной деятельности, выполняют соответствующие функции. Результаты нашего исследования, полученные методом наблюдения и анкетированием, позволяют выделить следующие функции эмоциональных состояний в учебной деятельности.

1. Сигнальная функция

Предшествующий анализ возникновения у учеников различных эмоциональных состояний под влиянием деятельности учителя на уроках показал, что любую деятельность (вербальную и невербальную) учителя, даже его внешность, настроение, можно

рассматривать как коммуникативные сигналы, способствующие развитию у учеников той или иной эмоции (положительной или отрицательной). Ученики получают сигналы от внешних стимулов и одновременно обрабатывают эти сигналы внутри, каждый ученик ощущает удовольствие или неудовольствие в зависимости от взгляда учителя, его требований, а также в зависимости от своих потребностей и мотивации.

2. Подкрепляющая и тормозящая функции

Эмоциональные компоненты сами по себе не передают никаких знаний. Но на уроках возникает определенная эмоциональная атмосфера, которая обусловливает процесс усвоения знаний, т.е. либо тормозит его, либо способствует ему, меняясь в зависимости от порождаемого эмоционального состояния. Ученики фильтруют информацию, которую получают при помощи органов чувств, активно вмешиваются в процесс ее последующей обработки. Если ученик будет чувствовать себя комфортно, ему будет легче учиться. Если на уроке не будет никаких эмоций, ему будет скучно, а скука убивает желание учиться.

Эмоциональные компоненты оказывают непосредственное влияние на процессы обучения, они усиливают или уменьшают эффективность процесса познания. Эмоциональные компоненты являются абсолютно необходимыми для обеспечения эффективности обучения. Наше исследование показало, что эмоциональные состояния — "Стыд", "Горе", "Печаль", "Расслабление", "Напряжение" — неуспешные ученики чувствуют сильней, чем успешные. Китайские ученики, имеющие отличную успеваемость, испытывают более выраженно только эмоцию "Радость" по сравнению с неуспешными учениками.

3. Функция активности

Некоторые учителя полагают, что "процесс обучения очень трудоемкий" и "его не могут заменить эмоциональные компоненты", "эмоции стихийны, управлять или анализировать их тяжело и бессмысленно", "любовь к детям и к работе для передачи знаний недостаточны", "нельзя строить свою работу, обращая внимание только на эмоции", и т.д. Но наши данные показали, что 96% учителей, участвовавших в исследовании, получают удовольствие во время работы от различных аспектов преподавательской деятельности. При этом 80% учителей отвечают "Да" на вопрос: "Бывает ли у вас на уроках скучно?", 79% учителей признают, что во время работы у них бывают ситуации, когда им трудно контролировать свое настроение на уроках.

Поэтому сознательно или несознательно значение эмоциональных состояний в учебной деятельности очень велико, эмоциональные компоненты всегда влияют на весь процесс обучения, на смысл и организацию преподавания.

4. Побуждающая функция

Эмоциональные компоненты не только влияют на состояния учителя и учеников, но и побуждают их к действиям. Большинство учителей мечтают, чтобы каждый ученик внимательно слушал урок и активно во время него работал. Как и в каких ситуациях можно добиться осуществления этой мечты? При заполнении анкеты на вопросы: "Учитель хорошо понимает меня, когда этот учитель ведет урок, я буду..." ученики отвечают следующим образом: 91% учеников сообщили, что они будут внимательно слушать, активно работать на уроках. ("Я буду внимательно его слушать" — 50%, "Я буду активно отвечать на вопросы" — 17%, "Я буду прилежно учиться и учиться с радостью" — 24%), другие отвечали, что "Я уважаю его", "Я себя чувствую свободно", "Мне нравится этот учитель", "Мы станем друзьями" и т.д.

На основании этих данных можно сделать вывод о том, что эмоциональные компоненты педагогической деятельности могут помочь учителю заинтересовать учеников, заразить их положительным настроением и побудить их эффективно учиться.

5. Оценочная функция

При сравнении возникновения разнообразных эмоциональных состояний у учеников в Китае под влиянием одинаковой деятельности учителя показано, что у учеников возникают разнообразные эмоциональные состояния, даже противоположные, так как у каждого ученика имеются свои эмоциональные критерии для восприятия окружающей информации.

Известно, что ученики обычно имеют свой любимый предмет, своего любимого учителя, также существуют учителя и предметы, которых они не любят. Как они оценивают учителя? Почему им нравится этот учитель, этот предмет, а не другой? В данном исследовании мы предлагали 6 открытых вопросов:

1. Больше всего я люблю слушать учителя..., потому что...;

2. Больше всего я не люблю слушать учителя..., потому что...;

3. Мне нравится урок..., потому что...;

4. Мне не нравится урок..., потому что...;

5. Больше всего я люблю, когда учитель ... ;

6. Больше всего я не люблю, когда учитель ... .

Обработка ответов на эти вопросы показала, что эмоциональные состояния учеников зависят в первую очередь от того, каким языком пользуются учителя (с юмором, интересно, строго и т.д.). Во-вторых, от характера учителя (добрый, злой и т.д.). В-третьих, от той атмосферы, которую создает учитель на уроке. В-четвертых, от настроения и способа самовыражения учителя, в-пятых, от методов обучения и, в-шестых, от способности учителя к обучению (умение обучать, отношение к работе, запасы знаний и т.д.).

49% учеников в нашем исследовании считают, что любимые уроки — это те, на которых они чувствуют себя весело, когда им интересно; 13% учеников назвали своими любимыми уроками те, которые соответствуют их интересам, будущим мечтам. Что касается нелюбимого урока, то результаты показали следующее: наблюдается выраженная связь между отрицательным отношением учеников к уроку и поведением учителя; 43% учеников считают, что причиной их плохого отношения к предмету являются строгость учителя или его негативное настроение. Только 12% учеников полагают, что причиной отрицательного отношения к уроку являются трудности в понимании предмета.

6. Взаимовлияние эмоциональных состояний

учителя и учеников

Замечено, что в определенных ситуациях эмоциональные состояния учителя и учеников имеют общие характеристики, соответствуют друг другу. Благодаря эмоциональным компонентам учителя и ученики взаимодействуют, понимают друг друга. Эмоциональные компоненты как средство, мост между учителями и учениками помогают создать хорошие отношения между ними.

Наши данные показали, что ученики хорошо знают, когда у учителей возникают положительные и отрицательные эмоции. Иными словами, они четко знают, какое их поведение учителю нравится и какое нет.

Возникновение у учителей различных эмоциональных состояний в меньшей степени зависит от самого учителя и в гораздо большей степени — от учеников, результата их работы, их активности, чувств, личного развития и т.д. В доказательство приведем результаты обработки ответов учителей на вопросы анкеты:

1. Когда во время работы вы получаете удовольствие?

• 29% — когда ученики получают высокие оценки на экзаменах;

• 15% — в зависимости от наличия комфортной атмосферы и дисциплины;

• 14% — когда ученики работают на уроках с радостью;

• 13% — в зависимости от активности работы учеников.

2. Когда вы не чувствуете себя хорошо во время работы?

• 38% — неудовлетворение результатами своей работы;

• 19% — неактивная работа учеников на уроках;

• 14% — неудовлетворение работой учеников;

• 11% — непонимания себя, учеников и их родителей;

• 6% — когда ученики не интересуются моим предметом.

7. Коммуникативная функция

На эмоциональные компоненты необходимо обращать внимание в первую очередь в контексте их функции общения. На эмоциональном уровне происходит более тесное общение и достигается лучший контакт с детьми. Действительно, 55% учителей считают, что общаться с учениками, создавать хорошую атмосферу на уроках и иметь хорошее отношение к детям — это наиболее интересные компоненты педагогической деятельности. В нашем исследовании обнаружено, что в школах КНР только 24% учеников получают удовольствие от успешности учебы, новых знаний, достижений учебы. Большинство учеников (58%) испытывают радость тогда, когда общаются, разговаривают с друзьями и учителями, играют и учатся вместе с товарищами:

• 34% — "В школе я могу общаться, разговаривать с друзьями";

• 13% — "Когда хорошо общаюсь с учителями и получаю поощрения от учителей";

• 7% — "Когда играю в футбол, баскетбол с друзьями";

• 4% — "Когда участвую в соревнованиях, концертах и т.д.".

Эмоции и общение тесно взаимодействуют. Когда эмоциональная атмосфера в школе хорошая, учителя и ученики лучше понимают друг друга и в процессе общения у них возникают удовольствие, радость, возбуждение. В отсутствие общения у учеников очень часто возникают отрицательные эмоциональные состояния. При ответе на вопрос: "Если учитель не общается со мной, когда она(он) на уроке, я буду..." 30% учеников ощущают скуку, печаль, напряжение, отвращение, испуг; 12% учеников сказали, что будут активно работать для того, чтобы учителя обратили на них внимание. Несколько учеников заявили о том, что будут нарушать дисциплину для того, чтобы учитель сердился. Итак, коммуникация — одна из функций, которую выполняют эмоциональные состояния.

8. Экспрессивная функция

Во время преподавания учитель пользуется языком, мимикой и жестами, оценивающими деятельность учеников и выражающими его положительные и отрицательные эмоции. В наблюде-

ниях установлено, что используются следующие жесты и мимика: учителя гладят ученика по голове, улыбаются, показывают большим пальцем вверх, цокают языком и т.д.

Когда учитель поощряет учеников, для этого он часто пользуется фразами: "Молодец!", "Парень хоть куда!", "Замечательно!", "Какая сила воли у тебя!", "Какой ты добрый!", "Я верю в тебя!", "Замечательная идея!", "Поздравляю тебя!", "Поаплодируем!".

Когда учителя испытывают радость, они часто используют характерные для этого состояния особенности мимики: "Улыбка", "Мимика и жесты доброжелательности к ребенку", "Глажу по главе того ученика, который справился с заданием". Используют следующие фразы: "Как это замечательно!", "Прекрасно!", "Я в восторге!", "Как тебе это удалось?", "Удивительно!", "Я чувствую гордость!".

Большинство учителей старались не показывать особенности своего поведения под влиянием негативного настроения, однако, поскольку у всех людей в те или иные периоды времени бывает плохое настроение, их все же просили как можно точнее описать свое настроение в эти периоды. Например, в какой ситуации они ведут урок "Без улыбки", "Без эмоций", "Строго", "Повышают голос", "Более сдержанно, меньше шутят", "Сухо". Это ситуации, когда учитель молчит с мрачным лицом, когда до конца урока остается несколько минут, или использует следующие фразы: "Что случилось?", "Смотри, что ты наделал!", "Тебе надо приложить еще одно усилие", "Мне горько, что...", "Очень жаль!", "Разве ты не помнишь?", "Извините, я не хочу говорить", "Не мешай другим товарищам!", "Нельзя сделать это в следующий раз!", "Надо серьезно учиться!", "Приложи максимум усилий!", "Вам понятна ваша задача?".

Когда учитель критикует детей, для этого часто используются фразы: "Слушайте!", "Бороться!", "Упорно бороться!", "Продолжается!", "Пожалуйста, больше не делай так...", "Я не хочу, чтобы вы сделали так...", "Что случилось?", "Очень жаль, что в нашей группе происходят такие случаи...".

Известно, что в Китае существует коллективистская культура, когда любой человек находится в тесной взаимозависимости с определенной группой лиц и всегда зависит от любого члена своего коллектива. В обычной китайской школе один класс насчитывает 50-70 школьников. В течение 45-минутного урока не каждый ученик имеет возможность ответить на вопрос учителя. То, как ученик ответит на вопросы учителя — успешно или неуспешно — имеет значение для демонстрации не только собственных способностей, но и успешности своей группы. Поэтому у учеников во время занятий часто возникает эмоциональное состояние "Напряжение".

97

7 ВМУ, педагогическое образование, № 2

В школах КНР учитель пользуется безусловным авторитетом. Для учеников основное значение в жизни составляют учеба и оценки учителя, а успешность на экзаменах оказывает решающее влияние на их эмоциональные состояния, что определяет их самооценку. Неудачи на любом экзамене, отсутствие поощрения приводят к снижению их самооценки, вызывают у них устойчивые состояния, которые можно охарактеризовать как "Горе".

Наше исследование показало, что эмоциональные состояния "Радость" и "Возбуждение" возникают в следующих ситуациях: когда учитель весело улыбается, двигается по аудитории, имеет хороший голос, красиво одевается, обладает добрым характером, поощряет и обращает внимание на учеников, говорит с юмором, воодушевляет кого-нибудь на уроке. У большинства учеников в зависимости от улыбки учителя возникают положительные эмоциональные состояния. Улыбка — общепринятый сигнал приветствия, признания или демонстрация благосклонности. Во множестве исследований, например у Д. Мацумото7, показано, что американцы оценивали улыбающиеся лица как более интеллектуальные, чем лица без улыбок. Значение улыбки учителя для учеников Китая имеет огромное позитивное значение.

Древний китайский мыслитель Конфуций (ок. 551-479 до н.э.) в книге "Лунь юй" ("Беседы и суждения") обсуждал вопрос об эффективности учения. По его мнению, "человек, обязанный учиться, хуже, чем человек, имеющий стремление учиться, еще хуже, чем человек, который учится с радостью". Радость переживается как приятное, желанное, полезное, несомненно позитивное чувство, которое можно называть чувством психологического комфорта и благополучия. Когда ученики радуются, они чувствуют себя легко и свободно, ощущают энергетический подъем, становясь увереннее в себе, и могут преодолеть многие трудности.

В серии работ Элис Айзен и ее сотрудников, исследовавших влияния позитивных эмоциональных явлений на процессы познания, в которых использовались различные способы порождения позитивных эмоциональных явлений, было показано, что происходит расширение когнитивного контекста и улучшение понимания сложных ситуаций. В частности, участники в хорошем настроении давали больше оригинальных ассоциаций на нейтральные слова, а также чаще находили взаимосвязь различных мыслей и идей и обрабатывали полученную информацию более гибким и интегрированным образом. Были также получены данные о положительном влиянии позитивных эмоциональных состояний на успешность выполнения задач на сообразительность.

Специальные исследования показали, что в процессе обучения важно обеспечить возникновение положительных эмоций. Наказанием и принуждением человеку привить интерес к делу

невозможно8. Поэтому учитель должен строить условия доверительного общения и сотрудничества, чтобы довести учеников до уровня самоуправления, чтобы ученикам было позволено самим определять, что в их жизни является значимым. Поэтому важным качеством для учителя является контроль своих эмоциональных состояний, преодоление отрицательных эмоций, умение демонстрировать позитивные эмоции на уроках. Основой успеха учителя является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры.

Примечания

1 Мацумото Д. Психология и культуры. СПб., 2003. С. 280.

2 Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., 2004. С. 346.

3 Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2003. С. 31.

4 Измайлов Ч.А., Черноризов Д.М. Психофизиологические основы эмоций. М, 2004. С. 7.

5 Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001. С. 470.

6 Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 2003. С. 214.

7 Мацумото Д. Указ. соч. С. 298.

8 Гиппенрейтер Ю.Б. Ведение в общую психологию. М., 1996. С. 124.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.