Научная статья на тему 'Эмоции в воспитании детей'

Эмоции в воспитании детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
959
157
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Омельченко Л.В.

Влияние эмоций на психологическое развитие детей. Родители, поведение других людей являются моделью для копирования поведения ребенком. Образовательная работа со студентами и родителями нужна для того, чтобы привлечь их внимание к контролю за собственным поведением в процессе воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эмоции в воспитании детей»

Таврический научный обозреватель --^ауг^шепсе

УДК: 378.375(075.8)

Омельченко Л. В.

Преподаватель кафедры ВМ И ЕНД МФПУ «Синергия»

ЭМОЦИИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Влияние эмоций на психологическое развитие детей. Родители, поведение других людей являются моделью для копирования поведения ребенком. Образовательная работа со студентами и родителями нужна для того, чтобы привлечь их внимание к контролю за собственным поведением в процессе воспитания.

Ключевые слова: эмоции, воспитание, образование.

В данной работе предлагаются идеи, которые помогут родителям и воспитателям в дальнейшем не обращаться к психологам для коррекции поведения ребенка. Поскольку наше мироощущение, желание любить, творить, обучаться напрямую зависит от наших эмоций, нам следует использовать полученные знания об эмоциях в процессе воспитания детей, особенно до трех лет, так как именно в этот период ребенок как губка впитывает любую информацию об окружающем его мире. А поскольку всегда с ребенком находятся его родители, то модель общения с окружающей его действительностью копируется именно с них или лиц его заменяющих. Если бы многие родители знали об этом, то они сами и педагоги могли бы избежать многих проблем в процессе обучения и воспитания детей [1,2,

5].

Что же обозначает эмоции? На этот вопрос старались ответить многие педагоги. Существует множество определений: «Эмоции — одна из важнейших сторон психических процессов, характеризующая переживание человеком действительности» [5]. «Эмоции — физиологическое состояние организма, имеющее ярко выраженную субъективную окраску и охватывающее все виды чувствований и переживаний человека от глубоко травмирующих страданий до высоких форм радости и социального жизнеощущения» [4]. Такие определения являются основополагающими в психологии и педагогике.

Так, какова же природа появления эмоций у человека? Многими исследователями доказано, что эмоции передаются нам по наследству [2-5]. Например, не имея никакого жизненного опыта, новорожденные могут плакать, улыбаться и во сне и наяву. Все эмоции условно можно разделить на две группы: положительные и отрицательные. Отрицательные эмоции выражаются чувством страха, гнева, ненависти, неудовлетворения. Положительные эмоции вызваны чувствами любви, радости, удовлетворения. К какой группе эмоций относятся те или иные чувства, можно определить по мимике, поведению человека, а также по его собственному мироощущению «мне хорошо» или «мне плохо».

При положительных эмоциях на лице улыбка (углы рта приподняты), глаза слегка прищурены, брови расслаблены, появляется желание созидать, сделать что-то приятное для окружающих, близких людей. Учебу также можно отнести к творчеству, так как при этом процессе не только происходит запоминание информации, но и рождается идеи по применению данной информации в жизни. Наблюдается выброс в кровь гормона эндорфина, который нормализует работу всего организма, что приводит к увеличению продолжительности жизни. Мироощущение ребенку передается от матери: «мне хорошо» — это, когда все потребности ребенка удовлетворяются по мере их появления (смена пеленок, чтобы не было раздражения кожи, переворачивание ребенка, чтобы не было пролежней и т п.), ощущению защищенности, которое появляется тогда, когда, например, ребенка прижимают к телу, обнимают, ласкают, поют ему песенку. Чувство удовлетворения человек старается пережить снова и снова, поэтому ищет разные способы его получить. Например,

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

удовлетворению способствуют сахарсодержащие продукты, чай, кофе, наркотические вещества, творческая работа, занятия спортом, танцами [3,5].

При отрицательных — углы рта опущены, брови сближаются над переносицей, глаза широко открыты, блестят, иногда заливаются кровью. Выделяется надпочечниками гормон страха — адреналин, который ускоряет процесс расщепления глюкозы, что приводит к увеличению АТФ в скелетных мышцах (мышцы готовы к движению) и расслаблению гладкой мускулатуры (мочеиспускание, выделение кала), поднимается артериальное давление. Поэтому у ребенка, испытывающего страх, появляется желание спрятаться, убежать. Например, дети, осознавая, что сделали плохо, чтобы избежать наказания, часто прячутся под стол, в шкаф, убегают к объекту защиты (мама, папа и т п.) или подальше от предполагаемой опасности. В таких ситуациях все мысли направлены только на сохранение собственной жизни и не о каком обучении речи быть не может. Если ребенок часто прибывает в состоянии дискомфорта, у него появляются головные боли, проблемы с сердечно-сосудистой и нервной системами в первую очередь [1,4].

Как же мы узнаем, чего же нам следует бояться? Если мы понаблюдаем за играющими детьми до года или и маленьким животными, то заметим, что у них отсутствует страх, в ситуациях, в которых взрослые особи страх испытывают. Например, ребенок не боится и хватает раскаленные предметы, котята и щенята играют друг с другом в развивающие игры. Получается, что тому, чего нам надо бояться, мы обучаемся в процессе жизни. Экспериментальная психология доказала, что сильный страх мы испытываем, когда при изучении чего-то нового раздаются резкие неожиданные громкие звуки (крик, взрыв и т.п.) и происходит испуг. Как же применить полученные знания о природе эмоциях к воспитанию ребенка до трех лет?

1.Резкие звуки при обучении приводят к стойкому желанию не возвращаться к процессу познания.

2.За достижения ребенка награждают (например, объятиями, ласковыми словами, сладостями)

3.Недопустимы физические наказания, а также их наблюдение, так как в дальнейшем ребенок будет копировать такое поведение, принимая его за норму поведения.

4.Ребенок должен чувствовать поддержку взрослых. Это достигается прикосновениями, объятиями, защитой при неблагоприятных ситуациях.

5.При непослушании ребенку нужно неоднократно разъяснить последствия такого поступка, а при необходимости наказать изоляцией от воспитателя и детей, пока он не осознает свою вину и не попросит прощения за свой поступок.

6.Для осознания того, что такое хорошо и что такое плохо, родителям необходимо читать с ребенком сказки, рассказывать истории из жизни и разбирать поступки персонажей.

Согласно вышеизложенному материалу целесообразно было бы включить лекции о роли эмоций в воспитании в курс «Основы безопасности и жизнедеятельности», а также беременным в курсе подготовке к родам.

Эмоции выходят далеко за рамки умственного процесса. Их мы выражаем всем телом. Стремясь удовлетворить свои потребности, мы совершаем те или иные поступки. В отличии от животных мы подсаживаемся на определенные эмоции, которые у каждого человека индивидуальны, так как зависят от его среды обитания, а потому сложны в объяснении и требуют дополнительного исследования.

Литература

1. Бабанова Е.Д. Психология управления эмоциями // Наука и образование: современные тренды. 2015. № 2 (8). С. 322-354.

2. Изард К.Э. «Психология эмоций»- 2011г., 125 с.

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

3. Коврижкина Д.Г. Использование игр при обучении выражению эмоций (на примере эмоции радости) //Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2014. № 9-1 (39). С. 78-81.

4. Симонов П.В. «Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций.» М. Наука 1981г.

5. Хуэйин Лю. О возникновении эмоций при исследовании некоторых классических подходов к проблеме эмоций // Современные гуманитарные исследования. 2007. № 4. С. 237242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.