Научная статья на тему 'Социально-педагогические функции искусства в воспитании детей с нарушением слуха'

Социально-педагогические функции искусства в воспитании детей с нарушением слуха Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА / СЛУХОВОЙ АППАРАТ / КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ / ИСКУССТВО / ТЕАТР / ТВОРЧЕСТВО / ТЕАТР "ПИАНО"

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Спицына Л.Г., Резанова А.С.

В процессе адаптации в окружающем мире людям с нарушением слуха помогает искусство, которое позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память. Искусство влияет на адекватность поведения ребенка с проблемами, способствует коррекции эмоциональных проявлений в коллективе, семье, помогает регулировать их.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические функции искусства в воспитании детей с нарушением слуха»

Таврический научный обозреватель www.tavr.science

УДК: 37.037.1

Спицына Л.Г.

к.п.н., доцент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

Резанова А.С.

студентка психолого-педагогического факультета Филиал ГБОУ ВО СГПИ в г. Железноводске, Россия

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ ИСКУССТВА В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

В процессе адаптации в окружающем мире людям с нарушением слуха помогает искусство, которое позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память. Искусство влияет на адекватность поведения ребенка с проблемами, способствует коррекции эмоциональных проявлений в коллективе, семье, помогает регулировать их.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, слуховой аппарат, кохлеарная имплантация, искусство, театр, творчество, театр «Пиано».

Сотни тысяч людей во всём мире не слышат музыку, человеческого голоса, звуков приборов и природы. Таким людям очень сложно приспособиться к жизни в нашем мире, сложно сказать, кому труднее: тем, кто перестал слышать взрослым или тем, кто был глухим с рождения.

Если взрослый человек оглох, у него есть превосходство: он умеет говорить, читать и писать, а бывает, что он овладел профессией, где глухота — дополнительная сложность, но не трагедия. И самое главное — он уже может обучаться, целенаправленно нарабатывая новые умения и навыки, которые облегчат ему жизнь.

У ребёнка — всё по-другому. Ребёнок, который оглох должен познавать мир только с помощью зрения, осязания и обоняния. Он не может осваивать простые школьные занятия, ему недосягаемы сказки, непринуждённые беседы с детьми во дворе.

Существуют различные способы, помогающие людям обрести слух. Это слуховой аппарат и кохлеарная имплантация (в ухо внедряется устройство, стимулирующее слуховой нерв), но даже если кохлеарный имплантат установлен, человек может остаться глухим: ему необходимо обучиться слышать. Ведь сначала мозг воспринимает окружающий шум как сплошной поток, не различая ни звуков речи, ни весенней капели, ни шума автомобиля [1].

В процессе адаптации в окружающем мире людям с нарушением слуха помогает искусство, которое позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

Коррекционные возможности искусства для ребенка с ограниченными возможностями связаны с тем, что оно является источником позитивных эмоций ребенка, рождает новые творческие цели и способы их достижения в разных видах искусства. Реализация социально-педагогических функций искусства заключается в повышении эстетических потребностей детей с различными проблемами, активизации потенциальных возможностей детей в практической деятельности и творчестве.

Социально-педагогическое направление с детьми с ограниченными возможностями посредством искусства осуществляется двумя путями:

- путем воспитания способности воспринимать действительность, как в жизни, так и через произведения искусства;

- путем деятельности, связанной с искусством [2].

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Бпепсе

Искусство является важным фактором художественного развития, оказывая большое психическое воздействие, влияет на эмоциональную сферу детей, при этом выполняя регулятивную, катарсистическую, коммуникативную функции. Когда ребенок с проблемами участвует в творческой деятельности со сверстниками и взрослыми, он расширяет свой социальный опыт, учится взаимодействию и взаимопониманию в совместной деятельности. Формирование внутреннего мира ребенка с проблемами происходит в коллективе, когда он проявляет свои индивидуальные особенности, это способствует утверждению чувства социальной значимости.

Все виды искусства влияют на адекватность поведения ребенка с проблемами, способствуют коррекции эмоциональных проявлений в коллективе, семье, помогают регулировать их. Психокоррекционный эффект воздействия искусства выражается в общении с искусством, которое помогает ему «очиститься» от всех отрицательных проявлений, негативных переживаний, и вступить на новый путь взаимодействия с окружающим миром.

О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно давно. Древнегреческие философы под понятием «катарсис» подразумевали психологическое очищение, которое человек испытывает после общения с искусством [2].

Театр оказывает серьезное влияние на образование. Театр преобразует и вовлекает детей, а не просто масштабно функционирующая организация. Театр помогает накопить фермент счастья, мастерства, радости. Иначе говоря, учит простой формуле: делай усилие и чувствуй отклик этого мира. В детях театр воспитывает особую гибкость. Тем более, когда речь идет о детях с нарушением слуха.

К отсутствию слуха прибавляется изолированность жизни, ведь это еще и языковой барьер. Проблема интеграции, социализации для этих детей особенно актуальна. Театр и искусство может успешно решать задачу включения в реальную жизнь этих детей, как никакая другая система, подпитанная любыми методологиями и технологиями. Тем более дети очень восприимчивы к тем импульсам, которые дают им театр, игра. Они выражают благодарность, когда им помогают высказаться и подсказывают форму и инструменты для этого. Театр движения — это невербальный язык. В нем множество перспектив, глубин и возможностей, притом, что у каждого ребенка, у каждого актера, свой «голос», свое ощущение стиля, свои возможности.

Занятия в театре для детей — буквально выработка и поиск каждым ребенком индивидуального «голоса» в движении. Это происходит через выстраивание своей композиции, через самостоятельное творчество, через импровизацию. Когда дети импровизируют — налицо проявление личностных качеств. Сразу чувствуется ирония, понимание того, что у каждого из них есть свое мнение. Интернат для детей с нарушением слуха — это искусственно созданная резервация. Дети почти каждый день без родителей под присмотром воспитателей и педагогов [4].

Дети, которые прекрасно видят, но не слышат, цепляют глазом любую деталь окружающего их мира. И важно создать для них пространство, которое будет настраивать определенным образом, но недостаточно выстроить информационно-ритмические композиции, перекрасить стены, каким-то особым образом расставить позитивные акценты. Очень важно включить в это дело детей — у них должна быть реальная практика.

Чтобы влюбить детей в творчество необходимо насыщать пространство образами. В тоже время нужен и профессиональный подход: понимание пространства и времени — как в таких условиях как использовать инструменты, сконцентрировать усилия, чтобы достигнуть результата. Очень важно включить ребенка в такую игру, а не обеспечивать бесконечный процесс обучения, необходимо создать условия, где он сам будет себя обучать и накапливать через практику нужные ресурсы. Важна так же уверенность, но это очень сложная задача, требующая видения всех компонентов, усилий и возможностей.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.Бпепсе

Директор, художественный руководитель, режиссёр театра «Пиано» при Нижегородской школе-интернате для глухих детей Владимир Николаевич Чикишев говорит о том, что они стараются строить свою работу так, чтобы дети не чувствовали себя людьми с ограниченными возможностями. В их театре главное, чтобы дети любили играть, а обучить самостоятельной игре можно любого ребёнка, у которого горят глаза.

Дети здесь играют в обществе слышащих, в числе которых и дети, и взрослые — совсем не видно, что создаются специальные условия адаптации в обществе детей с нарушением слуха.

Дети приходят к ним после уроков, и они стараются дополнить то, чего не хватило там. Работая вместе с педагогами, они наблюдают, что опыт, полученный в ходе театральных постановок, переносится на учебный процесс. Отношение к школе и театру, несомненно, разное, но не стоит переживать ведь у детей гибкая психика — им помогает ощущение радости. Помогает преобразовать ситуацию так, что взрослый может и не понять этого. Дети становятся режиссёрами ситуации [3].

Весь механизм школы необходимо выстроить в какую-то особую гармоничную мелодию. Можно все дать попробовать в первой половине дня, а уже во второй дифференцировать — кто к чему больше тяготеет.

Для концентрации внимания детей необходим творческий подход, потому что глаза могут потухнуть. Важны предельно доброжелательный, позитивный фон и игровое самочувствие.

Для взаимопонимания с детьми надо разговаривать спокойными жестами и с улыбкой. Именно при таких условиях возникают контакт и понимание.

Взаимодействие всех видов искусства помогает наиболее глубоко изучить конкретные произведения, почувствовать их содержание, сюжеты, красоту и пластику человеческого тела, обогатить детей с нарушением слуха практическим навыкам во всех видах творчества и жизнедеятельности.

Литература

1. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети / Р.М. Боскис; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. — М. : Советский спорт, 2006. — 303 с.

2. Боскис Р. М., Влодавец В. А., Выгодская Г. Л. и др.; под ред. И.М. Соловьева. Психология глухих детей / [и др.] ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. — [2-е изд., стер.]. — М. : Советский спорт, 2006. — 500 с.

3. Под ред. Волкова К. А. Развитие глухих учащихся в условиях внеклассной и внешкольной работы : сб. науч. тр.. — М., 2008. — 99 с.

4. Речицкая Е. Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы: учеб.-метод. пособие. — М., 2004. — 114 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.